ПЕРСОНИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ
Автор: Надежда БУЛАНКИНА | Рубрика: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Пятница 1 ноября 2024В статье дается обоснование необходимости обновления информационно-образовательной политики непрерывного образования современного наставника учителей, руководителя ММО учителей иностранных языков.
Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ,
всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ,
Место работы: НИПКиПРО
Должность: заведующий кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО
Исходный методологический посыл состоит в обновленном видении среды взаимодействия непосредственных участников, которые опираются на системную научно-методическую поддержку и сопровождение при разработке авторских платформ ММО учителей ИЯ с использованием фундаментальных научно-методических пособий и учебно-методической литературы лингвистического направления, создаваемые издательством ПРОСВЕЩЕНИЕ.
Постановка проблемы. Не последнее место при решении задач интеграции авторских разработок алгоритмического типа в поликультурное многонациональное региональное пространство, которое исследуется современными исследователями, педагогами-учеными, методистами и педагогами-практиками в нескольких аспектах, в том числе и организационно-педагогическом, занимает содержание и технология проведения стратегических и тактических сессий научно-методического сопровождения в течение года. Повышенное внимание к искомой проблеме определяет цель данной работы в ракурсе разработки модели информационно-образовательного пространства по дисциплине «Иностранный язык для профессиональных целей», позволяющего расширить границы формирования профессионального дискурса руководителей ММО учителей иностранных языков.
В процессе освоения достижений научно-технического прогресса и накопленного педагогического опыта преподавания иностранных языков в школе и вузе повышение качества отечественного образования в рамках данного исследования связываем с пониманием теоретиками и практиками проблемы прогрессирующей неуспеваемости в школьном пространстве различных учебных предметов. Как никогда ранее, искомая проблема стоит особенно остро, поскольку у современных школьников нередко имеет место быть неправильно сформировавшееся отношение к учению. В практической работе учителей важной задачей становится определение причин неуспеваемости и ее коррекция: выяснение черт личности ученика и обстоятельств его жизни. К причинам могут быть отнесены: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами.
На повышение эффективности образовательной деятельности в целом направлены Закон «Об образовании Российской Федерации», национальный проект «Образование», в которых задача использования эффективного человеческого капитала в современных условиях обозначена в качестве приоритетной ценности. При этом предложены формы поддержки, предусматривают системное продуктивное взаимодействие «учитель-ученик», определяя качество образования. Причем качество образования определяется профессионализмом педагога, его методологической готовностью к решению поставленных обществом задач во имя личности обучающихся, мастерством и интересом педагога к постоянному саморазвитию и самообразованию в области преодоления неуспешности каждого школьника. Проблема заключается не только в этом, но и в недостаточном общем развитии самого школьника. Проблема усугубляется и тем, что в современных школах обучение языку происходит в больших группах, что также оказывает негативное влияние на уровень владения иностранным языком. Неуспеваемость – проблема и социальная, и педагогическая. Вот почему предупреждение неуспеваемости – практическая задача каждого педагога [5;8;13;14]. В свете изложенного выше цель данной статьи авторам видится в поиске путей и определении средств нейтрализации причин неуспеваемости в процессе решения главной проблемы иноязычного образования.
Методы и материалы исследования. Основными направлениями и видами деятельности по преодолению школьной неуспеваемости исследователями предлагаются: выявление возможных причин низкой успеваемости и качества ЗУН учащихся; принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества ЗУН учащихся через внеурочную деятельность, работу с родителями, работу учителя предметника на уроке, воспитательную работу в школе в контексте системно деятельностного подхода как ключевого в рамках аксиологии образования (Гальскова Н.Д., Зимняя И.А., Буланкина Н.Е., Никитенко З.Н., Пассов Е.И., Цетлин В.С. и др.). Проблема неуспеваемости школьников сегодня стоит особенно остро, а потому школы обратились несколько лет назад за поддержкой в региональный институт повышения квалификации работников образования.
Совместно с руководителями ММО учителей иностранных языков НСО кафедрой иноязычного образования был разработан инновационный проект и опубликован 21 августа 2024 года как концептуальный научно-методический сборник в профессиональном журнале «ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ. ПРОСВЕЩЕНИЕ», в котором подробно дано обоснование причин неуспеваемости учащихся при обучении английскому языку и способам их преодоления.
В основе философии создания системы дидактических материалов были положены идеи Яна Амоса Коменского, педагога-гуманиста, который предложил одним из первых теоретическую основу для решения практических вопросов успешности воспитания и обучения детей в аспекте гуманизации образования – обучения и учения, развития и совершенствования познавательной деятельности. Его главной задачей было создание такой педагогики, которая дает гарантию успешного обучения. Коменский, в свое время, утверждал, что все дети способны к обучению. Он видел возможность успешного обучения даже в отношении с неуспевающими детьми, отмечая тот факт, что для этого нужно дать им «пережить успех». В результате проведенного исследования авторы сборника «Безопасное информационное пространство» отмечают тот факт, что в отличие от успевающих учащихся неуспевающие ученики практически не являются объектом исследований. Объяснение состоит в том, что в зависимости от причин отставания в учебе и неуспеваемости практическая работа учителя по ее преодолению может быть самой разнообразной. А потому в своей практической работе следует опираться на следующие концептуальные положения: 1. Необходимость системной работы по изучению причин отставания в учебе. 2. Проведение воспитательной коррекционной работы в качестве составной части учебно-воспитательного процесса, направленного на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личностных качеств. 3 Культивирование доверия и веры в собственные силы ученика. 4. Формирование путем поощрения успехом в работе, проявляя доброжелательность, внимание, личное расположение и помощь. 5. Опора на следующие правила: Желательно не задавать слабому ученику неожиданные вопросы и не требовать быстрого ответа на него, дать ему время на обдумывание и подготовку, 6. Предлагать ответить на вопросы в письменной форме, не следует заставлять таких учащихся отвечать новый материал, а перенести опрос на следующий урок, дав им возможность закрепить его дома. 7. При этом сложный материал необходимо разбить на отдельные части, давая их по мере усвоения школьниками. Разрабатываем систему приемов поощрения.
Гуманистически ориентированные перечисленные принципы были положены в основание развития и совершенствования методологии авторского исследования актуальных аспектов эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве [2]. Данная методология создавалась и продолжает совершенствоваться с 1995 года по настоящее время в творческом сотрудничестве кафедры иноязычного образования НИПКиПРО и педагогов-практиков Новосибирска и Новосибирской области, а также опирается ценностные ориентиры современной методики преподавания иностранных языков в отечественной школе [3].
А потому вслед за ведущими лингводидактами в области преподавания иностранных языков в России Н.Д. Гальсковой и З.Н. Никитенко, признаем, что роль учителя иностранного языка и значимость предмета «Иностранный язык» в условиях суверенизации отечественной образовательной системы «формулируются смыслы и задачи педагогического образования, утверждается новая цель профессиональной подготовки учителя и обосновывается статус учебного предмета «Иностранный язык» с учетом его идеологической составляющей» [3].
27 августа 2024 года новый сборник был представлен на ежегодной стратегической сессии кафедрой иноязычного образования с авторами научно-методических статей сборника в разных форматах — проектировочный тренинг, педагогическая мастерская, методический практикум, мастер-класс и т.д. В данном сборнике педагоги – практики, руководители ММО учителей иностранных языков Новосибирской области представляют свои инновационные практики. Все тексты педагогических мастерских авторские, оригинальные, а потому читателю предоставляется уникальная возможность заглянуть в творческую исследовательскую лабораторию педагогов-наставников региональных образовательных учреждений.
Список литературы
- Буланкина Н.Е. Культурное самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования. Москва, 2003- 450С.
- Буланкина Н.Е. Особенности персонификации иноязычного образования: современный стратегический дискурс. В сборнике: Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики, сборник по материалам Международной научной конференции. Елец, 2021. С. 5-10.
- Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Учитель иностранного языка в суверенной системе отечественного образования // журнал: Иностр. языки в школе 7, 2024, С. 5-15.