МАСТЕРСТВО И КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Автор: Татьяна ШИРИНА | Рубрика: МАСТЕРСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Понедельник 4 марта 2013В педагогической деятельности общение является функциональным и профессионально значимым. Установление контакта с учащимися — важная задача для учителя. Требуется немало усилий работы над собой.
настроение: высокопрофессиональное
ключевые слова: педагогическая культура, коммуникативные способности, речевая культура, имидж, самоутверждение личности, адекватная самооценка
город: Белгород
«Педагог — человек высокой культуры, ее носитель. К нему
предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения человека к культуре».[О.С. Газман]
1. Педагогическая культура — это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию ребенка, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах.
Понятие «культура педагога» намного уже, чем понятие «педагогическая культура». Культура педагога — комплексное многоуровневое явление, включающее и личностные качества — черты характера, общительность, общую эрудицию, творческий потенциал в целом .
Для того чтобы освоить культуру педагогического общения и быть готовым передать способность к продуктивному общению, учащимся, педагогу важно найти ответы на вопросы, возникающие часто из-за трудностей и, возможно, неудач в педагогическом общении: от чего зависит успех в общении, почему мы не всегда понимаем друг друга, чем объяснить неожиданную реакцию партнера по общению, почему учебный материал, который, казалось бы, предельно четко и понятно объяснил учитель, остается не усвоенным учащимся, как найти путь к взаимопониманию.
Функциональным, профессионально значимым является общение в педагогической деятельности, где оно выступает как инструмент воздействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку.
В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Учитель должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и речевой культурой.
Педагогическое общение это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. Велика и значима роль педагога в таком общении: он организует его и управляет им.
Педагогическое общение способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, обмену ролями, сопереживанию, самоутверждению. Информационная функция обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, формирует обстановку поиска и размышлений.
Содействуя самоутверждению личности, педагог выполняет сложную задачу — способствует созданию школьником своего Я, ощущения своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспективы развития личности, уровня ее притязаний. Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности становиться на точку зрения собеседника, что нормализует отношения в классе. Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие исходя из его представлений.
АНКЕТА
Приятно ли с вами общаться?
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, «да» или «нет» на следующие вопросы.
1. Вы больше любите слушать, чем говорить?
2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
4. Любите ли Вы давать советы?
5. Если тема разговора Вам неинтересна, станете ли Вы показывать это собеседнику?
6. Вы раздражаетесь, когда Вас не слушают?
7. У Вас есть собственное мнение по любому вопросу?
8. Если тема разговора Вам незнакома, станете ли её развивать?
9. Вы любите быть в центре внимания?
10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым Вы обладаете достаточными знаниями?
11. Вы хороший оратор?
Обработка результатов
За каждый ответ «да» на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, начисляйте по 1 баллу и подсчитайте сумму баллов.
От 1 до 3 баллов — трудно сказать: то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли очень общительны. Однако общаться с вами не всегда просто, а порой даже трудно. Следует над этим задуматься.
От 4 до 8 баллов — вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.
От 8 баллов — вы, наверное, одни из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам много играть, как на сцене?
Таким образом, общение с учащимися требует от учителя высокой
культуры — лингвистической, нравственной, психологической, педагогической. Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала.
Имидж — облик, благодаря которому на люди выставляются наиболее сильно действующие личностно-деловые характеристики. [В.М. Шепель].
Имидж — это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем.
- Внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение других;
- Совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. объекту, с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему.
Значение имиджа
— предмет любимый, потому что нравится преподаватель;
— из двух способов «убеждать» и «нравиться» — наиболее эффективен второй.
Ядро имиджа — личностные качества педагога:
— природные;
— профессиональные (например, как мы ведем себя в конфликтных ситуациях).
И если ранжировать значимые качества учителя и тем самым определить, что нужнее для школы: яркая личность или хороший профессионал, — то ответа однозначного мы не найдем.
Личностный имидж — база, профессиональный — надстройка.
На первоначальной стадии контакта с человеком формируется не мнение, а впечатление. Психологи считают, что для формирования впечатления достаточно несколько мгновений: «Он мне нравится», «Она очень мила» и т. д. А устойчивое мнение оформляется в пределах от 30 секунд до 4 минут.
Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль.
Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми — это категория социальная и нравственная.
В общении выделяются две стороны: отношение и взаимодействие. Отношение учителя к классу, ученику может быть устойчиво-положительным, неустойчивым, ситуативно-отрицательным, устойчиво-отрицательным.
Различают несколько стилей педагогического руководства:
- авторитарный стиль;
- демократический стиль;
- либеральный стиль.
Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми — сложный процесс, связанный с формированием творческой индивидуальности в целом. Верно найденный стиль общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности учителя, упрощается процесс общения с аудиторией, общение становится приятным, органичным для самого педагога, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений, повышается эффективность такой важнейшей функции общения, как передача информации.
В общении с учащимися и их родителями, со своими коллегами, администрацией школы в зависимости от условий складывающейся ситуации учитель занимает определенные коммуникативные позиции.
А: позиция — «над». Активным субъектом общения выступает учитель. Он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует ситуацию, реализуя свои цели.
Б: позиция — «наравне». Происходит общение двух равных партнеров, при котором они оба проявляют инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга, вступают в отношения взаимозависимости.
В: позиция — «под». Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению.
Так, позиция А («над») может быть эффективна в общении с учениками младшего школьного возраста, которым необходима опека, управление учебной и внеучебной деятельностью, контроль учителя. Эта же позиция нужна учителю в работе со средними и старшими классами, но в основном в ситуации обучения. Учитель поддерживает дисциплину, дает новые знания, организует выполнение учебной программы.
Его строгость и требовательность, самодисциплина и высокий профессионализм выступают образцом для подростков, во внеурочном общении со школьниками учителю нужно уметь перестраиваться и занимать коммуникативную позицию Б («наравне»), знать интересы и желания учеников, понимать их личные проблемы, идти навстречу их добрым начинаниям.
Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию в зависимости от ситуации.
Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понимать, в какой мере она сформирована как профессионально-личностное качество. Это помогает развить в себе коммуникативные способности, поможет приоткрыть для себя тайны человеческого общения, сделать свою работу с детьми по-настоящему творческой.
[links&resources]
1. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2009. — 448 с.
2. Соловейчик С. Педагогика для всех. М.: ИД Первое сентября. — 496 с.
3. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Книга и технологии превращения детей в хороших учеников. М.: Феникс. — 448 с.