«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИГРОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ: УЧЕНИКИ И ИХ РОЛИ

Пятница 6 января 2012

Творческие проекты не только являются мощным стимулом развития языковых способностей школьников, но и играют большую роль в их нравственном становлении, формировании  личности. Учителя английского языка делятся опытом постановки театрализованных представлений и проведения ролевых игр.

Ирина БЕРЕЗИНА,

учитель английского языка Ровдинской МСОШ
Шенкурского района Архангельской обл.

настроение: новогоднее

ключевые слова: Christmas, рождественские традиции, театрализованный проект, подарки

MERRY CHRISTMAS!

Много лет я работаю по учебникам английского языка В.П. Кузовлева. Работу над творческим проектом я рассматриваю как средство духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Моя цель состоит в том, чтобы школьники поняли, что от взаимоотношений людей, от умения их сотрудничать друг с другом, от умения заботиться об окружающей среде зависит будущее страны и всей планеты.

Можно не только обсудить многие проблемы, которые нашли отражение в учебниках В.П. Кузовлева, но и выйти на их практическое решение, то есть обеспечить учащихся «нравственным упражнением», от слов перейти к делу, от эмоций — к опыту.

Очень важно, что часть проектов, например «Что ты делаешь, чтобы помочь людям?», «Ты друг нашей планеты?» (7 класс), предполагают конечным результатом конкретную деятельность.
С точки зрения психологии, это очень значимо для учащихся-подростков. Работают и индивидуально, и парами, и в группах. Каждый ученик (или группа) объясняет актуальность своего проекта, излагает свою точку зрения по решению проблемы.

Читать полностью »


ICH KANN ENGLISCH ZIEMLICH GUT SPRECHEN

Четверг 5 января 2012

Согласно Википедии, портфолио ученика — это «подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них». Когда мы говорим об изучении иностранных языков, лучше использовать более широкое понятие.
Языковой портфель — это не просто «собрание сочинений» ученика, а средство рефлексии, эффективный педагогический инструмент. В этом портфеле — и собственноручно нарисованный комикс на немецком языке, и текст роли в школьном спектакле, и «языковая биография», и многое другое.

настроение: позитивное

ключевые слова: европейский языковой портфель, рефлексия, мотивация, немецкий как второй иностранный, европейская шкала языковых компетенций

Елена ГУЦАЛЮК   Елена ХАРЧЕНКО

Языковой портфель — замечательная методика, придающая осознанность, управляемость и целенаправленность процессу обучения. Это технология, фиксирующая причинно-следственные связи между этапами изучения иностранного языка, это способ проведения рефлексии текущей учебной работы, подготовки и обоснования будущей. Принимая непосредственное участие в планировании учебного процесса и оценке результатов собственной деятельности, дети помогают педагогу лучше спланировать процесс обучения.

В настоящее время существует три версии типового языкового портфеля для трёх возрастных групп. На их основе разрабатываются национальные версии, в том числе российская версия европейского языкового портфеля, разработанная специалистами из Московского государственного лингвистического университета.
Мы дополняем европейский языковой портфель собственными разработками для обучения немецкому языку как первому в начальной школе (2–3 классы), а также для обучения немецкому как второму языку на базе английского в средней школе (6–9 классы).
Считаем, что первым шагом в освоении языкового портфеля должна быть работа по внедрению языкового паспорта.

Читать полностью »


ИСУД: ШАГ ЗА ШАГОМ

Среда 4 января 2012

В осеннем выпуске нашего журнала была опубликована программная статья «Время индивидуализации», первая из авторского цикла об образовательной технологии ИСУД — учёте индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика. В продолжение публикации — практическое руководство по проектированию индивидуальной образовательной траектории ученика.

настроение: сосредоточенное

ключевые слова: ФГОС, ИСУД, педагогический анализ, УУД, компетентностный подход, психолого-педагогическая диагностика, индивидуальность, обучаемость, метапредметные умения, мотивационно-потребностная сфера, психофизиологические особенности, типы запоминания

город: Москва

ПЕДАГОГИКА И НАЧАЛО АНАЛИЗА

В московских школах, участвующих в работе экспериментальной площадки «Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества реализации требований ФГОС», был проведён анализ наиболее часто встречающихся затруднений учителя. Первое место в рейтинге профессиональных проблем поделили две сложности:

  • 79% учителей не могут определить степени нагрузки и способы поддержки при целенаправленной педагогической помощи ученикам, испытывающим затруднения в освоении школьного предмета;
  • 78% учителей испытывают затруднения при попытках оказать индивидуальную помощь в планировании деятельности учащегося в области самообразования и самовоспитания.

Анализ результатов исследования выявляет общую причину обоих затруднений — недостаточный уровень подготовленности учителей как в области современных знаний по теории познавательных процессов, так и в практическом владении приёмами определения различных характеристик познавательной сферы у конкретного ребёнка. О каком же индивидуальном подходе в обучении, прописанном в требованиях ФГОС, можно говорить, если больше трёх четвертей учителей сами определяют собственный уровень знаний и навыков в этих областях как критический или недостаточный…

Читать полностью »


РОДНОЕ СЕЛО КАК ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

Вторник 3 января 2012

Проектная деятельность в школе — это комплексная образовательная технология, в которой можно найти черты и деловой игры, и соревнования, и развлечения. Опытом создания туристического буклета о шеститысячном самарском селе Утёвка делится Ирина САРАЕВА.

настроение: деятельное

ключевые слова: метод проектов, информационный краткосрочный проект, технология проектной деятельности, рекламный буклет, мотивация

город: село Утёвка, Самарская обл.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием ученика, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.[1]

Задача нахождения и выбора проблемы непроста, особенно если речь идёт о предметной области «иностранные языки»: искать проблему нужно в жизни, в окружающей нас действительности. В этом плане очень ценным представляется страноведческий, краеведческий материал. Сведения и факты о родном городе, посёлке изначально представляют собой реальную жизнь, нужно лишь сделать их значимыми для учащихся, чтобы исходные характеристики проекта были ясны, а будущий результат — ощутим.

Читать полностью »


ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ: ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

Понедельник 2 января 2012

Как педагога меня давно волнует вопрос: «Как научить ребёнка учиться самостоятельно, чтобы он сам организовывал своё время, учитывал свои возможности и способности при освоении иностранного языка?» Хочется вооружить учеников таким алгоритмом действий, который способствовал бы не только обогащению «школьного портфеля знаний», но и их личностному развитию.

настроение: творческое

ключевые слова: языковой портфель, мини-сочинение, электронное портфолио, Интернет, творческий анализ, аудиофайлы.

город: Волгоград

Одной из основных задач современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Вектор развития образовательных технологий сегодня — саморазвитие и самосовершенствование ученика через сознательное, активное и осмысленное усвоение нового социального опыта.

Одной из возможностей такого нового опыта может выступать создание учащимся своего языкового портфеля. В УМК «Английский в фокусе», (авторы Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс) языковой портфель (My Language Portfolio) как компонент УМК представлен в виде отдельной тетради и содержит материал, который учащиеся могут использовать во время изучения всего курса. Авторами предлагается комплексная модель языкового портфеля — подборка творческих работ и других свидетельств об успехах ученика в освоении английского языка. По выбору учащихся в языковой портфель могут включаться проекты и другие письменные работы, компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома, видеокассеты с любимыми рассказами, песнями, школьными спектаклями и так далее, сертификаты, отзывы учителей и просто коллекции предметов или картинок. Основная цель создания языкового портфеля — помочь учащимся осознать, насколько успешно у них идёт изучение английского языка и какие аспекты нуждаются в целенаправленном развитии и доработке.

Читать полностью »


ЧЕМ ТРУДНЕЕ, ТЕМ ЛЕГЧЕ

Суббота 31 декабря 2011

В предыдущем выпуске журнала Нина Кирилловна НИКОНОВА рассказывала о первых этапах урока английского языка. Теперь планируем урок и осуществляем анализ его результатов.

настроение: в размышлениях

ключевые слова: lesson planning, procedures, general objective, specific objectives, exercises, skills, materials, classroom interaction, facilitator.

город: Псков

Продолжаем творить урок. Согласитесь: урок иностранного языка значительно отличается от прочих уроков. Это объясняется прежде всего спецификой самого учебного предмета «Иностранный язык», основной целью которого является формирование коммуникативной компетенции. Разберём основные черты и ключевые отличительные характеристики урока иностранного языка.

1. На уроке иностранного языка формируются и развиваются речевые, коммуникативные навыки и компетенции, а на других уроках при традиционном подходе происходит передача предметных знаний.
2. На уроке иностранного языка должна быть одна главная цель. Она обеспечивает логику урока, превращает его в цельное, отлаженное действие. Реализации этой цели отводится основное время урока — до 30 минут. Другие задачи урока подчинены главной цели.
3. Соответствие заданий поставленной цели, что предполагает их потенциальную способность служить эффективным средством решения задач урока для достижения главной цели.
4. Строгая последовательность выполняемых упражнений обеспечивает формирование навыков и умений.
5. Комплексность урока иностранного языка, которая проявляется в организации языкового и речевого материала для представления через различные каналы восприятия и фунцкционирования во всех видах речевой деятельности.
6. Создание на уроке иностранного языка особой атмосферы общения, которая достигается посредством речевого контакта учителя и учащихся, учащихся между собой; создание непринуждённой обстановки. Речь учителя при этом должна быть образцовой, доступной для понимания.
7. Индивидуализация процесса обучения — когда учитель знает, кому, когда и зачем он нужен, чтобы обеспечить условия для достижения учебного успеха каждому ученику, и имеет достаточное ресурсное обеспечение, чтобы это сделать.[1]
8. Контроль освоенного материала на уроке иностранного языка, рефлексия результатов урока, в том числе применённых способов деятельности, оценка проведённого урока и постановка целей на будущее.

Читать полностью »


ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКА

Пятница 30 декабря 2011

В образовательном стандарте второго поколения на первый план выдвигаются задачи развития и воспитания личности в процессе познания. Базовый документ ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, содержит конкретные направления развития учащихся: в личностном плане (нравственные качества), в плане познания (общекультурная идентичность), в учебном плане (универсальные способы действия).
Как образовательный потенциал при изучении иностранных языков реализован в линии УМК «Английский язык 2–11», рассказывает Владимир КУЗОВЛЕВ.

настроение: творческое

ключевые слова: ФГОС, социокультурный аспект, познавательная цель, Peter Pan, развивающий аспект, воспитательный аспект, общеучебные умения

город: Липецк

Урок иностранного языка, пожалуй, как никакой другой, обладает поистине огромным образовательным потенциалом. Образовательным, не только учебным. Образование органично включает в себя и познание, и развитие, и воспитание. Целью обучения является формирование знаний, навыков
и умений; они же являются и содержанием обучения. У образования же
и цель, и содержание иные: цель — формирование человека, а содержание — культура. Только усвоение культуры в широком смысле слова делает человека Человеком.

И наш предмет обладает как раз таким потенциалом, который может в значительной мере способствовать формированию человека как гражданина и личности.
В основу учебников линии УМК «Английский язык» для 2–11 классов общеобразовательных учреждений положена концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур». Эта концепция полностью соответствует требованиям нового образовательного стандарта.

В учебниках нашего УМК эти требования реализованы через четыре глобальных аспекта иноязычного образования — познавательный (социокультурный), развивающий, воспитательный и учебный. Хочется на отдельном примере наглядно и, скажем так, инструментально определить задачи урока, показать учителю, как эти аспекты выражаются в рамках конкретного урока.

Читать полностью »


С НОВЫМ 2012 ГОДОМ!

Четверг 29 декабря 2011


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ

Четверг 29 декабря 2011

Центр гуманитарного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования второй год апробирует новую форму обмена опытом — «Открытые круглые столы». Достижения организаторов форума, материалы участников этого петербургского профессионального сообщества — на страницах нашего журнала.

Ориентиры профессионального роста

Светлана БЕЛОУСОВА,
методист высшей категории
Центра гуманитарного образования
Санкт-Петербургской академии
постдипломного педагогического образования,
Почетный работник общего образования РФ

настроение: приветственное

ключевые слова: Санкт-Петербург, круглый стол, рефлексивные умения, общение учителей, профессиональный рост

Традиционные формы повышения квалификации, такие, как курсы различной продолжительности, тематические лекции, семинары, мастер-классы, безусловно, способствуют совершенствованию профессиональных умений учителя.

Но сегодня как никогда возрастает значение рефлексивных умений в педагогической деятельности. Для каждого учителя крайне важно уметь представить свой опыт, свои профессиональные достижения, находки и разработки коллегам, убедиться в верной направленности собственного развития, важно услышать одобрение, сомнения или конструктивную критику коллег.

В Санкт-Петербурге 18 районов, более 750 общеобразовательных учреждений (не считая профессиональных лицеев и колледжей), в которых изучается 22 иностранных языка и работает около 5000 учителей иностранных языков.

«Открытые круглые столы» проводятся два раза в год — в январе и в июне. Подготовка к ним начинается за 2-3 месяца: учителям, которые считают, что их опыт может быть интересен для профессионального сообщества, предлагается зарегистрироваться на сайте www.spbappo.ru, анонсировать тему и оставить контактную информацию. Затем методисты СПб АППО проводят консультации с учителями, желающими поделиться опытом. Организационную и информационную поддержку нашего проекта осуществляет ООО «Книжный Дом», который является не только дистрибьютором британских учебников и пособий, но и образовательным ресурсным центром и центром международных кембриджских экзаменов.

Читать полностью »


СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ: НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Среда 28 декабря 2011

Сегодня система дополнительного профессионального педагогического образования является стратегическим ресурсом развития системы общего образования России. В условиях введения новых образовательных стандартов меняются требования к организации, формам и содержанию системы повышения квалификации и профессиональной подготовки учителя. Статья адресована прежде всего руководителям школ, центрам образования и методическим службам, непосредственно организующим дополнительное обучение педагогов.

настроение: системное

ключевые слова: ФГОС, повышение квалификации, ДППО, подготовка кадров, содержание образования, деятельностный подход, педагогические риски, профессиональная компетентность, «Наша новая школа»

город: Москва

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения устанавливают не только требования к качеству подготовки учащегося, но и требования к кадровым условиям реализации образовательной программы, которые включают:

  • укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;
  • высокий уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;
  • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

В этой связи одной из ключевых задач системы повышения квалификации становится обеспечение подготовки различных категорий работников образования к работе по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

Читать полностью »