РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕСУРСЫ И ГЛОССАРИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ОД СПО «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Автор: Марина ШИРИНЯН | Рубрика: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, СПО. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» Вторник 25 июня 2024С сентября по декабрь 2023 г. студенты 4 курса образовательной программы бакалавриата «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», направления подготовки 45.03.02 Лингвистика, Школы иностранных языков ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» проходили проектную практику в Центре лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение», которая получила название «Профессионально-ориентированный проект». Цель практики заключалась в развитии прикладных умений специализации и создании проектного продукта по запросу внешних и внутренних заказчиков. Данная программа проходила под руководством канд.филол.наук, доцента, доцента ШИЯ НИУ ВШЭ Боголеповой С.В.
Автор: Ширинян Марина Витальевна,
старший преподаватель Института лингвистики и межкультурной коммуникации Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (г. Москва), педагогический дизайнер Центра лингвистического образования
АО «Издательство «Просвещение»
(г. Москва), заместитель главного редактора электронного журнала «Просвещение. Иностранные языки», лауреат конкурса «От традиций —
к инновациям!»
По заданию АО «Издательство «Просвещение», студентами были подготовлены методические рекомендации и ресурсы, необходимые для выполнения индивидуальных проектов обучающимися среднего профессионального образования (далее — СПО) следующих профилей: технологического, естественнонаучного, социально-экономического и гуманитарного.
Представляем вашему вниманию сборник «Рекомендации, ресурсы и глоссарии для выполнения индивидуальных проектов по общеобразовательной дисциплине СПО «Английский язык».
Предлагаемые материалы разработаны в целях совершенствования проектного обучения в образовательных организациях, реализующих программы СПО. Настоящие обучающие материалы подготовлены на основе методических рекомендаций по организации проектного обучения в образовательных организациях СПО, рекомендованных ФГБОУ ДПО ИРПО [7].
В сборнике для каждого профиля и каждой темы проекта приводится следующая информация:
- цели исследования;
- список слов и выражений;
- электронные ресурсы;
- кейсовые задания.
Необходимо отметить, что студенты, изучающие английский язык, часто сталкиваются с вызовом развития не только лингвистических навыков, но и профессиональной компетенции. Кейсовые задания представляют собой отличный инструмент для достижения этих целей. Подобные задания позволяют студентам применить свои знания на практике, развивая критическое мышление и умение работать в команде. Case-studies – это не только эффективный способ развития профессиональных навыков, но и увлекательное погружение в реальные ситуации, требующие принятия взвешенных решений. Такие задания можете использовать для самостоятельной работы или в групповом формате, чтобы максимально раскрыть свой потенциал и улучшить знания и навыки.
В современном обществе владение иностранными языками имеет огромное значение как для достижения качественного образования, так и является одним из главных требований к специалистам в различных областях деятельности. Успешное овладение иностранным языком в рамках общеобразовательного цикла в СПО играет важную роль в формировании профессиональных навыков будущих выпускников, создавая прочную основу для их успешной карьеры [8].
Преподавание иностранного языка в учебных организациях СПО – это всегда сложная задача и для педагогов, и для обучающихся. Преподаватели сталкиваются с проблемой выбора подходящего учебно-методического комплекта (далее – УМК), который отвечал бы образовательной программе и позволял достигать высоких результатов в овладении языком студентами с разным уровнем подготовки.
УМК «Английский язык. Базовый уровень. Учебник для СПО» АО «Издательство «Просвещение» [1] разработан специально для студентов I курсов СПО, продолжающих изучение английского языка на базовом уровне. УМК соответствует всем нормативным документам, включая ФГОС СПО, Примерным рабочим программам для профессиональных образовательных организаций [13] и методическим рекомендациям [8].
К основным компонентам УМК относятся [5]:
- Учебник
- Тетрадь-тренажер [2].
- Аудиоприложение
- Методическое пособие для СПО [4].
- Электронная форма учебного пособия
Рабочая программа ОД «Иностранный язык» в системе СПО – один из ключевых документов образовательной программы. Эта программа в том числе входит в состав примерных методических продуктов, предложенных к внедрению, в котором через конкретизацию планируемых результатов обучения обеспечивается выполнение требований ФГОС СОО и ФГОС СПО [14].
Существует три варианта реализации программы на базовом уровне, отличающиеся объёмом учебной нагрузки: 72, 108 и 144 часа [7].
Вариативная часть учебника содержит разделы (“Russia is my home”, “Across the globe”, “Subject matters” и “Advanced reading”), связанные по содержанию с темами каждого модуля. Преподаватель может включать эту часть в учебный процесс, если считает это необходимым и в зависимости от выбранной учебной программы. С вышеуказанной целью были разработаны рекомендации, ресурсы и глоссарий для выполнения индивидуальных проектов.
Сборник «Рекомендации, ресурсы и глоссарии для выполнения индивидуальных проектов по общеобразовательной дисциплине СПО «Английский язык» дополняет раздел «Всероссийский проект “My future is in Russia”» [3], размещённый на сайте электронного методического журнала «Просвещение. Иностранные языки». Представленные в разделе обучающие материалы позволят преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки обучающихся в различных областях деятельности, а также помогут реализовать их познавательную и творческую активность.
На YouTube канале ГК «Просвещение» размещены авторские видео рекомендации по работе с линией УМК «Английский язык. Базовый уровень. Учебник для СПО».
Изучение иностранного языка в рамках СПО может быть практико-ориентированным, позволяя студентам погрузиться в терминологию и специфику своей будущей профессии на английском языке. Это облегчает адаптацию к рабочей среде и повышает профессиональную готовность. Поэтому не откладывайте изучение языка — каждый шаг в этом направлении приближает к успеху и новым горизонтам!
Источники:
- Английский язык: базовый уровень: учебник для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования / Е. Ю. Смирнова, Ю. А. Смирнов. – Москва: Просвещение, 2023. – 254 с.: илл. – (Учебник СПО).
- Английский язык: базовый уровень: тетрадь-тренажёр: учебное пособие, разработанное в комплекте с учебником для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования / Е. Ю. Смирнова, Ю. А. Смирнов. – Москва: Просвещение, 2023. – 128 с. : илл. – (Учебник СПО).
- Журнал «Просвещение. Иностранные языки», раздел «Всероссийский проект “My future is in Russia”. – [Электронный ресурс] URL: https://iyazyki.prosv.ru/my-future-is-in-russia/
- Журнал «Просвещение. Иностранные языки» – [Электронный ресурс] –– Москва: 2024. Текст: электронный. – URL: https://iyazyki.prosv.ru/2024/03/methodological-manual-for-educational-training-in-english/
- Журнал «Просвещение. Иностранные языки» – [Электронный ресурс] –– Москва: 2024. Текст: электронный. – URL: https://iyazyki.prosv.ru/2024/01/english-educational-ecosystem-basic-level/
- Методические рекомендации по организации проектного обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования – [Электронный ресурс] URL: https://firpo.ru/activities/materials/
- Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык». – [Электронный ресурс] URL: https://firpo.ru/activities/projects/razrabotka-i-vnedreniye-metodik-prepodavaniya/
- Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.). – [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400564052/?ysclid=lub8csy33f998513168
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован 21.09.2022 № 70167). – [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209220002
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного среднего общего образования» (в ред. Приказа Минпросвещения от 12.08.2022 № 732-ФЗ). – [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70188902/?ysclid=lub84rzlhd397520404
- Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования». – [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897653/?ysclid=lub85o7ls4761097040
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 № 119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключённых учебников» (зарегистрирован 22.03.2024 № 77603). – [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202403220023?ysclid=lub7zqlsrz579958866
- Примерные рабочие программы ОД «Иностранный язык» для профессиональных образовательных организаций (варианты 1–3). – [Электронный ресурс] URL: https://spo-lab.ru/soospo/4?ysclid=luc6ypn7hd825612451
- Программа внедрения Методической системы преподавания (методики преподавания, примерной рабочей программы, примерного учебно-методического комплекса, методических рекомендаций по организации обучения) общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык». – [Электронный ресурс] URL: https://firpo.ru/netcat_files/353/665/h_80a71805a1d66ca33efd186ec9b3a4b5
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). – [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/