«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

УЧЕНИК — ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ
НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Пятница 12 июля 2013

Одним из принципов современной концепции обучения ИЯ является личностно ориентированный подход к ученику, создание ситуации, когда ученик и учитель – равноправные партнеры. Многие учителя ведут урок авторитарно, считая, что только учитель может все знать, контролировать, оценивать, поощрять или не одобрять. Однако опыт работы в современной школе заставляет ломать стереотипы. Учитель должен сознавать: ученик — равноправный партнер на всех этапах урока: при введении нового материала, закреплении, контроле.

настроение: изобретательное

ключевые слова: ученик-помощник,
повышение мотивации, самооценка, авторитет в классе, максимальный учёт индивидуальных особенностей

город: Казань

Один из интересных для учащихся и эффективных приёмов — дать ученику возможность выступать в роли учителя на разных этапах урока. При этом мы добиваемся следующего:

  • ученик чувствует большую ответственность – возрастает его мотивация познания нового;
  • ученик более нацелен на усвоение нового материала;
  • ученик лучше понимает смысл своего личного участия в уроке.

Это основы того, чтобы ученик научился учиться самостоятельно.

Привлекая ученика в качестве помощника на уроке, мы даем ему возможность самоутвердиться, проявить себя с лучшей стороны, показать те свои способности и умения, которые не видят другие. У каждого ученика, побывавшего в роли помощника учителя на уроке, повышается самооценка и авторитет в классе.

Какие роли отводятся ученикам как помощникам учителя на уроке?

1. ученик-контролёр;

Например, вам нужно опросить весь класс или группу. Это скучно и утомительно для учеников; опрос занимает много времени от урока, часто не хватает одного урока. Такое происходит при опросе по грамматике, устных высказываний, пересказе текста, опросе стихотворения. Предварительно учитель составляет четкий опросник и критерии выставления оценок. По этому критерию и опроснику учитель опрашивает самых сильных учеников перед всей группой. Их ответ является образцом правильного ответа. Вся группа выставляет им оценку по разработанным критериям. Те, кто получил отличную оценку, становятся «контролерами». Они опрашивают по 3-4 человека из группы. Учитель в это время переходит от группы к группе, осуществляя общую координацию и контроль.

Надо отметить, что ученики очень добросовестно опрашивают друг друга, никогда не идут на сговор и подтасовку оценки, оценивают даже строже, чем учитель.

2. ученик-инструктор

После объяснения и первичного закрепления нового материала всегда остается часть учеников, которые не усвоили или не поняли материал. К таким ученикам прикрепляется ученик-инструктор, который со своим подшефным учеником проделывают drilling exercises. Такой вид работы особенно эффективен при изучении грамматики: новые временные формы, косвенная речь и т. д. С другой стороны, ничто так не помогает понять и лучше осознать новый материал, как попытка донести его до другого ученика. Объясняя другому, начинаешь понимать лучше сам.

3. ученик-учётчик

Обычно учётчик занимается подсчетом количества высказанных предложений при монологических высказываниях в подготовленной и в спонтанной речи. На роль учетчиков хорошо выдвигать учеников со слабой концентрацией внимания. Такой вид работы заставляет учеников концентрировать свое внимание, учит их вычленять предложения в связной речи, способствует развитию умений аудирования.

4. ученик-таймер

Этот ученик-помощник контролирует количество времени, отведённое другому ученику на высказывание. На эту роль учитель выдвигает более слабых учеников. Такое задание дает возможность этой категории учеников на определённом этапе почувствовать свою сопричастность к речевой деятельности, концентрирует их внимание, заставляет их посильно участвовать в процессе обучения.

5. ученик-художник

Обычно эта роль отводится ученикам, имеющим способности к рисованию. Это задание может быть как домашним, так и классным. Это могут быть таблицы, графики, рисунки, помогающие при объяснении и закреплении нового материала.

6. ученики — жюри

При защите проектов или других творческих групповых заданий недостаточно оценки только одного учителя. Коллективный труд должен быть оценен коллективно. Каждая группа выдвигает одного представителя в жюри. Коллективно вырабатываются критерии объективной оценки проекта, по которым выявляется победитель и распределяются места в рейтинге успешности или учебном состязании.

7. ученики — создатели идей

В этой роли обычно выступают сильные ученики. Они получают заранее задание, например, написать рассказ с использованием ключевых слов, подготовить сообщение по теме и т.д. — очень хороший вид работы с сильными учениками. Он заставляет их, в соответствии с их возможностями, идти вперед в изучении иностранного языка, работать над собой, развивает их творческие способности, повышает интерес предмету и изучаемому языку в целом.

В составе каждого класса есть ученики с разными способностями, разным уровнем зрелости и знаний, разным темпом работы, что часто является проблемой при обучении. Сильным ученикам становится скучно на уроке, пока слабые пытаются хоть как-то продвигаться вперед. Не секрет, что учитель при этом чаще всего равняется на среднего ученика. Одним их требований новых образовательных стандартов является максимальный учёт индивидуальных особенностей каждого ученика при организации образовательного процесса. Мы раскрыли один из возможных аспектов этой непростой, но необходимой работы учителя на уроке.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.