«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГА: МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Среда 21 Июнь 2017

210617 В статье автор продолжает размышлять на тему развивающего обучения в рамках проблемы культурного самоопределения личности на примере работы учителей-практиков, а также результатов собственной профессиональной деятельности в качестве тьютора в системе дополнительного профессионального образования педагога. Школа в широком понимании этого слова — пожалуй, одно из самых культурных мест в обществе. Именно здесь его участники призваны по-новому думать, решать те или иные насущные задачи, действовать, развиваться, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям проживания в стремительно развивающихся ситуациях, которые и должны становиться смыслом системы развивающих заданий в современных учебных пособиях по иностранным языкам во имя культурного самоопределения личности. И в этом не последнюю, а, может быть, самую важную роль играют УМК нового поколения, которые также должны одновременно совершенствоваться и поддерживать учителя-практика в его деятельности по формированию интеллектуально и эмоционально подготовленного ученика, а также мотивировать самого педагога к культурному самоопределению как процессу языкового самовыражения и самореализации.


настроение: развивающее, системно-деятельностное, весенне-летнее

ключевые слова: профессиональный рост педагога, тьюторское движение, речевые клише и табу, гуманистическая философия, культурное самоопределение личности педагога, мотивационная готовность, учебные пособия нового формата

город: г. Новосибирск

Предлагаемая статья стала результатом осмысления опыта работы (в частности, осмысления результатов выполнения системы методических заданий развивающего типа) с учителями-практиками из разных городов России в рамках курсов повышения квалификации, которыми я руководила в течение месяца (апрель — май, 2017 год) в качестве тьютора. Для меня, как автора модульной дополнительной профессиональной программы «Развивающее обучение на уроках английского языка в свете ФГОС» (реализация ее началась фактически с 2000 года) [1], позиция тьютора уже давно стала приоритетной [7]. Тьюторская позиция выгодно отличается от поучающей позиции «ментора/лектора», позволяя не только мотивировать учителя к самосовершенствованию более продуктивно, но и создавать коммуникативное пространство со-творцов культурной среды общения единомышленников по «развивающему обучению». Две цели выполняются одновременно : а) Я развиваюсь! Он/она/они развиваются!; б) Технология — культурная/межкультурная коммуникация участников культурного самоопределения как непрерывного процесса языковой самоактуализации /самовыражения/самореализации личности в полиязыковом информационно-образовательном пространстве [1].

Убеждена, что современный учитель чаще всего сам себе и консультант, и режиссер, и человек, который давно уже определился в выборе своего профессионального языка с позиций культурного самоопределения как совокупности трех составляющих личности: языковое /национальное самосознание, осознанный профессиональный выбор и социальный статус в процессе культурной коммуникации. Тьюторское/уважительное (к заслугам учителя) отношение к учителю способствует самоуважению и формированию ответственности как привилегии с обеих сторон — и самого учителя, и преподавателя-тьютора в системе повышения квалификации/переподготовки [7].

В свою очередь, тьюторская/культурная практика гуманитарного типа позволяет создавать условия для переноса данной позиции учителем в школьную практику, на урок современного типа, о чем свидетельствуют творческие тексты учителей из всех уголков России в интернет-журналах «Иностранные языки» (Просвещение, Москва), «Английский язык в школе» (Титул, Обнинск), «Сибирский учитель» (Новосибирск) [2;3;4;5]. Еще раз хочется привлечь внимание уважаемого читателя к статьям своих коллег. Поражаешься разнообразию подходов к построению развивающих уроков, о которых только можно было мечтать, так как в мою бытность учителя английского языка не было такого разнообразия учебных пособий современного типа, приходилось «под копирку» тиражировать для учащихся развивающие задания и создавать сценарии развивающих уроков.

В качестве примера приведу несколько выдержек об отечественных учебных пособиях нового поколения из последних работ (тексты аутентичные) участников искомой модульной программы.

Текст 1. «В своей работе я использую УМК «English» Кузовлева В.П. и др. В его основу положена «Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования: Развитие индивидуальности в диалоге культур», разработанная профессором Пассовым Е.И. Цель обучения — развитие индивидуальности в диалоге культур. Поэтому данный УМК, несомненно, является развивающим и содержит в себе развивающие задания.

О серьезности подхода к развивающему аспекту говорит тот факт, что в Книгах для учителя ко всем учебникам линии УМК “English 2-11” перед каждым циклом и на каждом уроке ставятся конкретные цели реализации развивающего обучения и даются необходимые рекомендации по их достижению. Приведу пример формулировки целей развивающего аспекта перед Циклом 4 “Are you fond of sport?” в Книге для учителя к УМК “English 8”. «В развивающем аспекте ведется работа над развитием языковых способностей: способности к догадке (по картинкам, контексту, синонимам), к выявлению языковых закономерностей; психических процессов и функций: развитие способности к логическому мышлению, словестно-логической памяти, развитие произвольного внимания; способности к решению речемыслительных задач: выстраивание последовательности, предположение, соотнесение, оценка, объяснение, аргументация; непроизвольно развиваются способности выполнять такие мыслительные операции как анализ, сравнение, абстрагирование, классификация, систематизация, а так же такие качества ума как самостоятельность, критичностью; развиваются способности к творческому мышлению и воображение».

Для достижения целей развивающего аспекта в линии УМК “English 2-11” разработана система средств для развития трех видов мотивации.

Развитию познавательной мотивации способствует стратегия «культура через язык, язык через культуру», в рамках которой используются: упражнения, построенные на фактах культуры народов англоязычных стран и родной культуры учащихся; специально отобранные тексты, содержащие познавательную страноведческую информацию; экспозиции к упражнениям, мотивирующие учащихся к выполнению заданий; лингвострановедческий справочник и др.

Для создания ситуативно-коммуникативной мотивации используется такие средства как цикличная организация материала учебника и коммуникативные упражнения, вовлекающие учащихся в решение разнообразных познавательных, коммуникативных, морально-этических и др. задач (Rules around us (5 кл. Цикл 2), Do you have an example to follow? (7 кл. Цикл 7), Is your country a land of traditions? (8 кл. Цикл 2) и др.). Развитию мотивации успеха способствуют дозированная подача языкового материала и многократная повторяемость усваиваемого материала как внутри цикла уроков, так и в течение всего года (повторительные циклы в начале и обобщающие циклы в конце учебника); посильность предлагаемых заданий; проведение проектных уроков, которые дают возможность учащимся продемонстрировать их успехи в овладении иностранным языком.

Формированию личностного смысла овладения ИЯ способствует содержание рубрик: All About Me”, “In Your Culture”, в которых учащиеся учатся рассказывать о себе, о своей семье, своих друзьях, любимых увлечениях, фактах родной культуры и т.д.; уроки и циклы, способствующие профессиональному определению и осознанию роли иностранного языка в выборе будущей профессии (What are you going to be? (6 кл.) School — what’s next? (9 кл.) Why study a foreign language? (9 кл.).

  1. Для развития языковых и речемыслительных способностей, психических функций и процессов в УМК используется:

— комплексный подход к овладению речевым материалом, позволяющий компенсировать недостающие способности, благодаря работе всех анализаторов.

— различные виды опор, (звуковой образ слова, транскрипция, логико-синтаксические схемы, грамматические схемы, функциональные модели диалогов, иллюстративная наглядность и т.д.);

— альтернативные варианты выполнения упражнений

— дополнительные упражнения для учащихся с разными способностями и разным уровнем обученности (в учебнике обозначены значками ! и *).

В поурочных методических рекомендациях в Книгах для учителя указывается, какие способности и психические процессы развиваются в каждом уроке и какие средства при этом используются;

  1. В УМК разработана система средств развития специальных учебных умений (СУУ) и универсальных учебных действий (УУД):

— различные виды памяток (алгоритм, инструкция, совет, показ, стимул в разделе Learning to Learn Notes) для формирования у учащихся рациональных приемов овладения иностранным языком;

— технология использования памяток в Книгах для учителя;

— различные виды развивающих упражнений.

  1. Для развития творческих способностей в каждом цикле уроков каждого года обучения предусмотрена проектная деятельность. На сайте интернет-поддержки расположен блог ученических проектов, куда ученики присылают свои проекты.

Выше приведены лишь некоторые из развивающих заданий. Подавляющее большинство упражнений носят полиаспектный характер. Полиаспектное упражнение строится на специально отобранном факте культуры, не только чему-то обучает, но развивает и воспитывает учащихся (участник программы 02.04. — 20.04.2017).

 

Текст 2. «На мой взгляд, в УМК, который я использую на своих занятиях, предложены развивающие задания. Попробую обосновать свой ответ. Для начала стоит сказать, что в качестве учебного пособия выступает УМК серии «Spotlight» под редакцией Ваулиной Ю.Е. и Эванс В. Остановимся на учебнике для 9 класса. Рассматривая все задания, в целом, можно отметить то, что в учебнике присутствуют все три группы развивающих заданий, а именно:

  1. задания-инструкции

— Look at the optical illusions and answer the questions.

— Say three things you remember from each text.

— Listen and repeat.

— Read the text and fill in the gaps.

— Discuss as in the example.

— Spend five minutes writing a short summary of the text. Read your summary to the class.

  1. задания-реконструкции

— Look at the picture. What do you know about Bollywood? What else would you like to learn about it? Write three questions. Read the text and see if you can answer them.

— Which of the following phrases expresses opinion? Recommend?

— What type of play is The Merchant of Venice? What do you know about it?

— Read the quote. What does it mean? Discuss.

— Have you ever done one of these things? If not, which one would you like to do? Why? Tell the class.

  1. задания-поиски

— Imagine you have just started to do some volunteer work after school. Write an email to your English pen friend persuading him/her to do some volunteer work too.

— Work in pairs. You are a journalist reporting on one of the festivals. Prepare your questions and act out your interview.

— Think of the most popular superstitions in your country. Discuss them with your partner. Report to the class.

— Gather information to write your article.

— Find out about an interesting cultural event in your country. Write a short article about it for the school magazine.

Структура пособия построена таким образом, что в основном следует переход от заданий-инструкций к заданиям-реконструкциям и далее заданиям-поискам. Это особенно видно при подаче грамматического материала, т.е. изначально производится актуализация правила, приводятся примеры использования конструкций, либо в тексте или в отдельных предложениях, где учащиеся учатся различать изучаемое правило и его формы выражения. Далее происходит подстановка конструкции, следом идет упражнение на трансформацию грамматической структуры, ну и, наконец, производится составление своих предложений, либо рассказа и т.д. Таким образом, происходит вовлечение учащихся в процесс обобщения изученного правила и внедрение полученных знаний на практику, когда ученик может использовать изученное правило в своей речи, например, при описании своего личного опыта» (участник программы 05.04.2017 — 02.05.2017).

 

Текст 3. Использую учебник Тер-Минасовой С. Г.: Английский язык: Favourite. 6 класс. Данный учебник учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования УУД и включает множество естественных ситуаций общения, создает мотивацию и интерес к изучению английского языка. Интерес учащихся поддерживается с помощью познавательных текстов для чтения и аудирования, содержащих разнообразную информацию, соответствующую интересам и возрастным особенностям учащихся. В содержание учебника включены ссылки, предполагающие работу с использованием электронных образовательных ресурсов (развитие ИКТ-компетенций): урок 2, homework, урок 20, упр.7b, урок 34, упр.5 и др. » (участник программы 05.04.2017 — 02.05.2017).

 

Текст 4. Например, с пятыми классами мы занимаемся по УМК “Forward” Вербицкой М.В. В учебнике даны тексты развивающие, метапредметного характера. Например, на с. 21 второй части учебника дан текст об известном русском ученом и композиторе А. Бородине. Мы с детьми начали урок с прослушивания кусочка оперы Бородина «Князь Игорь», дети должны были угадать автора, а затем посмотреть в учебнике, правильными ли были их догадки. Прослушивание классической музыки благотворно влияет на нервную систему учащегося, а также развивает его эстетическое чувство. Знакомство с биографиями известных и талантливых людей, таких, как хирург, ученый, педагог и композитор Александр Бородин, способствует не только повышению общей эрудиции учащегося, но и дает ему правильные жизненные ориентиры, подает пример людей, на которых в будущем он может равняться и не падать духом при поражении. Также в тексте используются новые слова и выражения, которые способствуют повышению вокабуляра учащегося» (участник программы 02.05.- 20.05.2017).

 

Текст 5. Согласно принципам развивающего обучения, построены разделы УМК под редакцией Афанасьевой О.В., Михеевой И.В.(Новый курс английского языка для российских школ). Материал учебного комплекта подобран по интересам учащихся, соответствует их возрасту. Задания в данном УМК проверяют не только умения говорения, аудирования, чтения и письма, но и знания о культуре стран изучаемого языка в соотнесении со знаниями учащихся о родной культуре. В учебных пособиях данного УМК также хорошо представлены развивающие задания, которые позволяют воспитывать в характере учащегося положительные качества. На мой взгляд, именно развивающие задания являются связующим звеном между изучением английского языка и ФГОС, а также способствуют совершенствованию учебно-познавательной деятельности (участник программы 02.05.- 20.05.2017).

Итак, современный урок — это урок поиска, сотворчества, погружения в пространство культуры, взаимной ответственности за слово, за дело, за результаты, т. е. урок развивающего типа, о котором всегда высказывались наши выдающиеся ученые-педагоги прошлого и нынешнего века — В. В. Давыдов, Г. И. Щукина, И. Я. Лернер, А. К. Маркова, А. А. Миролюбов, Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина, В. С. Цетлин, И. Л. Бим, Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, Н. Н. Языкова и многие другие, которые для меня как для педагога-практика были всегда примером высокой языковой культуры, культуры познания и самопознания, а также преданности отечественной теории и методике преподавания иностранных языков в школе. Наряду с человеческими качествами эти выдающиеся люди мотивировали к исследованию актуальных проблем образования в рамках профессионально-педагогической деятельности.

Работы этих замечательных ученых в свое время позволили автору статьи сориентироваться в пространстве уникальных идей, касающихся вопросов развития интеллекта, формирования устойчивого познавательного интереса к учению, совершенствования трех сторон учебно-познавательной деятельности (содержательной, процессуальной и мотивационно-потребностной сфер деятельности). Идеи развивающего потенциала образовательного процесса были положены мною в основу разработки системы развивающих заданий и развивающих уроков (1980), принципами которых пользуются в настоящее время участники модульных программ в ходе аналитической деятельности при оценке развивающего потенциала того или иного УМК, а также при его выборе в качестве основной линейки на уроке современного типа [2].

В заключение представляем два разных, но по-своему уникальных (по нашему мнению) по форме и содержанию, концепта, подготовленных в рамках выполнения контрольной работы повышенного типа. Программа включала три авторских текста по вопросам развивающего обучения — принципы разработки развивающих заданий и их использования на уроках развивающего типа, цель которых — культурное самоопределение личности в образовательной среде школы.

Ниже предлагаем учителю-практику проанализировать два текста, написанных учителям-участниками программы (орфография и пунктуация авторов — прим. ред.) и попытаться по аналогии самим отрефлексировать собственный опыт использования предметной линии на уроках иностранного языка в целях повышения мотивации учащихся к учению в целом. В частности, читатель сможет ознакомиться с теми вопросами-заданиями, которые необходимо было выполнить в рамках контрольной работы повышенного типа в нашей модульной программе. Наряду с этим в программе были выставлены тексты лекций, включая одну видеолекцию на английском языке, посвященную дидактическим основам культурного самоопределения личности. Надеемся, что плодотворное сотрудничество с учителями России продолжится и в будущем. А потому ждем ваших собственных текстов, позволяющих выработать объективные критерии оценки развивающего потенциала того или иного отечественного УМК нового поколения.

Концепт 1.

Задание 1. Какое обучение можно считать развивающим?

«Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Согласно теории Л. С. Выготского, «…хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее, они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу… Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой». Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется дважды — а) как деятельность коллективная, социальная, и в) как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка. «Обучение не есть развитие. Но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека». В обучении есть сфера (уровень) актуального развития (то, что ребенок может сделать самостоятельно + уже сформировавшиеся качества) и зона ближайшего развития (то, что ребенок самостоятельно не может сделать, но может с помощью учителя). Развивающее обучение создает зону ближайшего развития. Данной проблеме уделялось и уделяется в наше время большое внимание в работах таких ведущих ученых, как П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина и др.

Опираясь на мнение Буланкиной Н. Е., «развивающим можно назвать такое обучение, которое одновременно воспитывает учащихся и максимально способствует совершенствованию их учебно-познавательной деятельности. При этом формирование творческих начал, готовность к собственно поисковой и преобразующей деятельности в целях формирования национального (языкового) самосознания, социальной идентичности и адекватного профессионального выбора на жизненном пути — приоритетная задача и главный результат развивающего иноязычного образования, центральным звеном которого становится культурное самоопределение личности в полиязыковом образовательном пространстве. (Буланкина Н. Е. Система развивающих заданий в обучении иностранному языку (март 2012 http://iyazyki.ru/))

Развивающие упражнения — это система средств достижения всех трех групп образовательных результатов, которые, в сочетании с коммуникативной технологией иноязычного образования, способствуют достижению поставленных целей. Использование технологий личностно ориентированного обучения и воспитания обеспечивает требуемые результаты. Применение личностно-ориентированных технологий позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор (ЖУРНАЛ «Иностранные языки». Елена Ватолина. Современный урок английского языка с применением системы развивающих заданий (на примере УМК Spotlight 3 изд-во ПРОСВЕЩЕНИЕ) Рубрика «Из практики учителя» //Вторник 5 Декабрь, 2016).

Задание 2. Можно ли считать развивающими задания в УМК, который вы используете? Приведите примеры и аргументируйте ваш ответ.

В своей работе я использую УМК «Spotlight » издательство «Просвещение». На мой взгляд, данный УМК реализует требования ФГОС и систему развивающих заданий. «Spotlight» обеспечивает развитие всех четырех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, устная речь, письмо) через разнообразные коммуникативные задания, а также систематическое повторение и закрепление ключевых лексических единиц и грамматических структур. При этом работа по данному УМК делает процесс обучения активным (активизирует знание лексики и грамматики в значимых ситуациях повседневной тематики), целостным/холистическим (способствует как творческой, так и аналитической работе мозга)и гуманистическим (организует усвоение материала и практику языка через ситуации положительного содержания, соответствующие возрастным интересам учащихся, с учетом их потребностей, чувств и желаний). (УМК SPOTLIGHT 5 Teacher’s book). Рассмотрим применение системы развивающих заданий на примере УМК «Spotlight 5». Данный УМК включает в себя:

учебник;

рабочую тетрадь;

книгу для учителя;

сборник упражнений;

книгу для чтения;

языковой портфель;

CD для работы в классе;

CD для самостоятельной работы;

вебсайт курса (companion website);

сборник контрольных заданий.

 

«…Выполнение развивающих заданий, представленных в определенной логической последовательности, открывает учащимся новые знания, новые способы добывания знаний; сам процесс их выполнения обеспечивает синтез овладения знаниями, приемами умственной деятельности и нормами отношения к различным видам познавательной деятельности» (Буланкина Н.Е. Система развивающих заданий в обучении иностранному языку (март 2012 http://iyazyki.ru/)).

Примером развивающих заданий, представленных в определенной логической последовательности, можно назвать главу «My Family». Упражнение 1 стр. 56 .Учащиеся смотрят на страничку из дневника девочки и фотографии, определяют название темы и кем являются люди на фото для девочки, соотносят их с фотографиями, так образом учащиеся вспоминают знакомую лексику по теме: «Семья» и активизируют ее в речи. Упр. 2 стр. 56. Учащиеся читают текст в сопровождении аудиозаписи и одновременно знакомятся с новыми словами, описывающими характер членов семьи. С помощью контекста и словаря учащиеся переводят данные прилагательные. И уже в следующем задании пытаются составить предложения-описания своих членов семьи сначала в форме отдельных предложений по речевому образцу, а затем в форме диалога Упр.4 стр.57. Следующее задание написание своей странички дневника о своих членах семьи. Упр. 9 стр.57 может быть выполнено как индивидуально в классе, так и в качестве домашнего задания. Еще из примеров развивающих заданий, представленной в логической последовательности, можно назвать главу «Don’t miss it», где в упр.1 стр. 110 учащиеся слушают музыку и определяют, к какому из фильмов она относится. Учащиеся вспоминают, какие жанры фильмов существуют, как они называются по-английски, какие фильмы любят смотреть они, приводят свои примеры разнообразных типов фильмов. Упр.2. стр.110 учащиеся читают электронное письмо и отвечают на вопросы (поисковое чтение) тип фильма, о чем фильм и кто исполняет главные роли в фильме. Упр. 3 стр. 110 предлагает найти в тексте информацию, где Саманта рекомендует данный фильм к просмотру, замените предложения из текста синонимичными предложениями из задания. Таким образом, учащиеся учатся рекомендовать понравившийся фильм друзьями и пробуют это сделать в следующем задании в форме диалога. В упр. 5 стр. 110 предлагается написать аннотацию к фильму.

  1. a) В качестве подготовительного этапа учащиеся пишут тезисы по образцу упр. 4.

 

Предполагаемый ответ:

title of the film: Fly Away Home

type: action

plot: The film is about a young girl and her father

who try to teach a flock of geese to fly.

main characters: Jeff Daniels, Anna Paquin

recommendation: It’s a great film.

  1. b) Завершение работы может быть предложено задание написание электронного письма другу о просмотренном фильме.

 

Согласно предложенному делению на группы: задания-инструкции, задания-реконструкции, задания-поиски, все задания можно проиллюстрировать примерами из данного УМК. Задания-инструкции направлены на восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение учебного материала на основе образца рассуждения и выполнения того или иного развивающего задания. Эти задания связаны с уяснением теоретического и фактического материала (например, грамматических правил, позволяющих осознать последовательность действий самостоятельно в последующей работе); содержания прочитанного или прослушанного (ответы на вопросы по содержанию, простой пересказ без дополнительных заданий, составление простых планов по усвоенному образцу). (Система развивающих заданий в обучении иностранному языку. Н.Е. Буланкина (март 2012 http://iyazyki.ru/))

 

What is Amy’s present? Listen and read to find out.

Read the rules. Then write the plurals.

Read the rules and the examples. Then make sentences .

Read the examples. How do we form the imperative? Find examples in the dialogues.

Задания-реконструкции направлены на дальнейшее совершенствование мыслительных операций, на активное овладение приёмами рациональной умственной деятельности. Для выполнения этого типа развивающих заданий необходима деятельность по распознаванию и классификации, что лежит в основе интеллектуального развития учащихся более высокого уровня. Роль учителя при предъявлении таких заданий заключается в том, чтобы показать учащимся направление их мыслительной деятельности. По содержанию задания-реконструкции могут включать следующие виды: составление сложного вопросного плана прочитанного или прослушанного; выделение основных положений с последующей детализацией и аргументацией; подбор материала к теме; рассказ по заданной теме; рассказ по картине, наблюдениям и так далее.

 

Use the adjectives in Ex.3 to talk about your family.

Choose a person in the picture and describe him/her to your partner.

Imagine you are at a party. Use the sentences from Ex/1 to act your own dialogues. Use the dialogues in Ex.2 as models. Record yourself.

 

Задания-поиски направлены на использование всей системы приобретенных ранее приёмов умственной деятельности, конструирование новых сочетаний этих приёмов, перестройки «шаблона» в знакомой ситуации для получения новой информации. Учащиеся каждый раз самостоятельно выбирают логику рассуждения (например, при подготовке реферата, сообщения, написания проектной работы, работы над проектом

в команде и т. д.), самостоятельно планируют выполнение сложного задания, требующего познавательной теоретической и практической деятельности; осуществляют самоконтроль, учёт своей работы и оценку её хода и результатов:

 

  1. In groups draw or paint a picture of a famous building in your country. Think about: floors, colour, material, rooms, inside/outside, special features. Use the Internet to find the information. Present it to the class.
  2. Find or draw a map of your country and label it with souvenirs and where you can find them. Present it to the class.
  3. Collect information on the Internet and make holiday adverts for places in your country. Illustrate your adverts.

Таким образом, УМК «Spotlight 5» многостороннее отражается система развивающих заданий.

 

Задания 3. Согласны ли вы с предложенной системой заданий?

Предложенная система развивающих заданий позволяет построить современный урок английского языка в соответствии с требованиями ФГОС и достичь актуальных для современного общества результатов.

Задание № 4.

Прочитайте в интернет-журнале «Иностранные языки» статью Елены Ватолиной. Современный урок английского языка с применением системы развивающих заданий (на примере УМК Spotlight 3, изд-во ПРОСВЕЩЕНИЕ) в Рубрике «Из практики учителя» //Вторник 5 декабря 2016, напишите краткий отзыв после статьи в журнале.

Статья очень полезная и интересная. Автору удалось раскрыть сущность развивающих заданий на примере конкретного УМК, что позволило мне по-новому переосмыслить работу по данному УМК. Статья автора служит хорошим для примером для формирования познавательного интереса и реализации полученных результатов на практике» (участник программы 02.05.2017-20.05.2017).

Концепт 2.

Задание № 1. Какое обучение можно считать развивающим согласно предложенной концепции в теме третьей?

 

«Развивающим можно назвать такое обучение, которое одновременно воспитывает учащихся и максимально способствует совершенствованию их учебно-познавательной деятельности. При этом формирование творческих начал, готовность к собственно поисковой и преобразующей деятельности в целях формирования национального (языкового) самосознания, социальной идентичности и адекватного профессионального выбора на жизненном пути — приоритетная задача и главный результат развивающего иноязычного образования, центральным звеном которого становится культурное самоопределение личности в полиязыковом образовательном пространстве.

Развивающие задания — это те задания, которые побуждают обучающегося реализовывать полученные знания, умения и навыки средствами изучаемого языка. Для этого необходимо осмыслить, логически выстроить высказывание, имея в виду определенную цель. Постановка этих целей при отсутствии языковой среды — это задача учителя. Сделать урок интересным, увлекательным, продуманно обоснованным помогает система развивающих заданий

 

Задание № 2. Можно ли считать развивающими задания в УМК, который вы используете? Приведите примеры и аргументируйте ваш ответ.

В линии УМК «English 2-11» Кузовлева В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др., по которому я работаю, разработано много заданий, направленных на развитие языковых и речемыслительных способностей, психических процессов, логических операций, СУУ и УУД. Приведу примеры наиболее типичных заданий.

Развитие УУД и СУУ.

1) принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления. В учебнике “English-2” каждый урок имеет своё название, которое отражает лексический, грамматический материал и содержание урока. (Angelina likes dancing (Часть 1, урок 8, стр. 26); Peter Pan has not got a mother (Часть 2, урок 32, стр. 18); Do you like apples? (Часть 2, урок 46, стр. 65). Каждый урок (в Книгах для учителя) заканчивается вопросом What is the title of the lesson? Why?, который помогает осознать цели и задачи урока. На средней и старшей ступенях ученики учатся уже самостоятельно определять цели обучения, формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. В каждом цикле уроков каждого года обучения содержится проектный урок, на котором учащиеся сами выбирают проект из предложенных, или предлагают свою тему проекта. Учащиеся самостоятельно планируют и ведут работу по созданию и защите своего проекта. (The best things I have done this year (5 кл., 6 цикл), The life in this country 50 years ago (6 кл., 3 цикл), Great people of my country (7 кл., 7 цикл), Cool school uniform (8 кл., 6 цикл) What makes our school special (9 кл., 7 цикл));

2) владеть основами самоконтроля, самооценки, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

УМК для каждого класса имеют специальные разделы Consolidation для повторения и обобщения лексико-грамматического материала, а также разделы Test Yourself/Preparation for Testing, которые позволяют учащимся проверить и оценить свои знания и умения по всем видам речевой деятельности. Кроме того УМК содержит раздел Self Assessment, в котором ученики самостоятельно оценивают уровень своих знаний и уровень развития учебных умений и соотносят их с оценкой учителя и результатами контрольной работы. В УМК входит пособие для учащихся Контрольные задания, которое содержит четвертные и годовые контрольные работы;

3) использовать различные способы поиска, сбора, обработки, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Учебники включают в себя справочные материалы (грамматический справочник, лингвострановедческий справочник, англо-русский словарь), позволяющие учащимся осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации. В Учебник включены здания, побуждающие учащихся к поиску дополнительного материала в сети Интернет.

Ученики обучаются различным способам передачи информации: с помощью таблиц, диаграмм и т.д. (Weather maps can help tourist to choose their holiday routes. What does the map say about the weather in Europe on July 22? 6 кл., 6 цикл, 1 урок) How has the number of the sports and the number of participants been changing? Fill in the chart with information about the Modern Olympic Games from the text. (8 кл.,4 цикл, 4 урок) Below is Russia’s TV channels audience share chart. Match the channels with the percentages of TV viewers and then listen to check. (9 кл, 3 цикл, 2 урок));

4) умение осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, отнесения к известным понятиям, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Процесс обучения в Учебниках для основной школы построен как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач. Решение различных речемыслительных задач неразрывно связано с развитием познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий. В УМК «Английский язык 5-9» учащиеся вовлекаются в решение следующих коммуникативных задач: посоветовать, объяснить, сообщить, обсудить, убедить, расспросить, сравнить, выразить сомнение, предположить, обсудить, оценить, охарактеризовать, доказать и др. В процессе решения коммуникативной задачи развиваются определенные УУД. Например, отвечая на вопрос, в чем заключаются сходства и различия между английской и российской системой образования (9 кл., 4 цикл,1 урок), ученикам необходимо прочитать текст о системе образования в Англии, проанализировать две системы образования, найти сходства и различия и выделить критерии для сравнения этих систем. Решая задачу, какая экологическая проблема является наиболее серьезной для родного города, что делается для улучшения экологической обстановки и как ученик к этому относится, учащиеся анализируют известные им экологические проблемы, оценивают, какая из них наносит наибольший вред городу, выясняют причины возникновения проблемы и способы ее решения, а затем строят свое высказывание, в соответствии с поставленной задачей, выражая свое мнение по поводу решения этой проблемы (7 кл., 4 цикл, 4 урок).

 

Развитие языковых и речемыслительных способностей.

В УМК “English 2-11” ведется постоянная работа по развитию способности определять значения незнакомых слов, опираясь на: знакомые словообразовательные элементы (приставки, суффиксы), известные составляющие элементы сложных слов, аналогию с родным языком, конверсию, контекст, иллюстративную наглядность. (Рубрики Word building, Words to guess, Mind) Учебник содержит задания, побуждающие учащихся к самостоятельному выводу грамматических правил. Задания построены таким образом, что сначала учащиеся должны проанализировать особенности образования грамматического явления и использования его в речи, самостоятельно вывести грамматическое правило и только потом сравнить с правилом в учебнике. (What verb forms are used to talk about actions/situations which began in the past and continue up to the present? Read the rule and check.) При обучении чтению учащиеся определяют причинно-следственные связи внутри текста, выясняют, почему произошли определенные события, каковы причины поступков героев. Учащиеся анализируют различные объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных) и классифицируют их по выделенным признакам.(Which are team sports? which are individual spots? (8 кл., 4 цикл, 1 урок) What media could you not live without? Compare it with the other media. (9 кл., 3 цикл, 7 урок);

Овладение предметными и метапредметными понятиями.

Материал УМК позволяет ученикам получить сведения из различных областей знаний: географии; математики; музыки; литературы, истории, физики, информатики, ОБЖ, физической культуры. (What had been before? (6 кл.), An apple a day keep the doctor away. (6 кл.), Are you eco-friendly? (7 кл.), A healthy living guide. (8 кл.), The history of the Olympic Games. (8 кл.), A musical tour of Britain (9 кл.),)

Развивающий характер приведенных упражнений настолько очевиден, что не нуждается в каких-либо дополнительных комментариях.

 

Задание № 3. Согласны ли вы с предложенной системой заданий? Приведите аргументы.

 

Я согласна с системой заданий, представленной в УМК. Каждый урок направлен на развитие речевых навыков, дает хорошую подготовку, направленную на развитие речи и подготавливает к речевому высказыванию по проблеме, данной в уроке. Кроме все факты культуры даются в сравнении с русскими фактами, что позволяет осознать учащимися свое отношение к ним, встроить в свою систему ценностей. Часто в встречаются в учебнике задания на развитие способностей к языковой догадке; грамматике всегда предшествуют задания на выявление языковых закономерностей. Развивающее обучение достигается в УМК за счёт личностной вовлечённости школьников в учебную деятельность. Для развития личностной активности, переноса усвоенного материала на личность обучаемого в УМК существуют рубрики “In your culture” и “All about me”.

В заключении хотелось бы заметить, что развивающий аспект, как видно из приведенных примеров, работает на достижение преимущественно метапредметных и личностных результатов. Средства развивающего аспекта органично включены в коммуникативную технологию иноязычного образования и составляют важный ее компонент. Принципиальное отличие коммуникативной технологии иноязычного образования от технологии усвоения ЗУНов состоит в том, что она позволяет достигать на уроке не только предметные, но также личностные и метапредметные результаты за ту же единицу времени. Мне, как практику, оказала большую помощь серия вебинаров авторского коллектива «Технология коммуникативного иноязычного образования как средство достижения образовательных результатов на уроках различного типа». Записи вебинаров доступны на сайте интернет-поддержки линии УМК “English 2-11” (www.prosv.ru/umk/we).

 

 

Задание № 4. Прочитайте в интернет-журнале «Иностранные языки» статью Елены Ватолиной. Современный урок английского языка с применением системы развивающих заданий (на примере УМК Spotlight 3, изд-во ПРОСВЕЩЕНИЕ) в рубрике «Из практики учителя» //Вторник 5 декабря 2016. Напишите краткий отзыв.

Статья Елены Ватолиной посвящена анализу системы работы на уроке с помощью развивающих занятий в связи с целями обучения ИЯ по ФГОС на начальном этапе обучения. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку обучение иностранному языку в начальной школе является фундаментом для дальнейшего обучения учащихся иностранному языку, а овладение коммуникативной компетенцией на начальном этапе обучения является одной из важных и трудных задач, стоящих перед преподавателем. Автором проведена серьезная работа по определению системы развивающего обучения. Материал статьи основан на детальном анализе развивающих упражнений УМК Spotlight 3. Статья выполнена на высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес для учителей, работающих по ФГОС” (участник программы 02.05.2017-20.05.2017)».

Список использованной литературы:

  1. Буланкина Н. Е. Коммуникативные аспекты современного языкового образования: элективный курс для педработников. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015. 102с.
  2. Буланкина Н.Е. Система развивающих заданий в обучении иностранному языку (март 2012 http://iyazyki.ru/)
  3. Буланкина Н.Е. Актуальные вопросы гуманитарного образования школьников/ Сибирский учитель, №1, 2015. — с.54–56.
  4. Ватолина Е.А. Обобщение моего опыта применения системы развивающих упражнений/«Сибирский учитель» №4. , 2014. С. 123–125.
  5. Кузовлев В.П. (из материалов выступления на НПК,14–15 сен 2016: «Коммуникативная технология иноязычного образования как средство достижения образовательных результатов», Новосибирск, 2016).
  6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 2. М., Просвещение, 2011

Тьюторские практики : от философии до технологии. Мат-лы III Международной НПК, 20–22 ноября 2013. — Волгоград : Принт, 2013. — С.207-22

3 Comments »

Ольга Аксенова:

Статья Надежды Ефимовны Буланкиной затрагивает за живое вызовом о готовности не просто вести уроки, а развивать себя,как личность, видеть личность в каждом ребёнке, используя его потенциал в ходе выполнения развивающих заданий. Отдельное спасибо за теоретический материал о классификации развивающих заданий и приведённые примеры участников курсов. Согласна с автором, что только развивая себя, учитель способен построить современный эффективный урок. На своих занятиях уделяю внимание развитиюнавыков эмоционального интеллекта обучающихся.

30 Июль 2017 | 0:28
Елена Ватолина, Гимназия 1, Новосибирск:

Итак, развивающее обучение-это именно тот фарватер, который ведет прямо к намеченной цели. Остается только не сбиваться с него и не терять цель: свободное владение английским языком -не роскошь, а средство коммуникации!

14 Август 2017 | 12:04
Ольга Аксенова, МАОУ СОШ №3, г. Черепаново:

Статья затрагивает за живое точной формулировкой точки роста педагога:о мотивационной готовности учителя развиваться и развивать.Согласна с автором, что учебные пособия нового поколения вдохновляют быть режиссером развивающих уроков.Очень полезна информация о классификации развивающих заданий и приведенные примеры участников курсов.

15 Август 2017 | 19:34
Оставить комментарий

Комментарий

..