«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Учить алфавит — это весело!

Пятница 4 Август 2017

e384805375b2977a8c85d8acd15e3bea

Дорогие родители, вы, наверное, уже заметили, что уровень подготовленности к школе современного первоклассника растет с каждым годом, и к первому школьному году он очень часто может хорошо читать и считать не только на родном языке, но и даже на иностранном! Подготовленные дети чувствуют себя увереннее и успешнее на уроках, они однозначно быстрее воспринимают учебный материал. Как помочь своему ребенку подготовиться к первому этапу обучения иностранного языка и чувствовать себя увереннее на уроках английского – этому вопросу будет посвящена данная статья.

tera
настроение: бодрое

ключевые слова: английский язык во время каникул, английский за лето, изучение алфавита, обучение иностранному языку

Что подразумевается под подготовленностью современного ученика начальной школы к обучению иностранному языку? Конечно же, знание алфавита и слов, позволяющих эти буквы учить и запомнить. Естественно, любой современный УМК (например, «Английский в фокусе» или «Звездный английский» издательства «Просвещение») предполагает в начале обучение алфавита, но этот процесс подразумевает определенный темп в рамках учебной программы, и некоторым детям непросто ему следовать. Более того, данные УМК также имеют уровень «Starter» как часть своей линейки, где алфавит и базовая лексика изучаются подробно и основательно. Но, к сожалению, не все школы с точки зрения нагрузки и учебного плана могут себе позволить такой подготовительный курс, но продвинутый родитель или учитель в рамках индивидуального изучения может!

Курс Letterfun издательства “Express Publishing” представляет собой оригинальный ресурс, нацеленный на изучение алфавита, базовой лексики, а также навыков письма дошкольника или школьника 6–7 лет. В название курса легко прочитывается методический принцип авторов: учить алфавит – это весело, и, действительно, при ближайшем знакомстве с учебником Letterfun можно прийти к этому выводу.
Курс Letterfun, или «веселая азбука», состоит из 24 уроков, что делает его интенсивным и не растянутым. Его идеально использовать во время летних каникул, например, 2 раза в неделю по 30–40 минут, в комплекте с видео и карточками. В этом случае процесс обучения может быть представлен как игра или просмотр мультфильма о «веселых буквах» с песнями и рифмовками.
В данный комплект входят: учебник; CD-ROM (набор из 2 дисков), на котором представлены интерактивные задания, песни и игры; DVD ROM – видеодиск с заданиями и анимацией; книга для учителя на английском языке со встроенными страницами из учебника; плакат с английским алфавитом. На сайте издательства «Просвещения» бесплатно предоставлен очень важный и функциональный компонент этого курса: карточки с картинками букв и активной лексики курса (http://expresspublishing.ru/info.aspx?ob_no=28275 ). Там же на сайте учителя могут познакомиться с Рабочей программой к этому курсу. Важно отметить, что для самостоятельной работы дома обязательно использовать курс Letterfun в комплекте с видео и с карточками, так как многие игры, песни и рифмовки должны быть проиграны и визуализированы. Это является частью методики курса, основанной на техники запоминания через визуализацию и игру. Отдельно стоит отметить важность использования яркого и красочного постера, как наглядное сопровождение курса, которое закрепит запоминание букв и изучаемых слов.
На мой взгляд, главным достоинством курса Letterfun издательства “Express Publishing” является фонетический подход к изучению алфавита. “Letterfun is designed so that children are exposed to the English Alphabet gradually and meaningfully as children learn the letters phonetically and through everyday words ”, – говорится в книге для учителя. Именно этот подход считается современными методистами успешным, так как он в первую очередь помогает ребенку правильно прочесть букву в слове, то есть формирует навык чтения, а не простое знание правильного названия буквы. Так, например, буква «с» представлена не как [si:], а как [k], «g» не как [dʒɪ:], а как [g] и «h» не как [eɪtʃ], а [h]. И соответственно слова cat, glass и horse дети сразу читают правильно, как показывает практика. Фонетическое произношение отрабатывается регулярными песнями-рифмовками (раздел “Let’s sing!” на видеодиске), которые представлены в каждом уроке, а в конце учебника повторяют новые буквы вместе со старыми. Поделюсь своим опытом, под эти ритмичные рифмовки я предлагала детям танцевать и показывать каждую букву, тем более что в книге учителя (стр. 47) есть схема для этого! Этот своего рода “body language” в дальнейшем можно использовать в играх «Покажи букву» или «Угадай букву».
Другим важным преимуществом этого курса, на мой взгляд, является его методический фокус на обучение моторике письма. Каждая буква не только визуализируется определенным словом, но подробно показывается как эту букву и слово писать. Эти задания дублируются и в учебнике, и на диске. Более того, первые два урока учебника (“Follow me”) ставят своей целью выучить и попрактиковать написание элементарных графических линий и соединений, которые лежат в основе будущих букв. Здесь же есть интересное и, как показывает практика, любимое детьми задание: прослушать определенный звук (например, полет осы или прыжок лягушки) и написать соответствующий графический элемент. Однозначно, такой вводный мини-курс в письмо в “Letterfun” – отличный ресурс для дошкольника, который только собирается учиться этому виду деятельности в начальной школе.
При работе с “Letterfun” обращает на себя внимание простая и логичная структура учебника, которая делает процесс обучения последовательным и взаимосвязанным. Первые два урока (“Follow me”) знакомят ученика с графическими основами будущих букв, при этом, повторюсь, задания нацелены на воображение и на звуковое восприятие ребенка. Следующие три урока – знакомство с английским алфавитом (фонетический подход) и словами, представляющими эти буквы. В книги для учителя предлагаются разнообразные игры для закрепления этого материала. Например, тип игры на запоминание (memory game): ведущий кладет карточки с буквами в определенном порядке (от 6 до 8 букв), просит ученика его запомнить, и затем перемешивает их, а ученик исправляет, называя правильный порядок. За такой простой игрой прячется отличная техника запоминания, и, регулярно практикую эту игру, ребенок точно запомнит связь буквы и звука. Далее следует закрепляющий урок, в нем ребятам предлагается найти на рисунке все спрятавшиеся линии букв, обвести и раскрасить их. Этот урок всегда проходит очень весело, так дети любят угадывать, какая буква может быть на рисунке вместо линии. Иногда можно предложить ученику пофантазировать и дорисовать эту букву. Следующие 7 уроков – более подробное изучение букв посредством прописывания слов-маркеров, то есть слов, представляющие эти буквы, как например, «f» – flag, «m» – mouse, «t» – tree. Эти же слова звучат в песнях каждого урока, и ученикам предлагается выучить их и вписать в текст песни (задание в учебнике). Песни мы всегда поем с видео, так как, во-первых – это красочно и интересно, а, во-вторых, – позволяет еще раз визуализировать это слово. Дополнительно в книге для учителя прописаны разнообразные игры с карточками на закрепление и слов, и букв каждого урока. Например, соедини букву со словом, найди карточку со словом и напиши букву, которую она обозначает. В этом блоке уроков дети также изучают и постоянно практикуют такую базовую лексику, как цвета и цифры. Авторы даже выделили отдельный урок “Numbers” для их закрепления. Следующих важных 4 урока – первое знакомство учеников с такими частотными сочетаниями согласных в английском алфавите, как ph, sh, ch, th, которые выражают определенные звуки. Схема работы с этими словосочетаниями такая же, как и с буквами: ребята знакомятся с ними на примере слов (“sh” – sheep, fish) прописывают их и «пропевают», а также вписывают в предложения. Далее следует не менее важный блок для формирования навыка чтения – “Rhyme Time”. Он состоит из трех уроков, в которых ребята учатся правильно читать устойчивые буквосочетания на примере рифм похожих слов (cake – snake, sea – tea, rain – train и т. д.). Такое чтение позволит ребятам сформировать умение предугадывать звук в незнакомом слове по аналогии со знакомым. Для закрепления этого материала также предлагаются интересные и творческие задания с использованием наклеек, или стикеров (они есть в самом учебнике как дополнительный ресурс). Ребята могут не вписать, а вклеить слово-рифму к другому слову. Завершающий блок состоит из трех уроков, в которых ребята закрепляют написание строчных и прописных букв, а также всех слов-маркеров этого курса. В этом блоке можно встретить такие любимые детьми задания, как «соедини линиями», «обведи лишнее слово», «найди букву».
В конце учебника представлена секция “Picture Word Cards”, которая открывает множество возможностей для интересного и веселого закрепления материала. “Picture Word Cards”, или Мини-карточки, могут использоваться в игре «Бинго», и в книге для учителя есть заготовки поля для этой популярной игры. Также можно попросить ученика по порядку выкладывать карточки услышанных слов в процессе проигрывания песни. Наконец, в конце обучения с их помощью можно написать своеобразный словарный диктант, когда учитель не диктует слова, а показывает карточку с их изображением.
На мой взгляд, курс “Letterfun” издательства “Express Publishing” является замечательным ресурсом для начального изучения, в котором на игровом уровне дается представление об алфавите, письме и базовой лексике английского языка. Используя его, понимаешь смысл его названия и приходишь к выводу, что действительно, учить алфавит – это весело!

Использованная литература:
1. Human Memory: Theory and Practice. Alan D. Baddeley, Psychology Press, 1997
2. Making Sense of Phonics: The Hows And Whys. Beck L. Isabel Guilford Press, 2006
3. Letterfun. Virginia Evans, Elizabeth Gray. Teacher’s Book. Express Publishing, 2001
4. Letterfun. Virginia Evans, Elizabeth Gray. Student’s Book. Express Publishing, 2006
5. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения. Азовкина А.Н. // Иностранные языки в школе, 2003 № 2. – С. 48.

Оставить комментарий

Комментарий

..