«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ГЕНИИ НЕ ПАДАЮТ С НЕБА: РАСТИМ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ

Пятница 18 декабря 2020

Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. И наша гимназия и ее педагоги не один год ведут в этом направлении работу, системно ее положительные результаты обобщают и представляют на различных уровнях —  региональном, всероссийском и международном.

 

 

 

Автор: Дроздова Ольга Фёдоровна
Место работы: МАОУ «Гимназия № 10», г. Новосибирск
Должность: учитель английского языка высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться

А. Бебель

Творчество – это не сумма знаний, а особая     направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности.

В.А. Сухомлинский

Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу. Труд, его упорядоченность и заложенное в нем смирение образуют, таким образом, основу свободного творчества…

А. Камю

Одаренные дети – это дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (художественную, логико-математическую, пространственную, лингвистическую, физическую, лидерскую, духовную). Лингвистическая одаренность учащихся – это «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка». Термин «вербально одарённые» применяется к детям с сильно выраженными языковыми способностями. Вербально одарённые дети добиваются успеха в изучении языка гораздо раньше своих одноклассников. Они так же показывают лучшие результаты в устных тестах, тестах на общую информацию и тестах по английскому языку. Вербальные способности делают изучение иностранных языков более лёгким и быстрым. Такие учащиеся быстрее других заканчивают выполнение заданий в классе и нуждаются в заданиях, представляющий из себя интеллектуальный вызов.

Проблема, связанная с одаренными детьми, заключается в их особых потребностях: они могут быстрее и глубже усваивать материал, чем большинство их сверстников; они также нуждаются в несколько иных методах преподавания. Традиционный урок часто может не подходить для полноценного обучения одарённых детей, что требует дополнительных усилий от учителя для обеспечения особой образовательной среды этим учащимся. Кроме того, не все учителя готовы выделять и поддерживать одарённых студентов. Обучение одарённых детей в нашей Гимназии № 10 уже давно стало предметом изучения и повышенного внимания как со стороны родителей, так и педагогов, работающих с такими детьми. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Однако, нет никаких федеральных стандартов в определении одарённых детей и создании программ, которые бы наилучшим образом соответствовали академическим потребностям таких обучающихся. В классе на примерно 30 учеников приходится в среднем один-два, иногда три ученика, особо одаренных в какой-то области.

В нашей школе с углубленным изучением английского языка для преподавания этого предмета класс делится на 3, иногда 2 группы, в каждой из которых бывает от 8 до 12-14 обучающихся. В результате, в группе бывает 1-2 лингвистически одарённых ребёнка. Одним из способов обеспечить вышеупомянутые условия для обучения таких детей на уроках английского языка в нашей школе является выполнение индивидуально-направленных творческих заданий или индивидуальной проектной деятельности на отдельно взятом уроке или серии уроков в рамках изучаемой лексико-грамматической или разговорной темы. УМК «Звёздный английский», который мы много лет применяем для углубленного освоения всей системы английского языка, начиная с 1 по 11 классы, позволяет осуществлять индивидуальный подход в повышении мотивации и познавательного интереса лингвистически продвинутых и одарённых учащихся нашей гимназии.

Например, при изучении темы «Статичные глаголы» в 5 классе Модуль 4, учащемуся, который быстро и правильно усваивает идею этой группы глаголов, предлагается составить презентацию в Power Point, в которой ученик может индивидуально и творчески отразить любую группировку этих не очень понятных для большинства глаголов, применить анимацию и интересную графику, сочинить историю про дружбу и ссоры между глаголами из разных групп или разных типов. То есть статичных и глаголов действия. Подобная работа избавляет одарённого ученика от монотонной и однообразной работы с грамматическими упражнениями, которые тормозят их дальнейшее усвоение, позволяет развивать его творческие и языковые способности более быстрыми и динамичным темпами и, как следствие, могут стать определёнными мотиваторами для других учащихся в группе.

Раздел учебника «Culture Corner» является прекрасным источником информации и идей для индивидуальных проектов и особых форм в работе с лингвистически одарёнными студентами. Если в Модуле 6 за 7 класс раздел содержит рассказ о жизни и творчестве магистра английского детектива Агаты Кристи, здесь же и предлагается тема индивидуального задания – собрать информацию и рассказать о знаменитом авторе того же жанра или другого из вашей страны, которое в первую очередь привлекательно для ученика, возможно, заранее или быстрее других прочитавшего текст учебника. Наличие подобных заданий в данной серии учебников издательства «Просвещение», безусловно, является прекрасной помощью для учителя в обеспечении дополнительными заданиями продвинутых в иностранном языке учеников. Это позволяет им использовать разные образовательные ресурсы, расширяя свою информированность изучаемой темы, а главное, улучшая знания лексики и грамматических конструкций английского языка. Такого вида подход в работе с лингвистически одарёнными детьми вытекает из способа, который определяется в методике как ускорение (accelleration). Ускорение имеет как положительные, так и отрицательные черты. С одной стороны, одаренный ребенок получает адекватную своим способностям нагрузку и избавляется от утомительной скуки медленного продвижения по материалу, необходимого его менее развитым сверстникам. А с другой стороны, такое ускоренное и более углубленное прохождение материала в рамках программы, предназначенной для всех обучающихся в группе, может понижать мотивацию такого ученика, таким образом, тормозя его ускоренное и заинтересованное изучение языка.

Учитывая выше сказанное, наша английская кафедра так же применяет второй существующий способ или метод поддержки обучения одаренных детей, обогащение (enrichment) который чаще всего в нашей стране принимает форму дополнительных занятий в разнообразных кружках, секциях, школах специальных дисциплин. В этих кружках обычно есть возможность индивидуального подхода к ребенку и работы на достаточно сложном уровне, не позволяющем скучать. Таким образом, создается достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка. Проблема здесь заключается в том, что ребенок, посещающий кружок (или кружки), продолжает заниматься по общеобразовательным предметам по той схеме, которая не соответствует особенностям его интеллекта.

Работа в рамках этого способа предполагает самостоятельные индивидуальные исследования ученика в той области, которая представляет для него наибольший интерес. Тем самым ребенок получает опыт собственно творческой работы: не просто усвоения накопленного людьми знания, но производства своего продукта. У нас в школе регулярно работают группы одарённых детей, которые формируются на базе двух или трёх возрастных параллелей: 3-4 классы, 5-6 классы, 7- 8 классы и 9-11 классы. Мы их условно называем группы по подготовке к Олимпиадам. С каждой такой группой, состоящей из 3-5 обучающихся, работает опытный учитель, который преподаёт на этой параллели или на другой. Для них создаются специальные программы в зависимости от конкретной задачи на данный учебный год. Например, в группе 3-4 классов готовятся к Ежегодной Научно-практической конференции учащихся 4 классов. Тема подбирается, как правило, на основе учебного плана и учебного материала, включенного в УМК «Звёздный английский» 4 класс. Уже много лет подряд ребята из этой группы становятся победителями и призёрами в данной НПК.

Мой персональный опыт работы с группами одарённых детей включает работу с Олимпиадной группой 9-х классов, 7-8 классов и 10-11 классов.  Занятия проводятся по особому расписанию. Цель поддержания ребенка в его точках роста предполагает возможность индивидуальной скорости продвижения по предлагаемому или выбираемому самим учащимся материалу. Участникам такой группы предоставляется возможность заниматься иностранным языком не только со своими сверстниками, а с теми детьми, с кем он находится на одном уровне знаний и умений. В результате, большинство из них становились призёрами и победителями разных этапов Муниципальной Олимпиады школьников по английском языку. Что касается творческих работ и продуктов, то я неоднократно была руководителем при подготовке докладов к Научно-практической конференции для 7-8  и для 9-11 классов. Ребята выбирают тему и научную языковую секцию самостоятельно, в зависимости от своих потребностей и интересов, причём, эта сфера не всегда относится сугубо к английскому языку. Я всегда видела свою задачу в качестве научного руководителя в том, чтобы направить этот индивидуальный интерес в требуемое по условиям лингвистических секций русло, но при этом не потерять новизны, творческого поиска и мотивированности ученика в выбранном им исследовании. В то же время, необходимо действовать по пути расширения и углубления знаний непосредственно английского языка. Среди наиболее интересных работ, которые заняли 1е и призовые места за последние несколько лет, хочется назвать следующие:

  • Russian Punctuation: Is It Helpful or Disturbing When Writing in English? (“Русская пунктуация: помогает или мешает, когда пишешь по-английски?”) Черногаева Злата, 9 класс, Победитель Окружного этапа НПК (2018).
  • The Difficulties and Niceties of Learning the Italian Language with the Initial English. (Сложности и преимущества изучения итальянского языка с исходного английского), Александра Бедалова, 9 класс, Победитель Окружного этапа и Призёр Городского этапа НПК в 2019
  • «Video Game Localization: Strategies for Linguistic and Cultural Adaptation» (Локализация видеоигр: стратегии лингвистической и культурной адаптации» Максим Аникеев, 11 класс победитель Окружного (2019) и Городского этапов — титул «Золотая Лига» (2020). После Городского этапа Конференции старшеклассников, которая проводится Департаментом образования мэрии города Новосибирска и Дворцом творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» с целью выявления и развития у школьников творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, его работа  получила титул «Золотая Лига».

В заключение следует подчеркнуть, что работа учителя с одаренными детьми, первичная идентификация, выбор форм обучения, разработка учебных программ, их оценка и индивидуализация — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и администрации прежде всего хороших знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, требует постоянного сотрудничества с психологами, другими учителями, с родителями одаренных. Он требует постоянного роста знаний и мастерства учителя.

Список литературы

  1. УМК «Звёздный английский. Изд-во Просвещение.
  2. Буланкина Н.Е. Современный УМК по английскому языку как средство продвижения прогрессивной методологии овладения иноязычной культурой: В чем загадка УМК Starlight  для учащихся и учителей /*Иностранные языки. – 2019. – 6 августa
  3. Буланкина Н.Е Современные тенденции развития иноязычного образования/ Иностранные языки.   – 2015. – № 1.
  4. Педагогическая мастерская Мильруда Р.П./ Иностранные языки. Просвещение. –2020, июнь, 17
  5. Буланкина Н.Е., Белова  С.А. Educational potential of international languages in extracurricular activities// Сибирский учитель №1, 2020. С. 34-40

Комментарии закрыты.