«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА — ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ

Среда 23 декабря 2020

Автор статьи делится опытом реализации здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка. Рассматриваемые  приёмы  доказали свою эффективность, их использование не трудоёмко,  при этом способствует росту мотивации и активности обучающихся  на уроках, повышает продуктивность их деятельности, создаёт на уроках здоровьесберегающую среду.

 

 

Автор: Ротцелайнен Ирина Викторовна
Место работы: МОУ « Лицей № 13» г. Петрозаводска
Должность: учитель английского языка

 

 

 

Общеизвестно, что здоровьесберегающая среда на уроке создаётся через  

  • чередование видов деятельности на уроке
  • профилактику утомления, снятие напряжения и монотонности
  • движение во время урока
  • оздоровительные моменты (зарядки и тп)
  • положительный эмоциональный фон
  • игру как форму релаксации

В своей статье я расскажу о здоровьесберегающих приёмах, которые я регулярно использую на своих уроках. Считаю, что эти приёмы  доказали свою эффективность, их использование не трудоёмко,  при этом способствует росту мотивации и активности обучающихся  на уроках, повышает продуктивность их деятельности.

  • Как быстро и по-новому поделить класс на пары

Для деления группы из 10 человек на пары потребуется 5 шнурков одного цвета длиной 50-80 см. Учитель формирует пучок из 5 шнурков, перехватывает пучок своей рукой по центру. 10 концов свободно висят. Каждый ученик берёт один из свободных концов любого шнурка. Учитель отпускает свою руку. Каждый шнурок оказывается в руках у двух учеников. Это и есть пара!  Так можно формировать новые пары на каждом уроке или даже для каждого задания взамен стабильных, неизменных в течение нескольких лет пар( по принципу, кто с кем сидит за партой). Новая пара- новый стимул для коммуникации!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Let`s get on our feet! Движение на уроке

Распечатанные на отдельных листах задания развешиваем  на стены или другие предметы в кабинете( шкафы, окна, шторы, дверь, доску) либо раскладываем на свободные парты.Количество таких заданий – распечаток — по количеству пар плюс ода две. Поделив класс на пары или тройки, предлагаем детям выполнять  задания, перемещаясь от распечатки к распечатке вместе со своим собеседником( собеседниками).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для такой работы можно предложить:

  • устные условно-речевые упражнения, в том числе по картинкам/фото
  • языковые упражнения
  • задания на составление списка слов по теме ( дети собирают слова с развешанных по кабинету картинок, например, или дописывают свои слова и выражения к висящему на стене списку по определённой теме)

Например, на уроке по теме « Увлечения. Свободное время» в  десятом классе я предлагала обсудить все занятия  на свободный вечер, представленные на фотографиях, и вместе с собеседником выбрать занятие по душе. На фото были представлены следующие занятия: мастер класс по экибане, танцевальный мастер класс, кулинарный мастер класс с шеф поваром, он-лайн игры, занятие йогой, прогулка в парке с палками для скандинавской ходьбы.

На уроке по теме « Театр» в седьмом классе дети должны были обсудить предлагаемые спектакли  и определиться, какой спектакль они хотели бы посмотреть вместе. Вот пример распечатки с заданием для стены:

Помимо названия спектакля предлагаем также опору для устного высказывания — зачины оценочных фраз. Выполнению данного задания предшествует краткое знакомство со всеми спектаклями, названия которых использованы в распечатках для стен. Это можно сделать в формате просмотра видео фрагментов этих спектаклей с комментариями учителя.

Данная форма работы хорошо подходит для обобщения какой-либо темы или страноведческих фактов. Для примера — задания для шестого класса по теме « Шотландия».

Таким образом удобно выполнять тренировочные задания по картинкам формата ЕГЭ (10-11 класс) или ВПР (7 класс). Вместе с фотографиями можно предлагать опоры: план высказывания, ключевые слова, зачины.

  • How about snowballs? Поиграем в снежки!

Это задание наиболее актуально в зимнее время года, хотя введение его в урок в тёплый сезон можно обосновать тоской по снегу или его долгим отсутствием, например, осенью.

Суть работы в том, что учитель делает «снежки» из белой бумаги формата А4. Для этого каждый листок нужно смять в комочек. Предварительно пишем на листочке слова или задания. Так, в седьмом классе по теме « Кино» можно на каждом листочке написать название кино жанра, например, comedy, romance film, thriller. Каждый ученик получает по 1-2 снежка. Предлагаем группе поиграть в снежки 1-2 минуты, то есть покидаться снежками друг в друга. Это предложение всегда воспринимается на « Ура». После такой динамической паузы учащиеся  разворачивают «снежки», которые оказались у них в руках, и выполняют задание в паре. В нашем примере, семиклассники обмениваются с собеседником мнениями о жанре фильмов, написанном на их «снежке». За этим следует сравнение мнений во фронтальном режиме, либо обобщение кино пристрастий группы в целом. Вместо слов внутри «снежка» могут быть вопросы, загадки, грамматические задания и тп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Работа с бейджиками

 

Любые упражнения, написанные или напечатанные на бумажной карточке, можно вкладывать в пластиковые бейджики и выполнять в парах сменного состава. Каждый ученик вешает такой бейджик с заданием на шею, передвигается по кабинету  и выполняет задание с каждым учеником группы по очереди. Можно, например, предложить  угадать слово по его дефиниции, написанной на бейдже, или дать определение слову,  придумать предложение со словом, вложенным в бейджик. В девятом классе на уроках подготовки к ОГЭ мы быстро повторяем  любую тему прошлых лет, используя вопросы, вложенные в бейджики. Для реализации этой формы работы учителю необходим набор бейджей по количеству учеников в группе.

  • «Карусель» и пары сменного состава

Ученики группы образуют 2 круга, например, внешний круг из 5 человек, и внутренний также из 5 человек. Ученики внешнего круга поворачиваются лицом к детям из внутреннего круга,  образуя пары.

Учитель задаёт классу вопросы по изучаемой теме, один вопрос за другим, например, вот такие по теме « Кино» в седьмом классе.  Каждой паре даётся 1 минута для ответа на вопрос

  • Are horror films a waste of time?
  • Are crime films exciting to watch?
  • What serial do you like? Why?
  • Are you fond of fantasy films?
  • What films can send you to sleep?

После ответа на каждый вопрос дети из внешнего круга делают шаг влево — получаются новые пары для ответа на следующий вопрос. И так 5 раз, по количеству вопросов. После выполнения всего задания осуществляем обратную связь: обобщаем ответы, кто и  что узнал про одноклассников, что было новым, интересным, неожиданным.

  • Детский мячмякиш для warm-up activities

 

 

 

 

 

 

Давно известный приём: бросаем ученику мячик и просим  перевести слово, назвать синоним, составить со словом предложение, ответить на вопрос и тп. Ученик выполняет задание и бросает мяч назад учителю или однокласснику. Мячик-мякиш очень удобен для этой работы: он невесомый,  его легко ловить, он не сбивает предметы на партах, не нанесёт никому травму. Перекидывая мяч друг другу, дети также могут называть слова конкретной темы.

  • Sticky notes

Листочки с липким краем заранее, до урока, приклеиваем  под крышку столов учащихся, так, чтобы до времени выполнения задания они не были им видны. Хорошо  взять, например, по 5 листочков двух цветов. Разные цвета- разным учащимся в паре. На листочках пишем любые задания для пары, например, самое простое — вытяни слово и придумай с ним предложение. Или объясни соседу значение написанного слова, не называя его. Вариантов великое множество!

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагая ученикам выполнить такое задание, учитель использует эффект неожиданности. Никто из класса и не предполагает, где находятся эти листочки! Отсюда интерес, положительные эмоции  и желание выполнить задание.

  • Собери песню из строчек

Учителя часто используют работу с текстами песен. Как сделать так, чтобы дети внимательно слушали саму песню? — Не предлагать готовый текст песни. Разрезаем распечатанный текст песни на строчки, перемешиваем и выдаём паре. Включаем песню (звук). Дети слушают и параллельно складывают полный текст из разрезанных строчек. Таким образом, стимулируем вдумчивое прослушивание. После этого  по собранному тексту песни можно выполнять любые упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Фраза недели

Каждую неделю на стене рядом с доской я вывешиваю какую-то устойчивую фразу, например, идиому или необразное устойчивое выражение. На первом уроке недели в каждом классе вместе разбираем значение выражения, приводим примеры. На последующих уроках недели стараемся использовать фразу недели применительно к конкретным ситуациям в рамках текущих тем. И так за учебный год ученики могут обогатить свой словарный запас на 35 (по количеству учебных недель) новых устойчивых  фраз, которые широко используют носители языка! Идиомы отбираю произвольно или учитываю конкретное время года: зимой, фразы со словами snow, ice, skates, cold и тд. В конце учебного года провожу обобщающий урок по всем фразам года. Дети могут записывать фразу каждой недели на отдельную страницу в своём словарике. Для всех своих классов с 5 по 11 выражение каждой недели одно и то же.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Самодельный аналог популярной настольной игры Story Cubes.

Для изготовления игры потребуется простой набор детских картонных кубиков. На каждую грань кубика клеим картинку- изображения любых предметов или явлений. Такие картинки можно найти в Интернете, подогнать размер, распечатать и вырезать.

Как играть? – Высыпаем кубики из коробки на стол. Рассматриваем, что изображено на верхних гранях. Английские слова, обозначающие эти предметы или явления, можно записать на доску. Предлагаем детям  составить рассказ, используя все выпавшие слова. Это может быть рассказ с заданным началом или концовкой, рассказ на определенную тему, например, Winter  Adventure. Рассказ можно составлять во фронтальном режиме, либо в группах/парах. Можно выдать каждой группе определенное количество кубиков, скажем, по три. Тогда группа составляет рассказ только со своими словами.

В качестве заключения хотелось бы сказать, что всё перечисленное мною выше не является новшеством с точки зрения методики преподавания иностранного языка, а лишь только новыми формами, в которые можно облечь хорошо известные установки.  Использование таких новых форм помогает преодолеть монотонность  урока, уйти от повторяющихся заданий, от рутины, усталости, способствует профилактике гиподинамии, вносит оживление и положительный настрой в учебный процесс. Вместе с этим, данные приёмы отлично работают на предметный результат каждого урока.

 

Комментарии закрыты.