«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

КАРТА СОКРОВИЩ

Понедельник 27 мая 2013

В апреле 2013 года на базе проектной площадки Института стратегических исследований в образовании РАО в ГБОУ СОШ № 1747 прошел семинар для преподавателей английского языка Северо-Западного округа города Москвы, работающих по УМК «Английский в фокусе 5–9» издательства «Просвещение». Участница семинара, Галина Леонидовна Копотева, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией разработки, экспертизы и апробации новых образовательных технологий ИСИО РАО, любезно согласилась ответить на несколько наших вопросов, возникших в ходе этого мероприятия.

ГАЛИНА ЛЕОНИДОВНА, РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ИЗМЕНИЛАСЬ. КАКОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ЭТА РОЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ?

Роль учителя действительно изменилась. Школа как механизм принуждения учащихся действовать по приказам взрослых, без понимания целей и критериев оценки их деятельности уходит в прошлое. Преподаватель, реализующий федеральные государственные образовательные стандарты, должен присвоить себе новую позицию, суть которой состоит в том, чтобы развивать самостоятельность детей и сопровождать их деятельность. Учитель обеспечивает, поддерживает, координирует деятельность учеников и тем самым выводит их из объектной позиции в рамках педагогического взаимодействия, переводя в субъектную. Но ребёнок на уроке реализует свою деятельность не в вакууме, а в коллективе сверстников. Любой педагог знает, что ведущим видом деятельности детей на данном возрастном этапе (5–9 класс) является общение. Именно поэтому в современных условиях особая важность придаётся развитию позитивных коммуникативных компетенций учащихся. Современный урок — это взаимодействие школьников в специально создаваемых под выполняемую учебную задачу больших и малых группах. Именно в рамках такого чередующегося группового взаимодействия в ходе решения учебных задач отрабатываются эффективные механизмы коммуникации. Как же может учитель на таком уроке по-прежнему оставаться «говорящей головой», обрушивающей на детей в форме монолога тонны информации?

ЗНАЧИТ, ИЗМЕНИЛИСЬ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА?

Безусловно. Нужно понимать, что в основной школе дети, как я уже сказала, приходят в класс в первую очередь для того, чтобы общаться. Не могу избежать соблазна привести пример из книги В. Спиваковского «Образовательный взрыв». Первоклассника спросили о том, как ему понравилось в школе. Ответ современного ребёнка очень поучителен: «Не понравилось! Читать и писать я не умею, а пообщаться и поговорить мне не дали!» Анализируя изменения в образовательном процессе для учащихся 5–9 классов, необходимые в соответствии с особенностями возраста, реалиями сегодняшнего дня и требованиями ФГОС, мы с коллегами-учителями разработали по аналогии следующее высказывание: если пятиклассника спросить, что ему понравилось на новом этапе обучения
в 5 классе, что же он нам может ответить? «Ничего не нравится: читать и писать я уже умею, а пообщаться и поговорить мне не дают!» Скажите, а были бы Вы довольны, если бы Ваш ребёнок: умел работать в команде; имел психологическую устойчивость к любым неожиданным ситуациям; снискал уважение окружающих, демонстрируя свою компетентность; мог устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими; проявлял смекалку, находя пути выхода из сложных ситуаций? Ваш ответ заранее предопределён — конечно, об этом мечтает каждый родитель! Где и когда всему этому научит учитель современного ребёнка? Ответ также предопределён — конечно же, на уроке, где будут использоваться новые эффективные технологии педагогического взаимодействия.

Значит, задача учителей — организовать общение на уроке так, чтобы оно было построено вокруг и для решения учебных и учебно-практических задач, так, чтобы ученикам было интересно учиться. Целью этого взаимодействия является предоставление ребенку возможности самовыразиться в процессе коммуникативной деятельности. Чтобы в этом специально организованном микросоциуме он умел принять в ходе решения учебной задачи либо конкретную функцию, либо определенную социальную роль, а также сформировать свою собственную личностную позицию.

Согласитесь, в таком педагогическом взаимодействии учителю нельзя по-прежнему претендовать на роль носителя истины в последней инстанции. В ходе группового взаимодействия, совместного поиска решения, проверки выбранных способов решения между детьми обязательно обнаружатся разногласия. И это нормально. Подростковый возраст как раз и характеризуется, с одной стороны, высокой потребностью принадлежности к группе, а с другой стороны, обострённой боязнью остаться «серой мышкой» среди сверстников. Разве может учитель научить ребёнка находить своё место в коллективе, диктуя свои правила распределения обязанностей и отношений в группе? Конечно же, нет, поэтому учитель должен овладеть способами мотивации учащихся к совместной деятельности, регуляции отношений в условиях принятия совместных решений сложных задач, активно использовать их, при этом становясь для школьников авторитетом в этой сфере.

МНОГО ВОПРОСОВ ВОЗНИКАЕТ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫБОРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА. ЧТО ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МОЖЕТ ДАТЬ УЧИТЕЛЮ? В ЧЕМ ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРЕД КОНСПЕКТОМ УРОКА?

Технологических карт урока сегодня много. И это хорошо. Учителю есть из чего выбрать. Важно отметить, что и выбор УМК, и выбор технологической карты урока является сугубо личным делом учителя. Мы с Ириной Михайловной Логвиновой, кандидатом педагогических наук, заместителем директора ИСИО РАО, предложили своё видение структуры такой карты. Одной из особенностей нашей авторской карты является то, что она является конструктором, поэтому на этапе проектирования урока и его реализации может состоять из различного числа компонентов. В связи с этим она очень удобна в использовании учителями с разным уровнем профессионализма. Однако педагоги побаиваются перехода к этой современной форме планирования урочной деятельности. Почему это происходит? Ответ простой: технологическая карта по своей сути, конечно же, более жесткая форма фиксации хода урока, чем конспект, в ней быстрее будут очевидны ошибки педагога.

И всё-таки мы настоятельно советуем проектировать урок в форме технологической карты, а не писать конспекты. Почему? Жёсткость структуры технологической карты позволяет быстро выявить не только недостатки проектируемого урока, но и сделать более очевидными его достоинства. В текстовый конспект могут закрасться существенные несоответствия: цели и задачи урока поставлены одни, а потом в объёмном изложении хода урока уже и не вполне ясно, реализованы они или нет в содержании материала. Кроме того, в привычном нам конспекте урока мы, к сожалению, описываем собственную деятельность, а не деятельность детей. Почему еще так важно уметь грамотно и в полном соответствии с требованиями ФГОС проектировать урок? Вышло новое Положение об аттестации педагогических кадров, в соответствии с которым предоставление конспекта урока является обязательным элементом аттестации учителя на соответствующую категорию. Почему можно заменить конспект технологической картой? Потому что никакого федерального документа, который бы закреплял требования к конспекту урока, у нас с вами нет. Поэтому учитель предоставляет конспект в той форме, которая удобнее ему.

Есть ещё один серьёзный довод в пользу перехода к технологическим картам. В Методических рекомендациях по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, чётко сказано, что под государственным контролем качества образования понимается деятельность уполномоченных органов, направленная на оценку соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с этим становится понятно, что учитель в процессе аттестации должен доказать, что он реализует ФГОС и тем самым обеспечивает качество подготовки школьников. На наш взгляд, только проект урока в форме технологической карты может помочь учителю наглядно, убедительно продемонстрировать, что он формирует требуемые группы результатов. Но самым неоспоримым аргументом в пользу отказа от плана-конспекта и перехода на технологические карты является необходимость в соответствии с требованиями ФГОС реализовывать промежуточную аттестацию учащихся с целью выявления сформированности метапредметных результатов в форме защиты учеником основной школы учебного проекта. Можно ли считать себя готовым обучать ребёнка проектированию, если сам по-прежнему планируешь, а не проектируешь урок?

ГАЛИНА ЛЕОНИДОВНА, КАКИЕ ЗАДАЧИ ВСТАЮТ ПЕРЕД УЧИТЕЛЕМ НА ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТА?

Хороший учебник — это самый первый и самый важный путь к реализации стандарта. Важнейшая современная компетенция учителя — правильно выбрать УМК. Кроме того, учитель должен овладеть системно-деятельностным подходом и реализовывать его: проектировать и реализовывать «учебные ситуации», провоцирующие деятельность обучающихся. Необходимо формировать большее, чем прежде, количество групп результатов освоения основной образовательной программы — предметные, метапредметные и личностные. Предстоит овладеть методикой организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. Но самое главное, по моему мнению, состоит в том, что учитель должен осознать новую форму, в которой сформулированы все эти три группы результатов: это не прежние знания, умения и навыки, а предметные и обобщённые способы деятельности. И не просто осознать, а перестроить образовательный процесс так, чтобы формировать именно такие результаты. Документы и материалы, сопровождающие реализацию ФГОС, примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная координационным советом по введению стандартов Министерства образования и науки РФ, дают системное научное описание всех этих групп результатов. Пересказывать их содержание нет смысла. Но всё же мне хотелось бы привести характеристику понятия «компетентность» из уже называвшейся мною книги В. Спиваковского «Образовательный взрыв»: «компетентность — когда ты знаешь, где что найти, как исправить ошибки, и умеешь сделать то, что не умеют другие». Проще, лаконичнее, но, тем не менее, максимально точно сформулировать обобщённое понятие нового образовательного результата просто невозможно!

Чем хорош в этом смысле иностранный язык как предмет? Методика преподавания иностранных языков раньше других в нашей стране была переведена на компетентностный подход. Поэтому раньше появились и УМК, реализующие деятельностные технологии преподавания. Именно к данной категории относится УМК «Английский в фокусе 5–9» издательства «Просвещение».

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НА СЕГОДНЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, КАК ЭФФЕКТИВНЕЕ РЕАЛИЗОВАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Одной из ведущих базовых технологий, позволяющих реализовать стандарты, является разворачивание учебной ситуации. Понятие учебной ситуации, введённое разработчиками стандартов, обобщает и интегрирует представление о ней всех дидактических систем развивающего образования, сложившихся и реализовывавшихся в отечественном образовании за последнее тридцатилетие. Поэтому при выборе УМК учитель должен опираться на данное понятие и делать соответствующий вывод, насколько в процессе разворачивания содержания учебного материала отражены этапы деятельностной учебной ситуации. Роль УМК в этих условиях: дать правильные задания (кроме учебно-познавательных должны быть и учебно-практические задачи) и структуру шагов, последовательность выполнения этих заданий для того, чтобы формировались результаты, которые требуются в соответствии с ФГОС ООО. Учебник «Английский в фокусе» издательства «Просвещение» является прекрасной иллюстрацией именно такого подхода!

Как блестяще в этом УМК реализована мотивационная составляющая педагогического взаимодействия, как удачно подобраны и сгруппированы задания, формирующие личностные результаты образования! Большое впечатление произвел на меня подбор заданий, формирующих один из самых сложных видов метапредметных результатов: использование разных знаковых систем (визуальной, аудиальной, словесной, цифровой…) для анализа информации. А всё это в совокупности и есть мощная основа для стимуляции деятельностной ситуации обучения, а значит и реализации ФГОС основного общего образования.

При разворачивании содержания учебного материала в строгой логике деятельностной учебной ситуации, как это осуществлено в учебнике «Английский в фокусе 5–9» издательства «Просвещение», учителю будет очень легко спроектировать урок в форме технологической карты. Её функция в этом случае будет состоять в том, чтобы позволить учителю увидеть гармонию осуществляемого им способа деятельности: все ли действия, входящие в его состав, он предусмотрел? Если учитель какие-то этапы не запланировал, естественно, способ деятельности будет сформирован у детей с перекосами. Правильно выбранная технологическая карта должна, таким образом, помочь учителю развить чувствительность к идентификации целостности формируемых способов деятельности.

КАК УЧИТЕЛЮ ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ УРОКА?

Мы провели анализ предлагаемых на рынке образовательных услуг технологических карт. Посмотрели, что реально предлагают и теоретики, и практики образования. Структурировав представление о картах, мы пришли к выводу, что предлагаются разнообразные варианты таких карт. Есть многокомпонентные модели: три карты на один урок, или конспект плюс технологическая карта, или одна карта на тему (на весь цикл уроков по теме). Есть карты, которые позволяют хорошо продемонстрировать деятельностную структуру урока. Другие фокусируются на описании специфики используемых учителем заданий. Появились карты, которые обращают внимание учителя на формирование метапредметных результатов как итога урока. Однако карты, позволяющей совместить реализацию всех требований ФГОС, на наш взгляд, не было. Мы попытались создать такую универсальную технологическую карту урока, которую можно было бы использовать для всех УМК, всех дидактических систем развивающего образования, для всех основных базовых технологий реализации ФГОС. Причём такую карту, которая бы адаптировалась под задачи и потребности конкретного учителя. На протяжении трёх последних лет созданная нами карта апробирована более чем в 30 регионах РФ. Вместе с учителями страны мы проектировали на её основе уроки по всем предметам и с использованием разных УМК, и карта работала во всех случаях. Этот опыт обобщён и показан нами в книге, изданной издательством «Учитель»,
г. Волгоград, — «Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия».

Мы благодарим Галину Леонидовну за столь интересную и обстоятельную беседу!

Беседовал Вячеслав Александров

Дополнительную информацию по теме состоявшейся встречи наши читатели могут получить, используя полезные ссылки:

http://www.isiorao.ru/ — Институт стратегических исследований в образовании РАО
http://www.prosv.ru/umk/spotlight — учебно-методический комплекс «Английский в фокусе»
http://iyazyki.ru/ — журнал «Просвещение. Иностранные языки»
http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=228&d_no=25718 — серия издательства «Просвещение» «Работаем по новым Стандартам»
http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=31394 — вебинары издательства «Просвещение» по ФГОС

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.