«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛ ГОРОДА КРАСНОДАРА

Пятница 17 мая 2013

Сегодня мир открыт для общения. Интеграция в мировое экономическое и образовательное пространство открывает для этого новые горизонты и возможности. Возросла социальная потребность в иностранных языках как средстве межкультурного общения. А для успешного общения необходимы знания не только самого языка, но и иноязычной культуры. В противном случае пользоваться языком как инструментом общения практически невозможно.

настроение: приподнятое

ключевые слова: сотрудничество, партнерская школа, дружественные отношения, формирование международной сети, интеллектуальное развитие, познание иноязычной культуры

город: Краснодар

Новые перспективы развития образования нашли отражение в федеральных образовательных стандартах. В соответствии с ними у учащихся должно быть сформировано представление о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека. Начинать обучать иностранному языку лучше в детстве, когда мозг ребенка наиболее пластичен, когда отсутствует страх перед ошибками. Изучение иностранного языка вносит заметный вклад в культуру умственного труда. Обучение иноязычной культуре используется также как средство обогащения духовного мира личности.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» направлена на применение в повседневной жизни знаний и умений, полученных в школе. Речь идет и об иностранных языках. Российский писатель Л. Успенский отмечал: «Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство – жизнь». Все мы знаем библейское предание о вавилонской башне, согласно которому Бог наказал людей за гордыню и желание достичь неба. Строительство башни не было завершено потому, что люди перестали понимать друг друга и стали говорить на разных языках. Известно, что обучение языку, тем более иностранному, очень сложный и кропотливый труд.

Выдающийся средневековый гуманист Эразм Роттердамский писал, что язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия. Полностью согласны с этим высказыванием учителя и учащиеся единственного общеобразовательного учреждения города Краснодара, в котором пятый год преподается итальянский язык, что, по мнению руководителя проекта, учителя английского языка гимназии № 69 В.П. Парахневич, является главным результатом проекта «Диалог культур». Сотрудничество с итальянской технической школой города Джемоны началось в 2004 году — задолго до того, как был объявлен проект «Одна школа — одна страна». За эти годы была проведена большая работа по изучению истории и культуры двух стран. Все началось с виртуального общения, был создан совместный сайт, затем было посещение маленького городка Джемона-дель-Фриули на севере Италии. Далее пришла идея создания летней школы в Италии. Началось изучение языка, географии, истории Италии, знакомство с произведениями искусства и архитектуры, встречи с итальянскими историками, писателями. В мае 2008 года в гимназии состоялась международная научно-практическая конференция по теме «Контакты римлян в Причерноморье», в которой участвовали дети и преподаватели обеих стран, а также преподаватели Кубанского госуниверситета и директор музея итальянского города Рагона. В гимназии успешно обучали итальянских детей русскому языку, знакомили с литературой, историей, бытом России. Сегодня в проекте участвует около 200 человек. С.Ф. Сеничева, директор гимназии № 69, а также директора московской и санкт-петербургской гимназий были приглашены к участию в международной конференции, посвященной программе распространения итальянского языка в нашей стране. В прошлом году гимназию посетил глава отдела образования при консульстве Италии в Москве господин Карло Даволи. Он высоко оценил сотрудничество обеих стран, о чем написал мэру города Краснодара. Партнерская школа в очередной раз была посещена в 2012 году. Ребята помогали работникам библиотеки Сан-Даниеле переводить с русского языка на итальянский пожелтевшие от времени документы. Когда был объявлен проект «Одна школа — одна страна», итальянские партнеры начали охотно сотрудничать с гимназистами в данном направлении.

С любовью относятся ребята к изучению французского языка. В текущем учебном году гимназия № 40 продолжила активную работу по дальнейшему изучению и совершенствованию преподавания этого языка. Клуб интернациональной дружбы «Спринт» ведет переписку с пятым классом колледжа Сен-Андре французского города Кольмар, пригорода Страсбурга. Работает театральная студия «Ариан», спектакли которой ставит на французском языке руководитель театральной студии, учитель французского языка Е.А. Иванов. Ведется активная подготовка учащихся гимназии для участия в региональных и международных конкурсах школьных театров, проводимых Посольством Франции в России. В октябре прошлого года в гимназии № 40 состоялась встреча старшеклассников с преподавателем факультета славянских языков Лозаннского университета (Швейцария) Патриком Серио. Учащиеся гимназии получили удовольствие от знакомства с эрудированным человеком, профессионалом своего дела, слушали настоящий французский язык и слегка гордились тем, что понимают аутентичную речь.

Изучение немецкого языка имеет ясную перспективу: тот, кто говорит по-немецки, не только может общаться со 119 миллионами носителей немецкого языка во всем мире, но и создает основу для получения высшего образования в Германии и развития своей карьеры.

В июле 2012 года немецкий город Карлсруэ и столица Кубани Краснодар отмечали 20-летие установления дружественных отношений. В рамках этого проекта учащиеся общеобразовательных учреждений города, изучающие немецкий язык, участвуют во всех мероприятиях, проводимых на кафедре немецкой филологии Кубанского государственного университета. Многократным победителем международных олимпиад и конкурсов, проводимых посольствами ФРГ и Австрии, стал ученик 9-го класса гимназии № 92 Дмитрий Ерохин.

С 2008 года в гимназии № 23 реализуется проект с Европейской школой города Карлсруэ. Первое общение произошло в декабре между учителями гимназии и Европейской школы, затем эти мероприятия стали проводиться регулярно. В проекте участвовали ученики старших классов. Их общение не ограничивалось интернет-уроками. Дети продолжали общаться дома, узнавали все больше и больше друг о друге, с еще большим интересом стали относиться к немецкому языку. В.С. Алешина, заместитель директора гимназии, обращает внимание на то, что динамично развивающиеся современные средства коммуникации могут передавать содержание постоянной ценности. Школьники могли бы поддерживать такие контакты за пределами школы. Это послужило бы дополнительным стимулом для изучения немецкого языка, содействовало бы знакомству с историей, обществом, культурой и повседневной жизнью Германии. «Цифровой контакт» расширяет и углубляет компетенции в области межкультурной компетенции и знания иностранных языков.

Одним из главных этапов сотрудничества стал цифровой мост в сентябре 2010 года, на котором присутствовали директор департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар И.М. Гамзаев и региональный уполномоченный Посольства Германии по Краснодарскому краю доктор Кристиан Зеебоде.

В актовом зале гимназии был установлен большой экран для цифрового моста. Господин Хойен подробно рассказал о немецкой школе, о том, что партнёрские отношения создавались благодаря поддержке мэрии города Карлсруэ и администрации Краснодара. Одновременно к разговору подключились директор и учителя лицея имени Николауса Ленау (Венгрия). Но особенно интересно развернулась дискуссия между участниками интернет-моста. Живое общение со сверстниками из разных стран привело детей в восторг. А через год гимназия принимала у себя группу ребят из Европейской школы. Затем с ответным визитом гимназисты побывали в Карлсруэ.

С огромным интересом немецкий как второй иностранный язык изучают учащиеся гимназии № 36. Это единственное образовательное учреждение в Южном федеральном округе, принимающее с 2009 года участие в международном проекте «Школы: партнеры будущего» (ПАШ) (www.goethe.de › Старт › Преподавателям немецкого‎). Заинтересованных лиц в данном проекте много: в Российской Федерации — 14 школ, а в мире — 1500 школ. Работа ведётся интересно и интенсивно, проект продлён до 2017 года.

Целью проекта является формирование международной сети, которая объединит тысячу партнёрских школ. Преподавателям и ученикам немецкого языка по всему миру предоставляются долговременное содействие и поддержка. Данная программа организована под патронатом Министерства иностранных дел Германии. В августе 2009 года в рамках осуществления проекта Немецким культурным центром имени Гёте и Посольством Германии в России была оказана широкая поддержка в оснащении кабинета немецкого языка. Было получено высококлассное оснащение: широкая подборка обучающих пособий от лучших немецких издательств „Hueber“, „Langenscheidt“, „Cornelsen“, „Verlag für Deutsch“ и другие. В распоряжении учащихся находятся специальные игровые учебные материалы для начальной школы, пять ноутбуков и необходимое к ним обеспечение, интерактивная доска, цифровая видеокамера, выписанные по абонементу специализированные журналы, которые поставляются напрямую из немецких издательств, мультимедийные учебные пособия и материалы по страноведению, современные обучающие компьютерные программы, комплекты учебников и многое другое. В гимназии на основе кабинета немецкого языка создан учебный центр. Школа успешна, если в ней создаются условия, порождающие мотивацию к образованию. Все это создает благоприятные условия для изучения немецкого языка. Руководитель проекта «Школы: партнеры будущего» (ПАШ) Н.В. Юркина отмечает: «Мы считаем большой удачей для нашей гимназии участие в данном проекте, так как после вступления гимназии в проект ПАШ у учащихся появились неограниченные возможности для изучения немецкого языка». Она и ее учащиеся неоднократно посещали семинары как в России, так и в Германии. За успешное сотрудничество они были награждены грамотами Института имени Гете.

Все гимназисты успешно прошли обучение на курсах и блестяще сдали экзамены на международные сертификаты. В мае 2010 года 13 гимназистов 5–7 классов успешно сдали международные экзамены, в апреле 2011 года — 44 гимназиста, в мае 2012 — 51 гимназист. Таким образом, 112 учащихся получили сертификаты Немецкого культурного центра имени Гёте за 4 года участия гимназии в данном проекте.

В 2010 году на зимних молодёжных курсах в городе Франкфурте-на-Майне прошли обучение многократные призёры школьных и городских олимпиад Ольга Волна и Маргарита Елоева. В январе 2011 года в зимних молодежных курсах в городе Бургхаузен (Бавария) приняли участие пять гимназистов 8-х классов; в августе 2011 года — два гимназиста в Санкт-Петер-Ординге; в июле 2012 года — еще два в Билефельде.

Огромное внимание интеллектуальному развитию и развитию познавательных способностей детей уделяет администрация СОШ № 47 города Краснодара. С 2006 года учащиеся по приглашению директора гимназии господина Краузе выезжают в Карлсруэ. С ответным визитом школьники из Германии посещают Краснодар. Руководители проекта — учителя немецкого языка Е.Н. Глазкова и Т.В. Мелешко неоднократно делились впечатлениями с учителями города о своих незабываемых поездках.

Гимназия № 25 города Краснодара активно сотрудничает с гимназией имени Гёте города Вецлар (Германия). С 2010 года для поддержания интереса и положительного отношения к немецкому и русскому языкам с обеих сторон осуществляется взаимообмен учащимися.

Международный проект «Краснодар — Вецлар: партнёры в образовании» в прошедшем году не только сохранился в стенах этих двух гимназий, но и приобрёл новый, неожиданный поворот. В свой весенний приезд в Краснодар немецкие гости посетили «Час Славы», продемонстрировавший традиции Кубанского казачьего войска. Заложить основы практического владения языком можно было на встрече в литературной гостиной, где учащиеся слушали поэтические произведения Пушкина и Гёте. Фестиваль народных традиций показал схожесть русской «Масленицы» и немецкого Карнавала. Ученики гимназии № 25 показали разнообразную концертную программу, которая содержала широкую палитру жанров — от богатого мультинационального фольклора России и классической музыки до рока и произведений поп-музыки на английском, немецком и русском языках. Во время поездки в Германию учащиеся гимназии проявили готовность и стремление к взаимопониманию. На немецкой земле звучала тема народных традиций Кубани на празднике «День Святого Мартина». К этому празднику была сделана выпечка, а вырученные от её продажи деньги помогут одному ребёнку из Бангладеш посещать школу на протяжении года. В день католического Рождества была проведена подобная ярмарка-продажа в стенах краснодарской гимназии № 25, а деньги были переданы находящемуся на попечении бабушки двенадцатилетнему мальчику из станицы Каневской, о тяжёлом заболевании которого дети прочитали на страницах газеты «Аргументы и факты».

Экскурсионные маршруты провели гимназистов по местам, связанным с именами великих Гёте и Мартина Лютера. Каждый раз ученики делали для себя новые открытия в музее «Математикум», где экспонаты дают возможность «на ощупь» применить законы физики и математики. Такие мероприятия расширяют эрудицию и общий кругозор ребенка. Дети поддерживают контакты в социальных сетях. «Россия в 1000000000 раз лучше Германии!» — написал на своей странице с юношеским максимализмом немецкий гость, посетивший наш город. И покорили его сердце не наши развлекательные центры, а гостеприимство и искренность жителей Кубани.

Интерес к изучению немецкого языка возрос. Недавно в городе стартовал проект «Немецкий для детей с зайчишкой Хансом». Проект для малышей организован институтом имени Гёте и работает в нескольких странах Европы и Средней Азии. Десять студентов Кубанского государственного университета прошли обучение в институте и получили эксклюзивные знания. Заведующая кафедрой немецкой филологии, доктор филологических наук, профессор университета М.А. Олейник сообщила, что на сегодняшний день в городе накоплен определенный опыт раннего обучения детей иностранным языкам, но востребованными оказываются профессионалы, обученные специальным методикам и сдавшие экзамен на международный сертификат института имени Гёте.

По-прежнему первым иностранным языком остается английский язык. Краснодарские школьники охотно участвуют во всероссийских и международных конкурсах, в программе обмена старшеклассниками «FLEX», которая полностью спонсируется Американским советом по Международному образованию. Ежегодно 1–3 учащихся гимназии № 23 становятся финалистами конкурса и направляются в США, где живут в американских семьях и учатся в государственных школах. В 2012 году в США обучались два гимназиста. В 2012–2013 учебном году два школьника лицея № 90 проходят обучение в Англии.

Международный обмен опытом расширяет не только границы языкового познания, но и границы между государствами и людьми. С 1990 года гимназия № 23 является базовым образовательным учреждением программы AFS по международному обмену старшеклассниками из 59 стран мира благотворительного фонда «Интеркультура». За эти годы более 45 старшеклассников гимназии получили прекрасную возможность обучаться в школах Европы и Америки, Австралии и Новой Зеландии. Гимназия постоянно принимает иностранных студентов и волонтёров. В 2010 году ученица гимназии № 23 Маргарита Нефёдова стала победительницей конкурса «Латинская Америка: далекая и близкая» и получила возможность в течение года обучаться в Аргентине. С 2010 года гимназисты побывали в Италии, Германии, Бельгии, Канаде. Учитель английского языка гимназии С.П. Куприянова, которая является региональным представителем AFS программы на юге России, стала победителем конкурса «Лучший AFS волонтёр России 2010», что позволило ей принять участие в ежегодном саммите волонтёров, организованном Европейской федерацией межкультурного обучения в Венгрии. В этом учебном году гимназия приняла старшеклассников из Нидерландов, Италии, Таиланда, а также волонтёров из Австрии и Германии. Каждый год во время летних каникул учащиеся гимназии № 23 совершают экскурсионно-образовательные поездки в Англию, США и страны Европейского союза.

Учителя иностранных языков традиционно сильны в организации внеклассной работы. Они работают по различным международным программам. Одна из самых популярных среди программ молодежных обменов — программа Ротари. По этой программе в гимназии № 87 и СОШ № 89 приезжают студенты из США, Таиланда , Канады. По программе AIESEC в СОШ № 31 бывают студенты из Индии, Анголы, Бразилии.

В декабре 2012 года в лицее № 90 состоялся круглый стол с волонтёрами-студентами из шести стран мира по проблемам подростков в мировом сообществе.

Встречи со студентами из Канады, Китая, Коста-Рики, Колумбии проводились в СОШ № 19, 42. Учащиеся школ города ведут переписку со своими сверстниками. Так, ученики СОШ № 10 переписываются с ребятами из Далласа (Техас, США), СОШ № 70 — из Канады, гимназии № 33 — из Италии.

Стало доброй традицией обучение учащихся английскому языку в английских университетах в летнее время, что позволяет повысить уровень владения языком. Учащиеся СОШ № 101 выезжают в летнюю языковую школу в Турцию. Группа учащихся, обучаясь экстерном в гимназии № 92, одновременно учится в престижных школах Англии. Учащиеся гимназии № 23 успешно продолжают свое обучение в Англии, Канаде, Германии. Сложно сформировать коммуникативную компетенцию, не находясь в стране изучаемого языка. Благодаря таким поездкам ребята узнают больше о странах. При живом общении легче приобщиться к культурным ценностям другого народа и познакомиться с его традициями и обычаями, накопить опыт овладения языком.

В преддверии олимпиады в Сочи в 2014 году каждая школа города работает над проектом «Одна школа — одна страна». В рамках данного проекта учащиеся гимназии № 92 третий год ведут переписку и поддерживают онлайн-общение со школой из Новой Зеландии. Ребята гимназии № 72 ведут активную переписку со средней школой города Дамаскус штата Мэрилэнд. Их соединяет международный проект «Сад дружбы», который был организован в 2003 году учителем английского языка Е.В. Барковой и учителем из США Стивом Расселом. На территории гимназии есть уголок, где растут деревья, посаженные американскими школьниками во время их визита в Россию, а в городе Дамаскус — деревья, посаженные российскими детьми.

В Краснодаре много увлеченных своей работой учителей. Без их любви, заботы и заинтересованности невозможно научить языкам, а главное — привить любовь к ним. Каждый учитель ищет формы и методы обучения, которые позволили бы его ученикам проявить творчество и самостоятельность. Ученица гимназии № 72 Татьяна Сятчихина (учитель Е.В. Баркова) в 2012 году стала победителем международного конкурса молодых писателей в рамках Американских советов по международному образованию. Она получила диплом за успешное освоение программы и была награждена поездкой на учёбу в университет штата Иллинойс. В 2010–2011 учебном году Е.В. Баркова и А.И. Баркова стали победителями международного конкурса «Сочи – 2014. Олимпиада открывает границы!». На торжественной церемонии награждения в рамках подведения итогов «Учитель года 2010» в Москве в декабре 2010 года им были вручены дипломы конкурса и ценные подарки. Сегодня победительницы входят в оргкомитет олимпиады 2014 года в Сочи. На сегодняшний день Е.В. Баркова как региональный представитель международной корпорации «Пирсон» разработала положение о конкурсе по страноведению по теме «Повышение эффективности обучения иностранным языкам через познание иноязычной культуры». По условиям конкурса учащимся необходимо будет на английском языке защитить творческий проект по закрепленной за школой стране по проекту «Одна школа — одна страна», а преподавателям представить отчёт по проекту, раскрыв тему конкурса. Совместно с УМЦ «Британия-Кавказ» и международной корпорацией «Пирсон» в 2012 году в гимназии № 72, пилотной площадке по использованию УМК «Choices» цифрового и онлайн-ресурса, для учителей города проводилась серия семинаров-тренингов по применению цифровых образовательных ресурсов.

Под руководством директора УМЦ «Британия-Кавказ» О.Б. Скляровой в городе открывается кембриджский ресурсный центр по приему международных экзаменов. Совместно с Кембриджским университетом и УМЦ «Британия-Кавказ» на площадках гимназии № 69, лицея № 90, гимназии № 72 города Краснодара были открыты центры по подготовке к международным экзаменам в рамках дополнительного образования.

УМЦ «Британия-Кавказ» предлагает вниманию учащихся также виртуальный проект «Друг по переписке», где за каждой российской школой будет закреплена иноязычная школа. Учителям будет оказана методическая поддержка в качестве бесплатных тренингов и консультаций, у активно участвующих в проекте учителей появится возможность отправиться на двухнедельные тренинги в Кембриджский университет.

Но о серьезном улучшении знаний иностранных языков говорить еще рано. Низкая подготовленность учащихся некоторых школ к ЕГЭ доказывает, что больше внимания нужно уделять языковой подготовке учащихся. Языку учатся в течение многих лет, выучить его за один год невозможно. Выбор иностранного языка для сдачи ЕГЭ только из-за того, что побывал за границей, не может считаться обоснованным. В этом направлении должна проводиться систематическая и фундаментальная работа. В скором будущем все одиннадцатиклассники будут проходить государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ.

Школа несет ответственность за языковую подготовку учащихся, а главная роль в школе принадлежит учителю. От учителя зависит, насколько он понимает свою роль в образовании в период введения новых образовательных стандартов, какие методы обучения использует в преподавании. От его профессионализма в развитии коммуникативных умений учащихся, от того, как он поддерживает диалог культур, в учениках вырабатывается дружественное и толерантное отношение к представителям других национальностей.

Образование, полученное в школе, дает возможность использовать приобретенные на уроках иностранного языка знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни как на родине, так и за рубежом. По окончании школы все выпускники должны уметь говорить и общаться на иностранном языке, в каком бы общеобразовательном учреждении они ни учились.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.