ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Автор: Елена ОШУР | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ
Пятница 19 июля 2013
Обучение в любом образовательном учреждении всегда направлено на достижение единой цели, которой обучающийся должен достигнуть за курс изучения дисциплины. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, в результате освоения многих дисциплин обучающийся должен овладеть 10 общими компетенциями (ОК). Дисциплина ОГСЭ.03 «Иностранный язык» не исключение. 10 общих компетенций — это конечная цель изучения дисциплины.
настроение: методическое
ключевые слова: конкурентоспособный, мотивация, обучение, общие компетенции, творчество
город: Кемерово
Условно курс обучения можно разделить на 3 части, в соответствии с возрастным этапом обучения, и на каждом отдельном этапе цель будет разной, но в то же время она должна подчиняться той главной цели, которая обозначена в стандарте.
Каждой подцели подчиняются еще более частные цели, которые преподаватель ставит:
- в каждом семестре;
- при изучении отдельной темы;
- на каждом отдельном уроке.
Но нельзя забывать, что все эти «маленькие», отдельные цели взаимосвязаны и подчинены одной главной цели: овладению 10 общими компетенциями. Сформированность этих 10 общих компетенций — залог того, что выпускник является не только конкурентоспособным специалистом, но и свободной и развитой личностью, способной к самосовершенствованию и сотрудничеству с другими.
Развитие творческой составляющей личности в современном мире просто необходимо, поскольку позволяет не только нестандартно подходить к решению профессиональных задач, но и способствовать здоровой конкурентности на рынке труда.
При более внимательном рассмотрении среди 10 компетенций можно увидеть те, которые способствуют креативному развитию обучающегося. Это:
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности[3].
В процессе обучения необходимо применять новые, инновационные технологии, которые, с одной стороны, соответствовали бы новому стандарту, а с другой стороны, были бы интересны обучающимся. Использование проектных технологий в процессе обучения позволяют достигать этих целей, а также способствует повышению мотивации обучения.
Для формирования творческой компетенции учащихся преподаватель может использовать различные способы:
- Метод проектов;
- Кейс-технологии.
- Проблемное обучение[1].
Эти технологии позволяют создать свой собственный продукт, прийти к своему креативному решению той или иной проблемы. При использовании этих технологий обучения развиваются и вышеперечисленные общие компетенции. Кроме того, данные технологии также могут использоваться с целью организации самостоятельной работы обучающихся.
Не только целые технологии, но и отдельные методы и приемы позволяют развивать у обучающихся творческую компетентность. - Интерактивные методы обучения: «Мозговой штурм», ролевые игры, «незаконченное предложение», игры и т. д.
- Создание презентаций. Данная форма работы, несмотря на кажущуюся простоту и тот факт, что всегда есть определенный план, также способствует развитию креативности, они всегда индивидуальные и творческие.
- Участие в различных конкурсах, олимпиадах по английскому языку. Во-первых, это позволяет совершенствовать знания по предмету, а во-вторых, в настоящее время в этих конкурсах очень много творческих заданий. Например, одним из заданий конкурса «Letter to Santa Claus» от центра «Снейл» было описать ситуацию, когда Санта проснулся в Рождество один и в России[5].
- Проведение внеклассных мероприятий. Отличием от уроков является то, что большинство заданий мероприятий носит творческий характер (создание видеоролика, посвященного Дню европейских языков, оформление новогодних открыток и т.д.)
- Создание монологов, диалогов, придумывание предложений, перевод текстов. Если все вышеперечисленные способы можно использовать практически на любой дисциплине, то этот является обязательным приемом для предмета «Иностранный язык». Все эти методы являются творческими, поскольку обучающиеся сами придумывают диалоги и монологи (сами выбирают лексику и содержание). Перевод также является сугубо индивидуальным, поскольку трактуется и оформляется каждым обучающимся на письме по-разному.
Следует отметить, что в каждом из этих способов и приемов степень творчества является разной. Поэтому на разных этапах обучения целесообразно использовать различные средства для развития творческой компетенции[4]. В нижеприведённой таблице наглядно представлено распределение методов по курсам обучения. Выбор зависит не только от степени творчества и степени самостоятельности, но и от уровня владения иностранным языком.
Успешность развития творческой компетенции у обучающихся зависит и от того, насколько педагог готов и может использовать данные средства на практике. Обязательно нужна определенная подготовка педагога. С личностным развитием педагога, его профессиональным совершенствованием, его опытом возрастает степень эффективности в использовании технологий и методов обучения для развития творческой компетентности обучающегося.
Хотелось бы также отметить, что использование данных технологий и методов обучения не только формирует творческую компетенцию, но и позволяют повысить мотивацию к обучению, поскольку помогает разнообразить сам процесс обучения и перейти от простого заучивания и механического выполнения задач к творческому подходу при выполнении поставленных задач, а также позволяет формировать 10 ОК, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения иностранного языка[2].
[links&resources]
[1] Потапова Н.В. Интерактивные методы обучения на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся. Методическое пособие для преподавателей иностранного языка. — Кемерово, 2009. — C. 12–15.
[2] Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов педвузов и учителей. — М.: АСТ, 2008. — C. 215–218.
[3] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 190631. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. — C. 4.
[4] Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — C. 119–130.
[5] Центр Снейл http://www.nic-snail.ru/