АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Автор: Лирия ВОРОБЬЁВА | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Понедельник 22 июля 2013Преподавание есть искусство, а не ремесло — в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, наиболее эффективный для конкретной группы учащихся, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного неукоснительно, учитывая индивидуальные условия, — вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать и пробовать — на основе осмысления результатов, последовательно требовать, неустанно совершенствоваться — это единственно правильный курс учителя.
настроение: профессиональное
ключевые слова: английский язык, информационные технологии, коммуникативная компетенция, универсальные учебные действия, познавательная активность
город: Мариинск, Кемеровская обл.
Работая учителем иностранного языка в средней школе, я пришла к выводу: невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа сегодня стремительно меняется, старается идти в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача, поставленная новыми образовательными стандартами, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Что же такое умение учиться? Это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, мы, учителя, должны наделить ребёнка универсальными учебными действиями, то есть совокупностью навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
От выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Современный учитель — это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознающий необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании. Это — учитель, способный создавать благоприятные условия для:
- общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка;
- проявления и раскрытия творческого потенциала ученика;
- реализации каждым учеником себя как личности.
С тех пор как Ян Амос Каменский впервые обосновал необходимость классно-урочной системы в 1652 году, школьная среда обучения претерпела значительные изменения. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий на уроках иностранного языка. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Современный учитель должен уметь создать условия для практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Зачастую психологические особенности, тип восприятия ребенка становятся причиной «академической неуспешности» школьника. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке. Поэтому можно сделать один вывод — необходимо проводить уроки с применением новых информационных технологий. Однако убеждена, что внедрение в учебный процесс мультимедийных программ вовсе не должно исключать традиционные методы обучения, а гармонично сочетаться с ними. Опыт показывает, что использование в обучении компьютерных технологий, включение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением мультимедийных средств существенно повышают эффективность занятия.
В своей педагогической деятельности я реализую задачи (предметные и личностные):
- систематическая работа развитию общей культуры обучающихся;
- формирование ответственного отношения обучающихся к результатам обучения;
- повышение интереса к предмету и положительная динамика качества образования обучающихся;
- повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами.
Свою миссию как учителя английского языка вижу в создании условий для практического овладения языком каждого обучающегося.
В МБОУ СОШ № 6, где я работаю, имеется достаточно развитая образовательная среда, обеспечивающая применение ИКТ: мобильный компьютерный класс, оснащенный ноутбуками, мультимедийным проектором, экраном, учебный комплекс ЦОР в библиотеке учреждения и в классе. Это позволяет эффективно распределять учебное время, повысить эффективность учебного процесса;
- создать условия для индивидуального и дифференцированного обучения обучающихся;
- увеличить время устной практики для каждого обучающегося;
- обеспечить высокую мотивацию обучения;
- преодолеть личностно-психологический барьер общения;
- установить благоприятный психологический климат на уроке;
- работать над лексической, грамматической, фонетической сторонами языка.
В своей педагогической практике применяю следующие компьютерные технологии:
- презентации в PowerPoint;
- интернет-ресурсы;
- электронные учебники.
Презентации можно использовать и на начальном этапе обучения, и на продвинутом. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала обучающимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран или персональный компьютер (ноутбук) для каждого учащегося. Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
- повысить мотивацию учащихся;
- использовать большое количество иллюстративного материала;
- интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
- вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.
Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.
Обладая такой возможностью, как интерактивность (способность вести «диалог»), компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.
Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть её как наглядного средства остаётся неизменной, меняются только её формы, в зависимости от поставленной цели её использования.
Телекоммуникационные технологии дают доступ к различным банкам информации всем участникам педагогического процесса.
Возможности использования интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения,
используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т. д.
Использование сети Интернет позволяет мне как учителю глубже подготовиться к уроку, отобрать интересный аутентичный материал, повысить профессиональный уровень, поделиться опытом с коллегами на форумах, в интернет-сообществах для учителей. В настоящее время есть широкий выбор различных сайтов, для меня как учителя-практика более приемлемым является сайт www.tea4er.ru. Это интерактивный научно-методический журнал, в котором учителя могут обмениваться своим опытом, обобщать его, публиковать свои уроки, внеурочную деятельность, дидактические материалы, создавать свой персональный блог, который отражает индивидуальную педагогическую деятельность.
В настоящее время существует много сайтов как английских, так
и сайтов русскоязычных авторов, которые предназначены именно для снятия трудностей у изучающих английский язык при помощи разнообразных упражнений. Среди сайтов англоязычных авторов можно выделить такие как:
http://www.learn-english-online.org/
http://www.teachitworld.com/ и т.д.
Данные сайты дают возможность отработать определённые грамматические правила и поработать с упражнениями, позволяющими обобщить ранее полученные знания. Упражнения могут быть использованы как на уроке, так и дома. При выполнении данных упражнений обучающийся сразу же получает информацию в виде баллов и может реально оценить свои знания по данной теме. Я как учитель использую эти упражнения и для оценивания работы ученика. Так как обучающийся может наглядно увидеть результат своей работы, данные упражнения подходят и для домашней подготовки к различным грамматическим работам.
На данных сайтах можно найти не только упражнения, но и правила, таблицы, объяснения грамматических особенностей английского языка. Таким образом, обучающиеся могут перед выполнением упражнений предварительно прочитать правила и разобрать их ещё раз, что позволяет выполнять предложенные упражнения более успешно. Использование сети Интернет открывает обучающимся прекрасную возможность принять участие в общероссийских и международных дистанционных олимпиадах по английскому языку, которые проводятся различными организациями.
Проанализировав интернет-материалы, учительские блоги, созданные на порталах tea4er.ru, set.ru, pedsovet.ru, я приняла решение о создании собственного сайта. Ответ на вопрос, зачем учителю нужен персональный сайт, я нашла в простых правилах:
- Настоящий учитель всегда стремится стать положительным примером для своих учеников, и собственный сайт будет ему в этом незаменимым помощником.
- Сайт помогает добиться общественного признания.
- Качество материалов, представленных на сайте, показывает, насколько компетентен и профессионален учитель.
- Сайт позволяет создать википедию по своему предмету.
- Сайт дает возможность интересными материалами привлечь внимание учеников к изучаемому предмету, на примерах показать возможность широкого применения знаний иностранного языка в жизни.
- Сайт позволяет показать примеры индивидуального подхода к ученикам в ходе образовательного процесса, собственные педагогические находки и открытия.
- «В современном мире сайт становится визитной карточкой как организации, так и частного лица». (Дуванов А.А.) Персональный сайт учителя — это тот инструмент, который позволит сделать процесс интеграции знаний более эффективным. Свой персональный сайт я стараюсь использовать для взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: учитель — учителю, учитель — ученику, учитель — родителю.
Инновации стали неотъемлемой частью современного урока, и задача учителя заключается в грамотном отборе и использовании обучающих технологий с тем, чтобы обеспечить эффективность овладения новым языком.
[links&resources]
Booij, G. The Grammar of Words: An Introduction to linguistic Morphology / G. Booij. — Oxford: Oxf. Univ. Press, 2005. — 308 p.
2. Carstairs-McCarthy, A. In Introduction to English Morphology: Words and Their Structure / A. Carstairs-McCarthy. — Edinburgh: Edinburgh Univ. Press, 2002. — 160 p.
3. Cruse, D. A. Lexical Semantics / D. A. Cruse. — Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1995. — 310 p.
4. Murphy Raymond. English Grammar in Use/ Murphy Raymond. — Cambridge.— Cambridge University Press, 1997 .— 278p.