ИГРА В РЕЖИМЕ «РЕАЛИТИ-ШОУ» КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Ирина САРАЕВА | Рубрика: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ Понедельник 15 июля 2013Главная проблема в обучении — мотивация, стимулирование и поддержка познавательной активности ребенка. Важным фактором в решении этой задачи является развитие мотивов, соответствующих структуре учебного процесса, при котором ученик получает моральное удовлетворение от собственной деятельности, от того, что он научился чему-то новому. Достигнутый при этом успех вызывает яркие эмоции, а результатом становится устойчивая самооценка.
настроение: увлекательное
ключевые слова: игра, творчество, креативное мышление, мотивация, самооценка
город: с. Утёвка, Нефтегорский р-н, Самарская обл.
К сожалению, очень часто на личность ученика педагоги не обращают должного внимания, поскольку стараются выполнить свою основную задачу — формирование знаний и умений применять полученные знания в практической (речевой) деятельности. Однако нельзя забывать о том, что любой вид деятельности должен реализовывать собственный интеллектуальный потенциал индивида, а непосредственное участие в этой деятельности формировать социально и творчески активную личность.
Мы не должны пренебрегать личностными проявлениями школьников. Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведет, то, что ему на самом деле удается. Эта объективная часть — поведенческая составляющая Я-концепции[1].
Оценка личных достоинств основана на наших ценностях и постоянно совершенствуется в процессе общения с учащимися. С точки зрения Кристофера Мрука[3], самооценка — это не только то, как хорошо или плохо вы что-то делаете (Я-концепция), но и то, какое значение вы сами придаете своим действиям или как оцениваете результат своей деятельности.
Для воспитания личности, способной управлять своей жизнедеятельностью, процессом самопознания, саморазвития и самореализации, необходим эффективный образовательный процесс.
В психологии и педагогике принята исходная дидактическая аксиома, которая состоит в том, что без собственной активности учащихся обучение утрачивает свою основную миссию — становление интеллектуально самодостаточной личности. В практике обучения и теоретических исследованиях постоянно идет поиск путей интенсификации обучения. К наиболее интересным находкам в этой области традиционно относятся проблемное обучение, деловые игры, реальное проектирование, программированное обучение. Особо следует отметить роль дифференцированного обучения в выявлении психологических, интеллектуальных и эмоциональных особенностей индивида и определение доминантных позиций в процессе конкретной познавательной деятельности. Данные методики по своей новизне и сущности относятся, главным образом, к мотивационному этапу дидактического процесса, позволяя повысить активность и уровень самостоятельности когнитивного процесса обучающихся. Так, например, известно, что психологические особенности восприятия, классифицирования, запоминания и применения знаний у школьников различны; индивидуальны также темп и режим времени усвоения информации. Рациональная методика преподавания требует не только знания всех этих особенностей, но и обязательного учета их в педагогической деятельности[2].
Приоритетом личностно ориентированного обучения становится личность учащегося — его мотивы, цели, стремление к самореализации. Для повышения интереса обучающихся к выполнению того или иного задания необходимо наличие ряда факторов, а именно: актуальность, новизна, вариативность и разнообразие, а также эго-фактор, который предполагает возможность для школьников заявить о себе, творчески раскрыться, самоутвердиться.
Принципиально важным преимуществом игрового метода является то, что он способствует созданию максимально комфортной психологической среды, позволяя даже самым нерешительным ученикам чувствовать себя равноправным членом коллектива, осознавать значимость собственного мнения в процессе взаимодействия с другими людьми. Практика показывает, что учащимся нравится демонстрировать свои способности и достижения на публике.
Доступность и популярность игры привлекают педагогическое сообщество и способствуют широкому и активному применению этой формы учебной деятельности на занятиях по различным предметам. Особенно эффективно данный метод работает при изучении иностранных языков, поскольку ученик получает реальную возможность использовать собственные знания и индивидуальные возможности.
Существует большое количество игр и конкурсов, разнообразие их видов только радует. Но всегда хочется чего-то нового, современного и необычного. В процессе творческого поиска появилась идея адаптировать для школьников популярную в свое время телеигру, несколько изменив правила и содержание заданий.
«Пирамида» — это российский аналог американской телеигры «Pyramid», которая выходила в 2004–2005 годах на телеканале «Россия».
Правила
В раундах принимают участие 2 пары игроков. В начале конкурса участники мини-команд решают, кто из них будет объяснять слова, а кто отгадывать. Суть телеигры проста и напоминает детские забавы — «ассоциации» или театр мимики и жеста.
Первый раунд
Перед командами открывается изображение, состоящее из шести (семи) фигур — пирамид. На них появляются темы, каждая из которых содержит по семь слов. Пары игроков по очереди выбирают темы, и за одну минуту (для большей привлекательности лучше использовать не секундомер, а обычные песочные часы) объясняющий игрок должен при помощи синонимов, звуков или мимики и жестов объяснить угадывающему слова, которые появляются на экране перед объясняющим и зрителями. Угадывающий игрок сидит спиной к экрану и задания не видит. Однокоренные и близкие по значению слова в объяснении звучать не должны. За каждое отгаданное слово участник получает один балл.
«Великолепная семёрка»
Если одна из команд выбрала пирамиду с темой, внутри которой был сектор «Великолепная семёрка», и участник угадывает все семь слов, то он получает дополнительный приз.
Команда, победившая по итогам раунда, выходит в «Круг победителя» (амер. Winner’s Circle). Если обе команды набрали одинаковое количество баллов, то объявляется дополнительный раунд, где объясняющим игрокам дают семь слов, начинающихся на одну букву английского алфавита.
«Круг победителя» 1
В течение двух минут объясняющий должен разъяснить шесть словосочетаний своему партнёру. За каждое совпадение угадывающий зарабатывает два балла.
Второй раунд
Во втором раунде игроки в каждой из команд меняются ролями: объясняющий становится угадывающим и наоборот. Правила совпадают с правилами первого раунда.
«Круг победителя» 2
Правила такие же, как в «Круге победителей» 1. При этом необходимо выполнение нескольких условий: если в «Круг победителя» вышла другая команда, которая не выходила в этот круг в первом раунде, то ей нужно набрать больше баллов, чем первой команде. Если счёт равный, то угадывающие игроки проходят дополнительный раунд из заданий к «Великолепной семерке».
Правила можно адаптировать к любой возрастной группе учащихся. Слова в заданиях можно подбирать по интересующей тематике с учетом возможности быстро придумать синоним к данному слову или выразить его с помощью жестикуляции и звуков.
Темы заданий, расположенные на двух первых слайдах, лучше перефразировать таким образом, что, прочитав название, о содержании можно было только догадываться.
I раунд
Noah’s Ark — Describe what animals you can see in the countryside.
Look at Me — Describe what you can usually see on the wall.
Body-Building — Describe what you can do at your Physical Training Lessons.
The Bookish Worm — Describe what you can usually see in our school library.
Dirty Tom — Describe what parts of body a doll can have.
Home, Sweet Home — Say what words are used to describe a room.
I’m the Star — Describe what you can do at our village club.
II раунд
On Weather — Describe phenomena of nature.
School Again — Describe what subjects you can study at school.
Just Invite Me! — Describe what you can usually see in your friend’s living-room.
The Brilliant Green — Describe what things can be green.
Around the World — Describe what you can usually see on the map.
For He’s a Jolly Good Fellow — Describe what a boy likes to do.
Offers & Invitations — Describe where you can go or what you can do to spend your free time.
Например, в теме The Brilliant Green ученикам предлагается описать или подобрать синонимы к словам, обозначающим предметы зеленого цвета: a tree, grass, a dress, a house, a dollar, a blackboard, a frog. В «Великолепной семерке» слова подбираются по начальной букве: T — trousers, tie, table, telephone, time-table, text, teacher. Для фраз в «Круге победителей» можно использовать речевые клише, слова из известных песен, к которым ребята смогут напеть мелодию:
I раунд | II раунд |
How do you do? | Yesterday,… |
Do you speak English? | OK |
Good bye, my love, good bye! | Jingle bells, jingle bells… |
Hello! | Happy New Year! |
Thank you very much. | I’m sorry. |
Happy Birthday to you! | May I come in? |
Интерес зрителей к наблюдению за тем, как игроки в ограниченном временном режиме пытаются помочь друг другу, постепенно перерастает в неудержимое веселье. Сами участники конкурса проявляют чудеса фантазии и воображения, давая точные характеристики предметам и явлениям. Азарт и динамика действию обеспечены. Главным результатом работы будет актуализация имеющихся знаний и их творческое применение в новых условиях.
Учитывая особенность данного мероприятия и материала, предлагаемого в виде слайдовой презентации с использованием гиперссылок для перехода на нужный этап (не забывайте о случайности выбора заданий), будет целесообразным выделить следующие требования, которым должен отвечать этот вид учебной деятельности:
- творческий подход;
- новизна;
- визуальная привлекательность;
- ориентированность на конкретную возрастную группу учащихся;
- учет возможностей материально-технического обеспечения учебного учреждения.
Образовательный и воспитательный компонент игры-конкурса заключается в развитии коммуникабельности, раскрытии творческого и когнитивного потенциала учащихся. Формируется креативное мышление подростков в процессе использования богатого культурологического потенциала английского языка на базе изученного вокабуляра по основным лексическим темам. В эмоционально благоприятной обстановке растет самооценка, формируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя, что неизбежно ведет к росту мотивации к изучению предмета.
[links&resources]
[1] Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. — М.: «Прогресс», 1986.
[2] Зайцева И.А. Дифференцированный подход в обучении на основе познавательного интереса студентов к предмету. — Филологическая проблематика в системе высшего образования: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2 / Под общей редакцией М.М. Халикова. Самара: СамГАПС, 2005. — С. 121.
[3] Mruk, C. (1999). Self-Esteem: Research, theory, and practice (2nd ed.). New York: Springer.