«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Вторник 13 августа 2013


В сегодняшних условиях перехода к реализации ФГОС основного общего образования школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Это касается и современного качества образования по иностранному языку.

 

настроение: оптимистичное

ключевые слова: метапредметные навыки, оптимизация учебного процесса, личностно ориентированный подход, средняя школа

город: Москва

e-mail: ira1972@mail.ru

 
Предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Согласно ФГОС, происходящие сегодня изменения в общественных отношениях и средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования их филологической подготовки. Это обеспечит им возможность обмениваться мыслями и мнениями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, в том числе межкультурного, правильно используя при этом систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения. Коммуникативная компетенция — это не личностная характеристика того или иного человека; ее сформированность проявляется в процессе общения. А задача учителя состоит в том, чтобы создать модель реального общения, которая способствует возникновению у учащихся естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации. Реализуя личностно ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, учитель может создавать на уроках и во внеурочное время разнообразную образовательную среду, позволяющую им максимально проявить себя.

Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя. Таким образом, современные технологии обучения иностранному языку аккумулируют успешную информацию каждой из них, дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе учащихся.

На уроке английского языка учащиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Используя средства интеграции английского языка с другими учебными предметами (литературой, историей, биологией, химией, географией, русским языком, МХК и др.) учитель помогает в развитии мотивации и интереса к познавательной деятельности.

При выполнении различных типов заданий дети учатся самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

На уроке иностранного языка учащиеся овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Они организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Дети работают индивидуально и в группе, находя общее решение и разрешая конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Они формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планируют и регулируют свою деятельность; овладевают устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обобщая изученный материал, учащиеся выполняют задания, ориентированные на интеграцию всех отработанных стратегий.
Для развития способностей к межкультурной коммуникации важно давать учащимся весь спектр знаний о культуре, обычаях и традициях англоязычного мира с тем, чтобы учащиеся имели объективную картину и могли сознательно выбирать стиль общения. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках английского языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру нашей страны и развивая у них умение представлять ее средствами английского языка.

Воспитательный аспект также является неотъемлемой частью учебного процесса, поэтому все образовательные технологии предусматривают воспитание у учащихся необходимых качеств зрелой личности.

На примере учебного занятия английского языка в 8 классе попытаюсь проиллюстрировать методы и приёмы, которые используются в современной практике преподавания, а также показать, какие личностные и метапредметные умения отрабатываются на уроке.

Информационная карта урока/учебного занятия

/ New Opportunities /Russian Edition/ Intermediate// Longman — 2006
8 класс
Тема: Истории. H.G.Wells. Stolen Bacillus. Обучение работе с текстом.
Тип урока: работа с текстом.
Вид урока: урок-беседа.

Обучение: активизировать в речи новую лексику, учить смысловому чтению с извлечением значимой информации, развивать навыки обсуждения проблем, поставленных на уроке.

Развитие: развивать коммуникативные действия, умения аудирования, говорения, навыки владения двуязычным словарём.

Воспитание: воспитывать эстетическое сознание через освоение художественного наследия страны изучаемого языка, способствовать формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, формированию нравственных чувств и поступков.

Содержание учебного предмета Английский язык позволяет создавать условия для достижения широкого спектра личностных и метапредметных образовательных результатов и формирования коммуникативных учебных умений. Основная задача учителя при подготовке к уроку — проанализировать, выделить и подобрать содержание таким образом, чтобы каждое учебное занятие, будь то урок или занятие в рамках факультативного или элективного курса, было ориентировано на целенаправленное достижение  личностных и метапредметных  результатов, выбранных в качестве приоритетных при изучении  конкретной темы.

[links&resources]

1. ФГОС основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
2. Харрис М., Мувер Д., Солокова И. и др. New Opportunities /Russian Edition/ Intermediate // Longman, 2006
3. Яковлева С.В. Интеграция современных образовательных технологий как профессиональный творческий процесс // ИЯШ. — 2008. — № 2.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.