«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Среда 7 августа 2013

Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Что же требуется современному обществу в целом и человеку в частности? Ответ прост — человек должен уметь и хотеть общаться, в том числе на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.

настроение: позитивное

ключевые слова: современные технологии, мотивация, интерес, легкость

город: ст. Тамань, Темрюкский р-н, Краснодарский край

Есть много нового и интересного в методике преподавания иностранных языков в школе. Учителя иностранных языков — новаторы во многих аспектах методики. То, что сейчас предусматривается в новых ФГОС, что считается инновационным, давно и успешно применяется учителями иностранных языков. Это проектная деятельность, проблемное обучение, личностно ориентированный подход, работа в парах и мини-группах, тестовые технологии и многое другое. Лично для меня главными принципами методики преподавания языка являются «интерес и легкость» при обучении. Они в свою очередь «тянут» за собой повышение мотивации школьников к изучению предмета. Трудно запомнить и разобраться в 16 английских временах? Объясни так, чтобы понял даже самый ленивый и отстающий. Неинтересно читать? Придумай такие задания, чтобы было увлекательно. Надоело переводить тексты? Призови на помощь фантазию и современные гаджеты. Урок должен быть динамичным, интересным и легким.

Постановка цели урока — начальный этап проектирования урока. От умения формулировать цель зависит как успех отдельного урока, так и весь процесс обучения иностранному языку в целом. «Зацепить» надо с самого начала — удивить, привлечь внимание и удерживать его до конца урока. Учитель — это и режиссер, и актер, и сценарист, и дизайнер, и креативный директор. Повторять из урока в урок рапорт дежурного нудно и скучно. Сделайте так, чтобы учащиеся сами догадывались и озвучивали тему и цель урока. Помочь могут тематические картинки, мини-кроссворд, пазл, шифровка, строчка из песни, статус из социальной сети, кадр из фильма — все то, что интересует учеников и подходит к изучаемой теме.

Например:

10 класс (УМК В.П.Кузовлева 10–11 класс “English”). Тема «Легко ли быть молодым?», урок “Dating Or Waiting?”

На экране картинки из Интернета “Love is…” (помните такую жевательную резинку?) и несколько примеров окончания этой фразы. Ученики читают (убедитесь в понимании при помощи выборочного, по потребности, перевода).
Учитель:
— And what is love for you?
Ученики:
— Care. — Mutual understanding. — Hand in hand. — Breath. — Life.
Учитель:
— What shall we talk about today?
Ученики:
— Love.

9 класс. (УМК В.П. Кузовлева 9 класс “English”). Тема «Пусть начнется музыка!» Урок «Британские исполнители».

Заголовок на экране или на доске “Guess the Melody!” Проигрываются 5–6 мелодий, подобранных учителем, учащиеся отгадывают. Они хорошо разбираются в современных исполнителях, а вот с такими, как Стинг, Битлз, Элтон Джон, возникают затруднения. Можно добавить фото исполнителей для облегчения задачи.

Учитель:
— What do you think unites them all?
Ученики:
— They are British and they sing.
Учитель:
— Yes, British performers. It’s our today’s theme to discuss.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий на уроке в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является практическое овладение иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т. д.

Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

Компьютер — машина, которая никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания.

Иногда учителя жалуются, что дети приносят на уроки телефоны и отвлекаются, «ползая» по сайтам и социальным сетям. А почему бы не повернуть ситуацию себе на пользу и во благо детям? Не все кабинеты английского языка оснащены по последнему слову техники, не везде есть скоростной интернет, а вот телефоны с Интернетом — это реальность сегодняшнего дня. Я разрешаю детям пользоваться программами «Переводчик» и учу, как зеркальный перевод сделать литературным. Можно дать задание перевести статусы с английского на русский и наоборот. Игры и уроки онлайн. Их много в интернете. Учитель сообщает название сайта, игры или урока и работаем играя или играем, обучаясь. Такие виды деятельности больше нравятся современным детям. Тем более что мы и должны научить их учиться самостоятельно, «добывать» информацию и идти в ногу со временем. Это ли не прикладной английский? Особенно в селе или деревне, где вряд ли увидишь иностранца. Многие ученики вообще не понимают, зачем им английский, если они собираются работать в поле, на стройке или рыбаками? Здесь на помощь приходят сайты знакомств для переписки со сверстниками. Учитель предлагает сайт, учит правильно писать письма и открытки, анкеты. А потом уже становится интересно, что им ответили, как спросить о чем-то, правильно ответить, продолжить переписку.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно ориентированное обучение, является метод проектов как способ развития творчества, познавательной активности, самостоятельности.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Только усилив прикладную значимость иностранного языка как средства самореализации и познания окружающего мира, учитель сможет воспитать в своих учениках потребность в практическом применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком считалось не чем-то выдающимся, а совершенно естественным для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заняться в будущем.

[links&resources]

1. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. — С-Пб: Питер, 2004. — 541 с.
2. Мангутова О.Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2010. — 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2010/0930-04.htm
3. Морянова Н.П. Проект современного урока. www.tiuu.ru/upload/2012-57.doc
4. Эксузян Г.Г. Современный урок иностранного языка. http://www.gimnazia-201.ru/teacher/Sovriemiennyi_urok_inostrannogho_iazyka.pdf
5. Литвинова С. Л. Урок английского языка в современной школе. http://festival.1september.ru/articles/512519/

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.