«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОВ-РИФМОВОК НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Среда 21 августа 2013

В данной работе мне хотелось бы поделиться опытом использования на уроках иностранного языка рифмовок и стихотворений. На мой взгляд, это один из эффективных приёмов повышения качества языковой подготовки и развития учащихся, так как рифмовки и стихи многофункциональны по своей сути. Во-первых, они воздействуют на эмоциональную и мотивационную сферу личности. Во-вторых, помогают формированию и совершенствованию слухопроизносительных, интонационных и лексико-грамматических навыков и умений, предусмотренных программой. В-третьих, дают возможность при их отборе учитывать возрастные особенности и интересы учащихся. Кроме того, благодаря использованию стихотворений и рифмовок на уроке создаётся благоприятный психологический климат.

настроение: описание

ключевые слова: английский язык, стихи, повышение мотивации, коммуникативные навыки, эмоциональная мотивация

город: г. Ишимбай, Башкортостан

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Одним из эффективных приёмов в обучении иностранному языку является, несомненно, использование поэтического текста, потому что этот приём в первую очередь способствует такому важному фактору, как интерес к предмету. Задача учителя добиться, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Именно здесь ему на помощь приходит огромное количество поэтических произведений и текстов, которые открывают широкие возможности для эффективного обучения иностранному языку.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что использование поэтических текстов на изучаемом языке является весьма благотворным на каждом этапе изучения иностранного языка, особенно на начальном этапе. Стихи обогащают духовный мир ребенка, учат видеть красоту человека и природы, развивают чуткость к поэтическому слову, радуют и изумляют музыкальностью языка. Известно, что использование на уроке различных стихотворных текстов позволяет ученикам познакомиться с культурой, искусством страны изучаемого языка, способствует углублению языковых знаний и ряда ключевых компетенций учащихся, а также навыков самостоятельной работы школьников, расширяет их словарный запас.

При работе над поэтическими произведениями решаются также практические цели обучения иностранному языку: отрабатывается произношение, усваивается и закрепляется лексика, развивается навык выразительного чтения, формируются грамматические навыки, а также элементарные речевые умения говорения, аудирования.

При помощи рифмовок и стихов можно решить целый комплекс важных методических задач:

  • презентация нового звука, его произношение;
  • отработка изучаемого фонетического явления;
  • введение нового лексического материала;
  • введение и закрепление грамматического материала;
  • презентация и толкование языковых реалий.

Использование рифмовок и стихов на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, развивает творческую деятельность и поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка.

Все рифмовки и стихи можно условно поделить на три типа: фонетические, тематические, грамматические.

Работа над произносительной стороной речи ведётся на всех ступенях обучения языку. При этом учащиеся с большим желанием и старанием работают над отдельными звуками, труднопроизносимыми словами, если они представлены в рифмованной форме.

Чаще всего урок начинается с фонетической зарядки. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, я предлагаю классу специально отобранные стихи и рифмовки. Затем в течение 2–3 уроков стихотворение или рифмовка повторяются, корректируется произношение звука. Данный вид работы я включаю в урок на разных этапах, он служит своеобразным отдыхом для детей. На начальном этапе используются различные скороговорки и рифмовки с преобладанием слов, содержащих отрабатываемый звук.

Часто учитель испытывает затруднения в организации начала урока. Ведь из среды родного языка учащихся необходимо ввести в среду иностранного языка. Для этой цели учителю целесообразно рассказывать в начале урока занимательную историю, сообщить что-либо новое, интересное и тем самым вызвать ответную реакцию учащихся — желание высказаться на иностранном языке. Однако на практике подобрать подобный материал к каждому уроку не всегда представляется возможным, кроме того, трудно учесть интересы всех детей. Как показывает опыт, стихотворение подобрать намного легче, да и на одном стихотворении можно обыграть начало нескольких уроков.

При работе над темой для повышения мотивации и эффективности изучения материала можно использовать рифмовки и стихи, так или иначе связанные с изучаемой тематикой. При этом очень часто есть возможность пополнить активный лексический запас новыми словами и выражениями по теме.

При работе над стихотворным материалом нужно соблюдать ряд требований. Для учебных целей отбираются доступные по содержанию произведения. Уровень языкового материала этих произведений должен отвечать программным требованиям.
Заучивание стихов не должно стать самоцелью. Нужно добиваться полного понимания и осмысления как содержания, так и языкового воплощения этого содержания в стихах. Нужно добиваться, чтобы речевой материал из стихов входил затем непосредственно в речь детей, использовался в их межличностном общении. Поэтому стихи должны быть гармоничной частью общего сюжета занятия, соотноситься с темами и ситуациями общения на уроке и во внеурочное время.

Таким образом, стихотворения стимулируют учеников к монологическим и диалогическим высказываниям, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствует развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.