«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

О ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ КАК ОБ ОДНОМ
ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРИЁМОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ (НЕМЕЦКОМУ) ЯЗЫКУ

Пятница 16 мая 2014

Изменения, происходящие в современном обществе, существенно влияют на ситуацию в сфере образования: на смену формально-знаниевой пришла личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход, что требует пересмотра целей и содержания обучения иностранным языкам и применения новых методов и технологий в обучении.

настроение: инициативное

ключевые слова: иностранные языки, немецкий язык, методы и приемы, проектная работа на уроках, виды проектов

город: Санкт-Петербург

В соответствии с целью изучения ИЯ — развитием иноязычной коммуникативной компетенции, в совокупности ее составляющих (речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная) и развитием личности учащегося, — одной из приоритетных задач, думается, следует считать необходимость формирования речевых навыков и умений по немецкому языку с учётом жизненных реалий. Умение использовать метод проектов в своей педагогической деятельности говорит о высокой квалификации учителя, его способности использовать прогрессивную методику обучения и развития учащегося[1]. Говоря о современных тенденциях в образовании, В.М. Спиваковский отмечает необходимость использования в школах таких приемов, как квесты, проекты, тренинги, уроки-кейсы [2].

Проектная работа приобретает всё больше сторонников главным образом потому, что позволяет развивать активное самостоятельное мышление ребёнка на уроке иностранного языка и дает возможность учащимся использовать речевые навыки и умения в реальных ситуациях, выражать свои идеи на немецком языке в творческой форме. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Во время работы над проектом выстраиваются новые отношения учителя и учащегося. Учитель уже не является для учеников единственным источником информации: он становится куратором, руководителем, координатором.

На мой взгляд, важно не просто использовать проекты в учебной деятельности. Необходимо понимать применение проектов различных видов, проектов различной продолжительности. Не менее значимым является использование проектной работы в совокупности с другими современными технологиями обучения: уроки-кейсы, взаимно скрещивающиеся и связывающиеся, например, кейс под названием «Национальная еда». Цель урока — изучение и приготовление национальных блюд разных стран. На уроке ученики используют знания, полученные при изучении географии, биологии, бизнес-курса, немецкого языка, истории и т. д. Ученикам присваиваются «почетные звания» — такие как: «Лучший знаток грамматики немецкого языка этого месяца». Для развития эрудиции заучиваются наизусть «эрудитки» — небольшие списки с интересными и важными данными: «Название пяти немецкоязычных стран и их столиц», «5 самых известных немецких музеев». Каждый месяц в классе вывешиваются новые слоганы на немецком языке, которые дети будут видеть каждый день, быстро и надолго их запоминать («Решайте все здесь и сейчас», «Действуйте на результат», «Заботьтесь друг о друге»). При этом хочется отметить, что, как уже упоминалось выше, важно использовать различные виды проектов: игровые проекты (инсценировка песни), информационно-исследовательские проекты (создание буклета-путеводителя по немецкоязычным странам, создание презентации на тему «Города Германии»), творческие проекты (например, свободное литературное сочинение на тему: «Мое любимое слово на иностранном языке», «Моя любимая буква в немецком языке»), конструктивно-практические (дневник наблюдений, создание игры и ее описание), сценарные проекты (сценарии внеклассных мероприятий на немецком языке), издательские проекты (например, стенгазеты на темы: «Рождество в Германии», «Пасха в Германии», «Новый год в России и Германии», материалы для стендов). Важно также помнить о том, что проекты могут быть различными по продолжительности: мини-проекты, рассчитанные на один урок; средние по продолжительности проекты, реализующиеся в течение нескольких уроков, и долгосрочные проекты.

Естественно, никто не утверждает, что проектная работа на уроках немецкого языка поможет решению всех проблем в обучении, но одно можно сказать с уверенностью: чтобы обучение ИЯ было эффективным, оно должно быть увлекательным. Думается, что данный метод может увлечь учащихся творчеством, способствовать их развитию, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний, научить мыслить, находить и решать проблемы с привлечением для этой цели знаний из различных областей. Стоит отметить, что наиболее эффективна проектная работа при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения.

Таким образом, несомненным «плюсом» в активизации проектной деятельности на уроках немецкого языка является возможность соединять разнородное и сочетать несочетаемое, создавая новые смыслы вещей, использовать приобретенные языковые навыки в немецком языке в реальных ситуациях.

[links&resources]

[1] Лукина И.Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащегося. // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. — 2007. — № 43. — С. 145.
[2] Спиваковский В.М. Образовательный взрыв. — Киев: Гранд-Экспо, 2011. — 436 с. — С. 46.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.