«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Понедельник 19 мая 2014

Российское педагогическое сообщество проявляет постоянный интерес к раннему обучению английскому языку в период дошкольного развития детей. Этот интерес поддерживается тем, что в дошкольных образовательных организациях проходит экспериментальную апробацию Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В дискуссиях принимают участие не только учителя и педагоги-воспитатели, но и методисты, психологи, социологи и родители, заинтересованные в создании наиболее благоприятных условий социализации ребенка.

настроение: направляющее

ключевые слова: дошкольный образовательный курс английского языка, социальная компетенция, языковое развитие, коммуникативная деятельность детей, «Happy Hearts», возрастные особенности развития детей

город: Тамбов

Проблема и основные вопросы для обсуждения

При всех «за» и «против» сторонники противоположных взглядов нередко сходятся в том, что обучение английскому языку в дошкольном возрасте способствует интеллектуальному росту детей, ускоряет их языковое развитие; формирует важные элементы социальной компетенции; облегчает раннюю интеграцию в поликультурном пространстве современного мира; закрепляет полезные умения взаимодействия с педагогом, родителями и сверстниками; тренирует универсальные познавательные действия и готовит к школьному образованию.

В предлагаемой статье будет сделана попытка хотя бы частично ответить на основные вопросы, обычно возникающие, когда речь заходит о дошкольном образовательном курсе английского языка:

  • Какие существуют нормативно-правовые основания для дошкольного образовательного курса английского языка?
  • Какие особенности и принципы характеризуют дошкольный образовательный курс английского языка?
  • Какие требования к результатам предлагает ФГОС дошкольного образования?
  • Каким может быть содержание дошкольного образовательного курса английского языка?
  • В чем состоит специфика Программы дошкольного образовательного курса английского языка?
  • Как работать с детьми дошкольного возраста в образовательном курсе английского языка?

Нормативно-правовая база обучения иностранным языкам в дошкольном образовании

В соответствии с новым Законом об образовании[1] получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте[2].

Следовательно, дошкольное образование в России может продолжаться до достижения детьми возраста от шести с половиной до восьми лет. По состоянию здоровья дошкольное образование иногда продлевается. Обучение, воспитание и развитие детей осуществляются по программам дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования[3] (далее — ФГОС ДО, Стандарт) обучение детей английскому языку в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться либо в рамках основной образовательной программы — в ее части, формируемой участниками образовательных отношений, либо в рамках оказания дополнительных образовательных услуг. Таким образом, обучение английскому языку дошкольников преследует цели целостного и всестороннего развития личности ребенка, не ограничиваясь формированием у детей коммуникативной компетенции и не выделяя обучение иностранному языку в качестве ведущей цели или доминирующей задачи.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. При этом важно обеспечить достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для последующего успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Важно подчеркнуть, что освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся[4].

Из положений нового Закона об образовании следует вывод, что в дошкольном обучении коммуникативная деятельность детей с использованием элементарных средств английского языка является не целью обучения, а средством развития личности дошкольника. При этом объем усваиваемых дошкольниками знаний иностранного языка регламентируется лишь частично и в значительной мере определяется участниками отношений в сфере образования ребенка с учетом педагогической целесообразности.

Обучение английскому языку в дошкольном возрасте в соответствии с Законом об образовании направлено на формирование личности обучающегося дошкольника, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и начальных умений учиться. Дошкольники могут овладеть доступным лексическим запасом и набором речевых структур. Они способны усвоить простые числительные. В зависимости от способностей и достигнутого уровня языкового развития, дети могут научиться узнавать и называть буквы алфавита. Некоторые дети пытаются узнавать написанное короткое слово с опорой на изображение. Дошкольники способны усвоить начальные учебные умения. Они могут пользоваться элементами логического мышления. Им доступны простейшие формы самооценки в выполнении занимательных заданий путем сравнения с образцом. Дети дошкольного возраста могут овладеть элементами культуры поведения в учебной ситуации, основами личной гигиены, здорового и безопасного образа жизни в образовательном курсе английского языка.

Государственное регулирование обучения иностранным языкам в дошкольном образовании

ФГОС дошкольного образования регулирует отношения в сфере образования между его участниками — детьми, родителями, педагогами (воспитателями), администрацией. Отношения в сфере образования включают права и обязанности образовательной организации и семьи, требования к участникам образовательного процесса и возможности его индивидуализации, вклад (в том числе материальный) в образовательный процесс и ожидаемые результаты, общие педагогические нормы и допустимые пределы вариативности, меру ответственности дошкольной организации и семьи за качество обучения и воспитания ребенка.

Общие особенности дошкольного образовательного курса английского языка

Дошкольный образовательный курс английского языка носит целостный и интегрированный характер, объединяя усваиваемые ребенком знания об окружающем мире предметного, нравственного, эстетического, культурного характера.

Содержанием обучения английскому языку становится «обучение жизни», то есть языковые знания интегрируются в доступном ребенку его жизненном контексте.

В процессе обучения ребенок постепенно переходит от «называющей» функции иноязычного слова к восприятию целостных ситуаций и далее — к познавательной деятельности посредством иностранного языка, включая нравственную оценку событий и ситуаций.

В дошкольном образовательном курсе английского языка осуществляется не только языковое (речевое), но и интеллектуальное, нравственное, эстетическое и мировоззренческое развитие, а также расширяется общий кругозор детей.

В воспитательно-образовательном процессе учитываются потребности ребенка в физической и игровой активности, личностном самовыражении, общении, самоутверждении, внимании к себе, поощрении и успехе. Создаются условия для межличностного взаимодействия воспитанников. Формируется готовность детей к обучению в школе.

Основные принципы построения дошкольного образовательного курса английского языка

В соответствии с ФГОС ДО дошкольный образовательный курс английского языка строится на основе следующих принципов:

  • поддержка разнообразия личностных особенностей дошкольников в образовательном курсе английского языка («разнообразие детства»);
  • сохранение уникальности дошкольного возраста в образовательном курсе английского языка;
  • обогащение детского развития средствами дошкольного образовательного курса английского языка;
  • создание благоприятной социальной ситуации успешного развития каждого ребенка в дошкольном образовательном курсе английского языка;
  • содействие сотрудничеству детей со сверстниками, педагогом (воспитателем) и семьей в дошкольном образовательном курсе английского языка;
  • приобщение детей к культурным нормам и традициям семьи, общества и своего государства в дошкольном образовательном курсе английского языка;
  • формирование познавательных интересов, действий и умений ребенка средствами его включения в различные виды деятельности в образовательном курсе английского языка;
  • учет конкретной индивидуальной, этнокультурной и социальной ситуации развития каждого ребенка в образовательном курсе английского языка.

Специфика дошкольной образовательной программы курса английского языка состоит в том, что этот документ разрабатывается как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации с безусловной ориентацией на успех, индивидуализации развития каждого ребенка дошкольного возраста. Этим определяются основные характеристики дошкольного курса английского языка, включая объем информации, содержание обучения и воспитания, организационно-педагогические условия образовательного процесса, а также планируемые результаты в форме целевых ориентиров и объектов контроля.

Образовательная среда курса английского языка для детей дошкольного возраста

Образовательная среда дошкольного образования — это педагогическое пространство, наполненное содержанием образовательного курса, средствами его реализации и отношениями его участников в сфере образования.

Образовательная среда представляет собой целостную педагогическую систему условий, в которых осуществляется социализация и развитие дошкольника. Образовательная среда дошкольного образовательного курса иностранного языка, спроектированная для детей дошкольного возраста, отличается гибкостью и возможностью трансформировать предметное пространство педагогически ценным коммуникативным содержанием, адекватными возрасту методами и приемами развивающего обучения, гуманистическими отношениями всех участников образовательного процесса и поликультурным характером используемых материалов.

Содержание дошкольного образовательного курса английского языка

В отличие от привычных содержательных областей школьного образовательного курса, содержание дошкольного курса английского языка охватывает следующие сферы развития личности ребенка:

  • коммуникативно-личностную;
  • познавательно-речевую;
  • художественно-эстетическую.

Соответствующее внимание и время на занятиях английским языком с дошкольниками уделяется их физическому развитию (паузы для физической активности, гимнастические упражнения, подвижные игровые задания).

Большое значение в содержании развивающего образовательного курса английского языка ФГОС дошкольного образования придает процессу социализации дошкольников, включая создание для них развивающей предметно-пространственной среды, организацию педагогически целесообразного опыта взаимодействия с взрослыми, семьей и другими детьми, а также формирование системы отношений ребенка к миру, другим людям и себе самому.

По своей структуре развивающая Программа образовательного курса английского языка для дошкольников состоит из обязательной части (не менее 60 % объема) и части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40 % объема). Участниками образовательных отношений, формирующих вариативную часть программы, являются педагоги, родители (законные представители) и дети.

С учетом пожеланий родителей, а также рекомендаций педагогов-воспитателей и детских психологов в вариативную часть программы, формируемую участниками образовательных отношений, могут быть включены занимательные задания с буквами английского алфавита (узнавание и называние изолированной буквы, а также буквы в слове, обводка пунктирных очертаний буквы, наклеивание аппликаций с буквой на изображение и др.). Учитывая возрастные особенности развития детей, задания с английским алфавитом не могут быть включены в обязательную часть программы дошкольного развивающего образовательного курса, поскольку в этот период дошкольники активно овладевают алфавитом и техникой чтения на родном языке.

К обязательному содержанию развивающей Программы образовательного курса английского языка для дошкольников относится:

  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
  • формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, среди людей, на природе);
  • овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения на основе первичных ценностно-нравственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (питание, физическая культура, закаливание, личная гигиена и полезные привычки и др.);
  • развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

Содержание развивающей Программы образовательного курса английского языка для дошкольников направлено на развитие у детей первичных представлений о себе и других людях, социальных нормах и некоторых культурных традициях общения и поведения в России и других странах, о явлениях и объектах окружающего мира, включая цвет, количество и размер, об отношениях между людьми, о мире природы и некоторых природных явлениях, о времени и пространстве, о своей Родине и других странах, о планете Земля как общем доме людей, о природе, погоде, временах года и климате.

Условия реализации Программы

Для освоения дошкольниками обязательного содержания развивающей Программы образовательного курса английского языка организуются такие виды активности детей на занятии, как двигательная (перемещение в различных зонах помещения для занятий, выполнение команд и поручений, ответы с помощью условных жестов и игровых предметов, игры с предметами и соревнования), игровая (предметная, с игрушками, сюжетная, ролевая, режиссерская, с правилами), коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (экспериментирование с объектами и материалами окружающего мира), художественная (восприятие детской литературы, художественных иллюстраций, мультипликаций и фольклора), элементарная трудовая (подготовка к самообслуживанию, выполнению посильных бытовых обязанностей, взаимодействие и взаимопомощь), конструирующая (изготовление поделок из природного и иного материала, деталей конструктора, бумаги), изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (музыкальное сопровождение занятия, пение, игра на детских музыкальных инструментах), физическая (движение под музыку и ритм, элементы оздоровительных упражнений, физкультурные паузы).

К условиям реализации развивающей Программы образовательного курса английского языка для дошкольников относится организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря на занятиях.

В образовательном пространстве ребенка (помещении для занятий) выделяются такие зоны активности детей, как:

  • игровая;
  • познавательная;
  • проектная.

В игровой зоне, имеющей свободное пространство с мягким покрытием пола, организуются различные виды игровой активности, в том числе с предметами, элементами соревнований и игры по правилам.

В познавательной зоне, объединяющей всех детей для общей групповой познавательной активности, дошкольники вместе слушают объяснения педагога-воспитателя, отвечают на вопросы, воспринимают на слух и зрительно литературный, фольклорный, поэтический, изобразительный и анимационный материалы.

В проектной зоне, объединяющей детей в малые подгруппы, воспитанники участвуют в проектной активности с характерными для нее заданиями наклеивания, раскрашивания, рисования, комбинирования, конструирования, творчества (например рисование на песке), выполняют тренировочные учебные и занимательные задания различного типа.

Во всех видах детской активности обеспечивается эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с педагогом, друг с другом и с предметно-пространственным окружением, а также свободное самовыражение детей, их запросов, потребностей и специальных нужд.

При организации образовательного пространства для реализации Программы дошкольного образовательного курса английского языка создается возможность присутствия на занятиях родителей и их взаимодействия с детьми. Это позволяет усилить роль семьи в воспитании и развитии личности дошкольника.

Результаты реализации Программы

Требования Стандарта к результатам освоения развивающей Программы образовательного курса английского языка для дошкольников представляют собой не нормативно закрепленные знания или компетенции, а социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования подчеркивает, что достигаемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для диагностирующих или иных выводов. Они не служат основой объективной оценки соответствия детских достижений установленным требованиям. В процессе реализации Программы не проводится ни промежуточная, ни итоговая аттестация воспитанников дошкольных образовательных организаций. Главным итогом дошкольного образования следует считать активное и заинтересованное отношение детей к занятиям, положительное переживание каждым ребенком своего участия в организуемых видах познавательной активности и желание продолжать обучение в школе.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

  • проявление ребенком инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании, а также способность выбирать себе род занятий и участников совместной деятельности, проявление способности к воплощению различных собственных замыслов;
  • уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх, умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться чужим успехам, стараться разрешать конфликты, уметь поздравить друг друга с праздничным событием;
  • развитое детское воображение в осуществляемых ребенком видах деятельности, способность к фантазии и творчеству, интерес к детской игровой деятельности и ее предметам, владение разными формами и видами детской игры, освоение технологически сложных игрушек, умение подчиняться правилам и социальным нормам, готовность к выполнению как игровых и занимательных, так и учебных заданий;
  • творческие способности ребёнка, обнаруживаемые в рисовании, конструировании, придумывании сказок, драматизации, танцах, пении, в других формах художественной деятельности;
  • коммуникативные умения адекватно выражать свои мысли, потребности, отношения, намерения и желания в речевой форме;
  • развитая крупная и мелкая моторика, способность контролировать свои движения и управлять ими, потребность в физической активности, умение мастерить поделки из различных материалов;
  • сформированная способность волевых усилий в разных видах деятельности с преодолением сиюминутных побуждений и желанием доводить до конца начатое дело;
  • проявляемые естественные для детства любознательность, наблюдательность и желание экспериментировать с предметами и материалами.

Подчеркнем, что целевые ориентиры развивающей Программы образовательного курса для дошкольников выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Эти целевые ориентиры рассматриваются как предпосылки для успешной социализации и учебной деятельности на этапе перехода от дошкольного к начальному школьному образованию.

В этой связи следует отметить, что Программа дошкольного образовательного курса закладывает основы для дальнейшего получения личностных, метапредметных и предметных результатов, требуемых ФГОС в условиях общего среднего образования.

Содержательная специфика программы дошкольного образовательного курса английского языка

Развивающий образовательный курс английского языка для дошкольного образования имеет свою содержательную специфику, и эти особенности учитываются при определении целевых ориентиров Программы. Специфические ориентиры развивающей Программы образовательного курса английского языка для дошкольников включают коммуникативные умения:

  • называть по-английски доступное детям количество предметов и объектов, а также явлений и процессов окружающего мираж;
  • действовать с предметами, объектами и изображениями, сопровождая эту деятельность элементарными речевыми действиями на английском языке;
  • группировать объекты и предметы окружающего мира на основании ведущих признаков и свойств;
  • произносить усвоенные английские фразы в соответствующих коммуникативных ситуациях;
  • описывать изображения с передачей содержания объекта описания, цвета и количества, размера и формы предмета;
  • кратко раскрывать содержание сюжетного рисунка с использованием элементарных языковых конструкций;
  • излагать последовательность событий анимационного фрагмента или серии сюжетных рисунков, следуя логической линии, с использованием элементарных фраз в настоящем времени;
  • выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира, событиям и поступкам с помощью элементарных структур;
  • сообщать информацию о себе, своей семье, городе и стране, предпочтениях и умениях в форме простых фраз;
  • участвовать в детских праздниках и концертах, выступая в инсценировках, читая стихи-рифмовки и исполняя песенки.

Языковой материал дошкольного образовательного курса английского языка

Языковой материал дошкольного образовательного курса английского языка включает лексико-грамматические средства, соответствующие тематической направленности коммуникативно-познавательной деятельности детей.

Лексико-тематическое содержание дошкольного образовательного курса английского языка:

  • представление и описание ребенком себя, включая имя (My name is)), возраст (Im), пол (Im a boy/girl), некоторые физические качества (Im tall, small), отношения (I love), предпочтения (I like), желания (I want), умения (I can);
  • числительные (one, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten …);
  • обозначение цвета (red, blue, green, brown, yellow, orange, black, white);
  • время на часах (one o’clock, two o’clock … twelve o’clock);
  • дни недели (Sunday, Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday);
  • времена года (winter, spring, summer, autumn);
  • природные явления (snow, rain, storm);
  • месяцы года (January, February, March, April, May, June, July, August, September, October, November, December);
  • внешние данные себя и других детей, персонажей, животных, (pretty, beautiful, ugly), обозначение частей лица и тела (face, eyes, ears, nose, mouth, cheeks, hand, foot, leg), описание некоторых характеристик (good, bad, dirty, neat);
  • игрушки (toy, doll, train, plane, Lego), одежда (jeans, shirt, dress, skirt, cap, hat, coat), полезные вещи (umbrella, computer, book, pen, pencil), мебель (desk, bed, sofa, chair, wardrobe, bookshelf);
  • члены семьи и друзья (mother, father, sister, brother, grandmother, grandfather, friend);
  • комнаты в квартире или доме (house, flat, room, sitting room, bedroom, kitchen, nursery);
  • детская комната (carpet, floor, desk, bed, bookshelf, wardrobe, books, computer, toys);
  • домашние обязанности (to help, to wash, cup, plate, spoon, fork, knife);
  • продукты питания (bread, egg, milk, fish, meat, porridge, fruits, vegetables);
  • дневной распорядок (get up, do morning exercises, clean teeth, wash, have breakfast, play, watch TV, take a walk, have dinner, read, rest, help, have supper, go to bed);
  • Россия и другие страны (Russia, Moscow, Red Square, Kremlin, map, England*, London*, Big Ben* (* — формирование поликультурных представлений ребенка осуществляется на материале конкретного пособия и не определяется Программой);
  • путешествия, виды транспорта (to travel, train, ship, plane, car, bike, car, bus);
  • животные, растения, фрукты, овощи (cat, dog, cow, sheep, rabbit, fox, wolf, snake, bird, lion, tiger, monkey, elephant, crocodile, hedgehog, tree, apple, pear, fig, grapes, orange).

Грамматические структуры дошкольного образовательного курса английского языка

Грамматические явления в дошкольном образовательном курсе английского языка предъявляются детям в форме целостных коммуникативных структур в ситуативном контексте:

  • неопределенный и определенный артикль (a plane, the sky);
  • единственное и множественное число (an apple, apples);
  • местоимения (I, you, he, she, we, they, it);
  • глагол TO BE в согласовании с местоимениями (I am, he/she is, you/we/they are);
  • структура THERE IS/ARE;
  • утверждение с указательным местоимением (This is a map);
  • утверждения с описанием (The house is big);
  • утверждение с формальным подлежащим (Its winter);
  • структуры-клише (I see…, I like…, I love…, I have…, I want …, I can…, I can’t…, Give me …, Take…);
  • вопросы для узнавания и понимания (Whats your name? How old are you? What color is the …?).

Овладение алфавитом в дошкольном образовательном курсе английского языка

Овладение алфавитом в дошкольном образовательном курсе английского языка составляет содержание вариативной части программы, формируемой участниками образовательных отношений с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Формируемые у детей элементарные умения могут включать произнесение звука, с которого начинается слово, обозначающее изображение. Детям можно предложить узнавать и называть буквы изолированно или в слове. Дошкольники могут выполнять задания для развития мелкой моторики, обводя пунктирное очертание буквы или ее элементов. Дети могут соединять букву с изображением, в названии которого есть эта буква и т.д. Для закрепления первичных ассоциаций между буквой и словом рекомендуются игровые задания с наклейками или лото-«бинго».

Обучение слушанию и говорению в дошкольном образовательном курсе английского языка

В дошкольном образовательном курсе английского языка рекомендуется использовать следующие типовые задания для обучения слушанию и говорению как интегративному виду речевой деятельности:

  • посмотри на изображение, догадайся и скажи;
  • посмотри на изображение и опиши;
  • послушай, отметь на рисунке и скажи;
  • послушай, раскрась (нарисуй) и опиши;
  • посмотри, послушай и скажи вместе с персонажами;
  • послушай, посмотри на картинку и расскажи;
  • дорисуй (раскрась, нарисуй) и назови;
  • сконструируй, назови и опиши;
  • посмотри, сгруппируй изображения и опиши;
  • изготовь маску (куклу, детали костюма, реквизит) и разыграй сценку;
  • поиграй в игру;
  • прочитай рифмовку (спой песенку).

Основные компоненты знаний детей, формируемых в дошкольном образовательном курсе английского языка

В процессе реализации дошкольного образовательного курса английского языка у детей постепенно формируются начальные элементы нового для них языкового строя и закладываются основы будущей коммуникативной компетенции.

С самого начала у ребенка формируется способность называть предметы, объекты, явления и процессы доступного им окружающего мира. Такую способность можно образно сравнить с «наклеиванием языковых этикеток» на детские «картинки жизни». Способность «называть» дополняется функцией понимать английские слова. Знание и понимание есть необходимое условие для того, чтобы дети далее научились соединять английские слова в элементарные предложения по правилам начального синтаксиса (порядок слов утвердительного предложения). Для расширения коммуникативных возможностей ребенка возможно предлагать детям разные грамматические формы одного и того же слова в элементарном предложении в соответствии с правилами простой морфологии (третье лицо в единственном числе и множественное число существительных). Первичная способность ребенка называть, понимать и соединять слова в элементарном предложении создает предпосылки для формирования начальной способности выражать мысль посредством английского слова с опорой на предметное изображение, сказочный сюжет или коммуникативное намерение детей.

Обучение ребенка умению называть элементы окружающего мира, понимать английские слова и соединять их в простые предложения, а также понимать и выражать мысль посредством элементарных предложений составляет доступное детям предметное содержание дошкольного образовательного курса английского языка.

Педагогические действия педагога-воспитателя в дошкольном образовательном курсе английского языка

В дошкольном образовательном курсе английского языка возможны следующие педагогические действия, обеспечивающие поддержку детям в их познавательной деятельности и повышающие эффективность взаимодействия с дошкольниками:

  • фокусирование внимания на интересе, а не обязательности заданий;
  • внимательное слушание высказываний каждого ребенка;
  • терпеливое отношение и достаточные затраты времени на ребенка;
  • безусловное одобрение детской познавательной активности;
  • вовлечение в общение всех участников группы;
  • опора на звучащую речь, наглядность, музыку, движение и ритм;
  • пробуждение интереса к материалу занятия;
  • использование артистичности, мимики, жеста, реквизита;
  • применение возможностей интерактивных технологий;
  • принятие разнообразия познавательных стилей и способностей;
  • поиск причин познавательных неудач ребенка в характере задания;
  • поощрение ребенка, прежде всего, за участие в занятии.

Указанные действия являются элементами языковой педагогики дошкольного образовательного курса английского языка и существенно дополняют обучающие действия учителя.

Влияние методической культуры на обучение английскому языку дошкольников

Российская методическая культура, формирующаяся в течение длительного периода своего развития под влиянием многочисленных социально-исторических факторов, оказывает свое влияние на обучение английскому языку детей дошкольного возраста[6].

В современной российской педагогической среде утверждаются идеи о том, что целесообразно:

  • начинать обучение английскому языку с дошкольного возраста, учитывая «сенситивный период» языкового развития детей;
  • способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста;
  • создавать условия для всестороннего развития личности ребенка в дошкольном образовательном курсе английского языка;
  • разрабатывать интересные образовательные программы дошкольного обучения английскому языку, насыщенные познавательной информацией;
  • использовать на занятиях систему учебных упражнений в игровой и занимательной форме;
  • демонстрировать усвоенный на занятиях материал дошкольного образовательного курса английского языка.

Особый интерес вызывает реализация деятельностного подхода к организации дошкольного образовательного курса английского языка. Его сущность заключается в том, что занятие с детьми организуется как обучающая деятельность или как несколько «обучающих деятельностей» с развивающей целью, задачей, способом выполнения и получаемым результатом. При этом обучающая деятельность организуется в игровой или занимательной форме с отдельными элементами «школьной культуры», что важно для будущих первоклассников.

Разновидностью деятельностного подхода можно считать организацию дошкольного образовательного курса английского языка в форме познавательной активности (activities). «Активность» отличается от «деятельности» тем, что деятельность направлена на цель, решение конкретной задачи и результат, а активность побуждается интересом к самому процессу. В процессе деятельности выполняется индивидуальное или групповое задание, а в ходе активности реализуются мотивы, желания и предпочтения. В деятельности применяется определенный способ выполнения задания, а в активности удовлетворяются индивидуальные потребности. В деятельности достигается результат, а в активности доминирует положительное переживание момента.

Иными словами, в деятельности осуществляется эксплицитное обучение английскому языку дошкольников, в то время как в активности обучение носит имплицитный характер.

Обучение английскому языку дошкольников в форме организованной обучающей деятельности позволяет получить объективно наблюдаемый результат как плод усилий педагога, ребенка и родителей. Организация занятий дошкольников по английскому языку в стиле активности «сохраняет детство» и исключает негативные переживания ребенка, формируя положительное отношение к познавательной деятельности. Не случайно в российской методической культуре дошкольников укрепляется идея развития дошкольников на занятиях английском языком в форме увлекательной активности.

Пример дошкольного образовательного курса английского языка

В качестве примера рассмотрим пособие для дошкольного образовательного курса английского языка «Happy Hearts»[7]. Пособие состоит из книги для ребенка с наклейками и картинками, книги для преподавателя со встроенными страницами из книги для ребенка, сюжетными картинками и рассказами, диска для преподавателя с дополнительными заданиями. Пособие также включает аудиодиск с песнями, диск с упражнениями для работы в группе, карточки с картинками, диск с видеоматериалами, программное обеспечение для интерактивной доски.

Работа с пособием предполагает выполнение проектных заданий за столиками, подвижные виды деятельности в игровой зоне, а также территорию для демонстрации детьми своего творчества.

В основе пособия лежит плодотворная идея о том, что дети дошкольного возраста естественно любопытны, восприимчивы к новой информации и с энтузиазмом поддерживают инициативу игровой и занимательной деятельности.

Работа над пособием способствует познавательной деятельности дошкольников, включая их языковое и интеллектуальное развитие в целом, фонематический слух, фонетическую артикуляцию, мелкую моторику, восприятие изображения, рифмы и музыки, ритмическое движение, игровую деятельность, межличностное взаимодействие, культурные представления, наблюдательность, творчество и проектную деятельность.

При использовании материалов пособия с дошкольниками принципиально важно повышать их самооценку, уверенность в своем успехе, интерес к занятиям и познавательную мотивацию, уровень коммуникативных и социальных умений.

Пособие «Happy Hearts» создает благоприятные условия для социализации детей, их физического и интеллектуального развития, творческого и эмоционального самовыражения.

Развитие учащихся осуществляется в цепочке занятий, на которых вводится новый языковой материал с помощью сигнальных карточек, закрепляются новые знания с применением «выдавливаемых» картинок. Для развития коммуникативных умений применяются игровые задания. Дети изготавливают из бумаги и другого материала игрушки и предметы. Интерес у дошкольников вызывает занятие, где они знакомятся с историей, имеющей продолжение, и действуют с карточками-иллюстрациями. Интерес детей к этому виду работы усиливается благодаря использованию DVD. Дошкольники принимают участие в драматизации эпизода интересной для них истории. Они также изучают окружающий их мир, природу и экспериментируют с природным материалом. Внимание уделяется физической активности детей, музыке, стихам.

Интересными являются рекомендуемые педагогу формы поощрения детей в форме сладостей, «звездочки» за хорошие поступки, похвальные наклейки на книжку ребенка за примерное поведение и успехи на занятии. Порицание ребенку может быть выражено, «как на футболе», в форме желтой карточки.

Идея всех рекомендаций заключается в том, чтобы сделать развивающий курс английского языка для дошкольников аутентичным. Для этого необходимо привести его в полное соответствие с особенностями возраста детей.

Проектное творчество детей в дошкольном образовательном курсе английского языка

Дошкольный образовательный курс английского языка предполагает проектное творчество детей, которое может осуществляться во взаимодействии со сверстниками, членами семьи и педагогами-воспитателями.

Например, детей можно познакомить с рифмовкой о разноцветной радуге и предложить сделать рисунки-иллюстрации:

Red color in the rainbow.
A red, red rose
(рисунок розы).

Orange color in the rainbow.
An orange, orange nose
(рисунок снеговика).

Yellow color in the rainbow.
A yellow, yellow lemon
(рисунок лимона).

Green color in the rainbow.
A green, green ribbon
(рисунок ленточки).

Blue color in the rainbow.
A blue, blue kite
(рисунок бумажного змея).

Purple color in the rainbow.
A purple, purple night
(рисунок ночного неба).

Результаты проектной деятельности можно демонстрировать на «детском вернисаже». Если дети с помощью взрослых приготовили свои проекты с помощью информационно-коммуникационных технологий, результаты можно показать на интерактивной доске. Детям можно предложить читать рифмовку и указывать соответствующие цвета на своих рисунках.

Предварительный вывод

ФГОС дошкольного образования проходит свою экспериментальную проверку. Коллективный опыт покажет, насколько эффективно сформулированные положения регулируют отношения участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов и администрацию) в образовательном курсе иностранного языка. Предварительно можно сказать, что Стандарт указывает главное направление педагогического поиска — развитие личности ребенка в дошкольном образовательном курсе, уточняет необходимые для этого условия и определяет требуемые результаты. Думается, что именно сейчас как никогда педагогической общественности вместе с родителями целесообразно обменяться мнениями и обобщить собранный опыт.

Приложение

Лексический корпус дошкольного образовательного курса английского языка

Aa
acorn | angry | ape | apple | April | armchair | autumn | axe |

Bb
bad | bag | bagel | bake | ball | banana | bat | bear | beautiful | bed | bedroom | bee | beet | bell | big | bike | bird | birthday | black | blue | boat | bone | book | bow | box | boy | bread | breakfast | bridge | brother | brown | bug | bun | bus 

Cc
cake | cap | car | carrot | castle | cat | chair | cheeks | cheese | cherry | chicken | child | children | Christmas | church | city | clock | clothes | cloud | clown | coat | cock | cold | color | computer | cook | cooker | country | cow | crocodile | cry | cucumber cup

Dd
dad | dance | dark | daughter | day | deer | den | desk | dinner | dirty | dog | doll | donkey | door | dress | drink | drum | duck | dwarf

Ee
eagle | ears | eat | egg | eggplant | eight | elephant | elf | England | English | Eskimos | evening | exercise | eyes

Ff
face | family | farm | farmer | father | February | fig | fire | fireplace | fish | five | flag | flat | floor | flower | flute | food | foot | fork | four | fox | friend | frog | fruit

Gg
game | garden | giraffe | girl | give | glad | goat | go | good | good-bye | grandfather | grandmother | grapes | grass | grasshopper | green | grey | gun

Hh
hair | hands | happy | hare | hat | have | healthy | hear | hedgehog | height | hello | help | hen | high | hippo | hive | hole | home | honey | horse | hot | house | hungry

Ii
ice | ice-cream | igloo | iguana

Jj
jaguar | January | jeans | jug | juice | July | jump | June

Kk
kangaroo | key | king | kiss | kitchen | kite | kitten | kiwi | knife Kremlin

Ll
lake | lamp | lemon | letter | light | lightening | like | lion | lips | listen | little | live | London | long | look | love

Mm
magic | man | many | map | March | mat | May | me | meat | metro | milk | mirror | mitten | Mom | monkey | month | moon | morning | Moscow | mother | motherland | mouse | mouth | mug | mule | mummy | mushroom | my

Nn
nail | name | neat | nest | night | nine | north | nose | notebook | November | now | nursery | nut

Oo
o’clock | October | octopus | orange | ox

Pp
pail | palace | piano | pie | pig | place | plane | plant | plate | play | please | plum | policeman | porridge | potatoes | prince | princess | pudding | pumpkin | pupil | purple

Qq
quail | queen

Rr
rabbit | rain | rainbow | read | red | roof | room | rose | run | Russia | Russian

Ss
sad | sail | salad | sandwich | scarf | sea | see | September | seven | shark | sheep | ship | shirt | shoe | shorts | sing | sister | sit | six | skirt | sky | sled | sleep | small | snail | snake | snow | sofa | son | song | soup | south | spoon | spring | star | stick | stickers | stop | storm | street | strong | summer | sun | swim

Tt
table | tail | take | tall | tea | teeth | ten | tent | text | “thank you” | three | tiger | tomato | tooth | tortoise | town | toy | train | travel | tree | TV | twelve | two

Uu
ugly | umbrella | uncle

Vv
van | vase | vegetable | village | volcano | vulture

Ww
wagon | wall | walrus | want | wardrobe | warm | wash | watch | water | watermelon | wax | we | white | wind | window | winter | witch | wolf | woman | wood | wool | work | write

Yy
yak | year | yellow | yes | you | yummy-yummy

Zz
zebra | zed | zoo

Примечание: лексический корпус дошкольного образовательного курса английского языка составлен для детей в возрастных пределах 5–7 лет. Лексический корпус включает 30 % лексики для употребления детьми в своих речевых действиях (100–120 слов); 40 % лексики для первичного ознакомления в игровых заданиях (приблизительно 140–160 слов); 30 % лексики для использования в образовательном курсе для детей с повышенными познавательными способностями и потребностями (100–120 слов).

[links&resources]

[1] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[2] Пункт 1 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
[3] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) вступил в силу с 1 января 2014 года.
[4] Статья 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект).
[6] Мильруд Р.П. Ценности, нормы и стереотипы. Переключение культурного кода // Просвещение. Иностранные языки. — 2012. — № 5. — С. 12–15.
[7] Dooley, J., V. Evans. «Happy Hearts». Express Publishing. 2009.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.