«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ WEB 2.0
В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Среда 21 мая 2014

Компьютерные коммуникации сегодня формируют новое поле информационной культуры, в котором реализуется деятельность современного общества, что в значительной мере сказывается на ходе и результатах процессов, связанных с производством, повседневной жизнью и культурой.


настроение: методическое

ключевые слова: ИКТ-компетенция, информационная образовательная среда, средства и сервисы ИКТ, интерактивность, личностно ориентированное обучение

город: Санкт-Петербург

Наиболее актуальной задачей образования на данном этапе является развитие у обучающихся ключевых компетенций, которые раскрываются посредством формирования таких качеств личности, как ответственность, способность к саморазвитию и продуктивному сотрудничеству. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий: умение ставить и решать проблемы, умение работать с информацией (поиск, выбор, анализ, систематизация и презентация информации). Важным элементом процесса формирования универсальных учебных действий обучающихся и обеспечивающим его результативность является ориентировка в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения.

ФГОС выдвигает новые требования к информационно-образовательной среде. Информационная среда должна обеспечивать возможности информатизации работы учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.

Таким образом, требования ФГОС к метапредметным результатам требуют изменения технологии организации обучения. Особую практическую значимость при этом приобретают средства и сервисы ИКТ (ЦОР, облачные технологии, социальные сервисы web 2.0), ориентированные на развитие надпредметных умений, связанных с организацией информационно-поисковой, аналитической и продуктивной деятельности на основе структурированного представления информации и коллективного сетевого взаимодействия школьников в процессе разработки образовательного контента.

Воспитательная ценность такой деятельности заключается в создании условий для формирования первичных навыков командной работы в ИТ-проектах, в общественном признании результатов интеллектуальной деятельности обучающихся, в возможности профессионального самоопределения.

Web 2.0 — это платформа социальных сервисов и служб, позволяющая широкому кругу пользователей сети Интернет быть не только получателями информации, но, что особенно важно, её создателями и соавторами. Слово «социальный» (сайт или сервис) является ключевым и представляет собой отличительную характеристику. Ресурсы Web2.0 создаются людьми, для людей и стимулируют синхронное и асинхронное общение в сети Интернет. Основными преимуществами web 2.0, на мой взгляд, являются эффективность сервисов и простота применения. Используя шаблоны и оболочки сервисов, учителя и обучающиеся могут создавать тематические форумы, блоги, записывать аудио- и видеоматериалы и размещать их в сети Интернет для всеобщего или ограниченного доступа.

В глобальной сети существует множество сервисов, обеспечивающих продуктивное сотрудничество. Мне бы хотелось подробнее остановиться на тех из них, которые, по моему мнению, являются наиболее удобными в применении и стимулируют учащихся к общению на иностранном языке, что особенно ценно для создания естественных коммуникативных ситуаций.

    1. StudyStack (http://www.studystack.com)

      Данный сервис позволяет не только использовать библиотеку с готовыми картами, но и создавать собственные электронные карточки с заданиями разного типа. При помощи шаблонов сервиса можно создать викторину, кроссворд, тест, исследовательские таблицы, игры со словами, которые впоследствии могут быть распечатаны или встроены в сайт или блог.

      Инструменты сервиса StudyStack могут быть с успехом использованы как на уроке, так и в самостоятельной работе обучающихся для развития языковой и учебно-познавательной компетенции. Применение подобных заданий способствует повышению мотивации обучающихся к изучению новых лексических единиц и формированию навыка самоконтроля.

    2. GoAnimate (http://goanimate.com)

      Сервис может быть использован на уроках для совершенствования навыков диалогической речи. Данный web-ресурс даёт возможность создать собственный диалог посредством выбора героев, места действия и анимировать его. Учащиеся впечатывают реплики героев, и диалог оживает.
    3. ToonDoo (http://www.toondoo.com)

      Сервис для создания комиксов представляет собой ещё один инструмент, позволяющий построить обучение диалогической речи, реализуя ситуации общения в соответствии с коммуникативными задачами обучающихся и разными типами межличностного общения.

      Возможности использования: модель для составления собственного диалога или диалог с пропущенными фрагментами для реконструкции. При этом учитель может предложить учащимся разные типы заданий:

      • разыграть предложенный диалог по ролям;
      • восстановить пропущенные реплики в диалоге;
      • составить диалог по образцу;
      • составить собственный диалог в соответствии с речевой ситуацией, представленной серией картинок.

      Использование данного сервиса способствует формированию речевой компетенции, развитию умения планировать своё речевое поведение и повышению мотивации к овладению иностранным языком.

    4. kubbu (http://www.kubbu.com)

      Сервис для создания интерактивных заданий для учащихся, позволяющий оптимизировать процесс обучения, включая задания на соответствие, сопоставление, составление кроссвордов, создание тестов. Одним из преимуществ сервиса является возможность проведения онлайн-тестирования, которое может быть использовано как элемент дистанционного обучения. Возможность создавать аккаунты не только для групп, но и для отдельных учащихся создаёт необходимые условия для осуществления разноуровневого обучения и реализации принципов личностно ориентированного обучения.
    5. LearningApps.org (http://learningapps.org)

      Ряд приложений сервиса позволяет создавать следующие типы заданий:

      • задания на соотнесение и соответствие;
      • множественный выбор, в том числе с мультимедийным контентом;
      • видеоматериал заданиями-вставками к видеофрагментам;
      • задания на множественный выбор с мультимедийным содержанием (викторина);
      • лента времени;
      • задания на установление правильного порядка.
  1. Работа с сервисом edcanvas.com (https://www.blendspace.com/lessons/kzvgkmV-TNF77Q/edcanvas-com)

    Организация и презентация учебных материалов посредством данного сервиса предоставляет совершенно новые возможности планирования урока. Учитель и обучающиеся создают так называемый интерактивный план урока, в котором чётко определена последовательность изучения материала с включёнными в него разнообразными ресурсами (аудиоматериалы, видеофрагменты, презентации, подкасты, интерактивные задания). Работа сервиса базируется на систематизации материала, его презентации и совместном использовании. Урок создаётся на основе различных тем и шаблонов. Подобная организация учебного материала позволяет использовать его в дистанционном обучении, при этом обучающиеся строго проследуют от одного этапа урока к другому, выполняя все необходимые задания, запланированные учителем.
  2. Glogster.edu (http://edu.glogster.com)
    Glogter.edu является бесплатным публичным сервисом, который используется в образовательных целях многими зарубежными преподавателями и учащимися. Это социальная сеть, позволяющая пользователям создавать свободные интерактивные плакаты, или glogs, так называемые интерактивные мультимедийные изображения, с содержанием которых взаимодействуют читатели. Пользователи могут интегрировать динамические упражнения и мультисенсорные ресурсы.

    Glogster EDU был запущен в 2009 году как интернет-платформа для обучения. Glogster EDU позволяет учителям и ученикам использовать glogs в качестве учебных пособий и делиться своими Glogs в частной виртуальной классной комнате. Плакаты могут быть внедрены во внешние сайты или блоги.

    При помощи данного сервиса учащиеся создают интерактивный плакат, на котором в определённом порядке в зависимости от цели и задач расположены гиперссылки, текст, видеоматериалы, фотографии и иллюстративный материал. Glogster открывает новые возможности для индивидуальной и групповой работы в рамках осуществления различных проектов, позволяя систематизировать и презентовать полученный в ходе сотрудничества интеллектуальный продукт.

    Создание подобных интерактивных плакатов способствует развитию учебно-познавательной компетенции, формированию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), помогает организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, распределять функции и роли участников.

Массовое распространение социальных сервисов web 2.0 открывает широкие возможности для развития различных форм сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, использования в учебных целях свободных электронных ресурсов, самостоятельного создания контента. Применение сервисов web 2.0 в учебном процессе позволяет существенно повысить качество обучения, сделать его более результативным и личностно ориентированным.

[links&resources]

1. Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru
2. Апальков В.Г. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой V–IX классы — М.: «Просвещение», 2012.
3. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. — М.: Интуит.ру, 2009.
4. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // ИЯШ. — 2000. — № 1.
5. Русинов А.С. Возможности создания образовательной системы на основе технологий Web 2.0 с единой авторизацией. — М.: «Книга по требованию», 2013.
6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные интернет-ресурсы в обучении иностранному языку. // ИЯШ. — 2008. — № 6.
7. Горбатко О.В. Технологии Веб 2.0 в обучении иностранному языку
8. Блог Осиповой Н.Е. URL: osipovateacher.blogspot.ru

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.