«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Среда 25 июня 2014

Психология обучения — область педагогической психологии, изучающая закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных психологических новообразований учащихся в ходе обучения. Психология обучения направлена на поиск и создание условий, способствующих управлению процессом учения; при этом учение не сводится только к овладению знаниями, навыками и умениями, а рассматривается как особая деятельность (включающая мотивы, цели, учебные действия, действия контроля и оценки самих учащихся), обеспечивающая усвоение этих знаний.

настроение: деятельное

ключевые слова: психология обучения, иностранный язык, мотивы, восприятие, понимание, заучивание

город: Арск, Респу́блика Татарста́н

За последние годы появилось много новых методик обучения и предложений по оптимизации процесса обучения.

При изучении иностранного языка, как и при изучении любого другого предмета, должно быть понимание, которое обеспечивается в первую очередь через осознанное использование лексических единиц. При заучивании слов эффективно нахождение сходств и различий между словами в иностранном и родном языках.

Обучение языку — это обучение речевой деятельности. В речевой деятельности выделяют следующие этапы:

  • мотивационно-побудительный (желание что-то сказать);
  • аналитико-синтетический (выбор языковых средств);
  • исполнительный (проговаривание).

Но кроме говорения мы еще должны понимать то, что нам говорят. Выделяют разные ступени понимания при восприятии на слух:

  1. полное, точное понимание общего содержания и деталей текста;
  2. достаточно полное и точное понимание общего содержания текста с некоторыми несущественными неточностями в понимании его деталей;
  3. достаточно полное и точное понимание общего содержания текста с неполным, неточным пониманием его деталей;
  4. непонимание общего содержания текста при частичном понимании его отдельных деталей;
  5. полное непонимание текста.

Для того чтобы обучение видам иноязычной речевой деятельности было эффективным, необходимо учитывать следующие психологические условия:

a) мотивированность — у обучаемых должна быть цель, ради которой они изучают иностранный язык;
b) коммуникативность — обучение в общении (в диалогах, группах, ролевых играх);
c) ситуативность — развитию речевого действия служат только такие высказывания учителя и ученика, в которых отражается какая-либо ситуация.

Чтобы успешно вести обучение, педагог должен представлять себе основные характеристики обучаемого — его способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать, использовать его при решении различных задач.

Психологическую форму успешного обучения можно охарактеризовать формулой

М + 4 П + С,

где М — мотивация, — прием (либо поиск) информации, — понять информацию, — помнить, — применять информацию, С — систематичность занятий. В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания — словом, все то, в чем нашла воплощение потребность.

Мотивы могут быть внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся наказания и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они — внешние по отношению к непосредственной цели учения. Знания и умения в этих случаях служат лишь средством для достижения других основных целей. Сама цель — учение — при таких ситуациях может быть безразличной или даже отталкивающей, а учение носит часто вынужденный характер.

К внутренним мотивам относят такие, которые побуждают человека к учению как своей цели (интерес к самим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации).

Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа: ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределенности и т. д.; устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности; включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.

Развитие познавательной мотивации учеников во многом зависит от педагогического мастерства преподавателя, от его умения правильно организовать деятельность учащихся, побуждать их к развитию познавательной мотивации.

Правильное понимание мотивации служит необходимой предпосылкой продуктивной работы преподавателя. Опытный преподаватель целенаправленно развивает и углубляет познавательный интерес учеников к изучаемому предмету.

Прием информации осуществляется посредством органов чувств человека, включаются в работу его ощущения и восприятие, и только затем опознание, запоминание, установление ассоциаций, осмысление.

Величина букв на доске играет немаловажную роль — так, эксперименты показали, что если учащиеся находятся от доски на расстоянии в 3 метра, величина букв на доске должна быть не менее 2 см, а при расстоянии 6–7 метров — буквы должны быть уже более 5 см.

Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33 % нашего внимания. Затем идут левый верхний угол доски (28 %), правый нижний (23 %) и левый нижний углы (16 %).

Восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его на странице, цвета бумаги, способа печати, цветового фона.

Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом фоне, затем черный набор на всех цветных планшетках, неудобочитаем — желтый на белом фоне.

При подборе цвета в компьютерных программах для дисплея с цветным экраном важно знать, как цвет влияет на психику и восприятие информации. По мнению специалистов, к взаимодополняющим цветам относятся три пары: красный — зеленый, жёлтый — фиолетовый, синий — оранжевый. При таком сочетании цветов не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости. Например, красные буквы выглядят более насыщенными на зеленом фоне, а зеленые на красном. Цветовой контраст усилится, если очертить буквы черным контуром, но ослабнет, если их очертить белым контуром. Зеленый, голубой цвета успокаивают сангвиника и холерика, клонят ко сну флегматика, располагают к замкнутости меланхолика, то есть цвет оказывает воздействие на психическое самочувствие. Красный и алый цвет действует возбуждающе на все типы центральной нервной системы.

Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти. Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят.

Комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты — исследования показали, что человек запоминает 15 % информации, получаемой им в речевой форме, и 25 % — в зрительной, если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65 % содержания этой информации.

Большинство психологов считает, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления. Условно логически мыслящих людей можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически, другие — эмпирически. Четко характер мышления человека проявляется в том, как его логическая память сохраняет материал.

Традиционно российская система образования преимущественно строилась на запоминании различных фактов, концепций. Нынешние обновления содержания образования характеризуются, в частности, направленностью на анализ, критический разбор информации и выработку учащимися собственных выводов.

Восприятие — активный процесс, связанный с выдвижением гипотез. Разные люди могут увидеть разное, даже рассматривая один и тот же объект. То же относится и к слуховому восприятию, к восприятию речи. То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали, или тем, что ему сказали. Существенно влияет на восприятие то, чего ждет человек, осуществляемый им вероятностный прогноз.

Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась педагогом в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрировались конкретными примерами, излагался учебный материал на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления учеников.

Что значит, с психологической точки зрения, понимание некоторого содержания? Один вариант ответа: понимать — значит суметь воспроизвести, выполнить. Это простой объективированный психологический критерий понимания, но он однако не исчерпывает всей сложности проблемы.

Оказывается, можно нечто знать, но не понимать. Понимание соотнесено с сознанием. Понимать нечто — значит осмыслить, осознать что-то новое и включить его в свою внутреннюю систему идей и представлений.

Универсальный компонент любого учения — заучивание — совокупность действий обучающегося, направленных на овладение им учебным материалом.

Первое условие заучивания можно сформулировать так: то, что необходимо узнать и усвоить, должно быть выделено человеком из всех остальных воспринимаемых сторон внешнего и внутреннего мира. Мало смотреть — надо увидеть, мало слушать — надо услышать.

Проявление личности человека в отборе, переработке и использовании определенных сведений психологи называют установками.

В исследованиях было показано, что установка, то есть готовность к событию, определяет сроки, прочность и характер запоминания. Учение с установкой «до экзамена» сохраняет знания лишь до выхода с экзамена, с установкой на приблизительное заучивание дает приблизительные знания. Восприятие информации без установки на заучивание часто вообще не дает никаких знаний.

Результаты учения определяются не только субъективными факторами (отношение к предмету), но и объективными (свойствами самого заучиваемого материала):

  • Содержание учебного материала. Предметом заучивания могут быть фактические сведения, понятия, умения или навыки. От того, какой тип материала является предметом заучивания, в решающей степени зависят характер и методы обучения.
  • Форма учебного материала. Она может быть жизненной, когда обучение осуществляется на реальных предметах или видах деятельности, и дидактической, когда обучение осуществляется на специально препарированных и схематизированных ученых объектах и задачах. Она может быть предметной, образной, речевой и символической. Эффективность избранной формы изложения зависит от двух факторов:
    • 1) от того, соответствует ли он характеру заучиваемого материала;
    • 2) насколько учащиеся владеют данным языком и насколько он соответствует их мышлению, например, детям нужно преподнести понятия в предметно-действенной форме.
  • Трудность учебного материала, влияющая на эффективность заучивания, его быстроту и правильность. Трудность заучивания нового учебного материала при прочих равных условиях зависит от его связи с имеющимися у ученика опытом, знаниями и умениями. Чем больше таких связей, тем материал легче для заучивания, и наоборот (при прочих равных условиях).
  • Значение и важность учебного материала. Определенные сведения или действия могут быть важны сами по себе или для усвоения последующего материала. Они могут быть важны для решения задач, с которыми затем встретится учащийся. Наконец, они могут быть важны для формирования поведения или определенных черт личности. Значение некоторого материала может быть гностическим (познавательным), практическим (деловым), этическим (нравственным), эстетическим (художественным), социальным (общественным), воспитательным (педагогическим).

Следует подчеркнуть, что одного объективного значения учебного материала самого по себе для успешного заучивания еще недостаточно. Для этого он должен обрести значимость для самого учащегося, то есть отвечать его потребностям и интересам.

  • Осмысленность. Наблюдения и эксперименты свидетельствуют, что осмысленный материал заучивается быстрее, с меньшим числом ошибок, длительнее и полнее сохраняется.

Заучивание любого материала облегчается по мере повышения структурности, то есть логических, семантических и синтаксических связей его частей. Чем больше в материале таких связей нового со старым, тем теснее связь каждой последующей части с предыдущей, тем легче заучивание. Недаром одним из принципов обучения является принцип последовательности и систематичности. Трудности возникают и тогда, когда связи не выделены четко, а замаскированы в фактическом и описательном материале. Некоторую роль играет также расположение частей материала.

Также фактор, влияющий на заучивание учебного материала, — его объем, количество входящих в него отдельных элементов. Измерить число элементов учебного материала еще недостаточно: ведь учащийся заучивает не то, что написано в учебнике, а то, что у него получается в результате мыслительной переработки текста и выражения этих результатов в терминах своего опыта. Объем осмысленного учебного материала можно измерить только косвенно числом новых понятий или действий, которые требуется усвоить, связей, которые в нем устанавливаются, или числом суждений, которые он содержит.

Следует упомянуть еще один фактор заучивания — эмоциональные особенности учебного материала — привлекательность материала, его способность вызывать определенные чувства и переживания. Как показывают исследования, материал, вызывающий сильные положительные чувства, заучивается легче, чем безразличный и скучный.

Ход научения регулируется на основе обратной связи, то есть непрерывного или периодического контроля и учета текущих результатов. При обучении основным средством такого контроля являются ответы и действия учащихся, степень из правильности, число ошибок. Эффективность управления учебной деятельностью в значительной мере зависит от способов и форм осуществления:

1) поисков учащимися правильного ответа и действий;
2) сигнализации о допущенных ошибках;
3) их исправления;
4) реакции педагога на ошибки.

Для активизации познавательных процессов памяти, внимания, мышления важно:

  • обеспечить проведение занятий в условиях, соответствующих санитарно- гигиеническим требованиям (без этого уровень активности основных психических процессов не может быть высоким), сюда же относится необходимость соблюдения учащимися режима дня, питания, отдыха, движения;
  • давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает возможность ее искажения при передаче и восприятии;
  • соблюдать при использовании средств наглядности норм яркости, освещенности, контрастности, величины изображения в зависимости от размеров аудитории, стремиться к оптимальному уровню сложности языка учебного сообщения;
  • полностью использовать возможности устной речи как средства управления вниманием и восприятием. Громкость, тембр и темп речи, интонации, паузы являются сильным ориентирами для слушателя в содержательной стороне сообщения;
  • учитывать возможность прямого управления восприятием (в случае затруднения понимания нужно специально обращать внимание на наиболее важные положения, важно показывать, на какую часть таблицы, диаграммы, графика нужно смотреть и что именно надо увидеть, чтобы не возникло смысловых барьеров);
  • в умеренных пределах разнообразить изложение; использовать приемы поддержания и возвращения внимания;
  • учитывать эмоциональный фактор, за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает;
  • уделять внимание повторению и дальнейшей разработке уже известной информации;
  • использовать наглядность, графики, схемы как опорный материал для активизации восприятия и памяти;
  • вводить проблемность, некоторую усложненность для активизации мышления;
  • напомнить учащимся о важности соблюдения режима дня, так как каждый «недоспанный» против физиологической нормы час снижает умственную работоспособность на 10–20 %.

Учебный процесс во всех своих проявлениях реализуется психологической системой деятельности. В ее рамках происходит преобразование индивидуальных качеств личности путем их перестройки и реструктуризации исходя из мотивов, целей, условий деятельности. Собственно, так и возникает накопление индивидуального опыта, формирование знаний и развитие личности ученика.

[links&resources]

1. Грибов Ю.А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей. //Вопросы психологии. — 1989. —
№ 2.
2. Психологический словарь. / Под ред. Давыдова В.В., Запорожца А.В., Ломова Б.Ф. — М.: «Педагогика», 1983.
3. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. — Р. н/Д.: Феникс, 2003.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Р. н/Д.: Логос, 1997.
5. Хрестоматия по педагогической психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки А. Красило и А. Новгородцевой.  — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 416 с.
6. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М.: Педагогика, 1989. — 220 с.
7. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — Томск: Пеленг, 1993. —
268 с.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.