«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИТАРНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В ШКОЛЕ НОВОГО ТИПА

Среда 18 июня 2014

В статье рассмотрены результативные приёмы формирования интереса к изучению иностранных языков в контексте принципов гуманитарной самоорганизации личности в образовании и через образование. Авторы предпринимают попытку ответить на вопросы — как научить учащихся преодолеть неуверенность при общении на иностранном языке и повысить познавательный интерес к изучению иноязычной культуры и языков с помощью современных технологий ОИЯ и системы развивающих заданий на примере УМК издательства «Просвещение».

Надежда
БУЛАНКИНА
Рушания
ПОНОМАРЕВА
Фарида
СЕМИНА
Инна
НОГАЕВА
Елена
ЧЕКАЛИНА

настроение: жизнерадостное

ключевые слова: система, носители языка, кросс-культурная коммуникация, интерактивные технологии, технологии развития критического мышления, языковая среда, флипчарт, наглядный эффект

город: Новосибирск

Истинно благородный человек
не рождается с великой душой,
но сам себя делает таковым
великолепными своими делами.

Петрарка

Сегодня Россия активно вступила в мировое сообщество не только в качестве партнера в рыночных экономических отношениях, но и как равноправный участник планетарного диалога цивилизаций, как носитель высокой и самобытной культуры. Обеспечить достойный статус России в современном мире возможно только в условиях такой системы образования, которая способна реализовать функцию сохранения и воспроизводства гуманистических традиций отечественной и мировой культуры. Требуется система гибкая, открытая, способная к саморазвитию и самоорганизации, соотносимая с западными моделями, отвечающая насущным потребностям современности, позволяющая участникам образовательного процесса успешно самореализоваться.

Подготовка и формирование профессионального корпуса преподавателей, соответствующего запросам современного отечественного образования, становится одновременно важной и нелегкой задачей научной и прикладной педагогики. Причем принципы корпоративности при создании педагогического сообщества в условиях школы может стать важным и значимым ресурсом в плане гуманитарной самоорганизации информационно-образовательного пространства и творческой самореализации личности непосредственных участников образовательного процесса (и учителей, и школьников, и их родителей).

Как известно, формирование целостного образовательного пространства в свете решения проблемы гуманитарной самоорганизации личности обучающихся зависит в первую очередь от профессионализма педагога, его общеметодологической и теоретической подготовки. Как никогда ранее, значимым для понимания принципов самоорганизации личности в образовании и через образование являются принципиальные позиции относительно того, что «человек полиидентичен, должен иметь право на культурное самоопределение через специальные знаковые средства — языки культуры, помогающие осваивать и сохранять культурные и национальные ценности в целях осознания смысла человеческого существования и самореализации». Языки, вербальные и невербальные средства культуры, обладают неограниченными потенциальными возможностями влиять на понимание мира, на системное становление индивидуальной картины мира, на концептосферу индивидуального языка становящейся личности.

И здесь важную роль играет целевая позиция педагога, являющегося носителем высокой языковой культуры, проводником в мир культурных ценностей. Однако в настоящее время уровень коммуникативной компетенции в целом снижен. Поэтому для системы образования важным становится качество профессиональной готовности педагога к вызовам современного мира. Особую значимость для решения многих глобальных проблем развития современного общества и образования имеет исследование роли полиязычий и поликультур в становлении концептосферы индивидуального языка личности не только на философском уровне, но и на практическом[8].

Как это ни парадоксально, но в современной педагогической науке вопрос о становлении личностной концептосферы мало исследовался. Конкретная актуализация культурологического и ценностного смысла этого человеческого феномена вполне осуществима в процессе рефлексивного опыта самих педагогов относительно наработок в области гуманитарной самоорганизации личности на занятиях гуманитарной направленности.

Осознавая тот факт, что до сих пор в мире преобладают «технократические подходы к человеко-размерным по своей природе проблемам», считаем, что гуманитарные науки, поскольку они выполняют важную функцию по формированию жизненной позиции учащихся, их нравственных принципов и убеждений, должны занимать особое место в гуманитарном образовании личности. В свою очередь, в гуманитарном знании наукам о языке, разъясняющим многие общественные явления и человека в социуме с помощью языков культуры, также принадлежит особое место.

А потому считаем, что современная система образования обязана продолжать работать на стыке многих наук, а участники образовательного процесса должны знать о многомерности реальности, что становится возможным благодаря принципу диалогичности. Развитие личности и общества невозможно без диалога. Используя всю палитру собственного языкового существования в пространстве диалога, педагог стимулирует обучающихся к проявлению своего собственного языка, что позволяет формировать из индивида человека. «Диалог внутри сознания индивида оказывается диалогом культур». Диалоговые культурно ориентированные практики, основанные на гуманистической парадигме образования, позволяют овладеть полиязыковой культурой, которая рассматривается и как цель, и как средство в системе смысложизненных ориентаций современного человека[1].

К сожалению, преимущественное большинство выучивших и изучающих иностранный язык в школе так и не решились или не решаются говорить на иностранном языке. Они стараются избегать общения на иностранном языке, и их знания постепенно теряют свою актуальность. Как победить страх перед общением на изучаемом языке? Для ответа на эти вопросы следовало определиться с основной задачей — сгруппировать весь арсенал доступных организационных форм и средств для повышения интереса к изучению нашими учениками иностранного языка — в нашем случае — это английский, французский, немецкий языки.

Для начала педагогическое сообщество школы попыталось осознать, что обязательным условием для успешного осуществления намеченного будет участие всего коллектива школы на различных этапах реализации этой задачи, начиная с администратора и заканчивая директором школы, начиная с первоклассника и заканчивая выпускником школы.     Вся атмосфера школы пронизана общением — младшие и старшие общаются на равных, приобретают бесценный опыт уважения, понимания, интереса, любопытства от общения и закрепляют правильную модель кросс-культурного сознания, которая в дальнейшем послужит им ориентиром для кросс-культурного взаимодействия.

Первое условие — дружный сплоченный коллектив профессионалов-единомышленников и учеников всех возрастных групп! Следующий шаг — обеспечение возможности общения с носителем языка! В нашей школе стало уже нормой проведение занятий с участием носителей языка. Это гости нашего города, которые любезно соглашаются принимать участие в процессе обучения иностранным языкам и помогают нашим ученикам приобрести уверенность при разговоре на английском, французском и немецком языках. Мы видим, что ежедневные контакты с представителями Англии, Франции, стран Африки, США, Индии становятся обыденным событием для наших учеников, а удовольствие от удачно реализованного диалога влияет на самооценку. И непременным условием совместной деятельности учителя и ученика является создание творческой атмосферы в процессе проведения мероприятий с участием носителей языка.

Какие формы и методы урочной и внеурочной деятельности нам удалось организовать и использовать в образовательном процессе? В качестве примера приведем одно из ежегодных мероприятий — это праздник, посвященный Международному дню родного языка. В этот день в школу приглашаем всех наших зарубежных коллег, в школе звучат самые разнообразные иностранные языки и царит «мир во всем мире!»

Неотъемлемым звеном учебно-воспитательного процесса по формированию кросс-культурной компетенции наших учеников и всего коллектива в целом является учебно-воспитательное направление работы школы в рамках Лингвистического центра «София». Творческие отчеты о совместной работе центра и кафедры английского языка, начальной школы, учителей-предметников и наших зарубежных коллег демонстрируют, что «культура является программным обеспечением сознания» учеников и педагогов.

Следующая форма работы, оцененная ее участниками и их родителями, — это интенсивная сессия с погружением в иностранный язык, которая проводится в Центре летних каникул «София». Тематика интенсивной сессии зависит от творческих предпочтений руководителя, которым является носитель языка. Например, в 2013 году летняя сессия была посвящена изобразительному искусству. Оригинальные творческие мастер-классы проводил французский художник Ивон Галар.

Наконец, наши учащиеся имеют возможность получить британский сертификат международного образца. С 2013 года школа аккредитована как авторизованный центр по проведению международного экзамена РТЕ Объединенного Королевства Великобритании.

Нельзя не отметить проектную деятельность наших учеников под руководством носителей языка. Учителями были реализованы такие проекты, как «Виртуальное путешествие по морским державам с настоящим капитаном дальнего плавания Оливье Куром (Франция)», «Легенды Индии» с участием преподавателя английского языка из Индии Арати Николаевой, элитарный проект для одаренных детей в области изобразительного искусства и иностранного языка «Игра в гости». Последний проект призван создать творческое пространство для талантливых детей, которые, согласно плану проекта, каждый год осуществляют встречи с художниками разных стран. 2013–2014 годы — это художник Ивон Галар из Франции. Участники проекта в сентябре 2013 года были в гостях у Ивона Галара во французском городе Анже и рисовали Францию. Данный проект создает, безусловно, мощный стимул и способствует формированию устойчивого познавательного интереса к изучению иностранного языка. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я научусь». Другими словами, для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, развивать их познавательную деятельность, используя современные эффективные технологии.

Одной из таких технологий, используемых на уроках в школе, является технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКПЧМ), которая не только учит учащихся учиться, но и развивает у них творческое, критическое (рефлексивное) мышление. Эта современная образовательная технология способствует воспитанию личности, способной сотрудничать с другими, делать самостоятельный и ответственный выбор, рефлексивно оценивать полученные результаты. Основа технологии — трёхфазовая структура урока: вызов (evocation), осмысление (realization of meaning), рефлексия (reflection).

Основная задача учителя на первом этапе (вызове) — активизировать обучающихся на дальнейшую работу, «вызвать» уже имеющиеся знания. Ученики на данной стадии вспоминают или делают предположения о том, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Учитель использует следующие приёмы развивающего характера: составление списка «известной информации»; прогнозирование по ключевым словам или фотографии, рисунку, заголовку; составление кластеров, таблиц; перепутанные логические цепочки и др. На второй стадии (осмысление) идёт непосредственная работа с текстом. Цель — получение новой информации, корректировка учеником поставленных целей обучения. Учитель предлагает активные методы чтения или слушания, которые делают эти процессы осмысленными и позволяют сохранить активность ученика. Работа ведется индивидуально или в парах. Среди используемых средств — приёмы и методы активного чтения; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. Третья стадия — рефлексия (осмысление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Основной целью данного этапа является рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения. Учащиеся возвращаются к первоначальным записям — предложениям, вносят изменения, дополнения, выполняют творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Важными для активизации интеллектуальной деятельности приёмами становятся составление или расширение кластеров, таблиц; установление причинно-следственных связей между блоками информации; организация и проведение круглых столов, различных видов дискуссий; написание творческих работ (синквейны, эссе).

В данной публикации раскроем специфику некоторых наиболее эффективных приёмов, которые активно используются учителями кафедры на различных этапах урока. Все приёмы будут представлены на материале УМК “Spotlight” 8 класс, авторы В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина, на примере работы с текстом “The Master Thief of the Unknown World” History, в разделе Across the Curriculum, Module 3.

I. Первый этап (фаза) урока — вызов

1. Учитель использует один из возможных приёмов на стадии вызова «Прогнозирование по портрету». Прогнозирование может быть по ключевым словам, отрывку из видео, заголовку.

Цель приёма: развитие интереса и учебной мотивации, активизация мыслительной деятельности учащихся и умение работать в коллективе. Учитель помещает портрет Френсиса Дрейка на доске и просит учащихся ответить на серию вопросов (4–5), например:

When did the man live? Why do you think so?
What did he do in your opinion?
Was he a famous person? If yes, what was he famous for?
How would you describe his personality?

Сначала учащиеся работают самостоятельно, затем в парах, составляя рассказ- предположение. После этого пары объединяются в группы, где идет обмен мнениями и, наконец, каждая группа составляет свой рассказ и делает его презентацию.

2. Приём «Корзина идей». Цель приёма — выяснить, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель просит учащихся просмотреть текст (3–5 сек.), чтобы узнать имя человека на портрете. Далее он задает вопрос “What do you know about Francis Drake?” и записывает ответы учащихся, даже ошибочные, на доске, используя приём «Корзина идей». Затем учитель просит учащихся написать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы в ходе изучения материала.

II. Второй этап урока «Осмысление содержания»

На стадии осмысления содержания, для того чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается текст для чтения. Используем технологический приём «ИНСЕРТ».

I — interactive интерактивная
N — noting размечающая
S — system система
Е — effective для эффективного
R — reading and чтения и
Т — thinking размышления

Цель приёма — систематизация и оценка информации, сохранение интереса к теме.

Суть приёма — маркировка текста значками по мере его чтения:

«v» — уже знал, «+» — новое, «-» — думал иначе, «?» — не понял, есть вопросы

Учащимся предлагается прочитать текст «The Master Thief of the Unknown World». Они читают его один раз и делают пометки на полях. Следующий шаг — учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки и обсуждают каждый столбик в парах или группах. В качестве альтернативы можно использовать приёмы «Бортовой журнал» или «З — У — Х» (знаю — узнал — хочу узнать).

Цель приёма «Бортовой журнал» — соотнесение старых знаний с новыми знаниями. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

What I know about F. Drake What I’ve found out about F. Drake
   

Цель приёма «З — У — Х» — расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу.

What I know about F. Drake What I’d like to learn about F. Drake What I’ve found out about F. Drake

Первые колонки в этих таблицах заполняются на этапе вызова, остальные по мере чтения или аудирования текста.

III. Третий этап урока (фаза)

После прочтения текста, заполнения таблиц, изучения маршрута путешествия по карте учащимся предлагается следующее задание “Put the sentences about F. Drakes journey in the correct order”.

A. Drake left two ships on the east coast of South America.
B. Drake sailed around the southern tip of Africa.
C. Drake sailed to North America.
D. Drake left Plymouth in 1577.
E. Drake crossed the Pacific to a group of islands in the southwest.
F. Drake sailed north along the coast of South America.
G. Drake arrived in England in September, 1580.

В тексте есть несколько дат и цифр. Учитель пишет на доске вопрос “What do the following dates and digits relate to?” и выписывает на доску даты и цифры в колонку.

160, 1577, 3, 1, 1580. Учащиеся вспоминают и записывают информацию, используя краткую запись. Затем в парах контролируют друг друга, задавая тот же вопрос.

В завершение работы над текстом учитель использует приём «Тонкие и толстые вопросы». «Тонкие» вопросы требуют простого односложного ответа, «толстые» вопросы предполагают подробный, развернутый ответ.

Цель приёма — формирование умения работать с вопросами, демонстрации понимания пройденного материала.

«Тонкие вопросы» «Толстые вопросы»
1. How many people were in F. Drake’s crew? 1. Why did the Spanish call F. Drake “Master Thief”?
2. When did they leave Plymouth? 2. What made one of the ships turn back to England?
3. What did Queen Elizabeth do when F. Drake come back? 3. Why was F. Drake knighted by the queen?

Затем учитель возвращает учащихся к вопросам, которые они составляли до чтения текста, чтобы выяснить, о чем они не узнали из текста.

Это лишь небольшая часть возможных методических приёмов, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей и задач. Технология КМ в корне меняет ход обучения на процесс, при котором ученик является не пассивным слушателем, а активным участником образовательного процесса.

Графические формы организации материала, например дневники и бортовые журналы, могут стать ведущим приёмом на стадии осмысления содержания.

Бортовые журналы — обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Интересным приёмом является двухчастный дневник (см. нижеприведённую таблицу). Этот приём также дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двухчастные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приёмом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

Форма двухчастного дневника

Цитата Комментарии
   

Большое значение в технологии развития критического мышления (КМ) отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. Начнем с простых приёмов.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания приём служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии — для демонстрации понимания пройденного.

Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Кто …? Что …? Когда …? Может …? Будет …?
Мог ли …? Как звали …? Было ли …?
Согласны ли вы …?
Верно ли …?
Дайте три объяснения, почему …
Объясните, почему … Почему вы думаете …?
Почему вы считаете …? В чем различие …?
Предположите, что будет, если …?
Что, если …?
Подведение итогов с использованием
приёма «6 шляп».

Учитель раздает учащимся шляпы шести цветов и объясняет, в какой форме должен сделать выводы по уроку обладатель шляпы.

Учащиеся, получившие:

  • белые шляпы, дают только факты: weather, seasons, winter in Russia, winter sports;
  • «зеленые шляпы»: at the next lesson we will speak more about extreme winter sports;
  • «красные шляпы»: we read about interesting winter activities;
  • «желтые шляпы»: we discuss the attractive winter entertainments;
  • «черные шляпы»: we didn’t speak about English winter sports;
  • «синие шляпы»: обобщение (может сделать учитель).

(Если учащиеся не справляются, можно разрешить им говорить на русском языке).

Тонкие и толстые вопросы.Стратегия «Тонкие и толстые вопросы» учит детей правильно строить общение. Важно показать детям, в каких случаях вопросы могут быть тонкими, требующими краткого однозначного ответа, а когда необходимы толстые вопросы, на которые нужно отвечать развернуто, обстоятельно. Особенно важно научить детей задавать друг другу открытые вопросы, которые побуждают размышлять, думать, воображать, творить или тщательно анализировать. Умение находить варианты ответов на открытые вопросы и задавать такие вопросы — шаги к формированию критического мышления. Анализ прочитанного текста может быть эффективно организован при помощи приёма «Три вопроса». Каждый ученик составляет три «толстых» вопроса для своего соседа по парте. Каждая пара выбирает и задает классу самый интересный вопрос.

Хотелось бы отметить, что уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Иностранный язык в данном случае является как целью, так и средством обучения. При выполнении какого-либо задания учащиеся должны понять главную мысль, воссоздать логику изложения, выделить проблему, сопоставить с тем, что уже знают в этой области, и определить, какая дополнительная информация нам необходима, чтобы сделать выводы и сформулировать свою точку зрения по конкретному вопросу или проблеме.

В условиях поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня образования повысился интерес к интерактивным технологиям, использование которых способствует эффективности усвоения учебного материала. Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала. Организовать процесс обучения так, чтобы учащийся активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить, преподавателю помогает сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Особыми преимуществами обладает интерактивная доска для обучения иностранным языкам. Заранее подготовленные тематические тексты, яркое и наглядное представление грамматического материала, обучающие и проверочные упражнения с интересными заданиями развивающего характера, иллюстрации, аудио и видеоматериалы — все это служит опорой для введения или активизации материала урока, повторения и закрепления речевых моделей и грамматических структур, совершенствования навыков чтения и восприятия иноязычной речи на слух, контроля и самоконтроля знаний.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет ряд преимуществ. Материалы к уроку можно приготовить заранее — это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждение. Можно создавать ссылки с одного файла на другой — например, аудио-, видеофайлы или интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование. Это важно при изучении английского языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать и слушать текст. Материал можно структурировать по страницам, а это требует поэтапного логического подхода и облегчает планирование. Можно сканировать любой текст или задания из традиционного учебника и сделать их по-настоящему «рабочими», делая пометки, дополняя, подписывая необходимую информацию и т.д. После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, какими они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников. Возможность сохранять материалы уроков, дополнять их записями улучшает способ подачи материала. Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы и возвращаясь к изученному материалу, а рисунки и тексты перемещать с одной страницы на другую. Очень удобно размещать иллюстрированные задания на слайде при выполнении тестовых заданий и самостоятельных работ или в рамках обобщающего урока. Большой экран и наглядность позволяют разрешить вечную проблему раздаточного материала.

Работа с интерактивной доской обеспечивает преемственность, полноту и согласованность логической подачи материала при изучении языковых аспектов и совершенствовании умений и навыков учащихся, а также в процессе формирования социокультурной компетенции для презентации страноведческого материала по географии, культуре, истории, традициям стран изучаемого языка. Кроме того, дает возможность работать с фрагментами аудиотекста и видеофильма, останавливаться, повторять, возвращаться к нужному моменту, что облегчает процесс восприятия и понимания иноязычной речи. На интерактивной доске можно захватывать видео изображения и отражать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним свои комментарии. Кафедрой учителей английского языка нашей школы была создана «копилка» страноведческих фильмов и разработаны ряд заданий к ним.

Во время презентации грамматического явления можно представить схему, используя разные цвета для привлечения внимания учащихся к тому или иному аспекту. Часть материала можно скрыть, используя функции «шторка», «прожектор» или «волшебные чернила». При изучении отдельных речевых конструкций целесообразно использовать тесты с пропусками, которые позволяют контролировать сформированность грамматических навыков быстро и эффективно. Функция клонирования позволяет увеличить количество одинаковых объектов. На их материале можно не только вводить новые лексические единицы или грамматические структуры, но и обучать постановке вопросов, составлению высказывания, организации речевой ситуации, что способствует развитию коммуникативных умений.

Кроме того, у учителей нашей школы есть великолепная возможность проведения уроков по скайпу с американцами. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции учащихся, совершенствованию навыков общения на иностранном языке. Учителя знают, что одним из самых действенных способов работы остается игровой и «соревновательный» способ, независимо от возраста ученика. Один из них тот, в котором ученик быстрее своих товарищей находит в программе нужные слова и ошибки. На уроках достаточно часто используется данный приём.

В заключение предлагаем алгоритм работы по теме «Великобритания» в 4 классе (УМК «Английский язык». 4-й класс. Авторы: Верещагина И. Н, Афанасьева О.В.).

  1. На начальном этапе работы учащиеся просматривают двухминутный фильм «Top10» (Десять достопримечательностей Англии) и высказывают свои идеи или точку зрения по каждой. Учитель кратко в виде тезисов фиксирует каждое мнение, даже неверное. Все тезисы сохраняются во флипчарте на доске.
  2. Следующий этап — работа с отсканированным текстом из учебника на доске, дети читают текст, делая пометки на полях (! — знаю и могу дополнить; ? — не знал об этом ранее, спросить; ___ — обратить внимание), затем в ходе урока учащиеся выясняют, в чём совпали их знания, на что, по их мнению, нужно обратить внимание, получают недостающую информацию.
  3. Выполняются упражнения, предлагаемые авторами учебника.
  4. Ученики (индивидуально или в группах) готовят презентацию «Достопримечательности Англии» и, в дополнение к детским презентациям, просматривают учебный фильм, к которым прилагаются задания на выбор правильного ответа, заполнение пропусков в тексте.
  5. Детям предлагается игра «Кто хочет стать миллионером?» по теме «Англия».
  6. На следующем этапе учащиеся вновь обращаются к фильму «Top 10» и тезисам, составленным на первом этапе изучения темы, сравнивая первоначальные знания и полученные в ходе изучения темы, дополняя, соглашаясь или опровергая тот или иной тезис.
  7. На заключительном этапе ребята выполняют роли гидов и проводят виртуальную экскурсию по Лондону (прокомментировать полутораминутный фильм).

Результаты проведения системы уроков с использованием интерактивных заданий развивающего характера доказывают, что использование интерактивной доски позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности; стимулировать развитие мыслительной и творческой активности; интенсифицировать процесс обучения; способствовать увлечению предметом и созданию наилучших условий для овладения навыками говорения и восприятия речи на слух. Опыт работы с интерактивной доской подтверждает эффективное положительное влияние сочетания ее возможностей и реализации дидактических принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, межпредметных связей, интерактивности, обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, а также личностно ориентированного обучения и личностно развивающего образования школьников. Иными словами, обеспечивает эффективность усвоения языкового и речевого материала, страноведческой информации, создавая оптимальные условия для гуманитарной самоорганизации и творческой самореализации личности и учителей, и учеников.

Надеемся, что педагоги-практики, воспользовавшись нашим скромным опытом, смогут помочь своим ученикам почувствовать себя уверенно при разговоре на иностранном языке и испытать настоящее удовольствие от свершившегося, на самом деле, простого и несложного факта общения — диалога на иностранном языке.

[links&resources]

[1] Буланкина Н.Е. Гуманитарная самоорганизация личности//монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013.
2. http://www.polymedia.ru/ ; http://www.modlife.ru
3. http://www.prometheanplanet.ru
4. УМК «Английский язык» 4 класс. Авторы: Верещагина И. Н., Афанасьева О.В. М.: «Просвещение». 2009.
5. Галиулина Т.Н. «Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий». Материалы Региональной научно-практической конференции «Английский язык» в системе «Школа — Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003.
6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. Издательство «Просвещение», 2012.
7. Назина Н.И. Особенности использовании технологии развития критического мышления на практическом занятии в языковом вузе // Актуальные вопросы качества педагогического образования: Материалы науч.-практич. конференции. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002.
[8] Буланкина Н.Е. Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании/монография. — М.: Университетская книга, Логос, 2008.
9. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании».
URL: http://journal.kuzspa.ru

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.