«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РОЛЬ ИГРЫ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Среда 6 мая 2015

Поводом для написания данной статьи послужил личный опыт: поиск эффективных способов для снятия эмоционального напряжения детей на уроках английского языка и средств мотивации учащихся младшего школьного возраста. Изучив литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что на уроке предпочтительно использовать игры для адаптации детей к новому предмету. Я бы хотела рассказать коллегам об играх, которые я использую на своих уроках.

настроение: познавательное

ключевые слова: игровая технология, игра, урок-игра, младший школьный возраст, снятие эмоционального напряжения детей

город: Зарайск, Московская обл.

Без игры нет и не может
быть полноценного умственного развития. Игра — это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

Всем известно, что в школе обучение иностранному языку начинается со второго класса. Вспоминаю свой первый проведенный урок английского языка у второклассников (он оставил огромное впечатление): перед уроком дети сидели неподвижно, глаза испуганные, боялись что-либо сказать. Один ученик, более отважный, чем остальные, сразу мне заявил: «Я не знаю английского языка!»

«В чем же была проблема? Почему дети были сразу так негативно настроены и чего боялись?» — думала я. И только после долгих размышлений я нашла ответ.

Приходя в первый класс, дети уже имеют какие-то знания: все имеют представление об окружающем мире, умеют рисовать, знают цифры, буквы, кто-то даже умеет читать и немного писать.

Когда ребенок впервые приходит на урок английского языка, максимум, что он может знать — это то, что где-то есть какая-то страна, где разговаривают на другом языке. Вот он и боится упасть в грязь лицом: вдруг не сможет заговорить на английском языке и не поймет учителя?

Сразу возникает вопрос: как же снять эмоциональное напряжение у детей? Эту задачу на начальном этапе изучения языка легко решить с помощью игровой технологии. Она позволяет нам превратить традиционный урок, например, в веселое и увлекательное путешествие.

Важно помнить, что игра — это не просто вид развлечения. Это эффективный способ передачи знаний детям, особенно детям младшего школьного возраста.

По меткому выражению И. А. Зимней, игра является для маленьких учеников психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения. Кроме того, игра связана с построением предлагаемых обстоятельств таким образом, чтобы ученик реально оказывался в ситуации, когда ему приходится действовать так или иначе, считает А. А. Леонтьев. Именно эта возможность создания заинтересованности у детей в свете новой образовательной концепции должна занимать на уроке все более существенное место. Речь идет о ситуациях, в которых ученик осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо, о приемах, симулирующих ситуации реального общения (например, разыгрывание заданных диалогов-образцов).

Использование специальным образом организованной игры как способа обучения устной речи в начальной школе позволяет учителю формулировать такие речевые задачи, в которых есть мотив и цель речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения[1].

Дидактическая игра — это такая коллективная целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на победу[2].

Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными элементами являются:

  • моделируемый объект учебной деятельности;
  • совместная деятельность участников игры;
  • правила игры;
  • принятие решения в изменяющихся условиях;
  • эффективность применяемого решения[2].

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную (освоение диалектики общения);
самореализации в игре как на полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизненной деятельности);
диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);
социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)[3].

На своих уроках английского языка я применяю разнообразные виды игр:

  1. Фонетические («Найди рифму», «Кто быстрее?»);
  2. Грамматические («Commentator», «What do you like to do?», «Where is the pen?»);
  3. Лексические («Snowball», «What is missing?»);
  4. Орфографические («The Alphabet», «Add Consonants»);
  5. Ролевые («В магазине», «У врача», «Показ мод»);
  6. Подвижные («Rain, rain», «Butterflies and Birds»).

В младших классах на уроке английского языка можно не только организовать игру как некий этап урока для усвоения и закрепления материала, но и выделить игровую технологию как преобладающую на протяжении всего занятия, то есть провести так называемый урок-игру. Такие уроки эффективны для повторения и закрепления материала по любой теме.

В данной статье я хотела бы рассказать об играх, которые я использую на своих уроках для детей младшего школьного возраста. Разрабатывая урок-игру, я всегда стараюсь основываться на уже знакомом для детей материале, например, на прочитанных на уроках чтения сказках и рассказах, известных всем играх, мультфильмах, телепередачах. Плюс данных игр в том, что их можно применить к любой теме.

Конечно, список игр можно приводить бесконечно. Но я бы хотела отметить самые интересные на мой взгляд.

Игра № 1. «Остров сокровищ»

Данная игра вызвала огромный интерес у учащихся. Неудивительно — ведь это увлекательное путешествие на корабле. Все учащиеся — это экипаж команды (пираты). Их цель — найти ключ и открыть клад с сокровищами. Чтобы добраться до острова сокровищ, им нужно остановиться на пяти других островах, где они выполняют определенные задания. Если дети выполняют их правильно, то они получают часть ключа.

В ходе урока используется сопровождающая мультимедийная презентация, которая иллюстрирует локации, задания, переход на другой уровень и заработанные ключи.

Игра № 2. «Крестики-Нолики»

Эту игру любят все маленькие дети. Для ее проведения класс делится на две команды, выбираются капитаны. На доске нарисована таблица из девяти квадратиков, как в известной нам игре.

Одна команда называется «Крестики», другая — «Нолики». Одной клетке таблицы соответствует одно задание, которое выполняют обе команды. Победителем объявляется та команда, которая правильнее, лучше или быстрее выполнит задание. Она ставит в клеточку свой знак.

В конце урока подводятся итоги. Команда, которая имеет больше соответствующих знаков, объявляется победителем.

Игра № 3. «Полет в космос»

Учитель в начале урока рассказывает детям, что сегодня они будут космонавтами и на них возложена важная миссия: изучить планеты в солнечной системе. В течение полета дети будут останавливаться на разных планетах, встречаться с инопланетянами или другими героями. Для того, чтобы они показали ребятам свои планеты, учащиеся должны выполнить определенное задание. Для данной игры рекомендуется подготовить качественную мультимедийную презентацию, где будет изображена ракета, на которой класс как будто отправляется в космос.

Игра № 4. «Цветик-семицветик»

Для проведения этой игры нужно подготовить цветок из цветной бумаги или картона. Учитель рассказывает детям, что этот цветок волшебный. На каждом из его лепестков написано задание. У цветка семь лепестков, и у детей будет семь заданий. Тот, кто лучше всех выполнит задание, получает право оторвать один лепесток.

Игра № 5. «В стране невыученных уроков»

Дети в начальных классах уже знакомы с этим произведением. Одни читали его, другие смотрели одноименный мультфильм. Поэтому в начале урока учитель напоминает детям, что главный герой произведения, лентяй и двоечник Витя Перестукин, никак не хотел учиться, за что и попал в страну невыученных уроков. Там он оказался на волоске от смерти. Учитель предлагает учащимся помочь Вите справиться с заданиями и спасти его от гибели. В конце урока Виктор Перестукин возвращается домой и благодарит учащихся за помощь.

Игра № 6. «Волшебная картина»

В начале урока учитель показывает конверт и говорит, что он получил письмо от Старика Хоттабыча. В конверте находится разрезанная на 6 частей картина с изображением сказочного героя. Задача учащихся — выполнить 6 заданий и собрать картину. После выполнения каждого задания ученик, выполнивший задание лучше всех или принимавший самое активное участие во время задания, получает право достать из конверта один фрагмент картинки.

В заключение мне бы хотелось отметить, что, безусловно, таких игр можно придумать много. Нужно только желание сделать свой урок интересным и немного фантазии. Каждая из игр преследует свою образовательную цель. Но нельзя забывать, что овладение английским языком — это кропотливый труд. Играть нужно в меру, а то вскоре и игры наскучат детям.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы перечислить плюсы применения игровых технологий на уроке английского языка в начальных классах.

Самое главное достоинство игры — это повышение мотивации к учению (эту цель и преследует учитель). Игра — это такая сфера деятельности, где ребенку предоставляется возможность проявить свои силы, свое творчество и артистизм в условиях конкуренции. Ребенок не только совершенствуется в сфере образования, но и приобретает навыки, которые помогут ему действовать в различных жизненных ситуациях. В процессе игры при поддержке остальных участников у ребенка исчезает боязнь допустить ошибку. Бесспорно, игра помогает ребенку взаимодействовать в коллективе.

Говоря о преимуществах игр, нельзя не упомянуть и трудности, с которыми учитель может столкнуться, проводя игровую деятельность.

Во-первых, в ходе соревнования могут возникнуть межличностные и межгрупповые конфликты, что скорее всего повлечет за собой проявление агрессии со стороны участников.
Во-вторых, лидеры могут навязать остальным участникам игры свою точку зрения, не давая им возможность выразить себя.
В-третьих, участники игры могут проявить излишнюю эмоциональность, вследствие чего будут нарушены правила соревнования.
В-четвертых, подготовка к такой форме урока занимает большое количество времени.

Однако зная о трудностях применения игровых технологий на уроке, не стоит бояться использовать их на занятии. Эти знания только помогут нам избежать ошибок.

[links&resources]

[1] Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 240 с.
[2] Педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / ред. Пидкасистый П.И.. — М.: Пед. об-во России, 2006. — 608 с.
[3] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 c.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.