«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

КАК «ЗАЖЕЧЬ» РЕБЕНКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Понедельник 29 июня 2015


Перед учителем всегда возникает вопрос, какой учебник выбрать, чтобы он соответствовал всем требованиям учителя, был интересен ученикам, вызывал желание работать, удовлетворял и родителей, и администрацию. Учебники — это не основной элемент урока, и они не должны учить. Учить должен, конечно, учитель. Учебник — один из инструментов, который мы можем использовать. Успех во многом зависит не столько от учебника, сколько от профессионализма учителя, от его изобретательности и креативности.

 

настроение: творческое

ключевые слова: учебник, креативность, профессионализм учителя, прием, мысль, поиск

город: р.п. Башмаково, Пензенская обл.

e-mail: bov.teacher@mail.ru

 

О.В. Ключевский писал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Если в тебе есть этот драйв, то он обязательно передастся твоим ученикам. И только тогда вы сможете работать вместе, продвигаясь к заветной цели научиться общаться на иностранном языке и испытывать от этого радость, удовлетворение, самоуважение.

Безусловно, материалом, подлежащим усвоению, является материал учебника, но работу с ним надо организовать так, чтобы упражнения превратились в речевую ситуацию, выполнялись бы в форме игры. Наша задача — вызвать у школьников интерес к заданию и желание выполнить его. В этом и заключается роль учителя: «разбавить» материал, внести что-то своё, поменять установку.

Учитель, желающий научить своему предмету, имеет свои творческие находки, приёмы и способы организации учебного процесса. Я бы хотела остановиться на тех, которые я использую в своей работе.

1. Можно не просто повторять за диктором 20 слов, имитируя фонетическую зарядку, а разбить их на группы и работать по такой схеме: сначала слушай и повторяй за диктором, а потом прочитай, как диктор на TV, как робот и т. д.

2. Приём «полёт в космос». Установка: полёт в космос — дело ответственное. Ошибок и недочётов быть не должно. На самую отдалённую от Земли орбиту выйдут только подготовленные и знающие космонавты, то есть те дети, которые в хорошем темпе, с правильным произношением и интонацией прочитают текст (учитель рисует Землю и пять околоземных орбит). Итак, пять орбит, пять космонавтов. Желающие — к доске. Оставшиеся на местах — члены приёмной комиссии.

Каждому из нас свойственна неистребимая тяга к новому. Применять один и тот же приём длительное время невозможно, так как от него устают и дети, и учитель. А новая установка, как заряд бодрости, позволяет активизировать каждого.

Да, трудно в течение 40 минут поддерживать у учащихся заинтересованность, желание трудиться, огонёк в глазах. И опять возникает вопрос: как добиться такого результата? В своей работе я использую следующие приёмы:

  • Можно предложить детям не просто описывать свою комнату, а побыть в роли инопланетянина, заглянувшего туда, чтобы передавать информацию на летающую тарелку (тренировка оборота there is / there are).
  • Если не расшифруем слова, не узнаем, куда пропал … (назвать объект).
  • Рассказ с ускорением, используя картинки с предметами разного цвета: медленно — средне — быстро — быстрее — убираем картинки, например:

    A black, black, black cat,
    A grey, grey, grey rat,
    A red, red, red car,
    A bright, bright, bright star.

  • Приём «колесо». Задача — подобрать синоним к слову, которое находится в центре колеса. Цель — расширить словарный запас.

Учителю следует привлекать внимание учащихся к самому языку, например: «Послушайте, как красиво звучит слово», «Какое слово вам больше всего нравится?», «Посмотрите, как интересно образуются новые слова», «Вы обратили внимание, в каком значении автор использовал… (назвать знакомое слово)?»

Стремление увеличить количество слов, которые усваиваются учащимися, — одна из тенденций в преподавании иностранных языков. Бытует мнение, что чем больше слов знает ученик, тем шире будут его речемыслительные возможности. Но данные психологии и патопсихологии, науки, изучающей расстройства психических процессов, говорят о другом.

Богатый словарный запас сам по себе не обеспечивает высокий уровень речемыслительной деятельности. В психологических исследованиях описаны случаи, когда, обладая большим словарным запасом, ребёнок был не в состоянии пересказать сказку. Следовательно, словарный запас не самоцель. Он должен формироваться не изолированно, а в ходе речемыслительной деятельности, в единстве с ней.

Некоторые учителя-предметники считают, что иностранный язык не учит мыслить, что происходит просто механическое запоминание. Это, конечно, не так. Среди функций ИЯ как предмета в стандарте образования выделяется общеобразовательная функция, в состав которой входит развитие мышления. А мышление и речь взаимосвязаны. Нет мысли — нет речи. Овладение языком неразрывно связано с такими операциями, как анализ, синтез, сравнение, умозаключение. Сегодня очень важно научить детей мыслить. Наши ученики должны не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать. И опять вопрос: как это сделать?

Во-первых, нужно поощрять готовность учеников быть открытыми. Во-вторых, давать заранее оговоренное время для обдумывания ответов на вопросы.

В-третьих, принимать разнообразные идеи и мнения. В-четвертых, работать в сменном составе, что позволяет развивать навык общения. И, наконец, учитель на уроке не может и не имеет права быть равнодушным.

Для развития речемыслительных процессов великолепно подходят креативные методики. Например, технология, созданная Эдвардом де Боно, «6 шляп мышления». Этот метод позволяет помогать ученикам рассматривать и обсуждать проблемы с разных точек зрения зрения. Белая шляпа, The White Hat, называет факты. Красная шляпа, The Red Hat, взывает к чувствам, выражает эмоции. Черная шляпа, The Black Hat, предупреждает и заставляет критически думать. Желтая шляпа, The Yellow Hat, говорит только о преимуществах, исследует позитив. Зеленая шляпа, The Green Hat, выражает альтернативу, новые идеи, возможности. Синяя шляпа, The Blue Hat, вносит уверенность. Эта технология делает дискуссию более рациональной и, более того, я считаю, что анализировать проблему по категориям интересно.

Приём «круги на воде» активизирует знания учащихся и их речевую активность. Опорное слово, изучаемое понятие или явление записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. Это небольшое исследование можно начать в классе, а продолжить дома.

Создание необычной речевой ситуации привлечёт ребят к работе. Можно попросить учащихся дать объяснение какому-нибудь необычному поступку, например: “You were climbing out of your bedroom window.” Приём «незаконченных предложений» также развивает мыслительную деятельность учащихся.

Успешно проходит урок, на котором детям предлагается познакомить зарубежного друга с русским народным творчеством, например, рассказать русскую народную сказку на английском языке.

Есть много и других приёмов, которые развивают умение выражать мысли на уроке. Просто их надо искать.

Учителю, который хочет научить мыслить, необходимо следить, чтобы учащиеся получали знания и могли использовать их в реальной жизни, а не просто воспроизводить на уроке.

Но если некоторые дети молчат, это еще не значит, что они ничего не усваивают. Психологи уверяют: немного терпения, доброжелательная обстановка — и его «прорвёт»!

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.