Урок открытия нового знания в рамках ФГОС ООО
Автор: Инга СИНЦОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Пятница 23 июня 2017Урок открытия нового знания в рамках системно-деятельностного подхода является одним из условий реализации требований ФГОС в основной школе. Цель данной работы — показать, как на основе материалов учебника, заданий по подготовке к ЕГЭ и интернет-ресурсов можно проводить с учащимися проблемный диалог visit, ведущий к приобретению и осмыслению новой учебной информации.
The Open New Knowledge being involved in the activity lesson is one of the opportunities in the requirement’s realization of the law. The main aim of this work is to present how the teacher can organize the dialogue leading to the new experience taking the student’s book, the exam’s tests and the Internet resources within one lesson.
настроение: позитивное, творческое
ключевые слова: системо-деятельностный подход, урок «открытия нового знания», проблемный диалог, универсальные учебные действия, проблемно-диалогическое обучение
город: Киров
Открытый урок английского языка по теме “Press in Britain” («Пресса в Британии») в 8 «Д» классе проводился в рамках педсовета—практикума «Управление познавательной деятельностью учащихся на основе системно-деятельностного подхода» на базе УМК «Английский язык. 8 класс» для школ с углубленным изучением английского языка.
Тип урока определяется как урок открытия нового знания в рамках системно-деятельностного подхода с дидактической целью: способствовать формированию УУД в процессе «открытия» нового знания (осознания и осмысления новой учебной информации) средствами технологии проблемно-диалогического обучения с использованием ИКТ.
Рассмотрим подробно, как подходить к открытию нового знания в ходе урока.
На этапе актуализации задачей учителя было дать задание (вопросы) для актуализации и фиксирования знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий.
Чтобы вести разговор о средствах массовой информации на английском языке, необходимо вспомнить образование и употребление страдательного залога в настоящем времени. Учащихся просят прокомментировать, как образуется и когда употребляется в речи страдательный глагол (задание на повторение, где учащиеся вспомнили необходимый изученный грамматический материал для построения нового знания на последующих этапах).
Задание.
Put the verbs into the correct form — Present Simple, Active or Passive.
- Water (cover) most of the earth’s surface.
- How much of the earth’s surface (cover) by water?
- The park gates (lock) at 6.30 p. every evening.
- The letter (send) today.
- The company is not independent. It (own) by a much larger company.
- Where (these pictures/take)? In London?
- The rooms (clean) every day at 5.
— Кто выполнил задание?
— Прокомментируйте выполнение задания .
— Задание выполнено правильно?
— Если имеются ошибки, исправьте их.
Учитель дает задание для самостоятельной работы на повторение приемов учебной работы учащихся, где присутствует новое знание. (Задание для самостоятельной работы №1 — пробное учебное действие). Предлагает проанализировать возникшую ситуацию, определить, в чем именно возникло затруднение, какого знания или умения им не хватает для выполнения предложенного задания.
Выполните задание для самостоятельной работы №1. Работаем в парах.
Задайте вопросы и ответьте на них, поставив глагол в нужной форме Present Simple, Active or Passive.
- What (to call) “the press”?
- Why people (to buy) newspapers?
- What types the British newspapers (to divide) into?
4.What (to be) the difference between them?
Учащиеся анализируют шаг за шагом собственные действия, проговаривают вслух, что и как делали, фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотносят свои действия на этом шаге с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
Учитель обобщает затруднения в пробном действии на уровне класса.
Далее учитель выстраивает проблемный диалог с целью выяснения места (причины) затруднения, результатом исполнения проблемного диалога на уроке было фиксирование индивидуального затруднения учащихся.
Учитель продолжает работу в форме проблемного диалога с целью построения проекта выхода из затруднения и задает следующие вопросы, чтобы определить цель, тему, поиски способа достижения цели.
— Все ли смогли выполнить задание? (Нет) — затруднение
— Почему возникло затруднение? — (сложно ответить на вопросы “What types are the British newspapers divided into?” “What is the difference between them?”).
— Причина затруднения
— Что мы не знаем? (мы не знаем особенности британской прессы) — проблема урока.
— Что мы должны узнать сегодня на уроке? (Каковы особенности британской прессы?) — цель
— Какова тема нашего урока? (The Press in Britain and Elsewhere)
— Что мы должны сделать, чтобы выявить особенности прессы в Британии? (узнать, каковы два типа газет в Британии, чем они отличаются друг от друга, где печатаются большинство изданий, какие из них самые популярные (известные) — составили проект выхода из затруднения.
Таким образом, результатом является созданный учащимися проект выхода из затруднения (достигнута цель этапа актуализации).
На этапе изучения нового материала (первичное усвоение, осознание и осмысление блока новой учебной информации) учитель предлагает учащимся на основе выбранного метода (проекта) решения проблемы выдвинуть и обосновать гипотезы, продумать план проверки, проверить гипотезы в ходе ведения проблемного диалога.
Подводит учащихся к открытию нового знания (формулировка правила, формула и т.д.). Предлагает сравнить свой вывод с учебником.
Какие два типа газет есть в России?
— А как в Британии? Предлагаю поработать в группах, проанализировать материалы некоторых газет. (рис. 1 «Газеты Британии»).
— Какие есть гипотезы?
— Гипотеза верна?
— Как проверим? (в тексте учебника стр.247, у.12)
(Newspapers can take a serious line reporting and explaining the news with the aim of informing the readers as fully as possible.
Alternatively they may take a more popular approach which requires more entertainment in the choice and presentation of stories, photographs, larger eye-catching headlines)
— Можем ли мы сейчас ответить на два вопроса, которые вызвали затруднение? (да)
— What types are the British newspapers divided into? What is the difference between them?
Учащиеся на основе выбранного метода (проекта) выдвигают гипотезы, предлагают план проверки гипотез, проверяют гипотезы.
При построении нового знания используют предметные действия с моделями, схемами. Приходят к открытию нового знания. Сравнивают свой вариант с учебником.
На этапе реализации построенного проекта учитель предлагает применить новое знание, новый способ для выполнения задания для самостоятельной работы №1, вызвавшем затруднения и предлагает обсудить способы выполнения задания, сделать вывод о преодолении возникшего ранее затруднения.
Учащиеся возвращаются к заданию №1, применяют новый способ действий для выполнения задания, вызвавшего затруднение; фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. Учащиеся делают вывод о преодолении возникшего ранее затруднения. Таким образом завершается этап изучения нового материала.
Этап первичного закрепления учебного материала состоит из трех самостоятельных этапов.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель предлагает учащимся (фронтально, в группах, в парах) выполнить несколько типовых заданий на новый способ действий. Предлагает прокомментировать выполненные шаги и обосновать их. Контролирует выполнение задания. Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль.
Учащиеся выполняют задания на новый способ действий, при этом проговаривают вслух выполненные шаги и их обоснование (определения, алгоритм, свойства и т. д).
- Задание для работы в группах.
Составьте кластерную карту “Why do people in Britain read newspapers — serious and popular?”, используя текст, стр. 247., у.12.
Прокомментируйте кластерную карту . (рис. 2. Кластерная карта “Why do people in Britain read newspapers — serious and popular?”).
Примерная пошаговая инструкция заполнения кластерной карты
- Начните с понятия, которое хорошо знакомо всем ученикам, например «автомобиль», «стул», «пища». Пусть ученики напишут еще 10 понятий, которые ассоциируются у них с этим основным (например, для «пищи» это будет: «овощи», «мясо», «молоко», «бифштекс»…).
- Попросите учеников ранжировать (расположить в ряд) эти 10 понятий от наиболее общего и охватывающего к наименее общему или от наиболее важного к наименее важному. Этот этап потребует нескольких минут.
- Попросите учеников написать наиболее общее или наиболее важное понятие вверху листа бумаги и взять его в рамку или в кружок. Работать при этом лучше карандашом.
- Предложите ученикам связать понятия попарно, пару за парой, нарисовав линии (линки) от одного понятия к другому и подписав их. Например, «морковь — витамин А», над линией-связкой надо написать «содержит»; «мясо — железо», над связкой — «служит источником». Этот процесс надо продолжать, пока на листе не появятся все понятия. Надо дать ученикам время (20–30 минут). Важно, чтобы они сделали как можно больше ссылок и построили несколько иерархических уровней. Следует специально подчеркнуть, что нужно построить связи между понятиями, находящимися в одной части карты, и понятиями, расположенными в других ее частях.
- Следует предложить ученикам внести в карту как можно больше дополнительных понятий, которые сделают ее уникальной, значимой и полезной лично для них. Необходимо напомнить им, что в рамке желательно писать не более двух слов, и подчеркнуть, что помарки не имеют значения, карту можно дорисовывать столько, сколько каждый хочет.
- В то время как ученики работают, учитель должен ходить по классу, помогая им, но не давая указаний. Надо напомнить ученикам, что карта понятий — это самостоятельная форма представления собственных знаний и понимания предмета. Надо поддерживать креативность и подчеркивать, что единственно правильного ответа не существует.
- Можно пригласить к доске нескольких учеников, сделавших свои карты, и показать эти карты классу. Сфокусировать внимание на существенных связях между понятиями.
- Необходимо сообщить ученикам, что карты могут весьма помочь им в учебе. Они позволяют кратко и концентрированно представить основное содержание многих страниц учебника.
- Карты можно собрать и сделать их обзор, но не выставлять за них отметки. Важно внести предложения, как можно исправить или усовершенствовать карты. После чего карты следует вернуть ученикам и предложить еще раз их обдумать.
Учитель может задать себе следующие вопросы:
— Зафиксированы ли наиболее важные понятия?
— Соответствуют линки/связи между понятиями, представленными на карте, научному знанию?
— Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и взаимных соотнесений?
— Есть ли свидетельства того, что у ученика возникло неверное понимание и ошибочные понятия?
— Как выполненные учениками карты меняются через несколько дней или недель?
Оценивание составленной «Карты понятий» может осуществляться в баллах:
— 1 балл даётся за каждую правильно установленную связь (если связь установлена верно) между двумя соседними понятиями;
— 5 баллов — за каждый правильно установленный иерархический уровень;
— 10 баллов — за каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты (сквозной линк);
— дополнительно 1 балл начисляется за каждый пример.
Общие критерии оценки «Карты понятий» для карт любого предметного содержания могут быть именно такими:
— полнота карты или количество включённых в неё правильных понятий;
— установленные и точно прописанные связи;
— выделенные уровни иерархии понятий;
— установление связей не между ближайшими, а отдалёнными в теме и пространстве карты понятиями;
— связь понятий с жизненными примерами.
рис. 2. Кластерная карта “Why do people in Britain read newspapers — serious and popular?”
- Задание для работы в группах.
Проанализируйте содержание английских газет и заполните таблицу, используя текст стр. 247., у.12 ( рис. 3. Таблица «Два типа газет в Британии»). Прокомментируйте таблицу.
Таблица «Два типа газет в Британии»
название газеты | отличительные характеристики |
The Times, The Guardian, The Financial Times, The Independent, The Daily Telegraph | for those who want to know about important happenings everywhere both domestic news and foreign news; consist of separate sections |
The Daily Mail, The Sun, The Daily Express
|
make a much easier reading and have a more general readership; run strip cartoons, humorous drawings, a lot of them have women’s page, and reader’s letters |
рис. 3. Таблица «Два типа газет в Британии»
- Задание.
Предположим, что вы недавно побывали в Британии. Вы посетили Лондон и сделали замечательные фотографии. Расскажите об одной из них, используя фото, текст учебника стр. 247., у.12 и текст “Fleet Street”.
FLEET STREET
Publishing started in Fleet Street around 1500 …
…In March 1702, London’s first daily newspaper, the Daily Courant, was published in Fleet Street from premises above the White Hart Inn. Express Newspapers were the only national newspapers with a Fleet Street address. …
…Since 1995 Fleet Street has been the home of Wentworth Publishing, an independent publisher of newsletters and courses.
…A memorial to the hustle and bustle of the publishing days can be seen in Magpie Alley. The tiled wall of the alley tells the story of the association of Fleet Street with publishing and printing through the ages…
Для подготовки рассказа используйте план.
План описания фото
Imagine that while traveling during your holidays you took some photos. Choose one photo to present to your friend.
In your talk remember to speak about:
- when you took the photo
- what/who is in the photo
- what is happening
- why you took the photo
- why you decided to show the picture to your friend
- В качестве собственно вступительной фразы можно предложить следующее: Will you please have a look at one of my holiday pictures?
- I took this picture because I wanted to remember this wonderful moment of my trip forever. This shot will make me feel the atmosphere of my holiday every time I look at it. I must say this was a very special day of my travel.
- I decided to show this photo to you as I know you always like to look through my holiday pictures. Maybe one day you will want to experience it yourself. I’d like to see your photo in this place as well.
Заключительной фразой можно предложить следующее: I hope you have found the picture interesting and attractive.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Учитель предлагает типовое задание для самостоятельной работы на новое учебное действие с самопроверкой по эталону учителя (задание для самостоятельной работы №2).
Учащиеся выполняют задание самостоятельно, осуществляют самопроверку по эталону, находят ошибки, исправляют их. Осуществляют рефлексию достижения цели, применения нового знания в типовых ситуациях. Выполняют самопроверку, комментируют область применения нового способа деятельности в ходе ведения диалога с учителем.
Задание для самостоятельной работы:
Существуют не только разные виды газет, но и одна и та же газета может предлагать разные трактовки заголовков одной газетной статьи.
- Headline influence. Each pair of headlines introduces the exact same story! Read the headlines and answer the questions.
Проверьте правильность выполнения задания по эталону. Эталон: 4B, 5C, 6A.
— Кто выполнил задание правильно?
— У кого есть ошибки, исправьте.
Этап включения в систему знаний и повторения
Учитель предлагает выполнить задание для самостоятельной работы №3, которое включает новый способ действия в систему ранее изученных знаний, организует самопроверку выполнения задания учащимися, предлагает прокомментировать область применения нового способа деятельности. При необходимости организует подготовку к изучению следующих разделов курса.
- Задание для работы в парах.
Вы и ваш друг собираетесь купить одну из британских газет. Обсудите ваш выбор. Воспользуйтесь предложенным планом беседы, составьте диалог, презентуйте классу.
Student Card (План диалога)
You and your friend are going to buy a British newspaper.
— Suggest some popular/serious newspaper.
— Refuse the suggestion.
— Suggest another newspaper.
— Agree about the newspaper serious/popular to buy.
Remember to:
— be active and polite
— make a decision to satisfy both of you.
Обратите внимание на критерии оценивания диалога.
Критерии достижения планируемого результат (диалогическая речь, повышенный уровень)
- Поставленная задача решена, в диалоге прозвучали все аспекты задания
- Учащиеся продемонстрировали умения речевого взаимодействия:
— способность начать, поддержать и закончить разговор, используя этикетные речевые клише, принятые в англо-язычных странах в данной ситуации;
— способность переспрашивать (повышенный уровень);
— способность соблюдать очередность в диалоге.
- Лексика использована в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Словарь достаточно разнообразен. В речи учащегося отсутствуют лексические ошибки, затрудняющие понимание
- Грамматические средства использованы в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Грамматические средства достаточно разнообразны. В речи учащегося отсутствуют грамматические ошибки, затрудняющие понимание.
- Речь учащихся понятна: отсутствуют фонематические ошибки, правильно произнесены практически все звуки в потоке речи, соблюден ритмико-интонационный рисунок фраз.
- Объем диалога соответствует требуемому (по 7 реплик с каждой стороны)
— Кто готов презентовать диалог классу?
— Оцените, чей диалог соответствует плану в наибольшей степени?
Таким образом, данный этап заканчивается презентацией готовых диалогов учащихся по теме урока.
На этапе рефлексии учебной деятельности на уроке учитель организует самооценку и рефлексию учебной деятельности учащихся на уроке, предлагая ответить на вопрос: “What have you done at the lesson to be successful?”
Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия.
На этапе информации о домашнем задании учитель предлагает домашнее задание с элементами выбора, творчества.
Выберите вариант домашнего задания:
1 вариант: Подготовьте сообщение о прессе в Британии (стр. 247, у. 12)
2 вариант: Подготовьте сообщение об одной из газет Британии. (по материалам урока)
Учащиеся выбирают вариант домашнего задания.
Таким образом, урок открытия нового знания в рамках системно-деятельностного подхода позволяет проводить с учащимися проблемный диалог, ведущий к приобретению и осмыслению новой учебной информации как на основе материалов учебника, так и заданий по подготовке к ЕГЭ и интернет-ресурсов. Это, в свою очередь, способствует формированию и развитию личностных универсальных учебных действий и умений, необходимых для успешной жизнедеятельности личности.
Список литературы:
- Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. — М., АПКиПРО, 2002, 2006. 168 с.
- Мельникова Е. Л. Проблемно_диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. — М., Баласс. 2006. С. 144–180.
- Мельникова Е. Л. Проблемно_диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. — М.: Баласс, 2008. С. 272–286.
- Афанасьева О. В. Английский язык. VIII класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка с приложением на электронном носителе/ О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. — М.: Просвещение, 2013.
- Афанасьева О. В, И. В. Михеева Книга для учителя к учебнику Английский язык. VIII класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка с приложением на электронном носителе. — М.: Просвещение, 2013.
- Материалы сайта: http://elf-english.ru/2010/05/gazety-na-anglijskom-zachem-ix-chitat/, www.1september.ru.