ВОЕННЫЙ АСПЕКТ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУВОРОВЦЕВ
Автор: Галина АХАНОВА | Рубрика: НОВЫЕ УМК Вторник 22 августа 2017УМК Настоящая статья посвящена способам активизации познавательной деятельности суворовцев через методы, приемы, средства, применяемые преподавателями с целью повышения эффективности учебной деятельности обучающихся. Рассмотренные аспекты являются системными в учебно-воспитательном процессе.
настроение: рабочее
ключевые слова: военный аспект в учебном процессе, познавательный интерес, активизация познавательной деятельности, мотиваци
город: г. Ульяновск
В cвязи с мoдернизацией сoдержания обучения иностранному языку в дoвузoвских образовательных oрганизациях Министерства oбороны Российской Федерации возросла необходимость активизировать познавательную деятельность обучающихся, которая выражается в устойчивом интересе к знаниям, в осознанных самостоятельных учебных действиях.
Использование новых систем, технологий и методов обучения, при которых учебная деятельность носит продуктивный, творческий, поисковый характер; нестандартные формы проведения учебных занятий; необычные подходы к изучению нового материала; внеурочная деятельность по предмету – являются эффективными способами активизации учебной деятельности суворовцев.
Изменения концептуального подхода к обучению иностранным языкам активизируют познавательную деятельность обучающихся. Перед педагогическим коллективом училища стоит задача трансформировать вчерашнего школьника в суворовца, заинтересованного в высоких результатах усвоения знаний, необходимых для будущей профессии офицера. Для формирования и развития профессионального познавательного интереса необходима комплексная программа, реализующая новые методы обучения с применением современных информационно-коммуникационных средств. Глобальная сеть «Интернет» создаёт условия для получения любой необходимой учащимся информации для создания проектов и презентаций, для участия в конкурсах различного уровня: «Колыбель героев», «Прогулка по родному краю», «Армия России в будущем», «К вершинам профессии», «Британский Бульдог». Суворовцы принимают активное участие в викторинах, конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Преподаватели училища щедро делятся накопленным опытом работы, направленным на повышение познавательной деятельности обучающихся: используют военный компонент на уроках иностранного языка и Военного страноведения; повышают мотивацию к обучению в языковых интегрированных объединениях в рамках Летней школы (V четверть); проводят День иностранного языка (по средам), интегрированные открытые уроки и мастер-классы; участвуют в региональных семинарах, научно-практических конференциях и метапредметных неделях.
Образовательный процесс в училище построен таким образом, чтобы мотивация суворовца повышалась в ходе обучения не только предоставлением новой информации, но также и обучением действиям. Повседневная жизнь и быт суворовцев способствуют активизации продуктивной учебной деятельности. Первокурсники с удовольствием учат приветствия и представления, рапорт дежурного перед началом урока, команды на иностранном языке, запоминают новые слова и фразы, связанные с военной формой одежды, воинскими званиями, названиями подразделений, распорядком дня в СВУ и др. На каждом уроке в ходе речевой разминки обучающиеся активно участвуют в описании тематических картинок военной направленности, вставляют пропущенные слова или словосочетания в предложения.
Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения языком, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому суворовцу проявить свою активность и реализовать творческий потенциал. В Концепции совершенствования лингвистической подготовки личного состава ВС РФ говорится о реализации широкого использования современных средств обучения для будущей военно-профессиональной деятельности [1, c.14–15]. Основное направление работы преподавателя – активизировать познавательную деятельность суворовцев в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии помогают реализовать личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей и уровня обученности обучающихся.
Компьютерные программы помогают изучать фонетический алфавит, военные термины и сокращения; отработать произношение; развивать навыки диалогической речи, например, при изучении тем «Допрос военнопленного» и «Опрос местных жителей»; приобретать навыки перевода текстов военно-технической направленности.
В целях совершенствования работы по реализации военной составляющей на уроках английского языка на базе нашего училища была создана экспериментальная площадка по разработке и апробации учебно-методического курса «Военное страноведение на английском языке», предназначенного для обучающихся 10–11-х классов образовательных организаций кадетского типа. По результатам работы авторским коллективом училища в сотрудничестве с Лингвистическим центром МО РФ подготовлен материал для учебных пособий «Английский язык. Военное страноведение. США: географические и военно-исторические аспекты» и «Английский язык. Военное страноведение. Вооруженные силы США». В настоящее время проработан вопрос издания указанных учебных пособийиздательством «Просвещение». Издание первой части запланировано на июнь 2017 года. Данное учебное пособие содержит учебные материалы по общественно-политической и военной тематике на английском языке. Учебное пособие ориентировано на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной области, расширение и углубление фоновых знаний о стране изучаемого языка (США) и ее вооружённых силах, развитие мотивации обучающихся к дальнейшему изучению английского языка, подготовку к осознанному выбору профессии.
Ежегодно в нашем училище суворовцы 8-х и 10-х классов проходят летнюю практику на базе 31-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой ордена Кутузова II степени бригады и Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (РВВДКУ). С этой целью была разработана программа, в которой основной акцент делался на результат обучения иностранному языку для последующего языкового образования в военных образовательных организациях высшего образования Минобороны России. Летние объединения «Юный десантник» для обучающихся 8-х и 10-х классов дали возможность привить интерес к английскому языку через углубление и расширение знаний в области военной терминологии и элементарные навыки военного перевода. Содержание занятий так же реализует метапредметные связи с другими дисциплинами (ОБЖ, ОВП, физкультура).
Для реализации военно-профессиональной направленности обучения в училище создаются особые условия для максимально полного овладения суворовцами иностранным языком. Так, с 1 сентября 2016 года в соответствии с приказом Командующего Воздушно-десантными войсками «Об организации образовательной деятельности в 2015/2016 учебном году» [2, c.3] в училище по средам проходит День иностранного языка (английского). Преподаватели и воспитатели рот создают реальные жизненные ситуации, чтобы научить практическому овладению иностранным языком, что стимулирует изучение нового материала и помогает выработать соответствующее поведение будущего офицера Российской Армии, готового выполнить поставленную задачу без привлечения переводчика [1, c.2]. Преподавателям других предметов (математика, русский язык и др.) пришлось освоить основные фразы-клише из рапорта дежурного на английском языке. Воспитателям рот необходимо было выучить выражения для организации и проведения занятий, передвижения по территории училища, приема пищи в столовой, посещения медпункта.
Предварительные результаты нашей работы показали, что общение на иностранном языке во внеурочное время имеет свои плюсы и некоторые минусы.
Большая часть суворовцев, действительно, заинтересовалась самой идеей использования иностранного языка в повседневной деятельности. Эта практика стала переходить и на другие дни недели. Суворовцы 5–7-х классов пытались решить на английском языке некоторые организационные вопросы и показать преподавателю, кто больше всех знает военную лексику и, безусловно, заслужить похвалу. А те, кто изучает немецкий и французский языки, «заговорили» и на английском.
Однако не всегда есть возможность отследить правильность произношения и употребления новой лексики. Обучающиеся любят проявлять инициативу и зачастую забегают вперед, запоминая слова и фразы так, как они их понимают. Поэтому преподаватели включают в каждый урок фонетическую и речевую зарядку.
Список литературы
- Концепция совершенствования лингвистической подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации: нормативный документ. – М.: МО РФ, 2013. – 21 с.
- Приказ Командующего Воздушно-десантными войсками «Об организации образовательной деятельности в 2015/2016 учебном году»: нормативный документ. – М.: МО РФ, 2016.
- Английский язык повседневного общения: краткий англо-русский разговорник. – Ульяновск: ФГКОУ УГСВУ МО РФ, 2016. – 44 с.