Обучение чтению на примере линии УМК «Испанский язык. 5-9 классы (углубленный уровень)
Автор: Надежда КОНДРАШОВА | Рубрика: ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Пятница 25 августа 2017«Чтение — вот лучшее учение» — это известное всем высказывание Александра Сергеевича Пушкина прекрасно объясняет ту особую роль, которую этот вид речевой деятельности играет в процессе обучения, в том числе и иностранному языку.
настроение: рабочее
ключевые слова: обучение чтению, текст, виды чтения, изучающее чтение, ознакомительное чтение, поисковое чтение, чтение вслух, домашнее чтение
город: г. Москва
El que lee, es un león.
«Чтение — вот лучшее учение» — это известное всем высказывание Александра Сергеевича Пушкина прекрасно объясняет ту особую роль, которую этот вид речевой деятельности играет в процессе обучения, в том числе и иностранному языку.
Учебник, инструмент обучения, состоит из текстов, которые учащийся должен научиться читать. Текст – это информация, это путь к формированию и совершенствованию языковых навыков и коммуникативных умений, это средство воспитания личности.
Согласно современным образовательным стандартам основного общего образования, результатом обучение чтению должно быть воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
Введение выпускных экзаменов ОГЭ и ЕГЭ и совершенствование форм их проведения, в том числе и форм контроля уровня сформированности умений чтения, ставит новые задачи, которые должен помогать решать на уроках современный учебник.
В этой статье мне хотелось бы рассказать о тех возможностях, которые предлагает учителю линия УМК «Испанский язык. 5-9 классы (углубленный уровень) для обучения учащихся чтению на уроках испанского языка (на примере УМК 7-9 классов).
Обучение чтению как виду речевой деятельности
В УМК линии «Испанский язык (углубленное изучение)» обучение чтению как виду речевой деятельности происходит на основе текстов самых разных жанров: художественная проза и поэзия, образцы фольклора (легенды, пословицы), публицистика, научно-популярная литература, эпистолярный жанр (личное и деловое письмо), прагматические тексты (объявления, в том числе рекламные, каталожные карточки, таблицы, инструкции, схемы).
При этом подбор текстов сделан с учетом возрастных особенностей учащихся, их жизненного опыта, их интересов, чему в немалой степени способствует использование многочисленных образцов детской литературы испанских и латиноамериканских авторов: Глории Фуэртес, Антонио Роблеса, Кармен Куртс, Хуана Фариаса, Марии Элены Волш и многих других.
Большой потенциал для воспитания читателя заложен в УМК 7 класса: глава 6 учебника (Unidad 6. Leer es una historia siempre viva) посвящена чтению как одному из самых захватывающих увлечений. Центральные темы главы – чтение газетной статьи (Conocemos el periódico), посещение библиотеки (Vamos a la biblioteca), испанские и российские традиции, связанные с книгой (Rosas y libros).
Развитие умений чтения
На основе текстов УМК 5-9 классов возможно осуществлять формирование основных видов чтения: ознакомительного, изучающего, поискового/просмотрового и чтения вслух. Каждый урок УМК включает тексты, оснащенные серией заданий, направленных на развитие вышеперечисленных видов чтения.
Обучение ознакомительному чтению
Учащийся должен понять основное содержание несложного аутентичного текста, выделяя основную идею текста и существенные факты, опуская второстепенную информацию.
Примеры заданий и текстов на формирование и совершенствование умений ознакомительного чтения можно найти во всех УМК линии «Испанский язык».
В УМК 7-9 класса тексты, предназначенные для ознакомительного чтения, как правило, предназначены для сообщения дополнительной информации по изучаемой теме, презентации и приглашения к обсуждению одной из проблем/идей/ситуаций, относящихся к данной теме.
Так, например, в УМК 7 класса в Главе 2, посвященной домашним питомцам, одна из проблем, связанных с этой темой: проблема ответственности за тех, кого мы приручили, поднимается в тексте, предназначенном для ознакомительного чтения (упражнение 54. Unidad 2. Nuestras queridas mascotas). В тексте описывается ситуация, когда к животному относятся как к игрушке, которую можно выбросить за ненадобностью.
Задания к тексту строятся таким образом:
На предтекстовом этапе происходит мотивация к чтению: преамбула вводит в тему, которой посвящен текст, — безответственное отношении к домашнему животному:
Ya ves que tener un animalito en casa no es fácil. Por desgracia, no todos los amos de animalitos son personas responsables.
Далее снимаются лексические трудности (раздел “Amplía tu vocabulario” и упражнение на полисемию глаголов “arrancar” и “tocar”).
На текстовом этапе учащейся должен понять, что за персонаж появляется под именем «Дрейк» и что с ним происходит в конце рассказа:
Lee este cuento y di qué personaje aparece bajo el nombre de Drake y qué le pasó al final del cuento.
Упражнения послетекстового этапа контролируют понимание основной информации, основной идеи текста и позволяют учащимся выйти на коммуникативные умения говорения и письма:
- Enumera a los personajes del cuento: ¿por quién Drake sentía más cariño?
- Explica por qué la familia echó a su perro a la calle: ¿era tan grave el problema que tenían?, ¿podían arreglarlo de otra manera?
- Piensa un título para este cuento y relátalo en breve.
- La historia se relata en nombre del perro. Relátala en nombre de otro personaje.
- Inventa y escribe el final de esta historia.
В УМК 8 класса каждый урок начинается с небольшого текста публицистического характера, который служит для введения темы урока. Вводные тексты в основном предлагаются для ознакомительного чтения с целью понимания основной идеи/основной информации. На послетекстовом этапе предлагаются вопросы на понимание текста, могут контролироваться ключевые слова и выражения, использованные в тексте, предлагаются задания на формулирование своего суждения по поводу прочитанного, личностного отношения к проблеме на основе своего жизненного опыта.
Так, например, в главе 1 (Unidad 1. En el aula) вводный текст (упражнение 1, подраздел урока «Lo que cuesta el cole») представляет собой небольшую газетную статью, посвященную подготовке к школе, покупке школьных принадлежностей.
На текстовом этапе учащемуся предлагается, прочитав текст, ответить на вопрос, в чем состоит акция «Снова в школу» в испанских магазинах:
Lee esta noticia periodística y di qué es la campaña de “la vuelta al cole” en los hipermercados españoles.
На послетекстовом этапе предлагаются вопросы на понимание ключевых слов текста (это задание помогает также повторить лексику по теме «школьные принадлежности», изученную на предыдущих этапах обучения):
Di, qúe material escolar está enumerado en la noticia. ¿Qué equivalentes rusos corresponden a cada una de estas palabras?
Далее предлагаются вопросы на понимание основного содержания текста:
Di, qué es lo que preocupa más a los padres de los escolares en las semanas que preceden a “la vuelta al cole” y qué es lo que más mueve a los mismos escolares.
Последующие задания выводят учащихся на говорение в монологической и диалогической речи по теме текста. Это
— сравнение с реалиями нашей страны:
Di, cómo se desarrolla la campaña de “la vuelta al cole” en Rusia. ¿Se nota mucha semejanza?
— формулирование собственного мнения на основе личного опыта:
Y a ti, ¿te importa que tu mochila sea a la última moda? ¿A qué cosas prestas atención cuando compras el material escolar?
— обсуждение в паре (с «младшим братом/сестрой») какие школьные принадлежности вам хотелось бы приобрести:
Imagina que acompañas a tu hermano(-a) menor a un hipermercado de la ciudad para comprar el material escolar. Discute las compras, escogiendo lo más necesario, lo más bonito, o sea, todo lo que te atrae más y lo que te van a envidiar tus compañeros de clase.
Аналогичные задания на развитие ознакомительного чтения содержатся в УМК 9 класса. Например, текст упражнения 64 “El armario de Antonia” (Unidad 1. El mundo de la moda) посвящен одному из аспектов темы «Мода»: как следовать моде, чтобы быть элегантным и не быть вульгарным.
На предтекстовом этапе учащемуся сообщается информация об авторе и жанре текста:
Lee el monólogo de una ex- modelo.
На текстовом этапе учащийся должен понять смысл ключевых слов (выделены курсивом) и найти информацию об одежде, которую предпочитает иметь в своем гардеробе рассказчица:
- a) explica cómo has entendido las palabras en cursiva;
- b) di que tiene la ex-modelo en el fondo de armario.
На послетекстовом этапе учащийся должен ответить на вопрос по основному содержанию текста (советы, которые дает автор текста) и высказать свое отношение к основным идеям текста (принимает или не принимает советы автора):
- Di qué consejos da la ex-modelo, ¿aceptas o no estos consejos, por que?
Последующие задания выводят учащихся на коммуникативные умения монологической, диалогической и письменной речи:
- Comenta: “el dinero no es importante para ser elegante”.
- Todavía no eres un personaje tan conocido como la autora de este monólogo, pero ya tienes algunas ideas sobre tu propio estilo, las tendencias que te gustaría seguir en la moda… Presenta tus ideas al respecto:
- a) en forma de una redacción;
- b) coméntalas con tus compañeros de clase.
Обучение изучающему чтению
Этот вид чтения предусматривает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Для такого вида чтения предлагаются основные тексты каждой главы УМК 7-9 классов, обладающие наибольшей информативной значимостью, поднимающие проблемы, важные для изучаемой темы.
Рассмотрим примеры текстов и заданий к ним, предлагаемых в УМК 7-9 классов для изучающего чтения.
УМК 7 класса
Текст упражнения 24 “La juventud de los futuros conquistadores de México y Perú” (Unidad 8. Conquistadores de los grandes imperios indios).
Этот текст занимает логически обоснованное положение в структуре главы 8: ему предшествует упоминание главных героев, Кортеса и Писарро, в вводном диалоге и в упражнении 11 (Sabes que), где дается краткая информация и оценка их значения в истории завоевания Америки.
Чтению текста предшествует тщательная работа с новыми лексическими единицами, владение которыми необходимо для полного понимания текста (упражнения 15-23).
Основная задача работы с текстом – сопоставить юность Кортеса и Писарро и критически осмыслить этот период их жизни, который дал толчок к дальнейшему развитию судеб героев.
Для этого на послетектовом этапе предлагается выполнить ряд заданий на понимание деталей текста:
— сделать письменный перевод одного из фрагментов:
25 а) Busca en el texto el fragmento que describe el aspecto físico y el carácter de Cortés y escribe su versión rusa.
— выписать в таблицу заданную информацию о персонажах текста:
25 b) Completa la tabla.
— объяснить, какие авантюрные черты демонстрируют в юности персонажи:
26 b) Explica qué significa “ser aventurero”. Di qué rasgos de aventurero mostraron en su juventud Cortés y Pizarro.
Заключительные задания проверяют понимание текста на уровне смысла: учащиеся сопоставляют биографии персонажей, выделяя общие черты и различия, а затем высказывают свое отношение к персонажам (с опорой на лексико-грамматическую схему):
- Compara los caracteres y las biografías de Cortés y Pizarro. Di si tienen algunos rasgos comunes y en qué se diferencian.
- Expresa el juicio que te merecen Cortés y Pizarro.
В УМК 8 класса задания к текстам для изучающего чтения содержат упражнения, готовящие учащихся к выполнению тестовых заданий ОГЭ:
Di si es verdadero, falso o no se menciona en el texto.
Divide el fragmento en partes más o menos independientes, ponles títulos y apunta el plan.
Elige la opción correcta y explica tu elección.
Также предлагаются задания, обучающие интерпретировать текст, откликаться на его содержание, формулировать аргументы в защиту своей позиции, откликаться на эмоциональное состояние персонажей текста:
Задания к тексту «Profesores. ¿Cuál es mejor?» (Unidad 1. En el aula):
En tu opinión, ¿qué tipo de profesor es mejor? Formula 2-3 argumentos a favor.
Di qué cualidades de cada tipo de profesor te parecen importantes y útiles en las relaciones entre el profesor y el alumno; qué cualidades no quieres que tengan; qué cualidades aprecias más en los profesores.
Explica: ¿por qué el oficio de profesor es uno de los oficios más duros que hay?
Задания к тексту “El barco de los peregrinos” (Unidad 5. Navegando):
Caracteriza a los personajes:
— el muchacho: su familia, su carácter, sus ideas sobre la vida y sobre la gente del mar.
— Macario: su aspecto, su carácter sus ideas sobre la vida.
Relata todo el cuento en nombre de muchacho; Macario; la madre.
Comenta la conducta de los padres al final del relato.
В отличие от УМК 7 и 8 классов в УМК 9 класса преобладают тексты публицистического характера. Задания к текстам этого жанра в основном проверяют понимание основной информации и деталей текста, понимание проблематики, сопоставление с собственным жизненным опытом, выражение своего мнения:
¿Qué problemas del teatro y de la profesión de actor de teatro se plantean en la entrevista?
Comenta las palabras del actor. ¿Compartes esta opinión o crees que un buen actor siempre debe estar metido dentro de su personaje para encarnarlo en la escena de manera más verídica? (К тексту «Ricardo Darín, actor de teatro y cine». Unidad 2. Entre bastidores).
Обучение поисковому/просмотровому чтению.
В УМК 7-9 классов задания на формирование этих видов чтения встречаются в рубриках “Sabes que” , “Personajes famosos”, “Usos y costumbres и предлагают дополнительную информацию в основном страноведческого характера.
Домашнее чтение
В УМК 7-9 класса входит Книга для чтения (в 9 классе Книга для чтение включена в учебник). Книга для чтения дает дополнительные возможности для формирования разных умений чтения. Работа с художественным текстом (проза и поэзия) на уроках домашнего чтения включает также элементы литературного анализа. Интерпретации поэтического текста отведено много места в Книге для чтения для 7 и 9 классов:
Примеры заданий к стихотворным текстам:
Lee y di qué idioma hablaba el perro elegante.
Explica por qué el perro elegante no hablaba el mismo idioma que dos perros vagabundos; cuál es la idea de la poesía; en qué consiste la comicidad de esta historia. (Задания к стихотворению Глории Фуэртес :Gloria Fuertes “El perro culto”. Unidad 1, Книга для чтения. 7 класс).
Lee la poesía de Gabriela Mistral (“El maíz”) y trata de formular su idea. Di qué leyenda te hace recordar esta poesía, ¿por qué? (Unidad 7, Книга для чтения. 7 класс).
Lee la poesía (Gabriel Celaya “Biografía”) y di qué etapas de su vida describe el autor.
Di en qué se diferencia del retrato de una persona hecho en un documento comercial y en una obra artística (presta atención al léxico que se elige, al estilo, en qué episodios de la biografía se pone el acento).
En tu opinión, ¿qué sensación da la lectura de la poesía: optimista, pesimista, romántica, trágica, de angustia, de dolor, de regocijo? Justifica tu punto de vista. (Unidad 3, Книга для чтения. 9 класс).
Книга для чтения на каждом этапе обучения предлагает аутентичные тексты разных жанров. Система упражнений к ним формирует умения смыслового чтения, учит интерпретировать текст, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, сопереживать персонажам, а также дает возможность учащемуся выйти на другие коммуникативные умения: говорение и письмо, строить устные и письменные высказывания на основе прочитанного текста.
Книга для чтения для 8 класса наиболее ориентирована на подготовку к выполнению заданий раздела «Чтение» ОГЭ. Каждая глава, кроме традиционных заданий на формирование изучающего и ознакомительного чтения, а также элементов литературного анализа, включает тестовые задания формата экзамена (тест Verdadero/Falso/No se menciona и тест на установление соответствия между заголовками и абзацами текста).
Совершенствование навыков и умений чтения вслух.
Хотя обучение технике чтения, чтению вслух, происходит в начальной школе, на среднем этапе учащийся не должен потерять приобретенных умений и навыков, но продолжать их совершенствовать, а также готовиться продемонстрировать эти умения и навыки на устной части экзамена ОГЭ.
УМК Испанский язык 7-9 класса включают серию заданий на совершенствования умений и навыков чтения вслух: на установление звуко-буквенных соответствий, адекватное произношение, соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное), правильное членение предложений на смысловые группы.
Задания, направленные на совершенствование умений чтения вслух, включены как в учебник, так и в аудиоприложение к нему.
В аудиоприложении к каждой главе учебника даются образцы чтения вслух текста или его фрагмента (в том числе диалогического текста, стихотворения, скороговорки), образцы интонирования предложений различных коммуникативных типов. В заданиях учащимся предлагается воспроизвести предложенный текст/фразу, следуя произносительной и ритмико-интонационной модели оформления высказывания.
Также предлагаются упражнения, развивающие навыки произношения имен собственных, географических названий, слов иностранного происхождения, числительных (т.е. тех групп слов, которые обычно вызывают трудности у учащихся при чтении вслух); предлагается выполнить диктанты, совершенствующие навык соотнесения звука и буквы в слове.
Ниже даются примеры подобных упражнений:
УМК 7 класс
Para la Unidad 1.
Ejercicio 1. Escucha y repite las réplicas:
¡Imagínate! Por supuesto. ¡Qué va! ¡Vaya hombre!
Ejercicio 6. Aprende a recitar las poesías. Escucha las poesías y repítelas imitando la entonación del locutor.
Para la Unidad 3.
Ejercicio 1 (к упр. 1 учебника):
- a) Escucha un fragmento del texto centrándote en la pronunciación de los nombres de origen inglés.
- b) Prepara la lectura del fragmento en voz alta.
УМК 8 класс
Unidad 1
Ejercicio 1 а) Escucha la noticia (ejercicio 1 de la Audición) y prepara la lectura del texto en voz alta con pronunciación adecuada.
Ejercicio 5. Escucha el texto del ejercicio46 del Manual centrando la atención en la entonación de las oraciones interrogativas y de las oraciones con la enumeración.
УМК 9 класс
Para la Unidad 1.
Ejercicio 1 (к упр. 1 учебника):
Escucha los diálogos centrándote en la entonación exclamativa e interrogativa.
Ejercicio 3. Escucha las frases del ejercicio 46 fijándote en la pronunciación de los extranjerismos.
Para la Unidad 5.
Ejercicio 3. Escucha y repite las frases del ejercicio 25 b). Explica la diferencia en las pronunciación de las frases:
1) ¿Juega al fútbol? ¡Juega al fútbol!
2) ¿Te hace daño, eso? ¡Eso te hace daño!
3) ¿Cuántas palabrotas sabes? ¡Cuántas palabrotas sabes!
Несомненно, большую роль в совершенствовании звуко-произносительной стороны речи играет работа со стихотворным текстом. Поэзия на испанском языке широко представлена как в учебнике, так и в книге для чтения. Ряд заданий, сопровождающих эти тексты, нацелены на развитие техники чтения (отработка определенных звуков, интонационное оформление, правильная постановка фразового и логического ударения – с опорой на данный в аудиоприложении образец).
Завершая этот небольшой обзор, хотелось бы отметить, что УМК Испанский язык. 7-9 классы (углубленный уровень) предлагает учителю разнообразный набор инструментов для обучения чтению, развитию разных видов чтения и формированию умений смыслового и рефлексивного чтения. Задача учителя — привести эти инструменты в действие и, проявляя свою творческую инициативу, дополнить их всем тем новым, что привносит постоянно развивающийся процесс обучения.
Литература
Кондрашова Н.А. Испанский язык. VII класс. Учебник для школ с углубленным изучением испанского языка. — М.: Просвещение, 2016.
Кондрашова Н.А., Костылева С.В. Испанский язык. VIII класс. Учебник для школ с углубленным изучением испанского языка. — М.: Просвещение, 2014.
Кондрашова Н.А., Костылева С.В. Испанский язык. IX класс. Учебник для школ с углубленным изучением испанского языка. — М.: Просвещение, 2013.
Кондрашова Н.А. Испанский язык. Книга для чтения VII класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением испанского языка. — М.: Просвещение, 2010.
Кондрашова Н.А., Костылева С.В. Испанский язык. Книга для чтения VIII класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением испанского языка.— М.: Просвещение, 2012.