Концептуальные основы преподавания иностранных языков: проблемы, перспективы и эффективные способы достижения образовательных результатов
Автор: Надежда БУЛАНКИНА | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Вторник 8 августа 2017В статье представлено размышляющее видение относительно современных тенденций развития иноязычного образования с позиций профессионального роста учителя. Контрольный срез в рамках проведенного микроисследования в формате модульной дополнительной программы «Развивающее обучение на уроках иностранного/английского языка в свете ФГОС» позволяет автору сделать обнадеживающие выводы относительно главного фактора эффективности коммуникативного метода в процессе преподавания иностранных языков в школе: Современной школе – современный учебник! Современные учебные пособия – это те пособия, которые ориентируют педагога на совершенствование учебно-познавательной деятельности, а также на формирование коммуникативных способностей личности в пространстве полиязычий и поликультур. К таким выводам автору помогли придти развернутые ответы учителей, участников программы, на вопросы, которые оказались в фокусе внимания автора данной статьи — Как педагогом-практиком понимается проблема развивающего образования? Интересует ли его этот вопрос вообще и на что он обращает внимание при выборе учебных пособий в данном аспекте? Как организуется деятельность учащихся в данном направлении? Владеет ли сам педагог способами эффективного самосовершенствования, занимается ли самообразованием, насколько мотивационно готов к решению задач, связанных с преодолением проблемных зон в образовании?
The following article provides the author’s studies of modern trends of the foreign language education in light of professionalism and professional growth of a teacher. The results of the research work are based on the analyses of the database received after the distance education program for teachers, who passed their final test at the end of the modular professional program named «Development Education in the English language classrooms in light of FSES. The final results of the investigation gave grounds for both positive thoughts and encouraged new findings regarding the main factors for effectiveness of the communicative method based on intellectual development of students in teaching foreign languages at school: Modern school is in need of Modern manuals! Modern textbooks are the means, which guide the teacher to improve both the learning styles and the communicative abilities of a student in the polylingual and polycultural space. The methodology of the present research includes the analyses of the teachers’ concepts about the author’s technology (methods and interactions) which facilitate intellectual development of children in the classrooms. , how the above mentioned means are reflected in modern English textbooks for students, and how teachers organize the process of intellectual management in the classrooms, etc. The content of the distance education programming focused on the above mentioned questions.
ключевые слова: профессиональный рост педагога, культурные образцы, гуманистическая философия, культурное самоопределение личности педагога, мотивационная готовность, учебные пособия нового формата
ключевые слова: professional growth of a pedagogue, cultural modes, humanist philosophy, cultural self – determination of a pedagogue, motivation readiness, innovative textbooks
Методика найдет свое призвание, служа генетикой образования.
Ефим Израилевич Пассов
В завершение серии публикаций на тему мотивационной готовности школьного учителя иностранного языка к решению задач развивающего образования (см. наши статьи в журнале от 7 и 21 июня 2017) приступаю к самому важному своему намерению – сформулировать некоторые позиции относительно темы, заявленной в заголовке настоящей статьи. При этом не претендую на какие-либо рекомендации методического характера, так как, к счастью, немало авторских коллективов современных отечественных учебных пособий успешно работают в данном направлении – составляют примерные программы, разрабатывают стандарты, прописывают базисные методические рекомендации к УМК, отражая свое авторское видение целей, задач и результатов в предметных линиях и т.д.
И наше издательство, несомненно, в авангарде, продолжая привлекать новые авторские коллективы к участию в современных инновационных образовательных проектах, не имеющих отечественных и зарубежных аналогов (например, линия УМК «Сферы» 2-11 классы), одновременно совершенствуя уже зарекомендовавшие себя учебно-методические комплекты. Это и первый российский комплект для школ с углубленным изучением английского языка «Звездный английский/Starlight)» и «Английский язык/English», и «Английский в фокусе/Spotlight», и, конечно, ПМК «Happy hearts» и «Happy rhymes», разработанные специально для развития детей средствами английского языка.
Не забывает издательство и про элективные курсы, учебные пособия для профильной школы и пособия по аттестации, которые, естественно, могут стать прекрасной возможностью повысить свой профессиональный уровень и учителю (только, как говорится, Open the Door). И, вне всякого сомнения, наш профессиональный интернет-журнал «Иностранные языки. Просвещение», позволяющий всем учителям России заявить о себе, о своей системе работы, как когда-то помогла автору данной статьи, рядовому учителю средней общеобразовательной школы №113 г. Новосибирска, незабвенная Валентина Самуиловна Цетлин, профессор, доктор педагогических наук, знаток французского языка, чуткая и деликатная личность. Именно, благодаря ей была сделана заявка об авторской системе развивающего обучения в 80-90 годы в журнале «Иностранные языки в школе» с представлением двух статьей на тему «К методике изучения положительного отношения старшеклассника к учению» и «Из опыта формирования положительного отношения старшеклассников к познавательной деятельности средствами иностранного языка».
В свете изложенного выше цель нашего скромного методического труда – представить некоторые раздумья в связи с оценкой собственного опыта осмысления ситуации, которая бытует в настоящее время в педагогической реальности России. Этого требует непосредственное долголетнее сотрудничество с учителями-подвижниками в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки неспециалистов в области «Иностранный язык». А современный учитель, стоящий за «учительским столом», всегда будет совершать скромный, нередко незаметный, но подвиг. Подвиг учителя под названием ОБЩЕНИЕ с молодым поколением, которое придет ему на смену, необязательно за учительский стол. Такие учителя уверены, что от того, как мы общаемся и научим школьников общаться, а не коммуницировать (см.: об этом автор писал еще в 1999 году в своей книге «Полиязыковое информационно-образовательное пространство»), многое зависит и в обществе, и в школе.
Автор настоящего опуса также уверена, что «The strategy of modern poly-cultural/multilingual education which cover the problems of local, regional, national and global significance, should be converted from the philosophical language into the language of practical activities, and considered/explained from varied viewpoints for the sake of humanization of modern society. In our mind, the communicative paradigm (СР) of liberal education, is of paramount importance, and along with it, CP should be centered round two significant points. The first one concerns our comprehension of the communicative role of the language and its status in the formation of the functional literacy linking academic knowledge and “everyday situations”. The second locus is connected with the prior values for the development of communicative personality, for acquiring the repertoire of communicative strategies of convergent type. In the background of the above mentioned strategy there lies the problem of providing/acquiring multilingual culture for the sake of humanization of both Russian society and the educational environment». В рамках этой сентенции задаю один и тот же вопрос «Почему большинство школьников затрудняются культурно общаться за пределами языковых уроков?» [cм.: Bulankina, N.E. Communicative Paradigm for Language Education in Innovative Humanitarian Environment. — Научно-методический журнал «Сибирский учитель», 2017. №2. С. 94].
Общеизвестный факт, что культурное общение всегда содержательно и операционально ориентировано на культурные образцы субъектно-направленной речи. И этот феномен должен иметь место не только на языковых уроках, данный аспект проблемы развивающего образования обсуждается автором и с другими предметниками (см.: авторские учебные пособия для педагогических работников «Коммуникативные аспекты современного языкового образования», Новосибирск, 2015 и «Готовность учителя-гуманитария к реализации концепций школьного языкового образования», 2017). Тем более что не на пустом месте в последнее время актуализировалась проблема развивающего обучения и воспитания, развивающего образования в целом (см.: ФГОС, Концепция духовно-нравственного воспитания с метапредметными и личностными результатами, предметные Концепции – в частности самая близкая учителям-лингвистам Концепция преподавания русского языка и литературы, 2016). В центре многочисленных дискуссий оказываются разнообразные аспекты учебного познания окружающего мира, вопросы совершенствования учебно-познавательной деятельности обучающихся c позиций гуманистической философии. При этом проблемными локусами остаются интеллектуальный потенциал нации, языковая составляющая образовательного процесса, коммуникативные способности личности и некоторые другие вопросы, связанные с гуманизацией и гуманитаризацией общества и школы.
В связи с этим нам импонирует тезис одного из авторов УМК «Звездный английский/Starlight)» и других учебных комплектов издательства Просвещение, Р. П. Мильруда, согласно которому «One can argue not without reason that cultural identity serves the purpose of communication better than attempts to artificially fit in the others’ cultural practices. It is communication of one’s cultural “self” rather than simulation that brings success if one wants to be recognized in the alien environment. Communicating one’s own cultural identity is productive both in the natural multicultural world, and also in the language classroom. It is worth noting that cultures get in touch in the foreign language classrooms similarly to what happens in the real world. The difference is that cultural shock in the learning environment is taken with curiosity and much more easily than in the harsh reality of exposure to foreign ways» [Millrood, R.P., Cultural Identity of Foreign Language Learners // Научно-методический журнал «Сибирский учитель», 2017. №2. С.108]. Данный концепт разворачивается/напрямую реализуется в его авторских учебно-методических комплектах, о чем свидетельствуют предлагаемые Исследовательские проекты в УМК «Звездный английский», работающие на развитие и воспитание школьников, о которых пишут участники курсов повышения квалификации: «Использую в своей работе следующие развивающие задания из учебника для 9 класса (задания можно найти под рубриками Think и ICT):
• Find out information about amazing caves in the world. Report your information back to the class.
• Find out information and report to the class what you know about the mystery of hypnosis.
• Hold a survey among your classmates and find out the main reasons for stress. Report your findings to the class.
• Present to the class information about the most unusual festival in the world.
• Hold a survey among your classmates on how they use computers in their everyday life.
• Report to the class interesting facts about the life of Thomas Edison and his discoveries that have changed our life.
• Find out new information about the sinking of Titanic and report it to the class.
Темы ученического исследования беру из разделов Curricular (например, Мои соседи и что я о них знаю. Какие увлечения есть у моих друзей. Привычки здорового образа жизни моих одноклассников. Маршруты путешествий моих друзей. Что портит настроение мне и моим друзьям. Что знают мои одноклассники об истории Англии? Кто я: логик или художник? и некоторые другие» (участник курсов, гимназия №10, Новосибирск, январь, 2017).
В рамках долгосрочного проекта «Культурное самоопределение личности в полиязыковом образовательном пространстве» (с 1990 года) автора настоящей статьи продолжает интересовать потенциал языков образования/полиязычий (вербальные, невербальные, искусственные и естественные, иконические, символические, профильные и др.) в свете интеграционных процессов. Для чего? Прежде всего, для актуализации проблемы совершенствования учебно-познавательной деятельности обучающихся, для развития коммуникативных способностей личности. Наряду с этим нас интересовало несколько вопросов — как эта проблема понимается педагогом-практиком; на что направлено его внимание при выборе того или иного УМК в данном аспекте, как педагог организует деятельность учащихся с позиций развивающего обучения; владеет ли сам учитель способами эффективного самосовершенствования, занимается ли самообразованием, насколько мотивационно и дидактически готов к решению задач развития и воспитания личности обучающегося с позиций гуманистической философии образования. Перечисленные вопросы составили содержание авторской модульной программы для учителей иностранного языка в рамках мероприятия 2.4. ФЦПРО в апреле-июне 2017 года, о чем говорилось более подробно в предыдущих наших публикациях в журнале «Иностранные языки. Просвещение».
Понимая под совершенствованием учебно-познавательной деятельности обучающихся развитие трех ее сторон в системе – содержательной, операциональной и мотивационно-потребностной, в положительной мотивации видим ключ к решению многих проблем развивающего образования, и в частности проблемы общения на иностранных языках непосредственных участников образовательного процесса во имя эффективного культурного самоопределения личности. Данный концепт находит подтверждение и в трудах отечественных ученых-методистов (И.Л.Бим, Г.В.Рогова, Е.И.Пассов, Н.К.Никонова, В.П.Кузовлев, В.В.Копылова, Р.П.Мильруд, А.В.Шепилова, Н.В.Языкова и многие другие).
Размышления в русле обозначенных концептуальных позиций вновь заставили автора статьи обратиться к работам нашего выдающегося современника в области отечественной теории методики как науки, Ефима Израилевича Пассова. На данный момент кризисной ситуации в теории методики (мое личное мнение) фундаментальные исследования отечественного ученого-педагога являются уникальным явлением [1;2;3]. А потому вслед за Ефимом Израилевичем, хочется повторить: «Методика найдет свое призвание, служа генетикой образования» [Образование как феномен и методика как наука: проблемы конвергенции. ООО «Издатель», Липецк, 2016. 160с. — С.5]. Этот тезис потому и вынесен в начале статьи, так как существует огромное поле деятельности и для ученых в интеллектуальных лабораториях, и для педагогов-практиков в стенах школ, лицеев, гимназий, вузов.
Не менее значимым для меня стало и следующее послание уважаемого профессора: «Вот и до сих пор проблема вызова подлинной мотивации стоит перед образованием. Где найти средство, которое создавало бы условия, которые бы порождали личностные мотивы учащегося? Есть ли такое средство? С уверенностью отвечаю: «Есть!» Этим средством является подлинное человеческое общение. Не коммуникация, а именно общение. Эти два понятия разведены М.С.Каганом в его монографии «Философия культуры» (см. его рассуждения на с.55-57) [Образование как феномен и методика как наука: проблемы конвергенции. ООО «Издатель», Липецк, 2016. 160с. — С.5]. «…Если ответить кратко», продолжает Е.И.Пассов, «то настоящее, полноценное, личностное; общение, которое обладает всеми характеристиками самостоятельного вида деятельности, то есть: оно целенаправленно, мотивированно, предметно, имеет свою структуру и содержание» [там же.: С.62]. Подробное раскрытие перечисленных характерных черт общения как одного из важнейших видов человеческой деятельности можно найти в авторской таблице Ефима Израилевича [там же.: C.63].
По мнению автора настоящей статьи, в мотивационной и дидактической готовности учителя иностранного (английского) языка к реализации концептуальных основ современного иноязычного образования, представленных в отечественных УМК нового поколения, видится перспектива развивающего образования, а также профессионального роста учителя АЯ как специалиста в области лингвистики. Об этом пишет и профессор Р.П. Мильруд: что “Cross-cultural discourse proves that the English language is no longer a social instrument of distinguishing a native speaker from a foreigner. It has now turned into a practical tool for an individual owning their own variant of English representing their native ethnic community in the multicultural world. The concept of “authenticity” is being diluted by linguistic diversity of English. Therefore, it is becoming proper to teach English language learners their distinct cultural identity and the ability to navigate between cultures with the help of ethnically marked “English”. This is what actually happens in the English language classrooms” [Millrood, R.P., Cultural Identity of Foreign Language Learners. — Научно-методический журнал «Сибирский учитель», 2017. №2. С.109].
При этом решение проблемы повышения эффективности современного иноязычного образования связываем с реализацией приоритетной задачи – формирование коммуникативных навыков непосредственных участников образовательного процесса в условиях актуализации проблемы качественных изменений информационно-образовательной среды российских школ в аспекте языкового образования в целом. Именно с этих позиций предлагаем к осмыслению несколько текстов выполненной контрольной работы учителей-участников авторской модульной программы,которая завершила свою работу в июне этого года. В качестве примера и в этой публикации, в третьей по счету, предлагаем читателю познакомиться с некоторыми наиболее, с нашей точки зрения, удачными работами участников (см.: приложение к статье).
Резюме
Информационное пространство в рамках определенного исторического времени является важнейшим фактором становления сознательной человеческой деятельности в силу сигнификационной функции языка. Язык, заключенный в коллективном сознании народа, – эта та реальность, к познанию которой человек приобщается в течение жизни, в частности, через образование с помощью выразительных средств поликультур. Любой язык ставит человека перед необходимостью и одновременно дает ему возможность представлять континуум мирозданья как дискретное множество разных вещей, которое поддается упорядочению при помощи системы ценностей, являющихся значениями слов. Эту задачу решает каждый человек, овладевая первым, родным языком. Соответствующая способность видеть мир через слова остается пожизненно, это необходимая компонента того качества, которое называется разумом. Причем полноценное понимание родной культуры невозможно без знакомства с культурой и языком других стран, так как, изучая язык того или иного народа, человек изучает исторически сложившуюся у него систему понятий, сквозь которые он воспринимает действительность, так как культура – это тот идеал, который выполняет системообразующую роль для технологии общественного производства.
Реализация стратегической линии состоит в том, чтобы учитывать и отражать все наиболее важные региональные, национальные и глобальные проблемы современности, одновременно требуя перевода их с философского языка на язык конкретных практических разработок. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важно обратить усилия педагогического сообщества на расширение историко-мировоззренческого и естественнонаучного кругозора молодых людей, вступающих в жизнь. Ценностные доминанты, определявшие культурный уклад предшествующих поколений, призваны осознаваться современностью в их связи с самими обликом и характером прошлой культуры так, чтобы самоидентификация и поиск собственных доминант совершались в поле осмысленных ориентиров, обладающих энергией притяжения или отталкивания. При этом нельзя не согласиться с профессором из Сочи, Александрой Александровной Поляковой, автором-разработчиком концепции развития аксиологического потенциала личности в диалоге культур, что каждая из функций этого явления имеет свои специфические условия и особенности реализации в сфере образования.
Наука, в свою очередь, призвана сформулировать такие законы жизнедеятельности человека, которые бы помогли конкретному человеку достойно жить, быть духовно и физически здоровым. Как известно, законы состоят из набора определений, касающихся значимых событий. Эти законы ориентированы на внешние референты – элементы технической структуры, характерные для современной эпохи. Основателя и создателя этих законов нет. Они не созданы, не развиты, не постулированы ни одним человеком или группой людей. Каждая теория начинается как личное мнение и постепенно приобретает сторонников. Научные «законы» не мета-теории, они не универсальны, а приписывают абсолютизированному личному опыту качества универсальности. Законы великого многообразия должны отвечать следующим критериям:
• быть целостными, так как они описывают исключительно сложные процессы,
• соответствовать мотивациям большинства людей,
• содержать эмпирические определения,
• быть способными к прогнозированию и расширять совокупное знание.
Вопреки всем научно-техническим достижениям мы не имеем полной возможности реконструировать события. Но будем надеяться, что дедукция, эрудиция и современная компьютерная техника позволят вникнуть в самые запутанные проблемы, хотя жизнь зачастую не подтверждает веру во всесилие разума, даже вооруженного мощными технологиями. А потому решения и перспективы стратегии и тактики современного профессионально-педагогического образования видится автору в повышении методологической и коммуникативной культуры учителя. Система развивающего образования непосредственных участников образовательного процесса через культурные практики, в основании которых принципы культурной парадигмы и коммуникативно-профессионального дискурса (КПД), реализуется сотрудниками кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО последовательно и непрерывно. При этом овладение КПД становится одной из приоритетных задач учителя, прошедшего через непрерывное повышение квалификации и профессиональной переподготовки [4].
Осмысление полученных результатов трехмесячной работы с модульной программой «Развивающее образование на уроках иностранного/английского языка в свете ФГОС» на всероссийском уровне мероприятие 2.4. ФЦПРО (апрель-июнь, 2017), подвигло автора статьи пересмотреть ФГОС, утвержденный на государственном уровне, т.е. перелистать и проанализировать тексты многочисленных и разнообразных/разных по языковому и содержательному наполнению концептов по всем учебным дисциплинам. Именно этот документ для учителя любого предмета является отправной точкой при организации работы с современными отечественными учебными пособиями, выбранными школой.
К сожалению, до сих пор на государственном уровне не утверждена Концепция преподавания иностранных языков в современной российской школе/Концепция развития иноязычного образования (в отличие от других предметников), хотя попытки представить развернутые концептуальные положения, вне всякого сомнения, имели и имеют место быть. И они как раз лежат в основании современных отечественных учебных пособий (УМК), которые являются важнейшим условием повышения качества иноязычного образования и профессионального развития педагога-практика.
Следует также признать тот факт, что не все так просто и с решением проблемы общения. И первое – отсутствие интеграции на различных уровнях образования в целом приводит к тому, что интеграционные процессы не срабатывают во всей своей полноте (т.е. позитивное содержательное, операциональное и мотивационно-потребностное взаимодействие, взаимопонимание, взаимообогащение субъектных центров в рамках всех сегментов образовательного пространства). А пока эта проблема не будет решена, каждый предметник будет вариться в собственному соку! Вот почему так важно искать точки соприкосновения, а не отталкивания.
Оставляю за читателем право прокомментировать предложенные ниже тексты, а также приглашаю к сотрудничеству с журналом в аспекте оценки учебных пособий и комплектов издательства, как это делали участники нашей модульной программы! Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить всех участников (всего – 120 человек) модульной программы из всех уголков России – от Владивостока до Петербурга, а также всех тьюторов из других регионов, которые прекрасно готовят учителя английского языка к решению задач развивающего образования, и авторов достойных учебных пособий!
27-28 сентября 2017 на базе НИПКиПРО (дистанционное образование) пройдет в режиме научно-практической ВЕБИНАР-КОНФЕРЕНЦИИ на тему «Глобализация и стандартизация современного языкового образования». Спешите зарегистрироваться на нашем сайте в начале сентября (после 10) и принять участие в очередном событии ФЦПРО! Будет, несомненно, интересно!
Cписок литературы
1.Пассов Е.И. Методика как наука будущего. Краткая версия новой концепции. – СПб.: Златоуст, 2015. – 172с.
2.Пассов Е.И. Теория методики: принципы иноязычного образования. Книга шестая.- Елец: МУП «Типография», 2013. – 603с.
3.Пассов Е.И. Теория методики: цель и содержание иноязычного образования. Книга пятая.- Елец: МУП «Типография», 2013. – 600с.
4. Буланкина Н.Е. Гуманитарная самоорганизация личности. Философские размышления. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013.- 200с.
Приложение
Текст 1.
Задание № 1. «Согласно предложенной концепции в модульной программе, развивающим можно считать обучение, которое одновременно воспитывает учащихся и максимально способствует совершенствованию их учебно-познавательной деятельности. При этом формирование творческих начал, готовность к собственно поисковой и преобразующей деятельности в целях формирования национального (языкового) самосознания, социальной идентичности и адекватного профессионального выбора на жизненном пути — приоритетная задача и главный результат развивающего иноязычного образования, центральным звеном которого становится культурное самоопределение личности в полиязыковом образовательном пространстве.
Задание № 2. На уроках использую УМК «Звездный английский 2-4» при решении задач развивающего обучения. В частности, задача обучения раннему чтению в начальной школе решается не только через овладение буквенной формой слова с помощью упражнений, но и в процессе овладения коммуникативно-познавательной деятельностью (oral activities), опосредованной прочитанным словом. Овладение умением смыслового чтения с поиском и извлечением коммуникативного содержания рассматривается как важнейшая предпосылка развивающего обучения английскому языку в начальной школе. Смысловое чтение, развиваемое с помощью УМК «Звездный английский 2–4», вносит значительно более ценный вклад в развитие учащихся, чем формальное следование правилам «открытого» и «закрытого» слога.
Задание № 3. В пособии принцип развивающего обучения положен в основу формирования (и развития) основных компонентов коммуникативной компетенции учащихся. Этот процесс проходит следующие стадии: упорядочивание грамматических связей между словами (языковой компонент), формирование видов речевой деятельности, включая говорение, слушание, чтение и письмо (речевой компонент), расширение коммуникативных и адаптивных умений учащихся в современном мире с применением освоенных компетенций (социокультурный компонент). Внимание также обращается на развитие у учащихся умений учиться в форме универсальных учебных действий, оценивания своих результатов и преодоления познавательных затруднений (компенсаторный компонент)» (Новосибирск, участник курсов от 05.06.17-20.06.17).
Текст 2.
Задание № 1. «Согласно предложенной концепции в Теме 3б модульной программы, развивающим можно считать обучение, которое одновременно воспитывает учащихся и максимально способствует совершенствованию их учебно-познавательной деятельности.
Задание № 2. Предложенные в УМК Starlight 6, SB задания можно считать развивающими. Первый тип заданий – задания-инструкции. Пример, Listen to a radio news report about a bank robbery. Listen and mark the sentences (1-5) T (True) or F (False) (Starlight 6, SB p 58). Второй тип заданий – задания-реконструкции. Пример, Think of the last weekend. Use the sentences in Ex. 2a to act out your dialogue. Follow the plan (Starlight 6, SB p 49). Третий тип заданий – задания-поиски. Пример, Think of a traditional celebration in your country. Collect information, then write a few sentences about it. Write: name, when and why you celebrate it, how you celebrate, how it started. Tell the class. (Starlight 6, SB p 48).
Задание № 3. Я согласна с предложенной системой развивающих заданий в модульной программе (Н.Е.Буланкина), так как она способствует постоянному целенаправленному формированию положительной мотивации на всех этапах обучения и ведет к формированию моделей мыслительной деятельности, что в свою очередь соответствует ФГОС и способствует формированию разносторонне развитой личности.
Задание №4. Отзыв на статью Е. Ватолиной «Современный урок английского языка с применением системы развивающих заданий».
— ФГОС требует формирования не только предметных, но также метапредметных и личностных результатов. Урок иноязычного образования — всегда комплексный урок, направленный на достижение этих результатов. В данной статье предлагается анализ упражнений УМК Spotlight 3, построенных по системе развивающего обучения. Эта система помогает учителю не только привить интерес учащихся к получению знаний в процессе изучения иностранного языка, но и мотивирует младших школьников к применению этих знаний в театральных постановках. В заключение надо отметить, что применение системы развивающих заданий ведет к осознанному процессу освоения иностранного языка и создает языковую личность» (Москва, участник курсов от 05.06.17-20.06.17).
Текст 2.
Задание №1. «Развивающим можно назвать такое обучение, которое одновременно воспитывает обучающихся и максимально способствует совершенствованию их учебно-познавательной деятельности. При этом главной задачей является формирование творческого начала, готовность к поисковой и преобразующей деятельности в целях формирования национального самосознания, социальной идентичности и адекватного профессионального выбора.
Задание №2 Я бы хотел рассказать о системе развивающих заданий в новом УМК «Сферы» для 5 класса общеобразовательных школ, по которому мы с коллегой работаем в этом году в режиме апробации.
Комментарий: На этой странице учебника есть все три группы заданий.
1. Задание-инструкция – а). Это задание направлено на восприятие и осмысление учебного материала и требует от обучающихся репродуктивной деятельности. Обратите внимание на формулировку задания: Read the text. Correct the sentences.
2.Задание-реконструкция – b). Данное задание направлено на дальнейшее совершенствование мыслительного процесса, на активное овладение приёмами рациональной умственной деятельности на основе распознавания и классификации полученных сведений. Формулировка задания нацеливает обучающихся на изучение информации, развитие аналитических способностей.
3. Задание-поиск – d). Это задание направлено на использование всей системы приобретённых ранее приёмов умственной деятельности, конструирование новых сочетаний этих приёмов, самостоятельный поиск новой информации и создание собственного продукта интеллектуальной деятельности с помощью «перестройки» данного шаблона. Формулировка задания направляет обучающихся на поиск информации в собственную семью, что способствует развитию и укреплению семейных отношений, помогает ребёнку самоопределиться в ближайшем социуме, узнать больше об истории своей семьи.
Задание №3. Я привел пример только одного раздела нашего УМК, но смею Вас заверить, весь материал всецело соответствует требованиям ФГОС. Задания расположены в логичном порядке от простого к сложному, основаны на интересном материале, снабжены отличными иллюстрациями и увлекательными аудиоматериалами, поэтому даже очень слабые обучающиеся с задержкой развития и генетическими отклонениями работают по данному УМК с удовольствием.
Задание №4. Краткий отзыв написан 08.06.17 в комментариях после статьи в интернет-журнале «Иностранные языки» Просвещение». Статья полезна для меня, так как я работаю по УМК «Английский в фокусе» в начальной школе» (Москва, участник курсов от 05.06.17-20.06.17).
Текст 3.
Задание № 1. «Какое обучение можно считать развивающим согласно предложенной концепции в теме третьей?
— Развивающим можно назвать такое обучение, которое одновременно воспитывает учащихся и максимально способствует совершенствованию их учебно-познавательной деятельности.
Задание № 2. Можно ли считать развивающими задания в УМК, который Вы используйте? Приведите примеры и аргументируйте Ваш ответ. –
— Да, можно. Во всех компонентах УМК «English 2-4» Кузовлева В.П. практически отсутствуют задания, ориентированные на механическое заучивание и воспроизведение материала. Учебный процесс строится как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач, требующих от учащихся интеллектуальных поисковых усилий. Большинство упражнений ориентированы на «зону ближайшего развития учащихся». Например, работа над развитием языковых способностей к догадке: по картинкам, по аналогии, по контексту, по словообразовательным элементам. Такие слова в учебниках УМК печатаются курсивом, например: thermos, phone, bookcase, mouse-hole, bed-clothes и т.д.
Задание № 3. Согласны ли Вы с предложенной системой заданий? Приведите аргументы.
— Да. УМК для 4 класса продолжает и развивает систему обучения, начатую во втором классе начальной школы. В данном УМК ИК является содержанием иноязычного образования и одновременно служит средством развития индивидуальности учащихся. В основу данного УМК положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным (социокультурным), учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта – всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом. Изучая лексику по теме «Погода», учащиеся догадываются о значении новых слов по картинкам, выбирают предложения из текста, чтобы рассказать о погоде в своём регионе. Картинки являются содержательной опорой и для диалога, которые ученики строят по образцу диалога в упр.2.1.-2). Можно организовать ролевую игру, таким образом, что ученики будут рассказывать о погоде в Англии и в своём регионе.
Задание № 4.Прочитайте в Интернет-журнале «Иностранные языки» статью Елены Ватолиной Современный урок английского языка с применением системы развивающих заданий (на примере УМК Spotlight 3 изд-во Просвещение) Рубрика «Из практики учителя» //Вторник Ноябрь 1 2016, напишите краткий отзыв после статьи в журнале.
— В данной статье УМК Spotlight рассматривается как один из примеров учебно – методических комплексов, реализующих требования ФГОС и систему развивающего обучения. Разнообразие упражнений, игр, песен и стихов способствуют реализации ключевых положений ФГОС начального общего образования и в первую очередь развитию универсальных действий и специальных учебных умений. Для более полного достижения личностных, метапредметных и предметных результатов УМК имеет электронное приложение, значительно расширяющее возможности учебника» (участник курсов от 05.06.17-20.06.17).
Текст 4.
Задание № 1. Какое обучение можно считать развивающим согласно предложенной концепции в теме третьей?
— «Развивающим можно назвать такое обучение, которое одновременно воспитывает учащихся и максимально способствует совершенствованию их учебно-познавательной деятельности. При этом формирование творческих начал, готовность к собственно поисковой и преобразующей деятельности в целях формирования национального (языкового) самосознания, социальной идентичности и адекватного профессионального выбора на жизненном пути — приоритетная задача и главный результат развивающего иноязычного образования, центральным звеном которого становится культурное самоопределение личности в полиязыковом образовательном пространстве.
Задание № 2. Можно ли считать развивающими задания в УМК, который Вы используйте? Приведите примеры и аргументируйте Ваш ответ.
— Задания развивающими считать можно, т.к., с одной стороны, готовят школьников к самостоятельному осмыслению учебного материала, а с другой — требуют самостоятельных обобщений и выводов, творческого подхода к решению тех или иных вопросов. Согласно принципам развивающего обучения, построены разделы УМК под редакцией Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. (Новый курс английского языка для российских школ). Материал учебного комплекта подобран по интересам учащихся, соответствует их возрасту. Задания в данном УМК проверяют не только умения говорения, аудирования, чтения и письма, но и знания о культуре стран изучаемого языка в соотнесении со знаниями учащихся о родной культуре. В учебных пособиях данного УМК также хорошо представлены развивающие задания, которые позволяют воспитывать в характере учащегося положительные качества. На мой взгляд, именно развивающие задания являются связующим звеном между изучением английского языка и ФГОС, а также способствуют совершенствованию учебно-познавательной деятельности. Можно разделить развивающие задания следующим образом:
1. Задания, направленные на развитие коммуникативных умений:
• аудирование;
• говорение (диалог, монолог);
• чтение;
• письменная речь.
2. Задания, направленные на развитие творческих способностей:
• представление проектов.
3. Задания, направленные на развитие языковых навыков:
• словопроизносительные;
• лексические;
• грамматические.
Например:
1. Задание, направленное на осуществление действия смыслового чтения.
2. Сравнение, анализ, синтез.
3. Выбор языковых средств.
4. Осознанное и самостоятельное построение устного и письменного речевого высказывания.
5. Поиску и выделению необходимой информации.
6. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи.
7. Умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность (умение работать в группе).
8. Постановка и решение проблемы.
Задание № 3.Согласны ли Вы с предложенной системой заданий? Приведите аргументы.
— Согласна, т.к., выполнение развивающих заданий, представленных в определенной логической последовательности, открывает учащимся новые знания, новые способы добывания знаний; сам процесс их выполнения обеспечивает синтез овладения знаниями, приемами умственной деятельности и нормами отношения к различным видам познавательной деятельности.
Задание № 4. Прочитайте в Интернет-журнале «Иностранные языки» статью Елены Ватолиной «Современный урок английского языка с применением системы развивающих заданий» (на примере УМК Spotlight 3 изд-во ПРОСВЕЩЕНИЕ) Рубрика «Из практики учителя» //Вторник Ноябрь 1 2016, напишите краткий отзыв после статьи в журнале.
— Статья Е. Ватолиной посвящена анализу эффективности упражнений учебно-методического комплекта Spotlight 3 по английскому языку, построенных в логике системы развивающего обучения. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку предложенная автором система упражнений помогает учителю не только привить интерес обучающихся к изучению иностранного языка, т.е. достижению предметных результатов, но и создает предпосылки для усиления познавательной мотивации. Важно и то, что создается ситуация, которая позволяет опосредовать предметные знания через участие младших школьников в театральных постановках. Значимость авторской идеи обусловлена тем, что она гармонизирует с принципиальными позициями ФГОС общего образования нового поколения, следовательно, с требованиями к современному уроку английского языка. Вообще идеи стандарта требуют разработки методических приемов инновационного характера, позволяющих решать означенные в стандартах задачи.
Автором проведена серьезная работа по определению сущности деятельности учителя иностранных языков, вообще содержания иноязычного образования в современной школе. По мнению автора, в целях обеспечения свободного владения обучающимися иностранным языком педагогу необходимо развивать способность запоминать новое и воспроизводить запомненное, способность удерживать внимание, осмысливать и переосмысливать информацию. Предметно-речевая деятельность невозможна без развития этих способностей. Эффективным средством развития выделенных выше способностей и успешного овладения иностранным языком является система развивающих заданий и упражнений. Немаловажным является и то, что Е. Ватолина выделяет УМК Spotlight 3 в качестве учебного комплекса, наиболее полно отвечающего достижению поставленных целей. Безусловно, система упражнений, развивающих определенные группу способностей обучающихся, требует верификации на большей выборке испытуемых, которая позволит повысить ее валидность.
Статья Е. Ватолиной «Современный урок английского языка с применением системы развивающих заданий» носит научно-методический характер, соответствует существующим требованиям, предъявляемым к работам такого рода» (участник курсов от 05.06.17-20.06.17).