Значение иностранного языка для формирования мировоззрения и общекультурных компетенций/The Importance of Foreign Languages for the Formation of World Outlook and General Cultural Skills Set
Автор: Марина ЛОПАТИНА | Рубрика: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Вторник 15 августа 2017Формирование мировоззрения и общекультурных компетенций – важная задача учителей и преподавателей. Они должны найти интересный материал, яркие жизненные примеры, чтобы осуществить свои цели. В данной статье автор рассказывает о возможностях учебника английского языка «Звездный английский» («Starlight»), авторы Д. Дули, В. Эванс, К. М. Баранова, В. В. Копылова, Р. П, Мильруд, который, по мнению автора, является качественным помощником учителя, обеспечивающим основу для формирования понимания общечеловеческих ценностей и оптимистичного видения мира.
The formation of world outlook and general cultural skills set is an important teachers and lecturers’ task. They should find interesting material and bright life examples to reach their goals. In the article, the author informs about resources of the textbook «Starlight» by Virginia Evans, Jenny Dooley, Ksenia Baranova, Victoria Kopylova, Radislav Millrood, which is, according to the author’s point of view, a good helper for the teacher, providing the basis for forming understanding universal human values and optimistic outlook.
ключевые слова: иностранный язык, мировоззрение, компетенции, «Звездный английский», положительные примеры, позитивный взгляд на мир
ключевые слова: Foreign languages, world outlook, skills set, “Starlight”, positive examples, positive world outlook
Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее, а что может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясниться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться. Вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое объяснение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!» [1]
Но от чего зависит, как мы используем язык: для созидания или разрушения, для мира или войны, добра или зла? Конечно, от воспитания и мировоззрения человека, его понимания общечеловеческих ценностей.
Уже в детстве, когда человек осознанно отделяет себя от остального мира, умеет говорить и мыслить, начинает формироваться его собственное мировоззрение. Но то, каким оно будет в более зрелом возрасте, влияет многое.
Окружение человека с первых дней его жизни, семейные традиции и то, как родственники общаются между собой, ребенок перенимает, считая нормой. Это первые ступени в образовании мировоззрения. Общение в детском саду, школе со сверстниками, а затем студенческая, взрослая жизнь даруют новый опыт и цели.
«Подкормка» мировосприятия свежими эмоциями, историей, способствует быстрому формированию индивидуальности личности. В зависимости от факторов, воздействующих на повседневную жизнь человека и эмоций, испытываемых обществом и непосредственно им самим, видение мира может быть как оптимистичным, так и пессимистичным. [2]
Моя задача, как учителя иностранного языка, сформировать у ребенка позитивный взгляд на мир и веру, что трудности преодолимы. Уроки иностранного языка дают благодатную пищу для такой «подкормки». Учебники серии «Звездный английский» («Starlight») насыщены замечательными текстами воодушевляющими, дающими положительные примеры различных жизненных ситуаций. Они рассказывают о событиях и людях, которые вызывают сильные эмоции. Усилению таких эмоций способствует 2-3 минутное видео или несколько интересных фотографий, специально подобранных мною к уроку.
В разделе 5 (Module 5) учебника «Звездный английский 9» («Starlight 9») учащиеся знакомятся с знаменитым американским изобретателем и предпринимателем Томасом Алва Эдисоном, который создал фонограф; усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания. Без сомнения, очень умный человек, но вы не поверите, учителя говорили его маме, что он слишком медлителен в учебе. О секретах его успеха мы читаем на страницах данного учебника. Во-первых, его самой сильной стороной был решительный отказ сдаваться. Он утверждал: «Genius is 1% inspiration and 99% perspiration.» («Гений – это 1% вдохновения и 99% потения»). «Many of life failures are people who did not realize how close they were to success when they gave up» («Многие неудачники – это люди, которые не осознавали несколько они были близки к успеху, когда сдались.») Он не боялся неудач и рассматривал их как ступеньку к успеху. Во-вторых, Эдисон был нетерпим к лени и верил, что надо подталкивать себя к достижению своих целей. Например, изобретать что-нибудь малое каждую неделю и большое каждые шесть месяцев. «Итак, следуем примеру Эдисона,»- говорю я своим ученикам. « Планируем свою работу так, чтобы каждый день, неделю или месяц, было какое – нибудь достижение. Напрягайте свой мозг и давайте будем удивляться тому, насколько возрастет сила вашей мысли». Чему научил это пример девятиклассников? Быть настойчивым, целеустремленным и не бояться ошибок и неудач. Возможно, многие наши ученики и не изобретут что-то важное и значимое вроде лампочки, но они осветят наш мир по-своему. Я попросила моих ребят написать синквейн «Томас Эдисон». ( Синкве́йн— пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат).
Вот что у них получилось: Tomas Edison Hardworking, inspiring. Invented, created, achieved. He never gave up. Genius.
Активные дети использует дополнительные возможности для получения информации, дабы создать свой собственный, индивидуальный взгляд на жизнь. В этом им помогают различные источники: фильмы, книги, песни, Интернет. Они прилагают свои внутренние силы, изучая особенности мироздания и разрабатывая для себя новые цели и идеалы.
Я провела небольшой опрос, естественно, на английском языке среди мои учеников и спросила, что делает их счастливыми. Как вы думаете, какие были их ответы? Для большинства ребят это семья и общение с друзьями. Для некоторых достижение успеха, здоровье и благополучие родных и близких, а для кого-то и просто улыбки окружающих людей и хорошая солнечная погода. Ответы, как видите разные, но позитивные и для подростков вполне предсказуемые. На этом уроке мы использовали английский для познания себя и понимания жизненных ценностей.
Возможно, вы вызнаете Ника Вуйчича, австралийца, имеющего ограниченные возможности. Он стал одним из героев нашего дальнейшего обсуждения. Несмотря на свою инвалидность, отсутствие рук и ног, Ник счастлив, у него есть жена, двое абсолютно здоровых сыновей и успешная карьера. Он ведет активный образ жизни, занимается спортом, путешествует, читает мотивационные лекции и пишет книги. История его жизни, преодолении себя и своего отчаяния дала повод для интересной дискуссии. У ребят вызвало большое удивление, что веря в силу мечты и возможность чуда, Ник Вуйчич держит в своём шкафу пару ботинок — в надежде на то, что они когда-нибудь ему понадобятся. В 2015 году Ник Вуйчич впервые выступил в России (в Москве и Санкт-Петербурге) с мотивационной лекцией «Жизнь без границ». На своём выступлении в стенах Общественной палаты РФ он призвал: «Всё начинается с мечты! Да, не каждая мечта сбывается. Но я видел множество людей, которые достигали своих целей… Поэтому мечтайте. И мечтайте по-крупному». Просмотр видео на английском языке с его выступлением перед американскими школьниками вызвал восхищение и бурю эмоций у моих ребят и эти эмоции были только положительными. Здесь хочется процитировать слова Аристофана «By words the mind is winged». («От слов и ум к высотам устремляется».) Я уверена, этот урок оставил след в душах детей, им не захочется думать о мрачном исходе своей жизни, если вдруг возникнут какие-то трудности.
Уроки английского языка дают нам возможность обсудить очень важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно: добра и зла, любви и ненависти. Скажите, пожалуйста, знакома ль вам книга «Три чашки чая»? С этой книгой знакомятся шестиклассники и узнают, что может сделать один человек, который живет по зову сердца, чтобы изменить мир к лучшему на страницах раздела 5 (Unit 5) «Звездный английский 6» («Starlight 6»). Автор и герой книги Грег Мортенсон, дважды номинировался на Нобелевскую премию мира 2009 и 2010 года. Весь мир поразила реальная история простодушного альпиниста Грега Мортенсона, который не смог покорить гору К 2, чуть не умер и был спасен жителями глухой пакистанской деревни. Потрясенный их бедностью, он обещал вернуться с деньгами и построить школу для деревенских детей. И свое обещание он сдержал. Он экономил деньги. Жил в машине. Имущество держал в камере хранения. Он создал благотворительный фонд, чтобы построить в регионе, где зародилось движение Талибан, школы. Мортенсон дает возможность детям получить нормальное образование, а не учиться в экстремистском медресе, где из них сделают убийц и террористов. Разве не вдохновляющая история? Разве не служит она примером борьбы с угрозами, стоящими перед народами мира? Когда я показала фотографии и рассказала моим ученикам, в каких условиях учатся многие дети в Пакистане, не имея крыши над головой, карандашей, тетрадей и учебников, у некоторых ребят появились слезы на глазах. Эту книгу я купила и дала ребятам прочитать. Она обязательно поможет им в формировании их мировоззрения, обогащении их духовного мира, понимании, что наиболее ценно в их жизни.
Изучение иностранного языка ценно и с практической стороны жизни. «If you talk to a man in a language he understands, that goes to his head. If you talk to him in his language, that goes to his heart». «Если ты говоришь с человеком на том языке, который он понимает, ты говоришь с его головой. Если ты говоришь с человеком на его родном языке, ты говоришь с его сердцем». (Нельсон Мандела). Мы учим язык, чтобы нас понимали и принимали, чтобы нас слышали, и мы могли эффективно выстраивать взаимоотношения, решали личные и глобальные проблемы, несли ценности своей культуры миру и узнавали культуру других народов, то есть вели диалог культур.
Хотите узнать, что мои ученики думают об изучении английского языка? Вот еще один результат их творчества:
English Interesting, difficult. Develops, inspires, teaches. It helps communicate with people. Cooperation.
И в заключении, я предоставляю вашему вниманию еще одну вдохновляющую цитату, которая напоминает, что знание иностранного языка открывает новые возможности и расширяет горизонты. «A different language is a different vision of life». «Другой язык – это другое видение жизни». (Фредерико Феллини)
Литература:
1. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой: материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
2.https://businessman.ru/new-struktura-mirovozzreniya-filosofskoe-religioznoe-i-istoricheskoe.html