«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Волшебство среди нас, просто поверь! Magic is in the air. Just believe!

Среда 25 декабря 2019

Все мы когда-то были детьми – верили в сказки, мечтали стать ее героями и любили играть. Как учитель английского языка, я тоже мечтаю – чтобы дети верили в важность предмета и любили его. Заинтересовать и замотивировать малыша можно только нестандартным подходом, игрой и…волшебством. / Once everyone was a child. Everyone believed in fairy tales, dreamed of living there, liked playing. Being a teacher I have a dream, too. I wish my pupils liked the subject. I am sure, that it is possible to motivate children only if the lessons are unusual, if children can play, if … magic is in the air.

ФИО: Покидова Анастасия Дмитриевна / Anastasiya Pokidova

Место работы: МОУ Хорошовская СОШ / Khoroshovo Secondary School

Должность: Учитель английского языка, заместитель директора по УВР

Настроение: Творческое

Ключевые слова: волшебство, игра, младшие школьники, английский, учеба, magic, game, primary pupils, English, learning

 

«Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны», — говорил известный писатель, поэт, Антуан де Сент-Экзюпери.

С этими словами нельзя не согласиться. Действительно, детство – чудесная пора, полная подвигов и приключений, открытия нового и познания мира в целом. Это время становления человека как личности. Время, когда каждый из нас живет с верой в свои силы и мечтой…она у каждого, безусловно, своя. Задача взрослых – родителей и педагогов – состоит в том, чтобы развить все способности ребенка и помочь (ненавязчиво) достичь этой мечты.

Мы всегда учим малышей доброму и вечному. Часто делаем это на примере книг, сказок. Ведь ребенок не может без них – сказки помогают погрузиться в волшебный мир, узнать героев, поверить в то, что добро всегда восторжествует над злом, учат добру.

Каждый ребенок мечтает оказаться в сказочном мире. И мы, педагоги, пытаемся это исполнить посредством использования игры на уроке или внеурочном занятии.

Одно из школьных внеклассных мероприятий я, как педагог английского языка, решила посвятить именно сказкам. Цель проста – замотивировать детишек, показать, что английский язык – это весело, интересно, близко каждому. Затем мероприятие вышло на региональный уровень – был дан мастер-класс в рамках книжного фестиваля «Красная площадь — 2019», ММКВЯ – 2019, на фестивале Прессы и в рамках форума «Город образования – 2019», за что огромное спасибо ЦЛО Издательства «Просвещение»

Все участники – и школьники, и гости столичных фестивалей были в восторге – глазки горели, слова учились, атмосфера была творческой, активной и … волшебной!

Итак, в чем же суть этого мастер-класса?

Хотелось дать малышам совершенно незнакомые им слова так, чтобы через час детишки ушли с пониманием, что они выучили множество (!!!) новых слов и умеют рассказывать о любимых сказочных персонажах.

На этапе знакомства со словами работа шла фронтально – дети повторяли за мной хором, затем индивидуально каждое слово.

В целом, казалось бы, простое задание – повторить слово, в котором нет сложных звуков. Однако проговаривание хором на этом этапе необходимо. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, только тогда он сможет раскрыться полностью, поверить в себя и «пойти» за педагогом в мир английского языка. Это чувство комфорта, безопасности и защищенности создается именно при хоровом проговаривании слова – дети полагают, что мы, педагоги, не слышим, кто в этом хоре допустил неточность. Переходить к индивидуальному проговариванию можно только после того, как первый этап «закрыт» без ошибок, и мы понимаем, что теперь на следующей ступени малыши также будут себя чувствовать в безопасности.

Здесь крайне важен этап № 3 – прочитать слова. Преодолеть его успешно помогают особенности младших школьников (зрительная память, восприятие инфо целостным образом, как на фотоснимке, правополушарность, эмоциональность) и метод глобального чтения, основывающийся на вышеперечисленных характеристиках.

Этап № 4 – игры. Куда же без игр в работе педагога? Ведь играть любят все – и младшие школьники, и студенты, и мы с вами. Игра раскрепощает, увлекает, мотивирует и помогает расслабиться. Азарт, появляющийся во время игры, помогает «раскрыть» каждого ученика – желая победить, даже самый невнимательный малыш ответит на вопросы и выполнит задания!

Итак, игра, с которой я всегда начинаю работу по первичному закреплению лексики – Name Them All. Суть проста – надо повторить все слова, имеющиеся на доске / экране. Сначала – с педагогом, затем самостоятельно.

 

Слова постепенно исчезают, а участникам необходимо воспроизводить их в том порядке, в котором они были изначально. Таким образом, играя, участники повторяют лексические единицы около 7-8 раз, чего вполне достаточно, чтобы их запомнить.

Далее люблю искать самых внимательных игроков. В этом помогает игра What’s missing? Причем, хочется отметить, что в классе игра происходит несколько иначе – я всегда прошу своих малышей проводить ее самостоятельно:1) прячу карточку, 2) дети угадывают, что пропало, 3) угадавший потерянное слово выходит к доске и…(только представьте!) командует всему классу «Close your eyes, please», выбирает карточку и…вновь командует всем «Open your eyes, please», а затем выбирает, кого из одноклассников спросить. Данная «смена ролей» очень мотивирует малышей, позволяет им поверить в себя, формируя самооценку, ведь «учитель доверил такую важную миссию, и весь класс меня послушал – закрыл / открыл глаза»!

 

На фестивалях данный формат было опасно использовать – все дети разного возраста, впервые видят друг друга, за короткий срок могли не раскрыться. Поэтому картинки исчезали сами при переключении слайдов презентации. Однако элемент сказки был использован и тут – в финале игры дети увидели золотой ключик и вспомнили, в какой сказке, кому и зачем он был нужен.

Мы же с ними ключиком открыли волшебный ларец, в котором…лежали интересные задания. Для начала, детям предлагалось объединиться в пары или мини команды и найти все изученные слова. Подобные задания развивают внимательность, помогают сосредоточиться и еще разок вспомнить графическое написание слов.

 

 

Затем, работая в тех же парах / мини группах, малыши столкнулись с ребусами – предстояло разгадать 1) сказочного персонажа, который появлялся во многих ранее упомянутых сказках (prince) и 2) что ждет героев в конце любой сказки (happy end).

Как бы дети ни были мотивированы и вовлечены в ход занятия, на этом этапе физиология берет свое – им нужно подвигаться и размяться. Но – с пользой для дела!

Именно поэтому физкультминутки всегда стараюсь проводить так, чтобы связать с тематикой и отработкой / закреплением необходимого лексико-грамматического материала. В волшебном ларце мы с детьми находим карточки с картинками (они нам потом еще пригодятся). Я показываю картинку и называю слово. Если пара совпадает, участники хлопают в ладоши, если нет – топают.

Немного отвлекусь от темы и поясню необходимость хлопков. Ученые из израильского университета им. Бен Гуриона доказали, что такие манипуляции помогают улучшать моторные и когнитивные навыки. Причем не только у детей, но и у взрослых. Более того, простые хлопки в ладоши снимают эмоциональное напряжение и способствуют переключению внимания.

Итак, во время данной игры участник, выполнивший ошибочное действие, выходит к ведущему (ко мне) и начинает путать оставшихся участников – специально хлопает, когда надо топнуть и наоборот.

Следующим этапом разминки была игра «пантомима». Участник брал карточку (ту самую из волшебного ларцы) и изображал указанный предмет или персонаж. Главное условие – не произносить ни звука. А остальные участники уже задавали вопрос «Is it …?», пытаясь отгадать.

После физ-минутки нужны задания, требующие спокойной, вдумчивой работы. Здесь я предложила участникам сыграть в морской бой в формате «педагог-дети». На экране участники видели игровое поле, задача их состояла в том, что найти мои корабли, построив предложения типа «Can a fairy fly?» и т.д.

 

Таким образом, отрабатывалась и закреплялась не только лексика занятия, мы также вспомнили глагол can в вопросительной форме и базовые глаголы движения. Не стоит забывать, что говорим мы о сказках и волшебстве, поэтому даже Белоснежка у нас могла летать.

Как только дети поняли суть задания, сыграв против меня, я раздала им листочки для игры в парах / мини группах. Работа шла замечательно – участники с удовольствием и интересом играли, я ходила между командами и помогала, слушала их и, при необходимости, поправляла произношение.

Выявив лучших стрелков по итогам игры в «Морской бой», мы перешли к «Угадайке». Игра проходила все с тем же набором карточек из ларца. Суть – угадать карточку, которую взял игрок, задавая Yes / No вопросы – Can it fly? Is it golden? и т.д. Данное задание отлично помогает «разговорить» участников, помочь им перешагнуть языковой барьер.

Как правило, эта игра всегда проходит очень активно, поэтому следом нужно более спокойное задание – игра bang! – суть состоит в необходимости называть предметы / персонажи, изображенные на карточках. Однако рано или поздно попадается карточка Bang!, что говорит о том, что все имеющиеся до этого карточки (баллы) сгорают.

Игра хороша тем, что отлично создает ситуацию успеха даже для самых слабых, робких и стеснительных учащихся – никогда не знаешь, кому и когда попадется «бум».

Подобная работа помогает плавно перейти на рефлексию в конце занятия – участники видят колоду карточек, осознают количество выученных слов, что также положительно влияет на самооценку, заинтересовывает и мотивирует на изучение языка.

В зависимости от уровня владения языком каждой конкретной группы все задания можно усложнить, добавить описание персонажей, театрализацию и чтение фрагментов сказок с просмотром мультиков. В моих группах на фестивалях было много дошкольников и младших школьников, поэтому такие задания были бы непосильными.

Итак, подводя итог, дети назвали еще раз слова, которые узнали, вспомнили, что они использовали их в речи – задавали вопросы, угадывали персонажей, решали ребусы и т.д. И, что самое важное для меня, не хотели уходить – детям действительно понравилось! А это уже победа – первый шаг к изучению языка сделан. Появился интерес, мотивация и желание. Этот час участники провели в волшебной атмосфере сказки – в мире английского языка!

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.