ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (АНГЛИЙСКОГО) В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ МБОУ ЭКЛ
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Пятница 25 декабря 2020Уже очень долгое время у всех участников образовательного процесса на слуху термин «одаренный ребенок». Но видел ли кто-то такого ребенка в реальности — для простых обывателей большая загадка. Как правило, учителя применяют данное определение по отношению к ученику, который успешен в усвоении учебного материала и проявляет творчество в выполнении работ. Задача учителя — раскрыть потенциал ребенка, т.к. бывает и скрытая одаренность.
Автор: Охина Елена Викторовна
Место работы: МБОУ ЭКЛ
Должность: учитель иностранных языков
Автор: Придня Анна Юрьевна
Место работы: МБОУ ЭКЛ
Должность: учитель иностранных языков
Одаренные дети – это дети,
которые делают немного раньше, немного лучше,
немного быстрее и немного не так, как большинство детей»
(определение американских психологов).
В МБОУ ЭКЛ, в котором мы работаем, принимают всех детей по микроучастку, но учебный план лицея отличается от учебного плана обычной СОШ. Согласно данному плану, с 7 класса происходит формирование специализированных классов на конкурсной основе. Именно в таких классах учителя работают с одаренными детьми. Отметим, что углубленно в лицее изучаются точные науки, отдельной дисциплиной идет экономика. Иностранный язык (английский) изучается на базовом уровне, 3 часа в неделю. Основное языковое образование в лицее нацелено на овладение учащимися основами иноязычного общения, в процессе которого осуществляется воспитание, развитие и образование ученика. Расширение содержания основного образования происходит за счёт элективных курсов ввиду чётко выраженной потребности в углублённом изучении языка, в соответствии с образовательной стратегией лицея. Наличие элективных курсов позволяет расширить тематику, более тщательно и углубленно прорабатывать материал, уделяя больше внимания лингвистическому аспекту речи; стилистическим особенностям устной и письменной речи, жанровому разнообразию текстов, выразительным средствам изучаемого иностранного языка; литературе и страноведению, в том числе в историческом аспекте; профильно-ориентированной. Расширение образовательной программы позволяет решить ряд развивающих и воспитательных задач: развитее компетентности и критического мышления.
Схема 1: Основное языковое образование в лице.
Дополнительное образование по иностранному языку в лицее имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знание иностранного языка, но также способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. В единстве с обязательным курсом внеурочное образование способствует разумной организации досуга обучающихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло, приносящее пользу себе и обществу. Школьники являются субъектами внеурочной работы, ведь она проводится ими ради них самих. Их желания и интересы являются определяющими при выборе форм и содержания внеурочной работы. Система дополнительного языкового образования представлена в виде схемы 2.
Схема 2: Система дополнительного языкового образования
Элективные курсы по своему содержанию и структуре ближе к урокам английского языка, нежели все остальные виды внеурочной работы по предмету, но в то же время не дублируют его. Можно сказать, что они выполняют роль промежуточного звена между уроком и другими формами внеклассной работы.
Немаловажную роль в организации внеурочной работы по предмету в лицее отводится учебно-исследовательской деятельности, которой занимаются ученики, начиная с 8 класса. Практика проведения учебных исследований с учащимися рассматриваются как особое направление внеурочной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.
Декада иностранного языка стала неотъемлемой частью внеурочной работы в нашем лицее. Как правило, в 3 четверти ребята принимают активное участие в декаде иностранных языков, которая включает в себя разнообразные внеклассные мероприятия, цель которых формировать познавательные интересы, повышать уровень владения языком и развивать творческую активность лицеистов.
Коррективно-консультационные занятия, проводимые еженедельно, необходимы для осуществления индивидуальной работы с обучающимися. Это позволяет создать оптимальные условия для более полного раскрытия их способностей, а также в системе расширять их знания, умения и навыки.
Мы убеждены, что внеурочная работа оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учеников, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей.
Не может быть выдающегося математика с низким уровнем способностей к языковой деятельности и т.д. Невозможно иметь специальные способности, не имея достаточно развитых общих способностей. Общие способности называют генеральным фактором интеллекта, или базальным фактором одаренности. Все специальные способности вырастают из общих способностей, не могут существовать без них.
В школе класс условно представляет три основных интеллектуальных поля деятельности:
– мощное, активное поле (сильные, одаренные учащиеся);
– позитивное поле (средние);
– нейтральное, инертное поле (слабые учащиеся).
Хорошее сочетание этих трех полей положительно сказывается на развитии всех, но сочетание это достигается в результате умения учителя проводить идивидуализированную работу. Считается что, для одаренных это «трехполье» является сдерживающим, но в специализированном математическом классе это правило не работает. Ребята в этих классах академически сильны по всем предметам, поэтому от учителя требуется не только великолепное знание своего предмета, владение методическим аппаратом, но и быть психологически гибким, быть готовым изменить план урока или форму работы на любом его этапе. Но от этого работать в таких классах еще интереснее.
Выдающиеся в интеллектуальном отношении дети стремятся реализовать умственные усилия, поскольку у них имеется потребность в интеллектуальной активности. Этому отлично помогает технология развития критического мышления (ТРКМ) и личностно-ориентированный подход в обучении, который заложен в образовательные стандарты.
Хотелось бы привести примеры организации учебной деятельности на уроке иностранного языка в специализированных математических классах при личностно ориентированном подходе с применением элементов технологии развития критического мышления.
УМК «Английский язык в фокусе». 11 класс. Авторы: О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2016. Рассмотрим, каким образом можно построить групповую работу с текстом на примере статьи “Stress Out” из модуля 2 “Where there’s a will, there’s a way” .
Цель — формирование навыков чтения с извлечением информации.
1.Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и записывает его на доске STRESS. Учащимся предлагается за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при ответе на вопрос «Что такое стресс?». После этого учащиеся слушают стихотворение У. Голдсмита «Стресс». После прослушивания учащиеся в парах отвечают на вопрос “When was the last time you were under a lot of stress?”
2.Ученикам предлагается заполнить таблицу “Do you believe that …?”
- Ученики работают в трёх группах по 3-4 человека. Каждой группе выдаётся фрагмент текста. Члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. (Приём «Зигзаг»)
4.Учащиеся опять обращаются к таблице и корректируют свои предыдущие ответы на вопросы.
Модуль 1. Relationships. Раздел “Across the curriculum”. Текст “Victorian Families”.
Цель: формирование навыков чтения с полным извлечением информации.
Приём «Корзина идей». Этот прием помогает организовать индивидуальную и групповую работу учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
1.Учитель задаёт прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
What do you think Victorian families’ lifestyle was like?
2.Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 3–4 минуты).
3.Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4.Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5.Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “собирать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Ученики в группах или парах читают текст и заполняют предложенную таблицу.
7.Ученики работают в группах или парах, получая недостающую информацию. Такая таблица помогает ученикам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. После этого ученики опять обращаются к «Корзинке идей», исправляют ошибки.
Приём «Разноцветные истории».
Цель: формирование навыков и умений составления цельного связного, логичного монологического высказывания.
- Приготовить заранее наборы карточек четырёх цветов (всего 16) и разделить класс на группы по 4 человека. Затем объяснить, ученикам, что они должны составить рассказ или диалог в группах. Рассказ должен длиться не более 3 минут.
2.Раздать каждой группе наборы карточек так, чтобы у каждого ученика было по четыре карточки разных цветов. На каждой из карточек ученики пишут слова по схеме: red – the name of a person; blue – a location; green – a verb; yellow – an object. После этого все карточки складываются в коробку и перемешиваются.
3.Учащиеся вытягивают карточки и сообщают, какие слова им достались. Например, We’ve selected Mr Smith, school, influence one’s decision, a party.
Каждая группа составляет рассказ или диалог с этими словами. При представлении рассказа каждый ученик в группе должен принять участие.
Приём «Стакан наполовину полон»
Цель: Формирование умения выражать свою точку зрения, давать оценку.
Заранее приготовить список ситуаций.
1.Продемонстрировать стакан, наполненный водой наполовину. Задать ученикам вопрос: Is the glass half empty or half full? Raise your hands if you think it’s half full. Попросить некоторых учеников объяснить, почему они так думают.
Учитель: You can see most situations either positively or negatively. На доске: Even the darkest cloud has a silver lining.
Затем класс делится на группы. Каждая группа работает с предложенными ситуациями.
Пример: Situation: I missed my train home.
Positive: The next train was less full. I met a wonderful boy on the later train.
Negative: My parents will be furious. I’m going to miss my favourite TV show.
Учащиеся представляют позитивные и негативные стороны одной из ситуаций.
Таким образом, каждое выполняемое в классе упражнение должно чем-то привлекать учащихся: интересный материал, необычная содержательная сторона упражнения, личностно значимая проблема, которую интересно обсуждать, увлекательная форма выполнения задания, занимательные опоры и т. п.
Весь предлагаемый на уроке комплекс упражнений и заданий должен позволить каждому школьнику выбрать то, что соответствует его интересам и возможностям, продемонстрировать свой речевой и жизненный опыт, высказать собственное мнение. Использование личностно ориентированного подхода означает, что каждый школьник может максимально реализовать свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал, выбрав из многообразия заданий то, что подходит лично ему.
Работая в школе уже более двадцати лет можно гордиться, что нам повезло работать с такими детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- УМК «Английский язык в фокусе». 11 класс. Авторы: О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2016
- Буланкина Н.Е. Актуальные вопросы культурного самоопределения учителя английского языка в пространстве системы повышения квалификации: зачем учителю нужны УМК?// Иностранные языки. – 2019. – 14 марта
- Буланкина Н.Е. От теории к практике. Развивающее Обучение! Какое оно?//Иностранные языки. – 2017. – 7 июня