РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЕМ КОЛЛАЖИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Наталья КАПОТКИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Среда 9 декабря 2020Ведущей идеей представляемого педагогического опыта является выявление эффективных способ работы с текстом и их применение на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Использование приема коллажирования при работе с текстом позволяет развивать умения читать текст с пониманием основного содержания. А также использовать творческий способ контроля понимания прочитанного, избегая заданий на перевод.
Автор: Капоткина Наталья Юрьевна
Место работы: МБОУ г.о. Тольятти «Школа с УИОП №47 имени М.В. Демидовцева»
Должность: учитель английского языка высшей квалификационной категории
Всем известно, что письменность появилась намного позже, чем наскальная живопись, которая изображала быт, и знания древнего человека. С появлением письменности текст стал основным средством передачи информации, но изобразительное искусство не сдало своих позиций, оно до сих пор передает нам чувства и замысел автора. Так что будет, если объединить эти два вида искусства: изобразительное и словесное?
Чтение является фундаментом всех универсальных учебных и предметных действий. А текст — это основной носитель информации и знаний. Он является самым доступным источником, написанный на изучаемом языке, поэтому большинство заданий в учебниках иностранного языка да и других предметов связано именно с ним. Но, как сделать так, чтобы на уроке дети меньше тратили время на поиск слов в словаре, читали текст не поверхностно, а вчитывались в него, понимали и могли его пересказать. В этом мне помогло моё художественное образование. Я вспомнила, как мы создавали коллажи. Не все умеют рисовать, но создать коллаж по силам каждому.
В преподавании английского языка, также существует прием коллажирования. И тогда я поняла, задания к тексту могут быть направлены на личность самого ребенка. Наиболее значимыми работами по данному приему считаются труды Б.Д. Мюллер, М. Зикманн, в отечественной методике Н.Д. Гальскова, Н.П. Грачева, В.С. Красильникова и др. Но все они используют коллаж, для раскрытия одного понятия, а не для понимания и трансформации всего текста. Кроме того в их трудах не рассматривается данный прием в качестве самостоятельной работы обучающегося с текстом. [1,27]
Коллажирование — это построение образно-смыслового коллажа путем преобразования частей текста. Коллаж — это средство зрительной наглядности, представляющее собой образное, фиксированное с помощью языковых и неязыковых средств отображение информации. Кроме того я разработала свою собственную классификацию коллажей.
По структуре:
- Аппликационный
- Ресурсный
- Творческий
-
- Условно-свободный
- Творческий
По технике исполнения:
- Бумажный
- Электронный
А теперь рассмотрим на примерах каждый вид в отдельности.
Аппликационный коллаж
При создании аппликационного коллажа конечный результат будет иметь у каждого обучающегося схожий вид, то есть легко спрогнозировать результат работы. Вариативность данного вида очень мала, в основном она проявляется в месторасположении элементов, редко в цветовом решении.
Такой вид можно применять для проверки навыков обучающихся, либо когда необходимо точное понимание всего текста.
Рассмотрим пример.
В начальной школе дети знакомятся с лексикой по теме: «Школьные принадлежности» (Английский язык. 3 класс. Spotlight 3. Учебник. Быкова Н.И., Дули Дж., стр. 10)
1.Каждый получает лист с изображением различных предметов. Изучают слова, называя каждый предмет по отдельности.
2. Затем раскрашивают их, демонстрируют классу, называя предмет и его цвет. Идёт работа со словосочетанием.
3. Дети вырезают предметы и наклеивают их в таблицу. Здесь начинается работа с предложениями, основанными на выражениями I have got… и I have not got… Каждый ребенок рассказывает о том, какие предметы и какого цвета у него есть или отсутствуют.
Результатом становится коллаж, который дети покажут дома родителям и вспомнят всё, что они проходили на уроке.
Ресурсный коллаж
При подготовке заданий с использованием этого вида необходимо не только продумывать задания, но и подготовить ресурсы (заготовки, шаблоны, вырезки и т.п.). Коллаж становится более вариативным, то есть ребенок сам определяет месторасположение, цветовую гамму, набор необходимых элементов, дополняет его собственными элементами и определяет внешний вид и/или стиль.
Рассмотрим на примере текста «Большой Барьерный Риф» (Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И. В. и др. Spotlight Английский язык. 10 класс, стр. 75)
Задание | Ресурсы | |
1 | Прочтите текст, озаглавьте его и оформите заголовок на коллаж. | · лист плотной бумаги формата А3, · цветные карандаши и/или фломастеры |
2 | Заполните таблицу необходимой информацией и приклейте ее на коллаж
|
· клей |
3 | Найдите в тексте правила по защите рифа, используя заготовки, создайте для каждого правила свой знак. Разместите знаки на коллаже.
|
· шаблоны знаков |
4 | Выберите из текста 5 новых слов, выпишите их на коллаж, проиллюстрируйте. | · цветные карандаши и/или фломастеры |
5 | Прочтите текст еще раз, выделите важную, по вашему мнению, информацию и перенесите ее на коллаж, используя иллюстрации и/или текстовые вставки |
· цветные карандаши и/или фломастеры
|
6 | Презентуйте свой коллаж классу, перескажите текст и выскажите свое мнение, почему важно и как охранять Большой Барьерный риф. |
Посмотрите на работы детей, набор элементов, текст и задания — одинаковые, а результат хоть и имеет схожий вид, все равно отличается. Обучающиеся смогли выстроить свою логическую цепочку ассоциации, кроме того по этим работа можно узнать о характере ребенка.
Условно-творческий коллаж
Условно-творческий коллаж это чаще всего задания из раздела “Portfolio”, когда необходимо сделать доклад по теме. Условно — означает, что детям оговариваются возможные компоненты и/или дается шаблон и/или программа, в которой необходимо его выполнить.
Так для коллажа слева были оговорены компоненты коллажа (линейка времени, анкета и т.д.), а также информация, которую необходимо осветить (Spotlight 8 Английский в фокусе 8 класс. Учебник. Ваулина, Дули, стр. 49).
Справа коллаж, выполненный в программе ВОРД, детям была предоставлена таблица (Английский язык. 9 класс. Spotlight. Английский в фокусе Ваулина Ю.Е., Дули Дж., стр. 39)
Свободно-творческий коллаж
Исходя из названия, дети не ограничены не в ресурсах, не в оформлении, такой вид чаще всего применяется в качестве проектной работы.
Работа с коллажем не заканчивается на его создании. Возможны следующие виды работ с конечным продуктом:
- Беседа по содержанию
- Защита проекта
- Дискуссия
- Пересказ
- Создание собственной истории
Важным преимуществом данного способа работы можно назвать вовлечение всех детей вне зависимости от их способа восприятия информации. Кроме того, я заметила, что проекты детей изменились, это уже не просто распечатанные страницы из Интернета, а творчество, значит, ребенок провел это время дома, не сидя перед экраном, а творил, мечтал и фантазировал.
Свой педагогический опыт считаю целесообразным представить в информационной карте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Казанский вестник молодых ученых Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков «КОЛЛАЖ КАК АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Ю.А. Макковеева, 2018, том 2 № 5 (8)