«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕДАГОГ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Четверг 10 марта 2022

Как всегда, нововведения на ниве просвещения опережают жизнь: обновленный ФГОС, обновленные учебные пособия и материалы итоговой аттестации школьников, повышенные требования к научно-методическому сопровождению непрерывного профессионального роста и мастерства учителя, обновленные подходы к оценке уровня владения глобальными компетенциями, а также к разработке и внедрению эффективных способов формирования функциональной грамотности.

 

 

Коллектив авторов: Надежда Буланкина, Виктория Якушева, Анжелика Бацулина, Анастасия Павлова, Альбина Юрищева, Оксана Кляузер

 

 

 

Как всегда, нововведения на ниве просвещения опережают жизнь: обновленный ФГОС, обновленные учебные пособия и материалы итоговой аттестации школьников, повышенные требования к научно-методическому сопровождению непрерывного профессионального роста и мастерства учителя, обновленные подходы к оценке уровня владения глобальными компетенциями, а также к разработке и внедрению эффективных способов формирования функциональной грамотности.

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ
Место работы: Новосибирский институт повышения квалификации переподготовки работников образования, кафедра иноязычного образования
Должность: заведующая кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО

 

Автор: Якушева Виктория Юрьевна
Место работы: НСО, р. п. Кольцово, МБОУ «Лицей Технополис»
Должность: Учитель английского языка высшей квалификационной категории, заведующая кафедрой иностранных языков, руководитель ММО учителей иностранных языков р. п. Кольцово

Автор: Юрищева Альбина Михайловна
Место работы: НСО, р. п. Кольцово, МБОУ «Лицей Технополис»
Должность: Учитель английского языка высшей квалификационной категории

 

Автор: Бацулина Анжелика Сергеевна
Место работы: НСО, р. п. Кольцово, МБОУ «Лицей Технополис»
Должность: Учитель английского языка первой квалификационной категории, заместитель директора по инновационному развитию

 

Автор: Павлова Анастасия Олеговна
Место работы: НСО, р. п. Кольцово, МБОУ «Лицей Технополис»
Должность: Учитель английского языка первой квалификационной категории

 

Автор: Кляузер Оксана Юрьевна
Место работы: НСО, р. п. Кольцово, МБОУ «Лицей Технополис»
Должность: Учитель английского языка первой квалификационной категории

 

А потому избранная тематика очередного форума кафедры иностранных языков МБОУ «Лицей Технополис» (р. п. Кольцово) и кафедры иноязычного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, как никогда, актуальна в реалиях региональной единой научно-методической проектной полифоничной среды общения единомышленников – учителей, преподавателей института повышения квалификации, учеников и родителей Новосибирской области.

Авторы данного опуса надеются,  что представленные в данной статье профессиональные проекты позволят коллегам других регионов расширить границы собственного видения факторов и условий создания полиязыкового информационно-образовательного пространства школы 21 века: наметить индивидуальную траекторию собственного роста, одновременно качественно решая стратегические и тактические задачи, связанные с культурным самоопределением личности.

В XXI веке довольно сложно представить нашу жизнь без использования информационных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера уже не обойтись. Интерактивные технологии активно входят в образовательный процесс, помогая каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе и просто сделать мир вокруг себя ярче.

Учителя стремятся наиболее эффективно использовать искомые технологии на уроках, делясь методическими разработками уроков и осваивая все новые возможности интерактивных технологий. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора учебно-познавательной деятельности учеников. Идеальным выходом для заинтересованного учителя является обучение сетевое, дистанционное. Такой путь требует приложения значительных усилий.

А потому актуальные аспекты инновационного проектирования реальной, а не мнимой полифонии информационно-коммуникационной среды школы нового типа требуют внимательного последовательно системного внимания со стороны руководителей школьных методических объединений учителей иностранного языка в условиях единого научно-методического пространства России и конкретного региона. Ведущая роль наставников и тьюторов в лице преподавательского состава институтов повышения квалификации и центров непрерывного профессионального мастерства педагогов обозначена на государственном уровне. Научно-методическое сопровождение и педагогическая поддержка – факторы успеха и продвижения учителя на пути педагогического мастерства, а современных школ и школьников – на пути овладения глобальными компетенциями на более высоком уровне в условиях эффективного использования нового содержания и новых технологий, в основании которых современные эффективные способы работы с разнообразными информационными и коммуникационными потоками.

И иностранный язык как учебный предмет, который в силу своей специфики, а именно, создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной, предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без современных технологий и компьютера уже не обойтись.

Приглашаем к обсуждению авторских проектов лицея, полифоничная архитектоника которого не только полиязычна, но и креативна своим содержательным наполнением и научно-методическим сопровождением.

Проект 1. «Интерактивные игровые приёмы на уроках английского языка с применением программного обеспечения SmartNotebook»:

В 2021 году кафедрой иностранных языков МБОУ «Лицей Технополис» был проведен семинар-практикум «Фрагменты урока иностранного языка с использованием ИКТ».

Цель семинара: обмен опытом учителей иностранного языка нашей организации.

В рамках мастер-класса «Интерактивные игровые приёмы на уроках английского языка с применением программного обеспечения SmartNotebook» (В.Ю. Якушева) в качестве «базового» было выбрано ПО интерактивной доски Smart, одной из основных частей которого является замечательная программа Notebook 10.

 

Эффективность и результативность данного новшества.

В  состав этой программы входит обширная коллекция готовых объектов (картинок, фонов, интерактивных элементов), ее можно пополнять и собственными коллекциями. Программа и элементы ее сопровождения бесплатны и доступны для скачивания на сайте производителя. Мы можем абсолютно законно использовать ее в ознакомительных целях, не нарушая при этом ничьих авторских прав. Ее можно установить на любом ПК, в том числе и домашнем. Если в кабинете есть компьютер с проектором и экран, то можно работать и без интерактивной доски. Один ученик работает за компьютером, класс следит за работой на экране.

В программе Notebook для создания страницы с помощью Панели инструментов необходимо добиться четкого понимания возможностей каждого инструмента на панели: перья, художественные перья, ластик, линии, фигуры, перо распознавания фигур, волшебное перо, заливка, текст, выбрать, вставить таблицу, двухстраничный/одностраничный режим, во весь экран, показать/скрыть затемнение экрана, удалить, отменить и повторить, захват экрана. Каждый инструмент очень интересен в работе. Например, затемнение экрана закрывает весь экран шторкой, которую  можно постепенно сдвигать по вертикали и горизонтали. С помощью инструмента «вставить таблицу» легко составить кроссворд. «Перо распознавания фигур» определяет, какую фигуру рисовали «от руки» и «доводит её до ума». Необыкновенный инструмент «Волшебное перо»! Его можно использовать в трёх различных качествах. Если нарисовать им овал, то получим перемещаемую подсветку. Нарисовав прямоугольник, получим перемещаемое увеличительное стекло. А что-то просто написанное или нарисованное этим пером через несколько секунд исчезает.

Программу Notebook сопровождают Основные темы коллекций, Галерея изображений. В программу встроены интерактивные и мультимедийные объекты коллекций. В коллекциях имеется несколько наборов кнопок для организации навигации. Удобно использовать «звуковые» элементы, помеченные слева внизу значком динамика: голоса птиц, зверей, звуки музыкальных инструментов. Использовать любой элемент коллекции очень просто – нужно вытащить его мышкой на страницу. Каждый такой объект на странице обладает определенными свойствами, которые можно изменять. Со вставленными объектами можно работать, перемещая их, изменяя размеры, поворачивая. С каждым из таких объектов можно производить ряд стандартных действий. После выделения объекта он окажется окруженным прямоугольной рамкой, в углу которой будет значок с треугольником. Щелчок по этому треугольнику позволит открыть меню для просмотра свойств объекта и списка возможных действий, которые можно произвести применительно к нему. Например, действие «порядок» позволяет переместить тот или иной объект на передний или задний план, если происходит их наложение друг на друга. Утилита множественного клонирования позволяет клонировать объект до бесконечности. Она очень поможет, когда надо вставить пропущенные буквы в слова или составить новые слова из букв данного слова. «Задать прозрачность» позволяет сделать прозрачными выбранные цвета у объектов, вставленных на страницу «извне».

Педагогическая обоснованность.

С помощью программы Notebook 10 интересно создавать интерактивные задания для уроков. Для этого в коллекции интерактивных средств учителя LAT 2.0 (Lesson Activity Toolkit) очень много интерактивных шаблонов и инструментов, созданных с использованием технологии Flash. Здесь шаблоны для анаграмм, сортировки по категориям, для выбора правильного варианта из предложенных Использование объектов подобного рода делает урок гораздо живее и интереснее. Важно продумать, как тот или иной элемент наиболее целесообразно и эффективно использовать при подготовке материалов к уроку или в процессе его проведения, чтобы обучить ребёнка использовать техническое средство для получения знаний, помочь ему освоить новые пути приобретения знаний.

Свои убеждения и взгляды люди всегда транслировали посредством диалога с окружающими. Учащиеся воспринимают получаемые знания не пассивно, а путем непосредственного участия в образовательном процессе (чтение, письмо, обсуждение, анализ) всех обучающихся. Ученики всецело увлечены занятием, с энтузиазмом относятся к возможности учиться с помощью интерактивной доски.  Она завораживает, позволяют ускорить темп урока, вовлекая в него всех и каждого.

Педагогическая новизна

Современные образовательные теории говорят о необходимости стимулировать заинтересованность учащихся, полагая ее краеугольным камнем знания. Для успешной работы педагогу необходимо идти в ногу со временем и  использовать информационные компьютерные технологии, а именно интерактивную доску Smart Notebook, что в значительной степени повысит  творческий и интеллектуальный потенциал детей. Smart Notebook предоставляет педагогу прекрасные возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, отработки навыков, использования различных цифровых образовательных ресурсов, постоянного доступа к различным Интернет-ресурсам, организации взаимодействия между учащимися.

Оригинальность использования педагогических средств

Цель данной разработки помочь педагогам перестроить мышление от создания стандартной презентации к интерактивному занятию с полноценной подготовкой и реализацией материала  с использованием больших ресурсов Smart Notebook. По достижению данной цели, решаются следующие задачи:

— помочь в осознании значимости использования возможностей Smart Notebook для повышения творческого и интеллектуального потенциала обучающихся;
-побуждать к формированию нового вида взаимодействия на занятии с обучающимися;
-повысить мотивацию, активность и сознательность детей в усвоении новых знаний.
— вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, формировать мышление высокого уровня;
— индивидуализировать и дифференцировать обучения;
— создать на уроке высокотехнологичную информационно-образовательную среду.

Практическая значимость

Использование Smart Notebook способствует:

— экономии времени на уроке;
— глубине погружения в материал;
— повышению мотивацию обучения;
— интегративному подходу в обучении;
— возможности одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа — материалов;
— формированию коммуникативной компетенции обучающихся, которые становятся активными участниками занятия не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры занятия;
— привлечению разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию обучающихся.

Оригинальность применения.

Преимущества для преподавателя:

позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса. поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов. предоставляет возможность сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала. вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для обучающихся:

делает занятия интересными и развивает мотивацию. предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям. обучающиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. обучающиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом, повышается вовлеченность обучающихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

Проект 2. Контроль и оценивание знаний с помощью цифрового сервиса Plickers

Эффективность обучения английскому языку в общеобразовательной организации невозможно без четкой системы контроля и оценивания знаний. Вместе с тем важно учитывать тот факт, что большинство оценочных процедур сопровождаются стрессом для обучающихся, что, в свою очередь, является объективным препятствием для эффективной демонстрации полученных знаний.

Существуют также мнения о необходимости учета такой особенности мышления современных школьников как «клиповое мышление», характеризующееся трудностями концентрации и фокусировки внимания на одном объекте в течение длительного времени.

В этой связи для меня как для учителя английского языка актуальной задачей стал поиск и внедрение новых эффективных форм контроля и оценки знаний обучающихся на своих уроках.

Современные электронные образовательные технологии (например, геймификация, дополненная и виртуальная реальность) позволяют учитывать особенности современных школьников, делать процесс обучения более увлекательным, а процедуры контроля и оценки более комфортными.

Широкими возможностями в данном контексте обладает цифровой сервис Plickers, который позволяет мгновенно проверять знания обучающихся в интерактивном режиме.

Педагогическая новизна заключается в простоте и удобстве использования данной технологии. Работа с сервисом сокращена до минимума: получение результата опроса происходит на занятии, не требует длительной проверки и наличия смартфонов или компьютеров у обучающихся.

Практическая значимость определяется возможностью использования данной технологии в повседневной деятельности учителей и обучающихся при проведении фронтальных опросов по заданной тематике, исследовании общественного мнения.

Основу для проведения текущего контроля с помощью сервиса Plickers составляет установленное на мобильное устройство (IOS или Android) одноименное приложение, сайт (plickers.com) и распечатанные карточки с QR-кодами (Quick Response – с англ. «быстрый ответ»).

Стандартный набор из 40 карточек доступен для скачивания в формате PDF на официальном сайте разработчика. Перед проведением оценочной процедуры каждому обучающемуся выдается карточка с уникальным QR-кодом. Каждой стороне карточки соответствует один вариант ответа (A, B, C, D). Учитель заранее создает список вопросов в системе, затем выводит их по очереди на интерактивную доску или панель, обучающиеся при этом выбирают правильный вариант ответа и поднимают карточку соответствующей стороной вверх (см. рис. 1).

(рисунок 1)

Ответы считываются с помощью планшета или смартфона учителя в связке с ноутбуком. Камерой смартфона (планшета) учитель сканирует поднятые обучающимися карточки с QR-кодами. Данная процедура повторяется до тех пор, пока тестируемые не ответят на все вопросы.

Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отсроченного анализа. Результат опроса можно вывести на экран, перейдя во вкладку “Scoresheet” на компьютере. Результаты представляются в процентном соотношении и обозначаются разными цветами, что удобно для выставления отметок по пятибалльной шкале оценивания.

Ричард Бирн, бывший учитель, ныне ведущий блога, посвящённого новым технологиям для учителей, предложил следующие способы применения Plickers:

I способ – приложение используется для получения сиюминутной реакции аудитории на вопрос учителя «Всем понятно?», при этом ученики поднимают в ответ карточки с ответами «да» или «нет». Приложение мгновенно отображает статистику класса, и, исходя из этого, учитель может перейти к следующему вопросу или остановиться на текущем.

II способ – с помощью Plickers можно проводить небольшие обзорные тесты в конце темы. Для этого необходимо занести в приложение список класса и список вопросов. Ученики поднимают свои карточки одновременно, а смартфон преподавателя выдает информацию о том, как справился каждый из них. Данный способ опроса, в отличие от устного, позволяет охватить весь класс, а не отдельных обучающихся.

III способ – Plickers можно использовать в начале занятия для проверки наличия учеников в классе. Всего несколько секунд потребуется для того, чтобы отсканировать карточки присутствующих на занятии лиц.

Опыт показал, что школьники с энтузиазмом относятся к новому формату контроля. Потраченное учителем время на создание электронного опроса в Plickers в дальнейшем способно упростить его работу за счет исключения из процесса обработки результатов рутинной ручной проверки тетрадей.

Таким образом, сервис Plickers позволяет контролировать процесс усвоения знаний обучающимися на уроках английского языка, делает его более увлекательным и эффективным, снижает психоэмоциональную нагрузку, возникающую в ситуациях текущего контроля знаний. Кроме того, сервис позволяет проводить мгновенную проверку посещаемости, активизировать познавательную деятельность на уроке.

 

Проект 3. «Цифровая визуализация на уроках английского языка с помощью веб-сервиса Prezi»

Наглядность в обучении иностранным языкам является одним из наиболее эффективных и широко применяемых педагогических средств. В современных условиях все больше говорим не просто о средствах наглядности, но и о средствах визуализации, в основе создания которых лежат различные способы обработки и компоновки информации, позволяющие представлять ее в компактном и удобном для восприятия и использования виде. Приемы визуализации можно использовать на различных этапах обучения: при объяснении нового материала, его повторении и закреплении; во время контроля и систематизации; при самостоятельной работе; при обобщении и т.д.

Когда образовательные учреждения всё чаще вынуждены переходить на дистанционную систему обучения, эффективные способы визуализации стали как никогда актуальны. Кроме того, согласно психологическим исследованиям, считается, что четверо из пяти современных школьников визуалы и только один аудиал и/или кинестетик. Поэтому, вполне закономерно выросла актуальность внедрения сервисов для создания и представления графической информации в информационно-коммуникационных технологиях.

Веб-сервис для создания презентаций Prezi.com поднимает возможности визуазилировать материал на уроках иностранного языка на новый уровень. Уроки или фрагменты уроков, созданные с помощью этого сервиса позволяют грамотно и эргономично построить процесс обучения, развивают познавательную активность обучающихся, пробуждая у учащихся интерес к занятиям иноcтранным языком в целом, а также расширяя объём усваемого материала.

В отличие от уже широко распространённых и общеизвестных способов визуализации материала, а именно, создания презентаций в PowerPoint, сервис Prezi.com даёт педагогу практически безграничные возможности для творчества – настолько широк набор инструментов для создания уникальных визуальных материалов, отвечающих последним запросам современности. Сервис позволяет объединять на одной платформе любые аудио и видео материалы, интегрировать другие презентации, а также ссылки с и на альтернативные ресурсы. С помощью Prezi можно создавать визуальные материалы как к отдельным этапам урока, так и создать презентацию, охватывающую весь урок в целом. Разнообразие и лёгкость использования элементов визуализации Prezi позволяет не только эффективно систематизировать и презентовать материал ученикам, но и отражать в них индивидуальность учителя, позволяя создавать нестандартные презентации, видео, постеры, диаграммы и прочие средства визуализации в собственном неповторимом стиле, предоставляя возможность самореализации и творческого выражения педагога.

Сложно переоценить практическую значимость эффективной визуализации на уроках английского языка, созданной посредством веб-сервиса Prezi. Развитие зрительной памяти положительно влияет на увеличение объема слуховой памяти, даже без специальной тренировки. Таким образом, если грамотно активизировать визуальное мышление, можно воздействовать на мышление в целом, обеспечить долгое хранение информации в памяти и правильное применение ее в речи. Кроме того, визуализация позволяет снизить утомление, развить творческое воображение, облегчить весь процесс обучения в целом.

Prezi это не просто онлайн средство визуализации, это целое сообщество. Созданные презентации и другие наглядные средства доступны и для других пользователей сервиса, а значит, автоматически делитесь своими педагогическими и методическими наработками со всем сообществом, тем самым, имея возможность получать новые технические навыки, находить вдохновение, новые элементы презентации, обмениваться опытом и т.д. Более того, сервис позволяет совместно работать над одной презентацией группе до 10 человек, что открывает новые возможности для активных занятий проектной деятельностью как для самого педагога, так и для его учеников.

Проект 4. Песня как один из способов поддержания и активизации мотивации в изучении английского языка

На уроках иностранного языка целесообразно обращаться к современной иноязычной музыкальной (песенной) культуре, которая имеет неисчерпаемые возможности для формирования универсальных учебных действий (УДД).  Иноязычные песни можно и нужно использовать в различных формах и с разнообразными целями для формирования всех видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), языковой компетентности (фонетики, орфографии, лексики, грамматики).

Песня, как один из видов коммуникации, является одним из эффективных средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включает новые слова и выражения. Уже знакомая лексика встречается в новом контексте, что помогает её активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова, что способствует расширению страноведческой информации, а также развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей.

Музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата, поэтому песня на английском языке способствует совершенствованию произносительных навыков. Трудно воспринимаемые школьниками грамматические конструкции оживают в песни, и как следствие, лучше ими усваиваются.

Благодаря музыке на уроке создается благоприятный эмоциональный психологический климат, что содействует раскрытию творческих способностей каждого учащегося и сплочению всего коллектива. Робкие учащиеся могут раскрыть свои вокальные данные при их наличии, умеющие играть на музыкальных инструментах, могут продемонстрировать свой талант перед классом, а тот, кто не имеет музыкальных способностей,  может проявить себя в активизации лексики или грамматики. Песня мотивирует учащихся к размышлению и высказыванию своего мнения, как в форме диалога, так и монолога, т.е. способствует речевой компетентности.

Изучая иностранные песни, обучающиеся узнают, что песни различаются по жанрам, складу и формам исполнения – бытовые, лирические, одноголосные и многоголосные, сольные и хоровые, с сопровождением и без него и т.д. Мелодия песни является обобщенным, итоговым выражением образного содержания текста в целом, с помощью смыслового ударения и интонации отражение чувства и эмоции. Оригинальный текст песни, ее фонограмма позволяет ученику различать на слух и адекватно произносить английские слова и предложения, британские и американские эквиваленты английского языка.

В процессе обучения иностранным языкам можно использовать любой тип песни, но нужно учитывать сферу интересов подростков 14-16 лет и подбирать современные треки, либо такой песенный материал, который бы соответствовал особенностям психических функций данной возрастной категории.

Это определенно повышает интерес не только к изучению иностранного языка, но и коммуникативную компетентность, стремление к саморазвитию через знакомство с творчеством того или иного исполнителя или группы, а это и есть формирование универсальных учебных действий, один из главных путей достижения планируемых результатов. Музыка является сильнейшим стимулом, напрямую воздействует на наши эмоции и создаёт благоприятную атмосферу на уроке.

Внедрение эффективных приемов подготовки школьников к итоговой аттестации в пространстве урока-песня.

Работа над песней может быть условно разделена на несколько этапов:

— фонетический,
— лексический,
— грамматический,
— страноведческий.

Деление условно, потому что нет четких границ между этапами: один этап плавно перетекает в другой. Существует множество упражнений и приемов использования песен в процессе обучения английскому языку.

  • Put the lines in the correct order – построчное составление песни. Разрезанный предварительно по строчкам текст всей песни (куплета или припева) необходимо составить в правильном порядке, так чтобы получился текст. После прослушивания учащиеся корректируют и прочитывают песню вслух. Данная работа может проводиться в разных формах (индивидуальной, парной и групповой).
  • Listening for the gist — Задание для первого прослушивания должно быть легче, поэтому можно попросить студентов послушать песню и ответить на вопрос — эта песня позитивная или грустная, про дружбу или любовь, где находится исполнитель и т.д.
  • Predict which problem the song is devoted to. Прослушав песню в начале урока, можно вывести их на обсуждение той или иной темы. Этому могут способствовать Multiple choice exercises или Match the words and the sentences
  • Linking words – dictation. Учащиеся пишут под диктовку один из куплетов или припев песни, содержащий изученную лексику по соответствующей теме, затем сверяют с оригиналом текста и корректируют ошибки. Незнакомые слова предварительно отрабатываются перед диктантом.
  • Fill in the gapsпрослушать песню и вставить пропущенные слова по изученной ранее теме.
  • Complete the phrase – учитель произносит начало строки, учащиеся заканчивают или наоборот. Задание выполняется как в устном так и письменном виде.
  • Guess the first word – в песне отсутствуют первые слова или просто первые буквы, прослушивая песню учащиеся восстанавливают пропущенные буквы или слова.
  • Divorced song — предварительно выбирается песня и делаются копии двух разных вариантов, первая копия для одного ученика и вторая для другого. В первом варианте пропускаются четные строчки, а во втором нечетные. Это упражнение хорошо подходит для работы в парах. Трек проигрывается полностью и с паузами еще раз, и в это время учащиеся индивидуально заполняют пропущенные строчки своей копии. После этого учащиеся сравнивают свои варианты и сверяют их с оригиналом.
  • Find the equivalentsупражнение для расширения словарного запаса, учащимся даны слова и выражения, к которым нужно подобрать синонимы из представленной песни, например, в такой как Moscow calling
    1. Getting on the phone — calling – getting a number
    2. To talk on the phone – to speak to someone using the telephone
    3. To realize – to understand
    4. To tease – to irritate
    5. To go (get) crazy – lose somebody’s mind
    6. Need to – want to
    7. To break the phone – to damage the telephone
  • Fill in the tablekey words – упражнение для систематизации лексико-грамматических знаний по теме. Упражнение может выполняться в разных формах (индивидуальной, парной и групповой) в работе с такими песнями, как “I’ve got no home” или “Last Christmas”
  • Listening for specific purposes: information — для второго прослушивания можно использовать следующие типы заданий:
    • Вставьте пропущенные слова (с подсказками в виде списка слов, картинок, первой буквы слова или без подсказок);
    • Выберите правильное слово из нескольких вариантов;
    • Unscramble the words;
    • Вставьте глагол из списка в правильной форме;
    • Соедините две части строки;
    • Подпишите картинки;
    • Вычеркните лишнее слово;
    • Исправьте ошибку;
    • Правда / неправда;
  • Tell the story – с опорой или без учащиеся рассказывают историю из представленной авторской песни от третьего лица или лица автора песни.

АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕСНЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

1. https://supersimple.com/super-simple-songs/ — Ресурс для обучения английскому языку самых маленьких с возможностью скачивания бесплатных раздаточных материалов, раскрасок и т.д.
2. https://bussongs.com/ — коллекция песен для детей младшего школьного возраста
3. https://lyricstraining.com/ — Современные песни 4 уровней сложности, отработка и закрепление навыков аудирования и правописания

https://lyricstraining.com/play/rita-ora/let-you-love-me/Hg21St7Ztg (song)
https://lyricstraining.com/play/ed-sheeran/perfect/HbW8nMdFKb (song)

4. http://www.learnenglish-online.com/listening/music.html — ресурс предлагает подборку музыкальных хитов для отработки грамматических правил и вокабуляра, есть музыкальное видео и интерактивное упражнение под видео
http://www.learnenglish-online.com/listening/music/ifiwereaboy.html (song)

5. https://www.lyricsgaps.com/exercises/filter/language/en/English — данный ресурс имеет готовые разноуровневые упражнения к современным песням с проверкой компьютера, каталог исполнителей и жанров, видео, караоке, встроенный переводчик на 20 языков и возможность создания своих собственных упражнений и флэшкарт.
https://www.lyricsgaps.com/exercises/view/6618/Quiz (song)

6. https://www.esolcourses.com/topics/learn-english-with-songs.html — ресурс предлагает подборку музыкальных хитов для отработки грамматических правил и вокабуляра для 5 уровней владения языком, есть музыкальное видео и интерактивное упражнение
https://www.esolcourses.com/content/topics/songs/various-artists/dont-worry-be-happy.html (song)
https://www.esolcourses.com/content/topics/songs/adele/someone-like-you.html (song)

7. https://crazylink.ru/english/english-songs.html?type=1&lan=english — данный ресурс предлагает более 100 хитов с интерактивным тренажером по лексике по выбранной песне для самостоятельной работы. Результаты сохраняются в личном кабинете, а выученные слова сохраняются в личном словаре, есть встроенный переводчик.
https://crazylink.ru/languages/learn.php?lesson=beautiful_liar&lan=english  (song)
https://crazylink.ru/languages/learn.php?lesson=pretty_woman&lan=english (song)

В заключение предлагаем ознакомиться с нашим пятым проектом, наиболее распространенным в образовательных  учреждениях.

Проект 5. «Использование программы Microsoft PowerPoint на уроках иностранного (английского) языка»

В XXI веке довольно сложно представить нашу жизнь без использования информационных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера уже не обойтись. Наиболее приемлемым способом использования компьютера на уроках является применение программы Microsoft PowerPoint. Мультимедиа презентация — это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию.

Доказано, что человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. По данным ученых более 90 % информации поступает к нам через зрение и слух, которые являются самыми мощными и самыми эффективными каналы передачи и приёма информации. Знания, которые мы получаем – это та же информация, следовательно, большую часть наших знаний мы получаем посредством органов зрения и слуха. И чем ярче и разнообразнее будет предоставление информации, т.е. знаний, тем эффективней будет процесс усвоения этой информации.

Мультимедийные презентации позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Это особенно важно:

а) при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе/экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;

б) при изучении грамматического материала, поскольку увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

На начальном этапе обучения ученикам необходим повышенный уровень наглядности. Интернет предлагает изобилие рисунков, фотографий и открыток по любой теме. Использование этих изображений в презентации для введения и закрепления новой лексики, как правило, приносит ожидаемый результат.

Грамматика тоже лучше усваивается с помощью красочной презентации. Учащимся гораздо легче говорить, когда у них есть опора перед глазами.

Таким образом, мультимедийные презентации – неотъемлемый элемент урока иностранного языка. Они обеспечивают грамотное овладение всеми видами речевой деятельности – говорению, чтению, аудированию и письму, являются эффективным дополнением ко всем формам работы.

Вывод.

На уроках английского языка созданы условия для включения учащихся в активный и добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности.  Компьютер, Интернет, социальные сети оказывают огромное влияние на современную  молодежь, образуя вокруг ребенка особый информационный мир, влияя на его сознание и развитие. Познавательная деятельность, субъектом которой является учащийся, имеет репродуктивный характер. Успешность учебной деятельности во многом зависит от степени самостоятельности ребенка, его активности (или, наоборот, пассивности), заинтересованности в достижении результата. Хорошая результативность появляется при поисковой, творческой, самостоятельной познавательной деятельности.  Урок с использованием ИКТ дает возможность проводить занятия с разноуровневыми учениками, давать им задания различной степени сложности, предлагать набор заданий и упражнений соответственно их способностям, обеспечивать 100% участия, сохраняя атмосферу доброжелательности, спокойствия. При правильной организации учебного процесса повышается мотивация самоподготовки учащихся и появляется сознательное отношение к учебе. Учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса. Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что использование электронных ресурсов в настоящее время является необходимой частью  поурочной деятельности.

Список литературы

1. Азевич, Алексей Иванович. Визуализация педагогической информации: учебно-методический аспект / А.И. Азевич // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Информатика и информатизация образования». — 2016. — № 3 (37) 2016. — С. 74-82.

Электронный ресурс:
https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=423571&foldername=fulltextsfilename=423571.pdf.

2. Азевич, Алексей Иванович. Информационные технологии обучения. Теория. Практика. Методика : учеб. пособие / Департамент образования г. Москвы, Гос.образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. унт» (ГОУ ВПО МГПУ), Мат. фак., Каф. информ. образования ; А.И. Азевич. — М. : МГПУ, 2010. — 213 с. : ил., табл. — Лит.: с. 205-208.

Электронный ресурс:
https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=271899&foldername=fulltexts&filename=271899.pdf.

3. Буланкина Н.Е. Методическая поддержка педагогов: ракурс непрерывного повышения квалификации в условиях дистанционного обучения //Methodological Support for Educators: recurrent professional development perspectives in the aspect of distance learning// Pedagogical IMAGE. 2020 Vol.14. No 4 . P.648-657. Иркутск. ИПКРО. In Engl. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-648-657 (in Engl.)

4. Egorova E., Bulankina, N.E., Mishutina O.V. Features of pedagogical design of a digital language course for the university students. INTED2021 (14th annual International Technology, Education and Development Conference) Dates: 8th-9th of March, 2021 Organization: IATED Session Technology for language learnimg. https://library.inted.org (In Engl.)


Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Специализированный плейлист УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» 2-11

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку серии «Английский в фокусе»
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.

Комментарии закрыты.