ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ – ПРИОРИТЕТ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Пятница 26 августа 2022Поводом к написанию послужила проведенная методическая сессия учителей иностранного языка в рамках XXII съезда работников образования Новосибирской области, посвященного проблеме «Патриотическое воспитание и развитие личности – приоритет государственной образовательной политики», в которой приняли участие около 500 учителей и методистов в очном и он-лайн формате.
Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ
Место работы: Новосибирский институт повышения квалификации переподготовки работников образования, кафедра иноязычного образования
Должность: заведующая кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО
Автор: Лазутина Екатерина Алексеевна, учитель английского языка высшей категории, Отличник Просвещения РФ
Место работы: МАОУ Гимназия №1 г. Новосибирск
Должность: учитель английского языка Гимназии № 1, г. Новосибирск
Аннотация. В опусе представлены результаты исследовательской деятельности авторского коллектива единомышленников в условиях многонационального регионального пространства, где обозначенная в заголовке тематика чрезвычайно актуальна. Желание поделиться педагогическими находками определили вектор разработки ценностно смыслового контекста данной статьи. Методологические приоритеты искомого исследования — лидерство, профессионализм и компетентность – как базовые понятия были положены в основание моделирования и проектирования ценностного контекста региональных инновационных развивающих педагогических практик.
Языковая личность и ее мотивационная готовность к подлинной коммуникации в обновленных образовательных условиях выступают значимыми характеристиками регионального иноязычного образования, что и составляет содержание инновационных педагогических находок в качестве результативных эффектов проведенного микроисследования. Статья может быть полезна исследователям, преподавателям вузов, учителям и методистам общеобразовательных организаций, занимающимся идентичными проблемами.
Введение. Современная методология развития иноязычного образования в аспекте патриотического воспитания и развития личности требует трепетного отношения, чрезвычайно деликатного осмысления и тщательного претворения в жизнь при выборе языковых средств реализации аутентичной подлинной коммуникации, взаимодействия непосредственных участников образователь-ного процесса. Именно эти аспекты преподавания иностранных языков в региональных школах находят отражение в работе учителей и руководителей муниципальных и районных методических объединений Новосибирска и Новосибирской области, представляя некоторые трудности и одновременно предоставляя возможности для разработки контекста формирования профессиональных умений педагога в ракурсе инновационной деятельности [1-5].
Современность – очень зыбкий и неустойчивый момент в истории российской культуры, отечественного образования и социума в целом. Момент, действительно, переходный. Это касается не только (а может быть, и не столько) продолжающихся экспериментов в экономической и социальной жизни, сколько поисков иной, чем прежде, культурной парадигмы, иной концептуально значимой системы координат, в зоне которой будет развиваться в дальнейшем общественное мировоззрение.
Одним из обязательных условий, которым должна отвечать эта новая парадигма, является учет традиций прошлого, как давнего, так и ближайшего, интеграции разнообразных систем познания и самопознания. Опыт ХХ и начало ХХI столетия убедительно показал, что разрыв с культурной традицией оборачивается мировоззренческой дезориентацией членов общества, разрушением ценностной сферы сознания, приводящей к безразличию или тотальному нигилизму, который обедняет жизнь индивида и подвергает эрозии фундамент социального устройства.
Обозначенный контекстсоциальной значимости полиязыковой культуры рассматривается через призму язык–речь–общение, что позволяет увидеть важность и необходимость становления личности в культуре через выбор языка общения и самовыражения. В свою очередь, речевая культура личности является творческим трамплином для самосовершенствования, для ее самореализации. Речевая культура как составная часть культуры народа, связанная с использованием языка, включает в себя сам язык с его национальной спецификой, с его социальными и функциональными разновидностями, различиями в формах воплощения в речи (устная и письменная).
Речевая культура – это также совокупность общезначимых для данного народа речевых произведений, система речевых событий и речевых жанров. Обычаи и правила общения, присущие народу соотношение вербальных и невербальных (лингвистических и экстралингвистических) компонентов общения способны сохранить и передать языковые традиции. Освоение неродных языков – важнейшая сторона гуманитарной подготовки личности. Об этом и шла речь на методической сессии съезда в ракурсе особенностей формирования функциональной грамотности как важного фактора развития и воспитания личности в пространстве полиязычий и поликультур.
Цель данного микроисследования видится в нейтрализации проблемных лакун в искомом направлении, а также в необходимости повышения уровня полиязыковой культуры в качестве одного из направлений гуманитаризации всех ступеней системы образования. К частным вопросам относим разработку модели и проектов научно-методических мероприятий, направленных на совершенствование таких глобальных компетенций, как читательская, экономическая/математическая, цифровая и некоторые другие в процессе приобщения и освоения иных культур. Методология исследования. Перечисленным аспектам посвящается многогранная и многоаспектная работа сорока двух ММО учителей иностранных языков г. Новосибирска и Новосибирской области, проводимая в содружестве и в кооперации с кафедрой иноязычного образования на протяжении многих лет.
Основной методологический посыл. В предложенном дискурсе полиязыковая культура выступает в качестве запускающего механизма в силу интегративной функции языка, создающего предпосылки для развития личности, которая сможет отдавать предпочтение коммуникации, обеспечивающей критическое осмысление информации, пониманию перед знанием, ментальному языку внутренней речи перед заемным для личности внешним языком предмета. При этом роль полиязыковой культуры как фактора гуманизации российской системы образования видится участникам форума в решении социальных проблем современного российского общества, в частности проблемы нейтрализации ценностного конфликта в обществе, расширения миропонимания человека, патриотического воспитания и развития его жизненных сил – национального самосознания, патриотизма, социальной идентичности, социального и профессионального выбора. Одновременно возникает необходимость системного и всестороннего осмысления таких понятий, как язык и сознательная жизнедеятельность человека, культура самоопределения в рамках таких категорий, как самосознание, духовность, нравственность личности, социальная идентичность и свобода выбора, образование как значимый социальный институт воспроизводства высокой культуры, гуманизация и гуманитаризация общества и образования. Различия между обучением и образованием, как на этимологическом, так и на культурологическом уровнях можно признать бесспорным, учитывая тот факт, что язык и сознательная жизнедеятельность человека неразделимы.
Результаты исследования находят широкое отражение в статьях [1-5], сообщениях и фундаментальных докладах участников методической сессии, которые в течение 2019-2022 г.г. реализовывали на практике концептуальные положения методологии современного иноязычного образования в инновационном пространстве интеграции уроков и внеклассной работы.
1. Педагогами признается, что широта и уровень полиязыковой культуры существенно влияют на разносторонность развития личности, ее жизненных сил, расширяют возможности личностного и социального самоопределения, адаптации, повышают творческий потенциал. Кроме того, возможности межнационального общения, взаимопонимания разных народов и связанные с этим возможности видеть и понимать мир значительно зависят от владения разными языками.
По мнению выступающихколлег, полиязыковая культура – важный фактор расширения свободы личности, а ее уровень в решающей мере зависит от качества образования, и в частности, поликультурного образования как неотъемлемой части ее готовности к ведению диалога культур. Повышение уровня полиязыковой культуры может быть признано одним из стратегических направлений гуманизации российского образовательного пространства.
Этим позитивным позициям, которые неоднократно звучали в докладах, была дана высокая экспертная оценка в лице родителей обучающихся из ряда (Чулымского и Колыванского) районов Новосибирской области. Причем экспертиза состояла в высокой оценке деятельности педагогов по решению задач воспитания обучающихся и значимости консолидации усилий семьи и школы.
Сессия завершилась обозначением перспектив дальнейшей работы, которая, несомненно, будет направлена на обеспечение качества регионального иноязычного образования в ходе решения задач воспитания и формирования функциональной грамотности обучающихся, о которых в заключение говорилось в кратком заключительном слове Анны Викторовны Молоковой, д.пед.наук, проректора по научно-методической работе НИПКиПРО. Всего на онлайн-мероприятии было зафиксировано 435 подключений.
2. Предложенные концептуальные положения, взятые авторами данной статьи за основу в ходе своих презентаций, позволяют представить архитектонику полифоничной региональной информационно-образовательной среды в формате нескольких конструктов — в ракурсе инновационных педагогических практик как ценностных приоритетов научно – методической поддержки и сопровождения профессионального становления и роста учителей иностранных языков Новосибирска и Новосибирской области.
Личностно ориентированная ценность иноязычного образования обусловлена: а) степенью осознания учащимися важности любого неродного языка как средства общения в современном полиязыковом и поликультурном мире;
б) четким представлением о тех требованиях, которые предъявляются к уровню его языковой подготовки на каждом образовательном этапе, и технологиях, позволяющих определить этот уровень.
Требования государства и общества к результатам лингвистической подготовки учащихся должны выражаться в умении последних использовать изучаемые языки в реальной межкультурной коммуникации; ориентация на межкультурную коммуникацию позволяет интегрировать социальный заказ в решения проблемы развития полиязычий в обществе и полиязычий его граждан; языковое многообразие и многообразие культур рассматривается как один из наиболее ценных элементов мирового и общероссийского культурного наследия и как философия межкультурного социального взаимодействия в любом региональном полиязыковом пространстве;
в) личностной потребностью в изучении современных неродных языков и в их практическом использовании. Поликультурный и полиязычный ландшафт региона также создает плодотворную базу для сферы общения, то проблема заключается в последовательном приобщении учащихся к иностранным языкам. Итак, языковое образование как ценность делает актуальной проблему гармонизации государственных, общественных и личностных потребностей по отношению к лингвокультурной подготовке учащихся и педагогов.
В заключение для уточнения позиций авторов данной статьи необходимо подчеркнуть, что полиязыковая культура как объективная реальность одновременно связана со сферой языкового самосознания, с духовной жизнью людей в том или ином обществе. Язык представляет собой многофункциональное явление социокультурной реальности, в основании которой полиязычия как проявление поликультурности и отражение сознательной жизнедеятельности человека как социального субъекта, уникального в своем роде. Первый, базовый слой полиязыковой культуры заключен в предметной деятельности человека, где создаются вещи, второй – в процессах общения людей, порождающих идеи и представления, третий — в системе духовных ценностей и культурных достижений, находящих отражение в философских концепциях, религиозных догматах и откровениях, в символике художественной деятельности, в разнообразных формах искусства и т.д.
Базируясь на представленных выше положениях, на примере ММО (муниципальное методическое объединение) города Новосибирска (руководитель – Е.А.Лазутина, куратор – М.П.Трофимова) покажем реализацию данной модели, позволившей определить направление деятельности на перспективу и тематику «Инновационная деятельность профессионализма педагога в условиях современного преподавания иностранного языка».
В качестве приоритетных задач названы: а) оказание методической помощи учителям иностранных языков в реализации обновленных ФГОС НОО и ООО, б) в аспекте формирования функциональной грамотности на уроках иностранных языков как основы качественного иноязычного образования.
Представленный участникам очной методической сессии, руководителям РМО учителей иностранных языков районных центров (Маслянинский – Акзамова Е.Н., Коченевский — Кобзарь С.С.), слушателям дополнительной профессиональной программы переподготовки, а также всем учителям, методистам и руководителям 42 районных методических центров, методологический и информационно содержательный материал презентации получил позитивную обратную связь.
Надеемся, что предлагаемая для просмотра презентация, в которой авторы публикации делятся инновационной моделью структурирования деятельности ММО учителей иностранных языков в региональном центре, городе Новосибирске, поможет сориентироваться при разработке контекста идентичной проблематики.
Предлагаем вам также ознакомиться с материалами (презентацией и видео записью) Ширинян Марины Витальевны, педагогического дизайнера Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение» на тему «ФГОС 2021. Деятельность учителя английского языка: обновленный алгоритм действий».
Рассматриваемые вопросы:
1. Основные нормативные документы, определяющие содержание иноязычного образования (ФГОС — 2021, Примерные рабочие программы).
2. Воспитательный аспект на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС.
3. Электронные образовательные ресурсы для решения задач современного образования.
Список литературы:
1.Буланкина Н.Е. Ещё раз об инновационных технологиях в преподавании иностранных языков в российской школе// Просвещение. Иностранные языки. – 2018. – 9 апреля. URL: https://iyazyki.prosv.ru/2018/04/innovative-technology (дата обращения 26.08.2021)
2. Буланкина Н.Е. Профессиональные умения учителя иностранного языка в аспекте новых образовательных ценностей// Сибирский учитель. – 2019. – № 2 (123). – С. 5–9.
3. Буланкина Н.Е. Актуальные вопросы культурного самоопределения учителя английского языка в пространстве системы повышения квалификации: зачем учителю нужны УМК// Просвещение. Иностранные языки. – 2019. – 14 марта.
URL: https://iyazyki.prosv.ru/2019/03/topical-issues-of-cultural-self-determination
4. Буланкина Н.Е. Содержательность и технологичность как факторы развития профессионально-ориентированной среды освоения иноязычной культуры// Просвещение. Иностранные языки. – 2019. – 16 октября.URL: https://iyazyki.prosv.ru/
5. Буланкина Н.Е. Axiological Priorities of Tutorials of Pedagogue: Deconstruction of Education Paradigm // Сибирский учитель. – № 5 (132). – 2020. – C. 5–10.