ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Ольга СИРЕНКО | Рубрика: МАСТЕРСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Четверг 15 сентября 2022Воспитывающая роль процесса обучения признана еще с древности. В философско-педагогических трудах античных мыслителей (Сократа, Платона) есть утверждения о том, что знание истинных, в том числе общественных ценностей наряду со знанием космических или физических теорий составляет краеугольный камень всякого воспитания.
Автор: Сиренко Ольга Витальевна
Место работы: ГБОУ “Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат”
Должность: учитель
Принятие документа «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», и внесение изменений по вопросам воспитания обучающихся в федеральный закон «Об образовании РФ» в 2020 г. подтверждают тот факт, что в последние шесть лет складывается национальная концепция воспитания в новых реалиях жизни общественно-политических и экономических событий. С 2020 г., а конкретно 1 сентября, в федеральный закон «Об образовании РФ» внесены изменения по вопросам воспитания молодого поколения и обновлено само определение понятия «воспитание».
Рассмотрим ряд направлений, реализация которых существенно повысит воспитательный потенциал современного урока и обеспечит успешное решение воспитательных задач:
– установление доверительных отношений между учителем и учащимися;
– побуждение учащихся к соблюдению общепринятых норм поведения и
самоорганизации;
– привлечение учащихся к ценностному аспекту изучаемых явлений;
– использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета;
Воспитательный компонент — это неотъемлемая часть любого урока, будь то специальная или общеобразовательная дисциплина. Иностранный язык не является исключением.
Сегодня мы живем в условиях многообразия культур. В современном мире изучение иностранных языков имеет большое общеобразовательное и социокультурное значение. Все современные УМК содержат богатый страноведческий материал, знакомящий учащихся с разнообразными культурно-историческими реалиями страны изучаемого языка.
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в основной целью обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. Не случайно в ФГОС второго поколения наряду с метапредметными и предметными результатами освоения образовательной программы большое внимание уделяется личностным результатам, таким как «воспитание российской гражданской идентичности»: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной» .
- Способами реализации воспитательного потенциала на уроке являются приемы для активизации познавательной деятельности: «Продолжи фразу» (при работе над грамматическими темами), Spelling Bee (при запоминании написания новых слов) Каждому участнику загадывается слово на английском, которое он должен произнести по буквам, в то время как учитель записывает это на доске. Если ученик сделал ошибку в слове – он выбывает из игры), «Цепочка ассоциаций», «Крестики-нолики» (при повторении неправильных глаголов), что позволяет установить доверительные отношения между учеником и учителем, активизацией познавательной деятельности, привлечением внимания к обсуждаемой информации.
- Активно используется работа в парах, работа в группах. Данные методы обеспечивают положительную учебную мотивацию, развивают положительные эмоции и чувства, позволяют учащимся почувствовать личностный смысл своей деятельности на уроках, а также учат обучающихся командной работе и взаимодействию друг с другом.
- Следующий эффективный прием работы – ролевая игра. Данный прием является формой коллективного взаимодействия. Однако, в данном случай каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. Ролевая игра помогает развивать у детей языковую компетенцию. В результате игровой деятельности создается атмосфера доверия, дети становятся свободнее, увереннее в себе, учатся работать в команде, терпимо относится друг к другу, формируется чувство взаимопомощи. Также ролевая игра побуждает соблюдать общепринятые правила общения с педагогами и сверстниками, принципы самоорганизации.
- Не последнюю роль проектная методика обучения иностранным языкам, которая дает большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками «Culture Corner» («Культурный уголок”).
При изучении темы «Знаменитости» мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и России, как и при изучении таких тем, как «Достопримечательности Британии, Америки и России», «Образование» и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов. Каждая тема заканчивается проектом, созданием фотоколлажа, творческой работой.
Работа по УМК «Spotlight» позволяет учителю развивать личность, способную участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в изучаемой иноязычной речевой деятельности. Уделяя внимание воспитанию у школьников положительного отношения к языку и культуре народов, говорящих на английском языке, на материале УМК можно и нужно воспитывать патриотов своей Родины.
Воспитательный потенциал современного урока состоит в стремлении учителя обеспечить учащимся интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху. При этом чрезвычайно важно, чтобы урок возвышал ребенка до осмысления истины и способствовал достижению счастья.
Данные направления не являются для современной школы чем-то совершенно новым и незнакомым. Учителя на уроках и раньше использовали подобные направления. Сейчас пришло время упорядочить свою деятельность в этих направлениях и выработать индивидуальную систему для реализации воспитательного потенциала урока в современном образовательном процессе в соответствии с изменениями в федеральном законе «Об образовании РФ». Системные действия в этих направлениях позволят создать в школах благоприятную воспитывающую атмосферу, сформировать целостную эффективную воспитательную систему и качественно повысить уровень готовности выпускников образовательных учреждений к жизненному самоопределению.