«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РАЗВИТИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) В УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» (“SPOTLIGHT”) ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Четверг 3 ноября 2022

В последнее время много говорят о важности развития гибких навыков (soft skills) у современных школьников.  Давайте подробно разберём, что это такое, в чём их релевантность и какие из гибких навыков формируются с помощью учебников английского языка “Spotlight” для 5-7 классов.

Автор: Бергер Ольга Анатольевна

Должность: учитель английского языка

Итак, гибкие навыки – это личностные качества, социальные компетенции, которыми необходимо овладеть любому человеку в нашем мире. В основе гибких навыков лежит концепция 4К: коммуникации, кооперации, креативности, критического мышления.

В эпоху повсеместной информатизации и компьютеризации коммуникативность играет ведущую роль в процессе образования и становления личности. Навыки общения, взаимодействия, умение вести переговоры, договариваться, навык публичных выступлений, умение грамотно отвечать на вопросы по теме, высказывать своё мнение, приводить примеры и контраргументы, деликатно отстаивать свою точку зрения – это то, что отличает человека от машины или от робота. И в современной школе педагоги всё больше внимания уделяют парной, групповой и командной работе, в отличие от индивидуальной и фронтальной форм работы на уроке, которые превалировали буквально пару десятилетий назад. В учебниках «Английский в фокусе» для основной школы появляется регулярная рубрика “English in Use”, с помощью заданий которой школьники составляют типичные диалоги на бытовые темы: как вежливо здороваться и прощаться, знакомиться, как себя вести в магазине, кафе/ресторане, в гостях, у врача, как сделать заказ, забронировать столик или номер в гостинице, спросить дорогу и объяснить, как пройти/проехать. В упражнениях 2 и 3 данной рубрики (Spotlight 5, module 6) ученики отрабатывают конструкции, как правильно пригласить собеседника, как дать вежливый отказ, предложить альтернативу. А удобные таблицы помогут детям быстрее запомнить устойчивые выражения, фразы, конструкции.

Кооперация или способность работать в команде, несомненно, имеет большое значение в наше время, тоже разворачивает современных школьников от индивидуализма в сторону сотрудничества. Данные навыки пригодятся детям не только в школе, но и после её окончания – в институтах и на работе. Сюда можно отнести умение разрешать конфликты, справляться с трудностями сообща, достигать компромиссов. Также важно обратить внимание на развитие такого качества, как эмпатия. Ведь эмпатию возможно проявить по отношению к другому только в обществе, в коллективе. Умение слушать и слышать собеседника (ов), вежливо прерывать и высказывать противоположную точку зрения, оспаривать своё мнение, соглашаться или отказывать в зависимости от ситуации – ключевые аспекты гуманного подхода в педагогике. Наряду с заботой о ближних, добротой, доброжелательным отношением к людям и позитивным мышлением.

В учебниках “Spotlight” достаточно много проектных работ и заданий, предполагающих работу в команде. Например, выполняя упражнение 5 “Project” на стр. 43 (Spotlight 7, module 4, Across the Curriculum), школьникам необходимо распределить роли при подготовке радиопередачи. Далее каждый выполняет свои обязанности в соответствии с выбранной ролью, но тем не менее все пять участников команды работают сообща, договариваются, совместно принимают решения, выслушивают одноклассников, помогают друг другу в случае необходимости, вместе решают возникающие проблемы.

Развитие креативности, творческого потенциала, за которые отвечает правое полушарие головного мозга, также относится к гибким навыкам. В отличие от жёстких навыков (hard skills), которые включают в себя логику, планирование, заучивание, анализ, синтез и за которые отвечает левое полушарие головного мозга. В настоящее время педагоги всё чаще применяют на уроках проектные работы, различные задания творческого характера. Процесс творчества – это способ самовыражения для детей, возможность выразить свои чувства, мысли, идеи иным образом. Уже в начальной школе в учебниках «Английский в фокусе» присутствовала рубрика “Portfolio”, включающая в себя творческие задания. В основной школе она также имеет место быть на каждом уроке каждого модуля, причём упражнения в этой рубрике как устные, так и письменные. Помимо неё, начиная с 5-го класса, в данной серии учебников появляется раздел “Project” – целый кладезь многочисленных учебных, исследовательских, межпредметных, творческих, игровых, прикладных (практико-ориентированных) проектов. Приведу несколько примеров творческих проектов. В 5-ом классе (Spotlight 5, p. 83) детям предлагается сделать солнечные часы из подручных материалов: дан подробный алгоритм, список необходимого, интересный текст про солнечные часы, а также приведены способы их применения в повседневной жизни. В 6-ом классе (Spotlight 6, p. 63) школьники делают по инструкции тряпичную куклу (марионетку), а потом разыгрывают кукольный театр, используя свои собственные поделки. В 7-ом классе (Spotlight 7, p. 53) ученики в группах рисуют город будущего и представляют свои рисунки перед классом.

Более глубокое знакомство с искусством в школе способствует развитию эстетического вкуса и творческого мышления у детей. Сюда можно отнести как богатое наследие мировой художественной культуры, так и прикладное искусство разных народов и национальностей, так и практические занятия по применению разных техник, форм и видов искусства. На уроках английского знакомство с культурой и традициями стран изучаемого языка – несомненно, неотъемлемая составляющая образовательного процесса и формирования социокультурной компетенции. В УМК «Английский в фокусе» в каждом модуле раздел “Culture Corner” предлагает ученикам увлекательную информацию не только об истории, географии, праздниках, достопримечательностях, символах англоязычных стран, но и том, какие фильмы и телепередачи любят смотреть британские или американские подростки, что они обычно делают в свободное время, какими видами спорта увлекаются, как выглядят их дома и школы. Всё это не только интересно и познавательно, но также значительно расширяет кругозор современных школьников.  

И четвёртая составляющая, 4ая «К» гибких навыков – это критическое мышление, его ещё называют инновационным мышлением. Особое значение ему стали придавать в 21ом веке – в условиях, когда «знаниевый» подход всё больше уходит на второй план.  Ученики самостоятельно находят интересующую их информацию в книгах, справочниках, интернете. Задача современного учителя заключается в развитии у школьников следующих навыков критического мышления: анализировать полученную информацию, делать выводы, интерпретировать и объяснять своими словами, подкрепляя собственными примерами, а также с использованием схем и таблиц, находить решение проблем, применяя полученные знания на практике. Какого рода задания в учебниках “Spotlight” для основной школы способствуют развитию критического мышления? Например, провести опрос одноклассников по поводу любимых подростковых журналов и представить классу результаты (Spotlight 7, p. 41); составить диаграмму наиболее часто используемых гаджетов среди ровесников на основе опроса и интернет-исследований (Spotlight 7, p. 51); собрать информацию о популярных настольных играх и сделать презентацию (Spotlight 6, p. 61); показать наиболее известные в городе кафе/закусочные на основе собранной информации (Spotlight 6, p. 91) и многие другие.

Хочется добавить ещё такие актуальные гибкие навыки, как тайм-менеджмент (умение чувствовать время, варьировать режимы обучения и отдыха, укладываться с выполнением задачи в срок) и стрессоустойчивость (способность учиться/работать в условиях многозадачности, в различных нестандартных ситуациях). Неслучайно перевод на русский язык термина “soft skills” звучит как гибкие навыки. Именно такие качества, как гибкость, приспосабливаемость, флексибильность очень важны в современной постоянно меняющейся среде. Школьники, владеющие гибкими навыками, будут быстрее и легче адаптироваться к новым условиям и изменениям.

Очевидно, что, развивая гибкие навыки у детей в школе, учителя естественным образом используют практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы в обучении, тем самым готовят подрастающее поколение к реальной жизни, к тому, что их ждёт после школы. В наше время большинство работодателей ожидают от сотрудников наличие у них гибких навыков.  Таким образом, современное образование неразрывно связано с вызовами социума.

Комментарии закрыты.