РОЛЬ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Автор: Владимир МАРТЫНОВ | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА Вторник 29 ноября 2022Данная статья рассказывает об опыте проведения занятий по английскому языку в рамках «летней школы» со студентами НИУ «Московский энергетический институт», проходящими углубленную подготовку в рамках проекта «Эталон».
Автор: Мартынов Владимир Сергеевич
Место работы: ФГБОУ ВО Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»
Должность: доцент кафедры иностранных языков
В 2018 году в Национальном исследовательском университете «МЭИ» стартовал проект «Эталон», который предусматривает более углубленную подготовку студентов по целому ряду дисциплин, в том числе и в рамках гуманитарного цикла. Так изучение иностранного языка проходит на протяжении всего срока обучения в бакалавриате, причем по некоторым направлениям подготовки предусмотрены различные аспекты: общий английский язык, деловое общение, теория и практика перевода и т.д.
Изначально в проекте приняли участие только три института, входящих в состав НИУ МЭИ. Отбор студентов на программу «Эталон» производился по результатам зимней сессии и дополнительного собеседования, при этом уровень владения иностранным языком, как и сам изучаемый язык, в расчет не принимались. Таким образом в составе одной группы мы получали студентов с уровнем владения английским языком в диапазоне от Elementary до Intermediate, а в отдельных случаях и выше. Кроме того, в каждой группе был один студент, изучавший ранее немецкий или французский языки.
Первые два набора студентов проекта «Эталон» кафедра иностранных языков после проведения входного тестирования делила на два уровня: Pre-Intermediate и Intermediate. Студенты, изучавшие ранее немецкий или французский языки, были зачислены в группу Pre-Intermediate.
С самого начала концепция проекта «Эталон» подразумевала проведение так называемой «летней школы» по иностранному языку. Основной ее задачей было доведение студентов уровня Pre-Intermediate до уровня группы Intermediate. Однако дирекции институтов, отвечавших за реализацию проекта «Эталон», а также ряд студентов более сильной группы выразили желание так же принять участие в «летней школе» по иностранному языку. Начиная с набора 2019/20 учебного года, уже абсолютно все студенты проекта «Эталон», вне зависимости от их изначального уровня, принимают участие в «летней школе» по иностранному языку.
Таким образом, по итогам проведения уже первой «летней школы» стало очевидно, что основная ее задача оказалась невыполнимой. В дальнейшем занятия в рамках данного летнего интенсива рассматривались кафедрой иностранных языков и руководством как институтов, так и НИУ МЭИ исключительно как дополнительные часы в рамках курса иностранного языка. Более того, начиная с третьего набора (2020/21 учебный год) кафедрой иностранных языков было принято принципиальное решение не разделять студентов, отобранных на проект «Эталон», на уровни Pre-Intermediate и Intermediate, а формировать две группы уровня Intermediate, разделив студентов на «сильных» и «слабых». В дальнейшем эта практика полностью оправдала себя, когда руководством университета было принято решение распространить проект «Эталон» на все институты. Так же это решение оказалось абсолютно оправданным на старших курсах, когда по итогам очередной сессии возникла необходимость в объединении двух групп.
Понимая, что студенты испытывают определенную усталость после окончания летней сессии и не очень настроены на интенсивные занятия в традиционном формате, кафедрой иностранных языков был предложен смешанный формат работы, подразумевающий как традиционные занятия по учебнику в аудитории, так и дополнительную активность, причем как аудиторную, так и внеаудиторную.
Разработанная кафедрой иностранных языков НИУ «МЭИ» программа летней школы подразумевала следующий формат: две недели обучения по 12 академических часов и два выездных мероприятия – экскурсию на английском языке по центру Москвы и квест на английском языке «По следам британской короны».
Аудиторные занятия включают в себя не только работу по основным учебным пособиям, но и отчетное мероприятие по итогам обзорной экскурсии в виде презентации, а также проведение лингвострановедческой викторины.
Наибольший интерес у студентов ожидаемо вызвали квест и викторина. Более того, последняя позволила провести в игровой форме оценку фоновых лингвострановедческих знаний учащихся, что послужило в дальнейшем основой для ряда научных публикаций сотрудниками кафедры. К сожалению, пандемия Covid-19 внесла свои коррективы и в данную программу. Так в 2020 и 2021 годах «летняя школа» проходила в дистанционном формате, что сделало невозможным очное проведение экскурсии и квеста. Однако и в таких условиях преподаватели кафедры нашли возможность разнообразить занятия путем проведения онлайн экскурсии по Нью-Йорку в режиме реального времени. Абсолютно для всех студентов это стало уникальной возможностью пусть и через экран монитора совершить прогулку по Нью-Йорку. По итогам данной экскурсии студенты так же готовили отчетную презентацию.
2022 год позволил нам вернуться к первоначальному формату проведения «летней школы». Мы снова совершили прогулки по центру Москвы в рамках обзорной экскурсии на английском языке и искали «следы британской короны». Обзорная экскурсия по столице представляется нам не менее важной в образовательном плане, чем виртуальная экскурсия по Нью-Йорку, так как не менее половины студентов приехала из разных регионов России, да и коренные москвичи зачастую редко бывают в историческом центре и плохо знакомы с его достопримечательностями.
С 2021/22 учебного года проект «Эталон» распространяется на все институты НИУ МЭИ. Однако каждый институт самостоятельно составляет учебные планы, руководствуясь своими собственными приоритетами и задачами, в связи с чем в разных институтах на курс иностранного языка выделано разное количество часов. Это нашло свое отражении и в проведении «летней школы». Так летом 2022 года к ставшим уже традиционными первым трем институтам, начавшим осуществлять подготовку студентов в рамках проекта «Эталон» в 2018 году, на летнюю школу по иностранному языку добавился только один.
Тем не менее формат «летней школы» по иностранному языку был признан удачным как преподавателями кафедры иностранных языков, так и руководством Московского энергетического института, а накопленный нами опыт будет в дальнейшем использован, чтобы сделать следующие «летние школы» максимально насыщенными, интересными и информативными.