«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ДЕНЬ ЗА ДНЕМ ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ

Вторник 31 января 2023

Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Этот вопрос широко обсуждается в методической литературе последних лет. Большую роль в поддержании мотивации к изучению иностранного языка играет введение на уроках элементов страноведения или проведение дополнительного внеурочного курса по страноведению.

Автор: Тушина Наталия Юрьевна

Место работы: ГБОУ Школа №1797 «Богородская»

Должность: Учитель английского языка высшей категории

Тексты страноведческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обучения иностранным языкам. Благодаря таким текстам, учащиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, истории, политики, образования, культуры и т.д.

КТП двухгодичного курса по страноведению (Великобритания, США, Австралия и Канада) как раз и построено на подобных текстах, взятых из УМК Английский язык 4-8 классы (авторы Верещагина И.В., Афанасьева О.В. и Михеева И.В.) издательства «Просвещение».

Содержание страноведческих текстов должно быть значимым для учеников, иметь определенную новизну, будь то общие сведения о государственном устройстве, о детских и юношеских организациях страны изучаемого языка или об особенностях речевого поведения и этикета. Уроки страноведения вызывают у учеников потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческой спецификой страны (стран) изучаемого языка и служат опорой для поддержания мотивации.

Развитие международных контактов и связей в политике, экономике, культуре и других областях обуславливает последовательную ориентацию современной методики обучения иностранным языкам на реальные условия коммуникации. Стремление к коммуникативной компетенции, как к конечному результату обучения, предполагает не только владение соответствующей иноязычной техникой (языковой компетенцией), но и усвоение колоссальной неязыковой информации. Новый государственный образовательный стандарт в число целей обучения иностранным языкам включает воспитание у учащихся положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке. Образование средствами иностранного языка предполагает знание о культуре, истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка, включает школьников в диалектику культур, в развитие общечеловеческой культуры, в осознание роли разговорного языка и культуры в зеркале культуры другого народа.

А теперь немного из личного опыта работы со страноведческими текстами.

Некоторые уроки в КТП специально приурочены к определенным датам и событиям (так, например, изучение знаменитой Трафальгарской Битвы (1805) происходит в ближайший урок к 21 октября, или День Колумба – в районе 12 октября, чтобы учащиеся могли почувствовать связь времен. А про нового короля Великобритании Карла III мы будем читать в середине ноября, в день его рождения (14 ноября). Учащиеся с огромным интересом в каникулы участвовали в создании стенгазеты про Карла III.

Изучая биографию какого-либо исторического деятеля (монарха, президента, ученого и пр.), я раздаю учащимся лист с изображением изучаемой личности и предлагаю в процессе чтения тезисно записать краткую биографию (слева – личные данные, справа – что происходило в стране в данную эпоху).

Образец листа
Творческая работа про королеву Викторию
Творческие работы про монархов династии Тюдоров
Творческая работа про Адмирала Нельсона.

Небольшое перевоплощение в изучаемого персонажа также повышает интерес к языку. Ролевые диалоги как нельзя кстати.

Перевоплощение в Генриха VIII

Изучая историю англоговорящей страны (даже её краткую версию) или многочисленные праздники и фестивали, может немного утомить учащихся насыщенной информацией. На помощь приходит игра и раздаточные карточки. После теоретической подготовки (чтения текста, просмотра презентации или видео ролика) учащиеся закрепляют свои знания в практической игре. Они делятся на 4 команды. Если изучаем праздники, то каждая команда – это один из четырех сезонов. Задача — разложить и подобрать праздник или фестиваль к определенной дате. Если изучаем историю, то каждая команда получает определенную эпоху и также должна соотнести историческое событие (войну, революцию и пр.) с нужным периодом.

Имея в наличии сувениры из разных частей Объединенного Королевства, я попросила ребят разложить их к соответствующему празднику. У них получилось!

Отличным завершением страноведческого курса может стать викторина «Сильное звено».

Правила проведения викторины:

Количество участников не ограничено. Вопросы задаются учителем или ведущим по очереди каждому участнику и далее по кругу пока не закончатся вопросы. За каждый правильный ответ участник получает 1 балл. Если ответ неверен или ответа нет, то шанс получить дополнительный балл переходит к следующему участнику. Для фиксации ответов за каждый правильный ответ участник получает либо фишку, либо маленькую карточку.

Викторина предлагается для учащихся средней и старшей школы. Вопросы участникам средней школы задаются на русском и/или английском языках, в зависимости от сложности вопроса. Для усложнения задания учащиеся старшей школы могут вытянуть листок с вопросом на русском языке и перевести его на английский язык. За правильный перевод добавляется 1 балл. По окончанию викторины подсчитывается количество правильных ответов каждого участника. Победитель объявляется Сильным Звеном и получает символический приз / грамоту /оценку в журнал (на усмотрение учителя).

И в заключение хочу отметить, что не менее существенную роль в мотивации изучения английского (да и любого другого) языка в школе играет оформление кабинета. Учащиеся с первого шага должны почувствовать, что они попали не просто в кабинет английского языка, а в английскую сказку, дворец или музей. Когда мои учащиеся впервые заходят в мой кабинет, они останавливаются и говорят: “Wow!”  А Ваши?

Комментарии закрыты.