«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Пятница 20 января 2023

FEATURES OF ENGLISH DISTANCE LEARNING IN SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Malanchuk Tatiana Yegorovna

Abstract: the proposed work examines the features of distance learning in English in the modern information and educational environment of secondary educational institutions. The technologies used by foreign language teachers in distance learning are described in detail. The importance of using the model of distance learning of foreign languages, carried out from a pedagogical standpoint, taking into account the socio-cultural and psychological characteristics of students, is emphasized.

Автор: Маланчук Татьяна Егоровна

Место работы: ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №55
Имени К.К. Рокоссовского»

Должность: учитель английского языка

Обстоятельства и условия современного мира, вызванные пандемией коронавируса и другими инфекционными заболеваниями, способствуют модернизации формы онлайн-обучения, и как следствие, появлению самого термина «онлайн-обучение», под которым «следует понимать усовершенствованную форму дистанционного обучения: использование разноплановых учебных презентаций в формате Power Point (одно из наиболее современных средств реализации наглядности), созданию программ тестирования и разработки электронных курсов на различных платформах как единую интеграционную модель» [1, С. 114-115].

В процессе обучения произошло расширение функций онлайн-обучения как инструмента образовательного процесса, что, в свою очередь, дало возможность учителям школ при проведении вебинаров принимать во внимание различный уровень знаний обучающихся, ориентируясь на результаты, достигнутые ими на различных образовательных платформах. Таким образом, можно сказать, что наблюдается смена приоритетов при оценке роли онлайн-обучения в учебном процессе.

Онлайн-обучение перестает выполнять вспомогательную функцию и постепенно начинает играть ведущую роль в современной системе образования во всех без исключения учебных заведениях [2, с. 103].

Целью представленной работы является раскрытие особенностей дистанционного обучения английскому языку в пространстве средних общеобразовательных учреждений.

В условиях существования информационного общества, наряду с традиционными формами обучения, все чаще учителя применяют современные способы, базирующиеся на таких технологиях, как дистанционное обучение с применением вебинаров, ориентированных на индивидуальные потребности обучающегося и уровень его знаний, что дает возможность сделать образовательный процесс более гибким и универсальным. С развитием информационных технологий, локальных сетей появились новые возможности обучения, которые позволяют поддерживать образовательный процесс на должном уровне. Дистанционное обучение, которое имеет также другие термины — дистанционное образование, электронное обучение и онлайн-обучение — процесс передачи знаний, формирование умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между учителем и обучающимся, так и интерактивным источником информационного ресурса, отражающим все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, приемы, организационные формы, средства обучения), осуществляемым в условиях реализации средств ИКТ.

Необходимо отметить некоторые трудности, возникающие при дистанционной форме школьного обучения. Например, ограниченные возможности для педагогической импровизации, большая трудоемкость учителя, самостоятельное осмысление обучающимися необходимой информации и жесткий временной режим, при котором школьники должны получать задания, быстро их выполнять и успевать отправлять их в обозначенный срок. Занимаясь через интернет-платформы, обучающиеся нередко могут отвлекаться на внешние факторы, чем сбивают темп занятия, что негативно сказывается на их успешности. Некоторым обучающимся труднее воспринимать информацию, полученную виртуально, потому что они привыкли к традиционной форме обучения.

Еще одна возникшая проблема – это техническая оснащенность и стабильность интернет связи учителей и обучающихся. Последствия этого особенно тревожны для малообеспеченных семей. Еще одна проблема напрямую касается здоровья людей. Поскольку все участники процесса обучения стали проводить по меньшей мере 4-5 часов в день за монитором, повысилась нагрузка на глаза. В связи с этим врачи рекомендуют время от времени делать гимнастику для глаз, во избежание возможных негативных последствий. Не менее важна и психологическая составляющая. Учитывая, что обучающиеся долгое время находятся в замкнутом пространстве и без общения со сверстниками, у них может возникнуть негативное поведение, что в дальнейшем существенно повлияет на снижение мотивации к изучаемому предмету [2, с. 104]. Поэтому, уровень эффективности любого вида дистанционного образования зависит от следующих факторов:

— эффективное взаимодействие учителя и обучающихся;

— используемые образовательные технологии;

— эффективность разработанных методических материалов и средств их доставки;

— эффективность обратной связи [1; 6]. Остановимся детально на обучении английскому языку в современной информационно-образовательной среде среднего общеобразовательного учреждения. Оно имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой предмета «Иностранный язык». Прежде всего это связано с тем, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму. Необходимо отметить, что обучение иностранному языку есть обучение определенной деятельности и специфика предмета заключается в овладении языком и формировании иноязычного общения. Специфика предмета «Иностранный язык» соотносится со спецификой дистанционного обучения, основными особенностями которого являются сетевое (удаленное) взаимодействие всех участников учебного процесса и сравнительно больший объем самостоятельной работы, проводимой в режиме «online», интерактивность, отбор и структурирование учебного материала (аутентичные тексты), педагогические технологии и др.

Для онлайн-занятий по английскому языку используются различные платформы. Среди них Webinar, Zoom, Skype и множество других, благодаря которым средние образовательные учреждения смогли перейти на дистанционное обучение. Данные учебные платформы дают возможность выполнять практические задачи и получать обратную связь. В онлайн-обучение включены как практические занятия-онлайн, так и материалы для самостоятельного изучения, и домашнее задание. Получив учебные материалы онлайн, выполнив задания и отправив их на проверку, обучающиеся ждут выставления оценки за свою работу. Любое обучение предполагает контроль. Все обучающиеся проходят промежуточный и итоговый контроль в процессе обучения. Дистанционное обучение не является исключением. Обучающимся так же приходится сдавать тесты, экзамены и выполнять проектные и контрольные задания.

Работа с информацией на основе чтения текстов и просмотра видеоматериалов на иностранном языке позволяет использовать ресурсы Интернета, расширяя содержание учебника аутентичной и актуальной информацией (последние события в мире (политические, исторические, спортивные, культурные и т.д.)), тексты носителей языка (речи политических деятелей на конференциях, семинарах, симпозиумах, информация ведущих телепередач, фильмы, видеоролики, электронные библиотеки и др.). Суть данного принципа заключается, в первую очередь, в изучении предлагаемого аутентичного материала [3, с. 21]. Непосредственно, из обозначенных учителем источников обучающиеся могут сравнить реалии стран изучаемого языка с реалиями своей страны. Для учителя большое значение имеет отбор и классификация учебных материалов для работы с аутентичными текстами, содержащими определенную лексику и терминологию, а также различные тематические ситуации для обсуждения в группе, способствующие активизации творческой и мыслительной деятельности, а также формированию коммуникативной компетенции.

Большую роль в изучении иностранного языка играют интерактивные приемы и методы обучения английскому языку, а именно дискуссии, обсуждения, диалоги, учебные ролевые игры. В подтверждение актуальности идеи интерактивного обучения иностранному языку можно привести точку зрения И. Бим, отметившей, что личностно-ориентированный подход сегодня является методическим стандартом, а творчество обучающихся — одним из самых характерных признаков обозначенного подхода. По ее мнению, именно «выполнение творческих заданий, а не воспроизведение заранее заученных диалогов являются сегодня признаком современности» [4, с. 16]. Творческая направленность в обучении иностранному языку позволяет применять все аспекты изучения языка в продуктивной деятельности.

Общеизвестно, что актуальная информация способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка. Потенциальное количество индивидуальных образовательных траекторий в этом случае оказывается существенно большим, нежели в традиционном обучении. Однако в данный период времени далеко не любой текст из Интернет-ресурсов удается использовать в учебном процессе, так как не все тексты соответствуют учебным целям. К наиболее распространенным дистанционным технологиям обучения относят следующие [1; 2; 3]: CASE-технологии; мультимедийные технологии; сетевые технологии.

Различают три основных вида дистанционного обучения иностранному языку: аудиосеминары, видеосеминары и обучение через компьютерную телекоммуникационную сеть. Общеизвестно, что аудио-и видео-семинары являются самыми доступными и распространенными видами дистанционного обучения.

В ходе дистанционной работы могут быть использованы различные приложения, содержащие задания с элементами геймификаци. Это интерактивные обучающие платформы, которые уделяют внимание развитию таких языковых навыков, как произношение, лексика и грамматика. Обучающиеся получают доступ к большому числу разноплановых творческих заданий, песен, аудиокниг и видеороликов. В приложениях доступны учебные материалы, разработанные опытными методистами. Каждый обучающийся выполняет обозначенные учителем задания и высылает на проверку скриншоты экрана своего смартфона или планшета. Если у обучающегося возникают вопросы по той или иной теме, он может проконсультироваться с учителем во время дистанционного занятия. Самый эффективный метод — это игровой метод, сущность которого состоит в моделировании определенных ситуаций, максимально приближенных к реальным. По мнению И. Бим, наиболее эффективными и актуальными в современном обучении являются приемы ролевого общения и стимулирования речевой деятельности. Применение игровой деятельности обязательно должно ограничиваться тематическими рамками, коммуникативной и профессиональной задачами [5, с. 28].

Важно отметить, что игра стимулирует групповое сотрудничество, речевое взаимодействие, направленное на решение учебной задачи. Учителю важно обозначить игровую ситуацию, игровую роль, определяющую игровые действия игроков. В данном случае большая роль отводится именно учителю, которая заключается в проектировании игровой ситуации, отборе учебного материала, постановке целей и реализации задач. Учителю необходимо тщательно подготовить средства для проведения игровой деятельности, которыми могут служить различные схемы, рисунки, карты, слайды, технические средства обучения и др.

Специфика использования информационных технологий требует активного участия учителя и обучающегося, с одной стороны, и особых принципов отбора содержания материала, методики, с другой стороны.

Использование модели дистанционного обучения иностранным языкам необходимо осуществлять с педагогических позиций, с учетом социокультурных и психологических особенностей обучающихся.

Эффективное дистанционное обучение зависит от организации дистанционного процесса обучения, методического качества учебных материалов, профессиональных навыков учителей, работающих с определенными программами.

Весьма важно, чтобы обучающийся мог полагаться на высокоэффективную обратную связь и быть уверенным в правильности своих действий. Обратная связь должна быть оперативной в форме внешнего оценивания.

Особенности дистанционного обучения имеют свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ можно отметить следующие: обучение в домашней комфортной обстановке; выполнение задач в удобном темпе; повышение интерактивной грамотности [6, с. 328]. К недостаткам можно отнести проблемы технического характера, обратной связи, самодисциплины.

Исследование дистанционных форм обучения давно привлекало внимание как методистов. Очная и дистанционная формы обучения долгое время существовали параллельно с явным приоритетом первой. Ситуация, складывающаяся в связи с необходимостью периодичного введения режима самоизоляции, подталкивает к вынужденному вхождению в учебный процесс именно дистанционного обучения. Благодаря компетентности учителей очные и дистанционные формы обучения смогли интегрироваться, взаимодополняя, а в некоторых случаях заменяя друг друга.

Подводя итог вышесказанному, важно отметить, что эффективность обучения английскому языку зависит не только от обучающихся, но и от работы самого учителя, который обладает компетентными знаниями, умеет организовать учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся на занятиях могли с легкостью и интересом усваивать программный материал.

Список источников

1. Савилова С.Л., Кропоткина А.А., Кохановская Е.В., Смычкова Е.Г., Чай М.А. Дистанционное обучение иностранному языку в период пандемии на примере русского языка как иностранного: из опыта работы // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 19—21 ноября 2020 г. / Под ред. М.Г. Сороковой, Е.Г. Дозорцевой, А.Ю. Шеманова. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. —  С. 112–123.

2. Зенина Л.В. Социальный аспект виртуального обучения. Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2012: сборник материалов Седьмого Международного научного конгресса. М.: Экон-информ. 2012. С.103-104.

3. Кузнецова С.В., Грамма Д.В. Некоторые вопросы обучения профессионально-ориентированному английскому языку // Международный научный журнал «Инновационная наука». М., 2015. № 12. — С. 229-230.

4. Бим И.Л. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка. М.: Иностранные языки в школе, 2002. № 3. С. 13-17.

5. Бим И.Л. Проблема преемственности между школой и вузом. — вып. 386. — М.: Московский лингвистический университет, 1991. — С. 22-29.

6. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2004. — 416 с.

Комментарии закрыты.