ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС ООО И ФГОС НОО
Автор: Анастасия АКСЁНОВА | Рубрика: МАСТЕРСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Четверг 19 января 2023С 1 сентября 2022 года все учебные заведения Российской Федерации, в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287, перешли на обновленные ФГОС ООО и ФГОС НОО.
Автор: Аксёнова Анастасия Сергеевна
Место работы: МБОУ ЦО №18 г.Тулы
Должность: учитель английского языка
В чем же отличительная особенность обновленных федеральных государственных стандартов и что поменяется в преподавании иностранного языка мы попробуем узнать рассмотрев ряд положений нового закона на примере использования УМК «Английский в фокусе».
Начнем с того, что учебная дисциплина «Иностранный язык» априори включает в себя ряд особенностей. Еще Е.И. Пассов разработал концепцию коммуникативного иноязычного образования. Суть его концепции включает ряд пунктов, которые обязан, на мой взгляд, знать каждый учитель иностранного языка. Во-первых, иноязычная культура является источником иноязычного культурного образования в его четырех аспектах: познавательном, развивающем, воспитательном и учебном. Во-вторых, в познавательном аспекте основу обучения составляет диалог культур. В-третьих, в воспитательном плане при социокультурном подходе акцент делается на выявлении общих нравственных ценностей в жизни двух народов и существующих между ними различий. В-четвертых, формирование стойкой мотивации к изучению языка ведется исходя из принципа диалога культур. В-пятых, коммуникативная и социокультурная компетенция формируется у учащихся с опорой на родной язык. В шестых, смещение акцента в образовании с личности учителя на личность ученика способствует не только изменению статуса обоих в процессе обучения, но и преодолению авторитарного типа педагогического взаимодействия.
С учетом данной концепции, что же нового будет в структуре современного урока иностранного языка по обновленным ФГОС ООО и ФГОС НОО? Разобраться с этим вопросом нам поможет поэтапный анализ самого федерального закона.
Согласно новым требованиям к освоению предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях процесс образования должен осуществляться на основе преемственности и единства их содержания. Образование обеспечивает возможность изучения учебных предметов углубленного уровня, в том числе по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе в целях эффективного освоения обучающимися иных учебных предметов базового уровня, включая формирование у обучающихся способности знать определение понятия, знать и уметь доказывать свойства и признаки, характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса, использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательства и решении задач (свободно оперировать понятиями), решать задачи более высокого уровня сложности.
Соблюдая данную концепцию «Иностранный язык» как учебная дисциплина ориентирована на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. Она должна отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на допороговом уровне в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной) деятельности.
Учитывая данные аспекты, мы не должны забывать о доминировании в учебной деятельности на уроке системно-деятельностного подхода. Вспомним, что отличительной особенностью системно-деятельностного подхода является положение о том, что психологические функции и способности учеников – это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Исходя из требований системно-деятельностного подхода, на уроке дети определяют тему, цели и задачи, самостоятельно определяя границы знания и незнания. Учитель не сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели, планирование способов достижения цели осуществляется самостоятельно самими учащимися. Учебные действия учащиеся осуществляют по намеченному плану, применяя групповой, индивидуальный методы, осуществляется само- и взаимоконтроль. По итогам выполненной работы школьники в индивидуальном порядке формулируют затруднения и самостоятельно осуществляют коррекционную работу под руководством учителя. Напомним, что приветствуется самооценивание результатов работы или взаимооценивание работы товарищей. При подведении итога урока учитель не выясняет, что запомнили учащиеся, а проводит рефлексию. Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание, а учащиеся самостоятельно выбирают уровень с учетом индивидуальных возможностей.
В требовании обновленных ФГОС ООО и ФГОС НОО к предметным результатам освоения иностранного языка особое внимание уделяется словообразованию, так как освоение разных способов образования слов, помимо расширения словаря, способствует развитию компенсаторной и языковой компетенции, универсальных учебных познавательных действий (базовых логических). Дети изучают словообразование по принципу: от простого к сложному в течение всего периода обучения на уроках по УМК «Английский в фокусе» 5-9.
Разберем конкретные примеры. Так, в учебнике «Английский в фокусе» за 5 класс рассмотрены следующие способы словообразования: в модуле 3b (стр. 48) compound nouns, в модуле 5a (стр. 67) adjectives with the suffix –al, в модуле 6a (стр.77) adverbs with –ly (стр.77), в модуле 6b (стр. 78) nouns with the suffix –ist, в 8c (стр. 100) nouns, adjectives, advers with the prefix un-, в 10c (стр. 120) nouns from verbs with the suffix –tion/-sion.
На своих уроках я часто использую упражнения, в которых требуется словообразовательный анализ. Так, на уроках в 7 и 8 классах на этапе изучения новой лексики, я с детьми повторяю и выученные однокоренные слова (know, knowledge, well-known; success, successful, и т.д.). На мой взгляд, систематическая работа на уроке над словообразованием обернется значительным расширением словарного запаса учеников, а также прочным освоением лексико-грамматичесих навыков образования и употребления родственных слов нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативнозначимом контексте, проверяемом на итоговой аттестации ОГЭ.
Грамматика является неотъемлемой частью любого языка, поэтому на уроках иностранного языка перед учителем есть задача донести до учащегося базовые грамматические понятия. Я считаю, что одной из самой востребованных тем на ВПР за 7 класс и в заданиях ОГЭ по английскому языку является «Степени сравнения имен прилагательных», поэтому целесообразно особое внимание уделить изучению данной темы.
В учебнике «Английский в фокусе» за 5 класс в разделе Across the Curriculum 7 (стр. 93) дети изучают степени сравнения прилагательных. Материал был введен и закреплялся в речи у детей в курсе начальной школы (УМК Английский в фокусе 2-4). Для более глубокого освоения данной темы, авторы рекомендуют на уроках использовать материал учебника «Английский в фокусе» за 6 класс из раздела «Грамматический справочник» с.GR6 или пользоваться материалом урока 8а на с.79. Я учла этот момент и использую его на своих уроках. Обновленные ФГОС ООО и ФГОС НОО диктуют нам развитие умений обучающихся во всех видах речевой деятельности, а также в рамках компенсаторной и социокультурной компетенций. Понимая новые акценты, в связи с приоритетом некоторых направлений развития, учителю следует отметить для себя некоторые особенно важные моменты: например, формирование умений кратко излагать результаты выполненной проектной работы (работа над монологической речью) (объём — до 6 фраз). Пример заданий мы можем найти в учебнике «Английский в фокусе» за 5 класс: модуль 2d Culture Corner стр. 41, упр.4. Смысловое чтение: чтение несплошных текстов (карт, схем, таблиц) и понимание представленной в них информации. Пример, «Английский в фокусе» за 6 класс модуль 3 English in Use на стр.32 упр.1. В области письменной речи: написание электронного сообщения личного характера; оформление обращения, завершающей фразы и подписи в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объём — до 60 слов. Пример, «Английский в фокусе» за 5 класс модуль 6 c стр. 80, упр. 2-5.
Для учителя важным моментом остается достижение всех трех групп результатов в единстве урока, согласно положениям обновленных ФГОС ООО и ФГОС НОО. Метапредметными результатами у учащихся являются предпосылки к научному мышлению и развитию функциональной грамотности. Метапредметные результаты, прежде всего, должны отражать овладение универсальными учебными действиями.
Обновленные ФГОС ООО и ФГОС НОО акцентирует внимание на познавательные УУД, которые представляют три подгруппы: базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работа с информацией. Рассмотрим пример задания, в котором раскрываются данные понятия. В учебнике «Английский в фокусе» за 7 класс в модуле 1 English in Use на стр.12 упр.3. детям предлагается изучить карту метрополитена Лондона и таблицу, где расписана стоимость билетов в метро. На основе данных таблицы и карты необходимо составить диалог. Для выполнения этого задания детям потребуются знания из разных областей науки. Из моего опыта, могу сказать, что выполнение этого задания вызывает интерес у каждой группы учащихся как у детей с достаточным багажом знаний, так и у детей с недостатком знаний по предмету.
Метод проектной деятельности, широко и последовательно используемый в УМК «Английский в фокусе», помогает формировать и развивать исследовательские действия. Проект позволяет проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения. Например, задание в учебнике «Английский в фокусе» за 7 класс в модуле 1 Extensive Reading Across the Curriculum: GEOGRAPHY упр. 4 на стр.13. В этом задании детям предлагается сделать особый доклад о своем городе для вебсайта, отразив позитивные и отрицательные аспекты. Данное упражнение не вызывает особой сложности у детей и привлекает всех учащихся.
Новые ФГОС ООО и ФГОС НОО отводят важную роль патриотическому воспитанию. В УМК «Английский в фокусе» 2-9 есть раздел Spotlight on Russia, в котором данный аспект ФГОС нашел свое отражение. На уроках в этом разделе, учащиеся изучают культуру, традиции, географические особенности, экологию некоторых регионов Российской Федерации. Раздел Spotlight on Russia не единственный в учебнике источник знаний и речевой практики о культуре своей страны. Во всех модулях при изучении любой страноведческой темы, обучающиеся параллельно рассматривают ситуацию по этому вопросу в России.
Подводя итог, в соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО и ФГОС НОО, урок иностранного языка — это многоуровневое образование, которое должно сочетать в себе практическую и коммуникативную направленность, предполагающие готовность и способность ученика к общению в разных жизненных ситуациях, используя полученный навык функциональной грамотности. Урок должен иметь комплексность, т.е. каждый урок взаимосвязан и взаимообусловлен с предыдущим и последующим, он имеет личностную ориентацию и индивидуализацию обучения, которые помогут каждому ученику «выстроить» свой собственный путь овладения иностранным языком, учитывая его особенности, с учетом российской гражданской идентичности обучающихся.
Литература
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287. (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) [Электронный ресурс]
- Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е., Методическое письмо об использовании в образовательном процессе учебников УМК Английский язык («Английский в фокусе» — «Spotlight»), авторы Ю. Е. Ваулина, О. Е. Подоляко и др.) действующего ФПУ, соответствующих ФГОС (2009—2010 гг.) при введении обновленных ФГОС в 5 классе [Электронный ресурс]
- Шумейко, О. Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения / О. Н. Шумейко. — [Текст] : // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : АСГАРД, 2016. — С. 18-25