«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС И СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС.

Вторник 6 июня 2023

В представленной статье рассматривается ФГОС ООО-2021 (Предметные результаты по учебному предмету «Иностранный язык»), Примерные рабочие программы для ООО,  подробно раскрывается содержание обучения учебному предмету «Английский язык» в  6 классе, а также демонстрируются онлайн-сервисы для   создания рабочих программ по учебным предметам  и отмечается важность методической поддержки при работе с  УМК и учебными пособиями

Автор: Ширинян Марина Витальевна
педагогический дизайнер Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение»  

Предлагаем вам ознакомиться с «Методические  рекомендации   об использовании в образовательном процессе  действующего  учебника для 6 класса  по английскому языку линии УМК «Английский в фокусе» в период перехода на новый ФГОС — 2021».

В 2021 г. утвержден  новый  Федеральный государственный стандарт  (ФГОС)   основного общего образования (приказ  Минпросвещения от 31 мая   №287), в котором конкретизировано содержание обучения.

45.3. Предметные результаты по учебному предмету «Иностранный язык» предметной области «Иностранные языки» ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на допороговом уровне в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной) и должны обеспечивать:

1) овладение основными видами речевой деятельности в рамках следующего тематического содержания речи: Моя семья. Мои друзья. Свободное время современного подростка. Здоровый образ жизни. Школа. Мир современных профессий. Окружающий мир. Средства массовой информации и Интернет. Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка:

говорение: уметь вести разные виды диалога в стандартных ситуациях общения (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, комбинированный диалог) объемом до 8 реплик со стороны каждого собеседника в рамках тематического содержания речи с вербальными и (или) невербальными опорами или без них с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; создавать устные связные монологические высказывания (описание/характеристика, повествование/сообщение) объемом 10-12 фраз с вербальными и (или) невербальными опорами или без них в рамках тематического содержания речи; передавать основное содержание прочитанного/прослушанного текста; представлять результаты выполненной проектной работы объемом 10-12 фраз;

аудирование: воспринимать на слух и понимать звучащие до 2 минут несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова и неизученные языковые явления, не препятствующие решению коммуникативной задачи, с разной глубиной проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания текстов, пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации;

смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля объемом 450-500 слов, содержащие незнакомые слова и отдельные неизученные языковые явления, не препятствующие решению коммуникативной задачи, с различной глубиной проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания (определять тему, главную идею текста, цель его создания), пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации (в том числе выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста), полным пониманием содержания; читать несплошные тексты (таблицы, диаграммы, схемы) и понимать представленную в них информацию;

письменная речь: заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера объемом 100-120 слов, соблюдая речевой этикет, принятый в стране/странах изучаемого языка; создавать небольшие письменные высказывания объемом 100-120 слов с опорой на план, картинку, таблицу и (или) прочитанный/прослушанный текст; преобразовывать предложенные схематичные модели (таблица, схема) в текстовой вариант представления информации; представлять результаты выполненной проектной работы объемом 100-120 слов;

2) овладение фонетическими навыками (различать на слух и адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах; владеть правилами чтения и осмысленно читать вслух небольшие аутентичные тексты объемом до 120 слов, построенные в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией); орфографическими (применять правила орфографии в отношении изученного лексико-грамматического материала) и пунктуационными навыками (использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, апостроф, запятую при перечислении; пунктуационно правильно оформлять прямую речь; пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера);

3) знание и понимание основных значений изученных лексических единиц (слова, словосочетания, речевые клише), основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия) и особенностей структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений изучаемого иностранного языка; выявление признаков изученных грамматических и лексических явлений по заданным существенным основаниям; овладение логическими операциями по установлению существенного признака классификации, основания для сравнения, а также родовидовых отношений, по группировке понятий по содержанию; овладение техникой дедуктивных и индуктивных умозаключений, в том числе умозаключений по аналогии в отношении грамматики изучаемого языка;

4) овладение навыками употребления в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 500 лексических единиц, освоенных на уровне начального общего образования, образования родственных слов с использованием аффиксации, словосложения, конверсии;

5) овладение навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка в рамках тематического содержания речи в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

6) овладение социокультурными знаниями и умениями: знать/понимать речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использовать лексико-грамматические средства с учетом этих различий; знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка (основные национальные праздники, проведение досуга, система образования, этикетные особенности посещения гостей, традиции в питании); иметь элементарные представления о различных вариантах изучаемого иностранного языка; иметь базовые знания о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и страны/стран изучаемого языка; представлять родную страну и культуру на иностранном языке; проявлять уважение к иной культуре и разнообразию культур, соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении;

7) овладение компенсаторными умениями: использовать при говорении переспрос; при говорении и письме — перифраз/толкование, синонимические средства, описание предмета вместо его названия; при чтении и аудировании — языковую, в том числе контекстуальную, догадку;

8) развитие умения классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) названия предметов и явлений в рамках изученной тематики;

9) развитие умения сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики;

10) формирование умения рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой деятельности;

11) формирование умения прогнозировать трудности, которые могут возникнуть при решении коммуникативной задачи во всех видах речевой деятельности;

12) приобретение опыта практической деятельности в повседневной жизни:

  • участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием иноязычных материалов и применением ИКТ; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме;
  • знакомить представителей других стран с культурой родной страны и традициями народов России;
  • достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

Примерные рабочие программы для ООО размещены на сайте Института стратегии развития образования РАО, а также на сайте (https://fgosreestr.ru/) Реестра примерных рабочих программ.

Они раскрывают цели обучения, развития и воспитания учащихся средствами предмета;
определяют обязательную часть содержания учебного курса;
конкретизируют содержание обучения по предмету по классам.

Примерные рабочие программы конкретизируют требования новых ФГОС и направлены на обеспечение

• равного доступа к качественному образованию
• единых требования к условиям организации образовательного процесса
• единых подходов к оценке образовательных результатов.

С сентября 2022 года на основе примерных программ определено обязательное содержание обучения для каждого класса. Это содержание обучения включает тематическое содержание речи.

Содержание обучения учебному предмету «Английский язык». 6 класс.

Коммуникативные умения

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

  • Взаимоотношения в семье и с друзьями. Семейные праздники. Внешность и характер человека/литературного персонажа. Досуг  и  увлечения/хобби  современного  подростка  (чтение,кино, театр, спорт).
  • Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, фитнес, сбалансированное питание.
  • Покупки: одежда, обувь и продукты питания.
  • Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы, любимый предмет, правила поведения в школе. Переписка с зарубежными сверстниками.Переписка с зарубежными сверстниками.
  • Каникулы в различное время года. Виды отдыха.
  • Путешествия по России и зарубежным странам.
  • Природа: дикие и домашние животные. Климат, погода.
  • Жизнь в городе и сельской местности. Описание родного города/села. Транспорт.
  • Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, столицы, население; официальные языки,  достопримечательности,  культурные  особенности  (национальные праздники, традиции, обычаи).
  • Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка: писатели, поэты, учёные.

Надо отметить, что Программа 6 класса построена концентрическим способом, когда одна и та же тема изучается на протяжении нескольких лет обучения и на каждом году обучения углубляется, дополняется и расширяется. Такое построение призвано обеспечить лучшее усвоение учащимися каждой из тем программы. Концентрическое построение сохраняет возможность гибкого построения учебника и работы учителя, и в то же время обеспечивает траекторию развития знаний ученика.

В соответствии с Примерной рабочей программой ООО, одобренной федеральным методическим объединением по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.  целью иноязычного образования провозглашено формирование коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции.

Рассмотрим вышеперечисленные компетенции на примере 6 класса.

  1. Речевая компетенция (6 класс)  — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).
  1. Языковая компетенция (6 класс)  — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c отобранными темами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках.

Языковые знания и умения

  1. Социокультурная/межкультурная компетенция (6 класс) — приобщение к культуре, традициям реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения.
  2. Компенсаторная компетенция(6 класс)— развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

Согласно Примерной рабочей программе ООО,  предметные результаты по учебному предмету «Иностранный (английский) язык» предметной области «Иностранные языки» ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на допороговом уровне в совокупности её составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной).

В новом ФГОС ООО предметные результаты включают:

• типы и объем высказываний;
• объем текстов для аудирования и чтения;
• типы понимания при аудировании и чтении;
• чтение несплошных текстов (таблиц);
• типы и объем письменных высказываний;

      Рассмотрим подробнее предметные результаты для 6 класса.

Отметим, что ранее эти результаты определялись Примерной основной образовательной программой, то есть новые ФГОС обеспечивают преемственность содержания обучения с прошлыми нормативами, но развивают и уточняют их.Примерные программы также содержат  готовое тематическое планирование.

Наряду с этим необходимо отметить важность методической поддержки при работе с  УМК и учебными пособиями.  Поэтому для более детального изучения рассматриваемой темы вы можете обратиться к группе ВКонтакте «Просвещение. Иностранные языки». На образовательном ресурсе  размещены записи вебинаров, видеолекций и видеороликов, освещающие многие аспекты изучения иностранных языков.

Ответы на частые вопросы

Как отличается оформление учебников, соответствующих ФГОС 2021?

Обратите внимание на следующие аспекты:

  1. Наличие на обложке нового знака ФГОС АО «Издательства «Просвещение»
  2. Оформление обложки учебников, соответствующих ФГОС 2021

Более подробную информацию о переходе на новый ФГОС можно узнать на сайте УЧИТЕЛЬ. CLUB, раздел «Федеральный перечень учебников».

Обращаем внимание на электронные ресурсы ГК «Просвещение».

Комментарии закрыты.