«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПРИМЕРЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ  К ЛИНИИ УМК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «ВМЕСТЕ!» (TEAM UP)

Вторник 27 июня 2023

Вопрос оценки предметных результатов всегда был актуальным в профессиональной педагогической среде. Единый подход к оцениванию различных видов работ обучающихся – залог успеха ребенка, прочной мотивации к изучению предмета и «прозрачности» учебно-воспитательного процесса в целом.

Автор: Покидова Анастасия Дмитриевна, автор рабочих тетрадей и сборников контрольных работ к линии УМК «Вместе» (“Team Up!”) для 2-8 классов, учитель английского языка ВКК, методист МБУ ДПО УМЦ «Коломна», эксперт ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, главный тренер Регионального проекта «Школа профессионального мастерства» по английскому языку в МО, автор сценарных планов Российской электронной школы, cifra-school, ЦОС «Моя школа», тьютор ГК «Издательства «Просвещение»

С точки зрения ФГОС НОО и ООО от 2021 года мы, учителя иностранного языка, должны строить свою работу так, чтобы «в результате изучения иностранного языка у обучающегося были сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты, обеспечивающие выполнение ФГОС и его успешное дальнейшее образование».

В Примерной рабочей программе ООО детализируется информация по предметным результатам:

Как мы видим из текста Примерной рабочей программы, все знаний, умения и навыки должны помочь обучающимся в реальной жизни, что обуславливает необходимость активизации работы по формированию и развитию функциональной грамотности (ФГ) школьников, о которой также часто упоминает ФГОС. Что же такое ФГ? С точки зрения указанных нормативных документов это «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметный, метапредметных и универсальных способов деятельности, включая овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий».

Бесспорно, что долгий и тернистый путь по достижению всего вышесказанного учитель должен контролировать и анализировать, корректируя индивидуальный образовательный маршрут школьника. В плане организации контрольных, проверочных и диагностических работ мы должны руководствоваться двумя важными документами:

  1. письмо Минпросвещения России № СК 288 / 03 от 06 августа 2021 года, которое содержит методические рекомендации по проведению оценочных процедур;
  1. письмо Минпросвещения России № 03-49 от 13 января 2023 года, в котором детализированы методические рекомендации по оцениванию различных работ, выполняемых обучающимися.

В первом документе поясняется, что считается оценочной процедурой («контрольные, проверочные и диагностические работы, которые выполняются всеми обучающимися в классе одновременно и длительность которых составляет не менее 30 минут»). Более того, данное письмо регламентирует частотность проведения указанных работ: «по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году». Иными словами, мы имеем право провести 7 контрольных работ в начальных классах (при нагрузке 68 часов в год) и 10 работ в ООО и СОО (при нагрузке в 102 часа).

Второй же документ разъясняет приоритетные положения организации системы оценки:

  • ОО устанавливают формы, периодичность и порядок их проведения;
  • вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся;
  • внедрение критериального оценивания – процесса сравнения образовательных достижения обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, отражающими предметные и метапредметные умения обучающихся. Именно такой подход к оцениванию сделает процесс понятным, эффективным и более объективным.

Более того, в документе указываются особенности оценки всех трех групп результатов – личностных, метапредметных и предметных:

Как же нам, педагогам английского языка, организовать контрольно-оценочные процедуры с учетом всех вышеперечисленных требований? К счастью, инструмент готов – это контрольные работы, разработанные к линии УМК по английскому языку «Вместе!» (Team Up!). Их важным преимуществом является полное соответствие Примерной рабочей программе, что делает возможным использований пособий как дополнение к любому иному УМК по английскому языку. Более того, в сборниках представлены задания в форматах стандартизированных тестов (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ), которые нацелены не только на проверку предметных знаний, но и оценивание уровня сформированности и развития компонентов функциональной грамотности, навыков XXI века, умение работать с «многоступенчатыми» заданиями.

Теперь предлагаю провести аналогию между требованиями ранее рассмотренных нормативных документов и содержания пособий:

Теперь предлагаю провести аналогию между требованиями ранее рассмотренных нормативных документов и содержания пособий:

Теперь предлагаю провести аналогию между требованиями ранее рассмотренных нормативных документов и содержания пособий:

  1. «при оценивании предметных результатов необходимо обратить внимание на новые компоненты содержания согласно ФГОС 2021 и Примерной рабочей программе».
    В Примерной рабочей программе НОО по английскому языку, к примеру, указаны следующие тематические блоки, обязательные для изучения:

В сборнике контрольных работ для 2 класса все указанные блоки задействованы:

  • Мир моего «я». – Starter 1, 2, Units 4, 6, 8
  • Мир моих увлечений – Units 1, 3, 5, 7, 9
  • Мир вокруг меня — Units 1, 2, 4, 7, 8, 9
  • Родная страна и страны изучаемого языка — Units 1, 3, 9

 Такое же соответствие вы найдете и в других классах.

  1. «внедрение критериального оценивания – процесса сравнения образовательных достижения обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, отражающими предметные и метапредметные умения обучающихся».

В каждом нашем пособии имеется единая шкала по переводу полученных баллов в отметки. Процентное соотношение основано на рекомендациях Рособрнадзора по переводу баллов ОГЭ в отметку. Такой подход устанавливает единство в выставлении отметок за работу у всех обучающихся страны, работающих по пособию, и снижает уровень тревожности обучающихся – они понимают, что для получения заветной

«отлично» имеется возможность допустить несколько ошибок, которые так и иначе могут случится у каждого.

Примеры подобной шкалы:

  1. включать задания на формирование самооценки и рефлексии обучающихся и 4) вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся.

В анализируемых материалах данные аспекты неразрывно связаны с предыдущим (критериальное оценивание). В каждом упражнении школьники получают информацию о том, какой балл они могут получить при условии верного выполнения. Это позволяет им самостоятельно оценить выполнение  работы после ее написания и указать отметку, которую, по их мнению, они получат. После проверки педагог выставляет свою отметку, что бесспорно, но подобный самоанализ благотворно влияет на формирование самооценки и рефлексии обучающихся.

В конце же пособия представлены листы с “I can” – statements, которые также ориентированы на формирование самооценки и рефлексии, и обязательно помогут педагогу скорректировать индивидуальный образовательный маршрут каждого обучающегося.

  1. необходимо использовать работы разной сложности (и в плане предметного содержания, и в плане читательских умений и контекста, и в плане сочетания нескольких когнитивных операций.

Говоря о диагностике уровня достижения предметных результатов, нельзя не сказать, что в каждом модуле пособий имеются задания по каждому виду речевой деятельности. Приведем пример из пособия для 3 класса:

Работая с материалами пособий, школьники демонстрируют и важные современные навыки:

  • работа с несплошным текстом и функциональная грамотность:
  • восстановление единой картины мира путем интеграции знаний, полученных на уроках по иным дисциплинам, укрепление межпредметных связей.

В представленном примере заданий из пособия для 6 класса школьникам нужно и заполнить  пропуски в предложениях, и понять, к какому веку относится 1146 год (частая ошибка на уроках истории), и посчитать дату окончания строительства кремля, и рассчитать площадь территории в м2, а не в гектарах, пользуясь справочной информацией.

В классах средней ступени образования мы старались затрагивать темы, актуальные для личностного становления подростков, формирования их гражданской позиции, развития чувств патриотизма, профессионального самоопределения. К примеру, текст из пособия для 7 класса:

В заключение хочется отметить, что, хотя согласно нормативным документам образовательные организации самостоятельно устанавливают формы, периодичность и порядок проведения контрольно-оценочных процедур, в рамках изучения иностранного языка и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, проводить подобные мониторинги рекомендуется по завершении изучения той или иной темы в соответствии с учебником. Это позволит педагогу максимально оперативно реагировать и корректировать образовательный маршрут каждого школьника.

Для большего погружения в проблему оценивания предметных результатов предлагаем вам ознакомиться с записью вебинара: Иностранные языки. Особенности системы оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы

Полезные ресурсы:

Ознакомиться с фрагментами учебников «Team Up!» (Вместе) можно в Медиатеке издательства «Просвещение»

Программа курса внеурочной деятельности «Мой друг английский язык» для 2 – 4 классов — Программа курса

Формирование функциональной грамотности в начальной и основной школе — методические рекомендации

Дополнительные материалы для учителя начальных классов — дополнительные материалы для 2 — 4 классов

Видеокурс для 2 – 11 классов — видеокурс

Ключи к учебнику, рабочей тетради доступны на сайте издательства «Просвещение».

Аудиокурс к учебнику и рабочей тетради можно скачать по ссылке

Книги для учителя размещены по ссылке

Аудиокурс, видеокурс, книги для учителя, дополнительные материалы также размещены на сайте УМК «Team Up!» (Вместе) — https://teamup.prosv.ru/

Учебники (бумажная и электронная версии), рабочие тетради, контрольные задания можно купить в интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение».

Присоединяйтесь к группе УМК «Team Up!» (Вместе)  ВКонтакте. Здесь мы размещаем новости издательства, анонсы предстоящих событий, отчеты о мероприятиях, полезные методические материалы.

В журнале «Просвещение. Иностранные языки» периодически выходят методические статьи, посвященные особенностям и авторскому видению обучения английскому языку по УМК «Team Up!» (Вместе). Прочитать статьи можно здесь

Издательство «Просвещение» регулярно проводит авторские и методические вебинары для учителей английского языка. Приглашаем посмотреть прошедшие и зарегистрироваться на предстоящие вебинары. Вебинары также доступны к просмотру на YouTube канале Просвещение Иностранные языки

У вас возникли вопросы? Напишите нам — teamup@prosv.ru

Комментарии закрыты.