«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ (MINDMAP) В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Среда 9 августа 2023

В настоящее время знание иностранного языка является неотъемлемой частью жизни современного и успешного человека. Появляется все больше людей, желающих изучать и знать иностранный язык.

Автор: Яруллина Жанна Анатольевна
Место работы:
НИУ «МЭИ»,Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Должность: старший преподаватель

Для целеустремленного и успешного человека в современном мире необходимо владеть несколькими иностранными языками. Изучение иностранных языков является важной составляющей образования в наши дни, поскольку знание хотя бы одного языка является преимуществом при трудоустройстве.

Иностранный язык входит в образовательную программу на всех уровнях подготовки будущего специалиста любого профиля. В техническом вузе он является не основным предметом. Для того, чтобы повысить мотивацию и интерес студентов к изучению языка, преподаватели НИУ «МЭИ» применяют разнообразные технологии обучения. Все чаще применяются инновационные (цифровые) методы обучения. Они открывают новые возможности, позволяющие развивать общение со специалистами независимо от того, где они находятся. Таким образом происходит взаимодействие и информационный обмен со специалистами из разных стран, формируются новые сообщества, развиваются коммуникативные навыки и коммуникативная культура, позволяющие осуществлять совместные творческие, деловые и образовательные проекты.

Одной из методик, применяемых преподавателями кафедры иностранных языков НИУ «МЭИ» для освоения лексико-грамматического материала, является использование интеллект-карт в процессе обучения английскому языку. Интеллект-карта – это метод наглядного изображения какой-либо идеи или проблемы. У хорошей интеллект-карты три основные составляющие:

  1. Центральный образ, передающий тему (предмет) изучения.
  2. Толстые основные ветви, отходящие от центрального изображения. Эти ветви представляют ключевые темы, относящиеся к предмету изучения. Каждая ветвь должна иметь свой цвет. От основных ветвей отходят ветви второго и третьего уровня, которые являются подтемами.
  3. Единственное ключевое слово или изображение на каждой ветви.

Автором данной методики является Тони Бьюзен. Будучи студентом в университете, он заметил, что тщательное конспектирование лекций отнимает много времени. При этом спустя время он не мог вспомнить информацию, которую записывал в виде конспекта. Тем временем, студенты, чьи конспекты представляли из себя картинки, стрелки и ключевые слова, получали лучшие оценки на зачетах и экзаменах. Бьюзен продолжил наблюдение дальше и обнаружил, что многие известные ученые использовали визуальное изображение (Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.) В итоге в 1960-е у него появилась идея создания методики «интеллект-карта» для более легкого запоминания законспектированной информации, и Бьюзен представил свою первую интеллект-карту в 1974 году на телевизионном шоу. Оригинальное название методики mind map. В русском языке встречаются различные варианты перевода данного понятия: ментальная карта, интеллект-карта, карта мыслей.

Для создания интеллект карты, которая будет работать необходимо придерживаться семи законов Бьюзена (рисунок 1) [1].

Рисунок 1 – 7 законов Бьюзена

Кроме того, что интеллект-карта дает возможность создать полный обзор по изучаемому вопросу или проблеме и является эффективным инструментом, помогающим запоминать информацию, она обладает рядом других преимуществ:

  1. Данная методика позволяет развивать творческое мышление, создавать новые идеи и ассоциации.
  2. Интеллект-карты помогают конспектировать лекции и выделять в информации главное.
  3. Поскольку интеллект-карта представляет из себя наглядные изображения, это позволяет легче усвоить и запомнить информацию.
  4. Создание интеллект-карт помогает сконцентрировать внимание на конкретной теме, что способствует поиску более эффективных решений.
  5. Работая над большим количеством информации, интеллект-карты помогают не потерять общую картину изучаемого вопроса.
  6. Создавать интеллект-карты довольно увлекательно. Их можно оформить творчески или сделать формальными.

В процессе обучения студентов английскому языку с целью освоения лексико-грамматического материала преподаватели кафедры иностранных языков НИУ «МЭИ» применяют как интеллект-карты, созданные с помощью различных компьютерных программ (Powerpoint, Paint, Adobe Photoshop), так и интеллект-карты, созданные онлайн на различных платформах. Интеллект-карты применяются при освоении нового материала, закреплении уже пройденного, а также обобщении.

Введение метода интеллект-карт происходит поэтапно. На начальном этапе студенты знакомятся с понятием «интеллект-карта» и с правила их оформления. На следующем этапе студенты составляют групповые интеллект-карты на заданную тему. Последним этапом работы является составление индивидуальных интеллект-карт по пройденным лексическим и грамматическим темам.

В течение семестра студенты НИУ «МЭИ» имеют 4 контрольных мероприятия, проходящих раз в месяц. Знакомство с методикой «интеллект-карта» происходит в течение первых двух недель семестра. После этого студенты делятся на подгруппы примерно по 3-4 человека. К первому контрольному мероприятию, которое проходит на четвертом занятии, каждая группа студентов выбирает лексическую тему и подбирает материал, по которой далее будет составлена интеллект-карта. Ко второму контрольному мероприятию каждая группа составляет интеллект-карту по выбранной теме (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Интеллект-карта по теме “Hydropower engineering”, составленная одной из групп студентов

В центре интеллект-карты помещена основная тема «Hydropower engineering». Вокруг нее размещены главные категории по данной теме: «Generation of power plants», «Power grid», «Water exchange», «The impact on the environment». Четыре главные категории выделены цветом, чтобы обозначить их важность. Далее от каждого блока отходят второстепенные линии (стрелки), которые являются ветвями третьего уровня. Данная интеллект-карта посвящена освоению лексики по теме «Hydropower engineering». К третьему контрольному мероприятию студенты создают индивидуальные интеллект-карты. Поскольку студенты к данному моменту хорошо знакомы с техникой создания интеллект-карт, то индивидуальная интеллект-карта должна быть посвящена одной из грамматических тем, пройденных к третьему контрольному мероприятию (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Интеллект-карта по теме “English Tenses”, созданная студентом

В центре интеллект-карты помещена основная тема «English Tenses». Вокруг нее размещены главные категории по данной грамматической теме: Past, Present, Future. Далее от каждой категории отходят второстепенные линии, которые являются ветвями второго уровня: Simple, Continuous, Perfect, Perfect Continuous. От ветвей второго порядка отходят ветви третьего порядка, на которых расположена структура каждого времени и слова-маркеры. 

Следующим этапом работы с интеллект-картами является запоминание информации, представленной в них. Тони Бьюзен считает, что для того, чтобы карта отложилась в памяти ее необходимо повторять. По мнению автора и создателя интеллект-карт, самыми оптимальными временными интервалами для повторения материала являются:

Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут
Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут
Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут
Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут
Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут
Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут
Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут [2].

С помощью такого представления материала увеличиваются шансы мотивировать и заинтересовать студентов изучать лексико-грамматический материал. Помимо этого, интеллект-карты могут регулярно пополняться новыми словами или грамматическими конструкциями по мере их изучения. Создание интеллект-карт самостоятельно делает процесс изучения материала более живым и интересным нежели простое заучивание лексических единиц и грамматических структур.

Кроме того, в настоящее время существуют различные онлайн сервисы для создания интеллект-карт: Xmind, MindMeister, MindManager, ImindMap от AYOA, Coggle, Draw.io, Mindomo, Mapul, MindGenius, Comapping, Popplet. Большая часть сервисов является платной, но на каждом из них есть бесплатный доступ, который ограничен либо базовыми функциями, либо количеством созданных карт, либо сроком доступа к сервису.

Преподаватели кафедры иностранных языков НИУ «МЭИ» для создания онлайн интеллект-карт используют сервис Popplet, простой в использовании и мощный по функционалу сервис, предназначенный для преподавателей, студентов и других специалистов. Рекомендации по созданию интеллект-карт на данном сервисе:

1. Подготовьте материал в виде текстовых файлов и картинок.

2. Перейдите на сайт popplet.com.

3. Зарегистрируйтесь на сайте, заполнив открывшуюся анкету.

4. Нажмите «Make new popplet» и впишите название карты (по желанию).

5. Создайте карту на открывшейся странице. Двойной щелчок левой кнопкой мыши – появляется первое окно. У окна внизу панель инструментов: крайнее левое – цвет рамки, А – вставка текста, карандаш – ввод рукописного текста или рисунка, крайнее правое – вставка картинок (нажимаем на значок компьютера и выбираем на своем компьютере).

6. Чтобы добавить следующее окно, потяните мышкой за серые точки с нужной стороны, либо щелкните дважды мышкой по полю в нужном месте – появится новая ячейка. Ячейки соединяем за серые точки. Добавлять и перемещать ячейки можно в любом месте листа. Удалить ячейки можно, нажав на Х справа вверху окна. Удалить соединительную линию – нажать Х на линии. Расширить окно можно, нажав на уголки ячейки. Чтобы сохранить на компьютере, нажимаем на шестеренку, выбираем EXPORT – Export as jpeg, png (рисунок) или в формате pdf (Рисунок 4).

Рисунок 4 – Онлайн интеллект-карта на сайте popplet.com, созданная преподавателем

Онлайн карты удобны для хранения, представления и работы с информацией. Их легко организовать и хранить. Они подходят для официальных представлений на различных мероприятиях. Интеллект-карты можно использовать практически на каждом занятии. Они помогают при составлении презентации и проведении работы в группах. Одним из преимуществ интеллект-карт является их незаменимая помощь в обработке, анализе и запоминании больших объемов информации.

Применение данной методики в обучении английскому языку способствует развитию логического мышления и памяти, формирует у студентов умения и навыки работы с большим количеством источников информации одновременно. Применение интеллект-карт, при наличии огромного потока информации в современном мире, помогает студентам научиться выбирать, структурировать и запоминать основную информацию и в дальнейшем использовать эту информацию при необходимости. Интеллект-карты развивают у студентов креативное мышление, делают процесс обучения занимательным и интересным, что особенно важно для студентов вуза, где английский язык не является основным, профильным предметом. Обучение приносит результат, когда студенту понятно и интересно то, о чем говорит преподаватель.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Т. Бьюзен; перевод с английского Юлии Константиновой. – Москва: «МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР», 2021. – 208 с.
  2. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100%. – М.: РОСМЭН, 2007. – 96 с.

Комментарии закрыты.