СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Автор: Наталья КУЗЬМИНА | Рубрика: МАСТЕРСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Среда 16 августа 2023Что же понимают под термином одаренность?
По мнению Джозефа Рензулли — сочетание трех основных характеристик:
- интеллектуальных способностей;
- креативности;
- настойчивости.
Автор: Кузьмина Наталья Вадимовна
Место работы: ГБОУ № 20 Невского р-на г. Санкт-Петербурга
Должность: учитель английского языка
Одаренный ребенок в классе — это ценный дар и огромная ответственность, что потребует от учителя:
- мобилизации всех его педагогических и человеческих качеств,
- чёткой организации работы,
- креативного подхода к ситуации.
Одарённый ребёнок ждёт особого педагогического подхода, постоянного активного поиска, только в этом случае этот творческий интеллектуал, часто застенчивый и ярко выраженный индивидуалист, сможет раскрыть свой потенциал к изучению иностранных языков.
Основные подходы в работе с одаренными детьми:
- ускорение;
- углубление;
- обогащение.
Пример творческих заданий:
- придумать загадку;
- составить чайнворд, кроссворд, ребус;
- конкурсы сочинений;
- составить quiz по заданной теме.
Поведение учителя для одаренных детей в классе в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:
- разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
- создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
- предоставляет обучающимся обратную связь;
- использует различные стратегии обучения;
- уважает личность, способствует формированию положительной
самооценки ученика;
- уважает его ценности;
- поощряет творчество и работу воображения;
- стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
- проявляет уважение к индивидуальности ученика.
Успешный учитель для одаренных детей — прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной. Учителя получают удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Они чаще обсуждают с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обмениваются точками зрения и даже позволяют школьникам учить себя.
Существует методика FIRST, в буквах названия которой скрыты принципы преподавания:
F-Fun (Учи, чтобы было весело и интересно)
I-Individualism (Учитывай индивидуальные возможности)
R-Rules (Следуй установленным правилам поведения)
S-Simplicity (Все инструкции должны быть простыми и понятными для решения)
T-Time management (Работай во временном режиме)
Обязательными становятся положительные отзывы о работе школьника (например, «Great!», «Good for you!»), школьные поощрения (например, стать помощником учителя во время урока, получить похвальную запись в дневник или тетрадь).
Основная задача — психологически подготовить учащихся к занятию.
В условиях реализации ФГОС дети сами ставят цели и задачи деятельности. Наглядное их изображение активизирует и дисциплинирует креативных учащихся. В условиях реализации ФГОС коммуникативная ориентированность является стержнем, пронизывающим весь процесс обучения, а осознанность структуры языковых и речевых действий, целей, способов их достижения и результатов учебной деятельности делает учащегося субъектом учебного процесса, создает предпосылки для сотрудничества преподавателя и учащегося и для дальнейшего самообучения.
Секрет успеха заключается в том, чтобы связать деятельность с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень мотивации их участия в деятельности резко повышается.
Самостоятельная исследовательская практика детей — важнейший фактор развития творческих способностей. Все перечисленные методы, приемы и формы работы с одаренными детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка, развития его интеллектуальной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы.
Результатом данной работы является также то, что обучение в классе ведется с учетом индивидуальных особенностей учеников, которые становятся главной действующей фигурой учебного процесса.