«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Среда 16 августа 2023

Что же понимают под термином одаренность?
По мнению Джозефа Рензулли — сочетание трех основных характеристик:

  • интеллектуальных способностей;
  • креативности;
  • настойчивости.

Автор: Кузьмина Наталья Вадимовна
Место работы: ГБОУ № 20 Невского р-на г. Санкт-Петербурга
Должность: учитель английского языка

Одаренный ребенок в классе — это ценный дар и огромная ответственность, что потребует от учителя:

  • мобилизации всех его педагогических и человеческих качеств,
  • чёткой организации работы,
  • креативного подхода к ситуации.

Одарённый ребёнок ждёт особого педагогического подхода, постоянного активного поиска, только в этом случае этот творческий интеллектуал, часто застенчивый и ярко выраженный индивидуалист, сможет раскрыть свой потенциал к изучению иностранных языков.

Основные подходы в работе с одаренными детьми:

  • ускорение;
  • углубление;
  • обогащение.

Пример творческих заданий:

  • придумать загадку;
  • составить чайнворд, кроссворд, ребус;
  • конкурсы сочинений;
  • составить quiz по заданной теме.

Поведение учителя для одаренных детей в классе в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:

  • разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
  • создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
  • предоставляет обучающимся обратную связь;
  • использует различные стратегии обучения;
  • уважает личность, способствует формированию положительной

самооценки ученика;

  • уважает его ценности;
  • поощряет творчество и работу воображения;
  • стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
  • проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Успешный учитель для одаренных детей — прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной. Учителя получают удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Они чаще обсуждают с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обмениваются точками зрения и даже позволяют школьникам учить себя.

Существует методика FIRST, в буквах названия которой скрыты принципы преподавания:

F-Fun (Учи, чтобы было весело и интересно)

I-Individualism (Учитывай индивидуальные возможности)

R-Rules (Следуй установленным правилам поведения)

S-Simplicity (Все инструкции должны быть простыми и понятными для решения)

T-Time management (Работай во временном режиме)

Обязательными становятся положительные отзывы о работе школьника (например, «Great!», «Good for you!»), школьные поощрения (например, стать помощником учителя во время урока, получить похвальную запись в дневник или тетрадь).

Основная задача — психологически подготовить учащихся к занятию.

В условиях реализации ФГОС дети сами ставят цели и задачи деятельности. Наглядное их изображение активизирует и дисциплинирует креативных учащихся. В условиях реализации ФГОС коммуникативная ориентированность является стержнем, пронизывающим весь процесс обучения, а осознанность структуры языковых и речевых действий, целей, способов их достижения и результатов учебной деятельности делает учащегося субъектом учебного процесса, создает предпосылки для сотрудничества преподавателя и учащегося и для дальнейшего самообучения.

Секрет успеха заключается в том, чтобы связать деятельность с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень мотивации их участия в деятельности резко повышается.

Самостоятельная исследовательская практика детей — важнейший фактор развития творческих способностей. Все перечисленные методы, приемы и формы работы с одаренными детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка, развития его интеллектуальной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы.

Результатом данной работы является также то, что обучение в классе ведется с учетом индивидуальных особенностей учеников, которые становятся главной действующей фигурой учебного процесса.

Комментарии закрыты.