«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РАБОТА С ЛЕКСИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ – ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Четверг 7 сентября 2023

 Всем прекрасно известно, что педагогика – это наука о воспитании человека, которая включает в себя образование, обучение и развитие. В центре учебного процесса находится ребёнок с его потребностями и психологическими особенностями, присущими определённому возрасту. В данном случае мы рассматриваем начальную школу.

Автор: Алдошкина Наталья Павловна
Место работы: МОУ Радужненская СОШ
Должность: Учитель английского и французского языков

Зная основные особенности восприятия младших школьников, его неустойчивость и неорганизованность, но в то же время его остроту и свежесть, зная, что внимание младших школьников недостаточно устойчиво и ограничено по объёму, мы должны продумать, как продуктивнее работать с лексикой (ввод, отработка, закрепление, контроль).

Мышление у детей развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.  Процесс восприятия затрагивает сразу как знаковый, так и словесный уровни. В связи с этим учителю необходимо учитывать, что воздействовать требуется одновременно на несколько органов чувств. Здесь очень важен накопленный жизненный опыт.

Мы сегодня поговорим о введении и первичной отработке нового лексического материала на уроках.

Как правило, выделяют следующие этапы работы над лексикой:

  1. Введение нового слова и его первичное воспроизведение.

Выделяют     несколько  способов  предъявления  нового лексического материала:

  • предъявление новой лексики в беседе;
  • предъявление новой лексики в отдельных ситуациях;
  • предъявление новой лексики в отдельных предложениях;
  • предъявление новой лексики отдельным списком слов;
  • предъявление новой лексики в процессе чтения текста;
  • предъявление новой лексики в процессе аудирования;
  • предъявление новой лексики в процессе подготовки учащихся к высказыванию.
  1. Тренировка. Тренировка осуществляется с помощью различных упражнений, направленных на изучение и отработку новых слов и словосочетаний. Например, можно использовать следующие упражнения:
  • составить предложения с данными словами;
  • заполнить пропуски в тексте, употребив новые лексические единицы;
  • ответить на вопрос,  употребив новое слово;
  • употребить     в     конкретном     предложении     синоним/ антоним к выделенному слову;
  • из списка слов выбрать одно, которое соответствует определенной теме.
  1. Применение. На данном этапе школьники должны применять новые слова в различных ситуациях:
  • в процессе говорения (диалог и монолог);
  • понимать новые слова при прослушивании текста (учителя, диктора или носителя языка);
  • понимать значение новых слов при чтении текста;
  • уметь употреблять их в письменной речи, чтобы предотвратить орфографическое забывание того или иного слова (к примеру, слово daughter легко произносится, однако пишется очень трудно; многие школьники с большим трудом запоминают написание данного слова).

Я работаю по УМК «Английский  в фокусе». Упражнения в этих УМК можно  разделить на следующие группы: языковые (репродуктивные) и речевые (продуктивные). Языковые упражнения подразделяются на имитационные, подстановочные и трансформационные.

Первая группа.  Языковые упражнения:

  1. Имитационные

Большинство лексических единиц в данном учебнике вводится в процессе аудирования. К примеру, задание «Слушай и повторяй слова за диктором». Внизу даны картинки, и под ними написаны слова, которые произносит диктор. Таких заданий много, они есть в каждом модуле. К примеру, (Spotlight 2, модуль 1, стр. 15). Даны рисунки, под ними находятся слова. Данное задание направленно на отработку чтения буквосочетания «ph».

Следует отметить, что в данном учебном пособии есть много песен и стихотворений. На каждый модуль приходится по 2-3 песни и стихотворения. Таким образом, посредством прослушивания песен и заучивания стихотворений вводится новая лексика. К тому же, некоторые песни можно провести в игровой форме, чтобы дети немного расслабились. Приведем пример такого задания: «Спой песенку, сопровождая её движениями» (Spotlight 2, стр. 105, №3).

I’m wearing my jeans
And my favourite T-shirt!
I’m wearing my hat
And my favourite skirt!
I’m wearing my jacket,
I’m wearing my coat,
We’re sailing away
In our sailing boat!
Take off your socks,
Take off your shoes
We’re sailing away
On a magic cruise!

С помощью этой песенки вводятся новые лексические единицы по теме «Clothes «. В такой форме дети быстрее и легче запоминают новые слова.

  1. Подстановочные
  • Упражнение «Посмотри на картинки и соедини с предложениями» (Spotlight 3, Модуль 1, стр. 16, №1). Цель: закрепление лексики. Дано 6 рисунков и 6 предложений. Обучающиеся должны соединить картинки с соответствующим предложением.
  • Упражнение «Составьте диалог по образцу» (Spotlight 4, модуль 2, стр. 26, №2). Цель: отработка лексики по теме «Заведения города». Обучающиеся должны составить диалог по образцу, используя набор реплик.

A: Excuse me, where is the Animal Hospital?
В: It is in Bridge Street.

  1. Трансформационные.          

Трансформационные упражнения предполагают определенную трансформацию реплики (или части реплики) собеседника, что выражается в изменении порядка слов, лица или времени глагола, числа существительного и т.п. Такие упражнения больше относятся к разделу грамматике, чем к лексике.

  • Например, задание «Написать предложения во множественном числе» (Spotlight 3, модуль 2, стр. 32, №2). Цель: научиться составлять предложения во множественном числе. Обучающиеся должны из предложений в единственном числе составить предложения во множественном числе.

I am a boy – We are boys. It is a bird – They are birds.

Вторая группа. Речевые упражнения

  • «Давай поиграем!» (Spotlight 2, модуль 5, стр. 108, №1). Цель: научиться описывать одежду людей. Есть два рисунка, на каждом из которых изображены мальчик с девочкой. Учащиеся описывают их: кто во что одет. К примеру, «He is wearing a red T-shirt».
  •  «Поговори со своим одноклассником, используя образец» (Spotlight 3, модуль 3, стр. 47, № 6). Цель: научиться спрашивать собеседника о продуктах питания, что у него есть и чего нет; и отвечать на такие же вопросы.

A: I have got some cheese. Have you got any cheese? B: No, I have not got any cheese.

УМК Spotlight 2-4 характеризуется также и оформления учебника — красочные иллюстрации; богатый иллюстративный материал для развития навыков монологической и диалогической речи; наглядность и содержательность схем, таблиц, которые в совокупности помогают обучающимся усвоить материал.

Давайте более пристально посмотрим на традиционные методы работы с лексикой.

  1. Игровые упражнения позволяют организовать целенаправленную речевую практику обучаемых на иностранном языке, тренировку и активизацию в ее рамках навыков и умений монологический / диалогической речи, различных типов вопросов, типов взаимодействия партнеров по общению. Для наилучшего и эффективного формирования лексических навыков у детей младшего школьного возраста используют лексические упражнения и игры, которые являются одним из современных подходов к обучению лексике. Лексические игры – это игры, которые способствуют наиболее быстрому и продуктивному запоминанию большого числа новой лексики.

Проведение лексических игр предполагает несколько этапов:

  1. Введение в игру, т. е. создаётся игровая атмосфера, определяются цели, задачи игры, осуществляется психологическая подготовка учащихся к игре.
  2. Организация игры: объяснение правил и условий игры участникам, распределение ролей (учитель должен убедиться, что всем участникам поняты правила игры, что они готовы к участию).
  3. Проведение игры: в процессе игры учитель должен со стороны оценивать, отмечать для себя, как принимает участие каждый из учеников, каких успехов он достиг и над чем ещё нужно поработать.

Подведение итогов: по завершению игры учитель должен сказать о результатах участников (сначала нужно отметить то, что удалось учащимся, каких успехов они добились, выделить самых активных участников, а затем указать на слабые стороны).

Комплекс обучающих игр и игровых приемов, направленных на формирование лексических навыков можно представить в виде следующих таблиц.

Таблица 1
Игры по УМК Spotlight 2

Таблица 2
Игры по УМК Spotlight 3

Таблица 3
Игры по УМК Spotlight 4

Я сообщаю обучаемым игровую цель, которая настраивает их на выполнение различных действий, а иноязычная речь становится средством их выполнения, создавая основу для практики иноязычной речевой деятельности обучаемых. Заранее готовятся карточки, на которых в случайном порядке располагается значительное количество знакомых и незнакомых детям слов, в том числе и только что выученные. Ученик должен выбрать из всех слов ЛЕ, введенные на предыдущем уроке.

В 3 классе в учебнике «Spotlight» изучаются слова на тему «Семья». Здесь я предлагаю картинки с изображением членов семьи. Ход игры: дети работают в парах, у каждого на столе лежат карточки с изображениями членов семьи. Дети показывают друг другу картинки и спрашивают “Who is this?” — This is my sister. My sister is Lena и т.д.

Игровой приём по теме Colours
(3 класс)

Цель: активизация лексических единиц по теме «Цвета»; повторение числительных от 1 до 5.

Ход игры: учащиеся получают листочки с рисунком, им нужно раскрасить рисунок с помощью различных цветов, которые указаны на листочках. Учитель просит назвать цифру и соответствующий цвет отдельных фрагментов картинки. Учащиеся по очереди называют цвета.

Также в моем арсенале есть игра под названием «Будьте внимательны». Детям показываются различные предметы по уже изученной лексике. В моем случае это слова при изучении темы «This, that, these, those». При этом учитель называет вслух слова, например, “This is a cat”, “This is an egg”. Но некоторые предметы специально называются неверно. Дети должны сразу обнаружить ошибку и хлопнуть в ладоши. Первый среагировавший исправляет фразу: This is not a cat, but this is an egg”.

В практике преподавания весьма распространена игра «Снежный ком».

Все ученики рассаживаются по принципу «круглого стола», в центре которого раскладываются карточки с изучаемыми словами и выражениями (лицевой стороной вниз). Один ученик берет карточку, показывает её всем и употребляет данное слово или выражение в предложении. Второй ученик берет другую карточку и придумывает новое предложение, логически связанное с предыдущим, и т.д. Так составляется коллективный рассказ, которому потом дается название.

Интерес у детей вызывает  игра “Help the worms!”(3 класс)

Цель игры: повторение лексики на тему “Toys”.

Ход игры: учитель на доске рисует гусеницу (можно сделать презентацию). Суть игры состоит в том, что гусеница ползла к нам на урок из Англии, однако, пока ползла, она потеряла некоторые буквы. Задача обучающихся – помочь гусенице найти буквы (вписать / назвать их). Слова в гусенице должны быть на изучаемую лексическую тему, к примеру, «Игрушки»: train, ball, doll, rocking horse, musical box, tea set, puppet, teddy bear, toy soldier, ballerina.

Приведу пример еще одной игры  “Find your Match”

Цель игры: закрепление лексики по теме «Распорядок дня» и «Время».

Ход игры: учитель делит обучающихся на две группы. Участники первой группы получают карточки со словами/словосочетаниями (get up, go to school, have breakfast, have lunch, have supper, play games, paint pictures, sing songs, have quizzes, read a book, watch cartoons, listen to music, have a shower, visit my friend, do homework, go to bed), участники другой группы – с картинками. Затем дети ищут свою пару и составляют небольшой диалог с этими словосочетаниями.

Например,

A: What time do you go to school?

В: I go to school at 7:30 am. And you?

A: I go to school at 7:15 am.

Время проведения игры: 5-6 минут.

Игра “Scrambles”(4 класс)

Цель игры: закрепление лексических единиц по теме “Holidays”.

Ход игры: учитель делит обучающихся на 3-4 группы. Каждая группа получает одинаковые листочки, на которых вразброс находятся буквы. Дети должны составить слова, относящиеся к этой теме. Например, на каждом листочке по 5 слов. Так команда, которая быстрее найдёт эти слова, побеждает. Затем весь класс хором повторяет данные лексические единицы.

Можно продолжить игру следующим образом: каждая группа составляет по одному предложению на каждое слово. Группа, допустившая минимальное количество ошибок, становится победителем. К примеру: Easter, Halloween, Victory Day, Party, Christmas.

Время проведения игры: 7-10 минут

Игра “Flags, countries and nationalities”(4  класс)

Цель игры: активизация лексических единиц по теме “Countries and nationalities”. Ход игры: обучающиеся работают в парах. У каждой пары две карточки, на которой изображён флаг, написана страна и столица. Ученикам нужно составить небольшой диалог по образцу. Сначала один ребенок задаёт вопросы по карточке собеседника, затем наоборот. Карточки выглядят таким образом:

Образец диалога:

A: Hello! What is your name? B: Hi! My name is Jack.

A: How old are you?

B: I am ten years old.

A: Where are you from? B: I am from the UK. A: Where do you live?

B: I live in London. London is the capital of the UK. Время проведения игры: 5-7 минут.

  1. Песни, стихи. Использование таких видов работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение (песни и стихи на уроке иностранного языка), а также различные конкурсы, использование пословиц и поговорок. В учебнике «Spotlight» 3 класса тема «Food» может быть начата со стихотворения. С целью ввести лексику, используя принцип устного опережения по теме, можно применить следующее стихотворение.

Breakfast Get up, little Freddy,
Breakfast is ready,
Butter and cheese,
All that you please.
Milk and bread
For little Fred,
Tea and jam For brother Sam.

Теперь хочу предложить современные методы работы.

  1. Использование компьютерных технологий при введении и отработке лексики на начальном этапе

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал, способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации.

Развитие лексических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении лексикой. Применение компьютерных технологий при формировании лексических навыков значительно усиливает эффективность данного процесса.

Я предлагаю своим учащимся составлять предложения из слов по теме урока. Например, в учебнике Spotlight, 2 класс, где изучается глагол can, учащимся на компьютере даны слова can, I, swim. Их цель заключается в составлении правильного предложения. Это задание нравится детям, ведь им нравится все, что связано с гаджетами.

  1. Использование различных образовательных сайтов

Я часто использую «learningapps.org». Этот сайт очень полезен при обучении, в данном случаем при обучении лексике английского языка. Данный сайт имеет множество различных упражнений на разные темы. Учитель может использовать этот сайт, как для введения новой лексики, так и для закрепления уже пройденного материала. Еще одни преимуществом данного сайта является то, что учитель может выбрать уже готовое задание или самостоятельно создать свое собственное задание при помощи конструктора.

Например, в 4 классе по учебнику Spotlight во время изучения темы «Zoo» я использовала конструкторы для создания упражнения, в котором были карточки с картинками животных и названия животных. Необходимо было их сопоставить их.

5. Использование анимации

Введение новой лексики можно комбинировать с отработкой грамматических времён. В данном случае учебную информацию лучше всего предъявлять с помощью анимации. Так, при ознакомлении учащихся со словами, обозначающими времена года, можно использовать анимационные картинки с падающим снегом (зима), дождём (осень), порхающими на полянах бабочками (лето), тающими льдинками (весна). После введения лексики выше перечисленными методами, дается возможность детям описать картинки по предложенному плану:

  • какое время года;
  • какого цвета каждый сезон;
  • что вы можете видеть на картинке;
  • какая погода характерна для каждого времени года;
  • используя глаголы to snow — “снежить”, to rain — “дождить”, to fly — “летать”, to shine — “светить”, to melt — “таять” составить предложения в настоящем простом времени.

Образец сообщения. It’s winter. Winter is white. I can see a house, some trees and a lot of snow. The weather is cold and frosty. It often snows in winter.

  1. Использование лексических карточек

Для первичного закрепления лексики может быть использован следующий прием работы (разработал Ткач Н.Л): в клеточки прямоугольника вписаны слова; как правило, рядом с ними помещены соответствующие картинки. В четвертой клеточке сделан кармашек, в который вложен лист бумаги, закрывающий написанное слово.

Вот пример такого прямоугольника:

Good                               White

Bad                                 (Black)

Он используется для фронтальной работы. Данный прямоугольник помещается на доску и ребятам предлагается назвать слово, которое можно поместить в четвертую клетку. На первых порах школьникам, возможно, помогут наводящие вопросы.

Когда учащиеся овладевают достаточным запасом лексики, на основе угаданного слова они составляют небольшие высказывания. Например, ребята угадали слово winter в прямоугольнике:

coat            cold           

snow           (winter)

Т.: Tell us something about winter.

Р1: Winter is a season.

P2: Winter is a season when it is cold.

Рз:  It is snowy everywhere.

Р4: We like to skate and ski in winter.

И т. д.

Таким образом, хотела бы отметить, что как традиционные, так и современные методы работы с лексикой на начальной ступени образования очень актуальны в наше время. Традиционные приемы хороши тем, что они уже изучены, не нужно ничего придумывать, стоит лишь взять идею и воплотить ее в жизнь. Новые же приемы интересны как для педагога, так и для учащихся. Их интересно разрабатывать, а ученики любят что-то новое в процессе обучения.

Литература

  1. Борисов Е.А. Влияние ролевой, коммуникативной игры на обучение английскому языку / Е.А. Борисов // ИЯШ. – 2002. – № 3. – С. 29 – 31.
  2. Быкова Н.И, Дули Д., Поспелова, М.Д. Эванс В. Английский язык. 2 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/ нс.- 6-е издание – М.: Express Publishing: Просвещение, 2015.- 144 с.: ил. – (Английский язык в фокусе).
  3. Быкова Н.И, Дули Д., Поспелова, М.Д. Эванс В. Английский язык. 3 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций – М.: Express Publishing: Просвещение, 2012.- 178 с.: ил. – (Английский язык в фокусе).
  4. Быкова Н.И, Дули Д., Поспелова, М.Д. Эванс В. Английский язык. 4 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/ нс.- 6-е издание – М.:Express Publishing: Просвещение, 2007.- 168 с.: ил. – (Английский язык в фокусе).
  5. Быкова Н.И, Дули Д., Поспелова, М.Д. Эванс В. Английский язык. Английский в фокусе: кн. для учителя к учеб. для 4 кл. общеобразоват. учреждений / [Н. И. Быкова, Дж. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс]. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2009. — 150 с.: ил.
  6. Быкова Н.И, Дули Д., Поспелова, М.Д. Эванс В. Английский язык. Английский в фокусе: кн. для учителя к учеб. для 3 кл. общеобразоват. учреждений / [Н. И. Быкова, Дж. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс]. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2008. — 144 с.: ил.
  7. Быкова Н.И, Дули Д., Поспелова, М.Д. Эванс В. Английский язык. Английский в фокусе: кн. для учителя к учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений / [Н. И. Быкова, Дж. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс]. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. — 134 с.: ил.
  8. Бычковская Е.В, Гончаренко А.Л. Развитие интереса к иностранному языку у младших школьников, 2008, 51-33 с.
  9. Гальскова Н.Д., Никитенко З.И. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. — М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с.
  10. Коптелова, И.Е. Игры со словами / И.Е. Коптелова // Иностранные языки в школе. – 2003. — № 1 – С. 54-55.
  11. Павлова Е.А. Стихи и рифмовки на уроках английского языка – эффективное средство усвоения языкового материала. // Иностранные языки в школе. – 2009. — №2. – с. 25-30.
  12. Цетлин, В.С. Работа над словом // Иностранные языки в школе — 2002. — №3. — С.33- 36.

Комментарии закрыты.