«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПАМЯТИ РАДИСЛАВА ПЕТРОВИЧА МИЛЬРУДА

Четверг 19 октября 2023

НАШ МУДРЫЙ АВТОР РАДИСЛАВ ПЕТРОВИЧ МИЛЬРУД

Радислава Петровича Мильруда мы вспоминаем очень часто. Лично я вспоминаю его каждую субботу, когда веду занятия у студентов. Я всё время им рассказываю, что Радислав Петрович и об этом писал, и о том говорил… И очень жалко, что мы не можем сейчас его послушать.

Автор: Копылова Виктория Викторовна – вице-президент по издательской деятельности АО Издательство «Просвещение», кандидат педагогических наук, профессор, Лауреат премии Правительства РФ в области образования.

Радислав Петрович был не просто начитанным человеком, и не только выдающимся учёным, который разбирался во многих областях обучения иностранным языкам. Он хорошо понимал, куда мы идём в образовании, и какое будет будущее у нашей школы.

Вспоминаю, как 10 лет назад Радислав Петрович поставил вопрос о том, что нам надо менять наши стандарты и программы по иностранным языкам. А мы их буквально только создали, и мы все их так любили, и они казались нам такими замечательными…

А он тогда сказал: «Но мы же с вами, коллеги, делали и делаем стандарты и программу для МОНОязычных классов. Для тех, у кого русский является родным, и все говорят на одном родном языке, где все грамматические явления воспринимаются абсолютно одинаково. Но во многих других языках грамматические явления будут по-другому рассматриваться, чем в русском.» И тогда я в первый раз вдруг подумала (и это я буду помнить всю жизнь): «А ведь он прав.» И вот прошло 10 лет, и мы сейчас говорим о том, что для нас это теперь является одной из самых больших проблем.

Учителей в вузах учат работать в моноклассе с детьми, которые все являются одинаковыми по уровню владения русским языком, по своему социальному уровню. Мы совершенно не учим будущих и действующих учителей работать с разными детьми: с детьми с особенностями развития, с детьми, для которых русский не является родным языком и т. д. Радислав Петрович и об этом много размышлял. И, кстати, он первый из всех наших авторов стал вести семинары, вебинары на тему того, как работать с такими детьми, в таких классах.

Кроме того, что Радислав Петрович был учёным, педагогом и автором учебников, он прекрасно знал психологию детей, чувствовал их изнутри. И я, и все мы будем помнить его мудрые советы, конструктивные предложения, его доброжелательный взгляд…

Нам не хватает Радислава Петровича. Прибежали бы мы к нему, сказали бы: «А вот дети теперь при помощи искусственного интеллекта делают домашние задания!» А он бы улыбнулся своей фирменной улыбкой и сказал: «Ничего страшного, но…» А вот что «но», к сожалению, мы уже не узнаем.


РАДИСЛАВ ПЕТРОВИЧ МИЛЬРУД — УЧИТЕЛЬ, РУКОВОДИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК

Как правило о великих ученых узнаешь когда сам начинаешь заниматься исследованиями – почти невозможно найти диссертацию по методике обучения иностранным языкам, где бы не было ссылок на работы Радислава Петровича Мильруда. Но мне, как и многим жителям Тамбовской области, даже не занимающимся наукой, очень повезло — Радислава Петровича я узнал в самом начале 1990-х годов благодаря радио.

Автор: Конобеев Алексей Васильевич, к.пед.н., старший научный сотрудник Лаборатории филологического общего образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, эксперт Академии Минпросвещения РФ, доцент Института иностранных языков МПГУ, специалист Московского центра качества образования, академических директор Умскул Академии

На областном радио Радислав Петрович вел уроки английского языка по разработанному им самому курсу. В курсе были не только уроки, но и песни, которые пел автор — а позднее я узнал, что он их написал и аккомпанировал сам себе на фортепиано. Эти уроки, хотя и предназначались не для старшеклассника, а были ориентированы на более низкий уровень владения языком, помогли мне расставить по полочкам некоторые моменты грамматики. И, самое главное, в отличие от школьных учебников, они были интересными! А также фамилию “Мильруд” всегда с огромным уважением произносила моя школьная учительница английского языка. Она говорила: если есть какие-то вопросы по языку или преподаванию, на них всегда ответит Радислав Петрович. Примерно в то же время вышел небольшой учебник Р.П. Мильруда “Экспресс-курс английского языка”, благодаря которому продолжались встречи с живым английским языком, что было совсем непросто в эпоху не только “до интернета”, но и все еще довольно закрытой внешнему общению страны.

Впервые с Радиславом Петровичем я встретился лично в 1993 году, когда я заканчивал школу и думал о поступлении на факультет иностранных языков. Радислав Петрович заведовал кафедрой, и, несмотря на свою занятость, согласился поговорить со мной и сказать, стоит ли мне идти на ин яз. Мы говорили минут 15, и Радислав Петрович очень мягко сказал: “Конечно, есть чему надо будет учиться, но поступать стоит, база нужная есть, и всё получится”. Уже потом я узнал, что отсутствие категоричности, умение найти доброе слово для каждого — это особая черта Радислава Петровича. Возможно, правильнее будет сказать так: для Радислава Петровича характерно было полное отсутствие негатива по отношению к кому-бы-то ни было. За 27 лет общения я практически никогда не слышал, чтобы Радислав Петрович дал кому-то негативную оценку. И это играло большую роль как в преподавании, так и в работе.

В любом университете и на любом факультете бывают курсы интересные, а бывают и скучные. Радислав Петрович вел у меня два курса — лекционный курс методики обучения иностранным языкам и курс “Язык средств массовой информации”. И курс методики был одним из самых интересных из-за того, как подавался материал. Это были не привычные лекции, когда студенты стараются записать слова преподавателя чтобы потом, особо не думая, заучить термины и определения. Лекции были больше похожи на беседы, когда рождалось понимание для чего нужно делать что-то на уроке, а все примеры были очень жизненными. Семинары в моей группе вел другой преподаватель, и многие беспокоились о предстоящем экзамене. А мне, к тому же, предстояло написать курсовую работу, и руководителем этой работы был Р.П. Мильруд. Я, честно говоря, не думаю, что у меня получилась хорошая работа — я консультировался у Радислава Петровича всего два раза перед тем, как сдать курсовую. Работа была об обсуждении проблем как способе развития устной речи, и я старательно изучал немногочисленные российские и многие зарубежные статьи, пытаясь соотнести высокий научный и малопонятный тогда для меня стиль российских работ и практические примеры из работ зарубежных. Защита заключалась в том, что Радислав Петрович быстро пролистал мою работу и задал несколько вопросов о сути приема, о том, как он может применяться на практике и о его ограничениях. Я получил свою “отлично” и подумал: “Как легко, оказывается, защитить курсовую!”. Сейчас, тридцатью годами и множеством выслушанных студенческих работ позднее, я понимаю, что на самом деле защита, когда надо не подготовить формальную презентацию, а ответить на вопросы о сути приема и привести примеры его использования в разных ситуациях, гораздо глубже, чем многое из увиденного мной позже, но тогда было ощущение легкости. Радислав Петрович всегда умел даже сложные дела заставить выглядеть простыми и понятными. На одной из факультетских конференций, когда все уже устали от ораторов, выступление Радислава Петровича завершало программу. Он начал так: “Я понимаю, что все уже устали, поэтому я займу у вас всего семь минут. И за эти семь минут я успею продемонстрировать, показать и поднять вопрос, а именно…”. Надо ли говорить, что публика встрепенулась, оживилась, а в конце выступления, занявшего, действительно, всего семь минут, была готова продолжать обсуждение. Я пока так и не научился говорить настолько кратко, емко и понятно.

Понятность всегда была одним из принципов работы Радислава Петровича. Когда я стал его аспирантом, я часто слышал: “Надо писать понятно, не использовать термины если только это не абсолютно необходимо, да и тогда использовать очень осторожно, так, чтобы было легко читать неспециалисту. Если можешь — представь информацию не только текстом, но и таблицей или графиком”. Все это говорилось в 1999-2000 годах, когда до повсеместного использования в жизни инфографики было еще много лет. Я помню, как я написал статью, которую одобрил Радислав Петрович, и показал ее коллегам с факультета журналистики. Коллега (сейчас она уважаемый доктор наук, а замечательным специалистом была и тогда) сказала: “Как просто написано, почти без терминов. Ты уверен, что статью возьмут в печать? У нас такую могут не взять, подумают, что недостаточно научна, хотя я вижу, что содержание большое и точное”.  ответил: “Конечно возьмут, ее одобрил Мильруд”. И да, статью приняли к публикации. Понятность и простота выступлений о методике — этому я учился у Радислава Петровича.

Для Радислава Петровича всегда было характерно отсутствие профессиональной ревности. Не секрет, что для ряда научных руководителей важно, чтобы в работе аспиранта обязательно были упомянуты определенные фамилии, принадлежащие к конкретной научной школе. Радислав Петрович никогда не ограничивал исследования, единственное — всегда советовал сопоставить, сравнить, выделить общее и показать различия, чтобы на этой основе обязательно сделать свой вывод. Много лет спустя, когда мне посчастливилось редактировать учебные пособия Радислава Петровича, я видел, что всегда могу задавать вопросы или предлагать какие-то уточнения. Вместо того, чтобы опираться на свой непререкаемый авторитет и говорить “Я так считаю правильным”, Радислав Петрович всегда терпеливо объяснял почему что-то написано именно так, а иногда и говорил: “Знаешь, а давай переделаем, может получиться интереснее”. Сейчас, читая научную статью о каком-нибудь новом подходе или приеме, я порой понимаю, что еще лет пять назад этот прием был заложен в пособие Радислава Петровича, а я это понимаю только теперь. Но когда я редактировал книгу, мне не приходило в голову хоть в малейшей степени усомниться в эффективности упражнения — Радислав Петрович всегда доверял людям, и невозможно было не возвращать это доверие.

Доверие особенно заметно проявлялось в работе. Я проработал на кафедре Радислава Петровича несколько лет, и каждый год мне доставались новые, порой непростые курсы для преподавания — в их число входили и теория и практика перевода, и лекционные занятия по английскому синтаксису, и курс политической лексики, и ряд других, совершенно не связанных между собой предметов. Тогда мне казалось это само собой разумеющимся, но позднее я понял, насколько это было нетипично для организации работы кафедры. Радислав Петрович доверял мне новые курсы, зная, что я в них разберусь и смогу провести курс, а я, естественно, старался оправдать доверие и сделать курс интересным, используя те принципы методики, которые преподавал нам всем Р.П. Мильруд.

Как руководитель, Радислав Петрович обычно очень хорошо знал чего можно, а чего не стоит ожидать от того или иного сотрудника — и задачи ставил соответственно. Наверное, в  этом и заключается один из секретов хорошего руководства — давать сотрудникам делать то, что соответствует их интересам, но работает на общее дело. При этом если задача была поручена, то сотрудник мог сам выбирать способы ее решения. Я помню, как однажды ко мне в преподавательской подошла куратор первого курса и начала расспрашивать как я веду занятия в той группе, где я был куратором. Очевидно, в моем ответе ее что-то не устроило, и она начала мне говорить, что делать что-то нужно по-другому. В это время мимо проходил Р.П. Мильруд, и она обратилась к нему: “Радислав Петрович, вот послушайте что я говорю Алексею! Я говорю, что надо преподавать вот так и вот так, да и вообще походить на занятия наших самых опытных преподавателей, посмотреть как они ведут, чтобы и свои пары вести так же! Радислав Петрович, что бы Вы сказали на это?”. Радислав Петрович улыбнулся: “А помните, как Вы примерно то же самое говорили Александру Г.? А он Вам на это ответил “Большое спасибо!” и продолжил вести так же, как и вел? Я бы сказал, что Алексею, безусловно, стоит поблагодарить Вас за советы”. Я, естественно, тут же сказал куратору первого курса “Большое Вам спасибо”. Больше настойчивых советов я не получал, тем более, что тогда у меня уже была ученая степень.

Раз уж речь зашла о диссертации, кажется важным рассказать о Радиславе Петровиче как научном руководителе. Тему кандидатской диссертации — “Обучение письменному иноязычному дискурсу в жанре эссе” — он сформулировал мне еще в 1998 году, когда ни о написании эссе, ни об обучении письменной речи как одной из целей речи практически не шло. Некоторые знакомые говорили: “Какая странная темы, неужели нельзя сформулировать поактуальнее?”. То ли в 2000, то ли в начале 2001 года мне удалось попасть на мастеркласс к великолепному ученому-лингвисту Дэвиду Кристалу (David Crystal), автору “Кембриджской энциклопедии английского языка” и десятков других замечательных книг. В конце мастеркласса Дэвид предложил диссертантам рассказать о своих гипотезах чтобы он мог что-то посоветовать. Когда подошла моя очередь, он выслушал меня и сказал: “Я никогда не слышал, чтобы кто-то изучал этот вопрос под таким углом. Это для тебя одновременно и не очень хорошая, и хорошая новость. Не очень хорошая она потому, что ты не сможешь опереться на предыдущие исследования — их просто в таком виде нет. А хорошая она в том, что тебе будет легко защититься, так как чтобы доказать, что ты не прав, оппонентам сначала надо будет проделать собственное исследование”. И это правда стало отличной характеристикой предложенной мне Радиславом Петровичем темы. Я защитил диссертацию в 2001 году, через два года защитилась моя первая диссертантка, тоже по обучению письменной речи, и тогда же был принят новый базисный учебный план, уделявший большое внимание письменной речи. А с внедрением ЕГЭ обучение написанию эссе стало горячей темой. Так, тема, казавшаяся “не очень актуальной” вдруг стала крайне важной через годы после ее формулирования. Я мог бы привести еще много примеров того, как Радислав Петрович мог предвидеть развитие методики на десятилетия вперед, но гораздо лучше обратиться за этим не к пересказам, а к его статьям.

Наверное, одной из наиболее характерных черт Радислава Петровича была его деликатность. Она проявлялась и в работе, и в жизни. Я помню, как на предзащите какой-то диссертации диссертант долго говорил что-то, что явно шло вразрез с методическими принципами, а на вопросы и замечания он реагировал резко. И тут встал Радислав Петрович и сказал: “Мы слушали Вас двадцать минут. Послушайте теперь и Вы нас”. Недовольный диссертант тут же умолк, выслушал замечания и дискуссия вернулась в нормальное русло. 

Я часто вспоминаю последнюю очную встречу с Радиславом Петровичем. Шла конференция в МПГУ. Радислав Петрович выступал передо мной. До своего выступления он увидел меня в коридоре и сказал: “У тебя интересная тема. Ты не возражаешь, если я зайду послушать? Или если тебе неудобно, то я посижу в столовой, а после твоего выступления давай пообщаемся”. Конечно, я был не только не против, а для меня это было поводом для гордости: тему моего выступления счел интересной и хочет послушать сам Р.П. Мильруд! После выступления Радислав Петрович попросил меня прислать ему презентацию, сказал что ему особенно было интересно и показалось полезным в выступлении, а после мы долго говорили о новых веяниях в методике, догуляли до метро и расстались. Это было в декабре 2019 года. Весной 2020 года мы регулярно встречались онлайн в рамках рабочей группы по созданию электронного учебного комплекса, и переписывались в мессенджере еще 17 апреля 2020 года.  Радислав Петрович всегда остается для меня эталоном ученого и учителя.

Комментарии закрыты.