«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Четверг 23 ноября 2023

Современному обществу требуются высокообразованные, инициативные, предприимчивые люди, отличающиеся способностью самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможные последствия, подвергать сомнению имеющиеся гипотезы, выдвигать идеи и пути их реализации. На первый план выступают такие качества человека как способность творчески мыслить, умение сотрудничать, мобильность, готовность к саморазвитию и самореализации.

Автор: Колпашникова Лариса Александровна
Место работы: МБОУ Школа № 36 г.о. Самара
Должность: учитель английского языка

Автор: Чулина Наталья Александровна
Место работы: МБОУ Школа № 36 г.о. Самара
Должность: учитель английского языка

Таким образом, формирование личности с активной жизненной позицией, развитыми познавательными интересами и устойчивой мотивацией к познанию и творчеству, обладающей умением оперировать полученными знаниями является одной из первостепенных задач современного образования.

Успех выполнения этой задачи непосредственно связан с реализацией принципа активности в обучении, поскольку уровень развития личности и уровень сформированности навыков и умений напрямую зависят от того, насколько ученик вовлечён в познавательную деятельность, какую степень активности и самостоятельности он проявляет в ходе урока.

Стоит признать, что сегодня наблюдается потеря интереса к учёбе, пассивность и снижение мыслительной активности учащихся. В сложившихся условиях проблема активизации познавательной деятельности обучающихся приобретает особую значимость. Важной задачей учителя становится создание условий, обеспечивающих полную вовлечённость школьников в учебную деятельность, в процессе которой учащиеся могли бы активно мыслить, анализировать, исследовать и творить. Усилия учителя на уроке должны быть сосредоточены не на изложении готового учебного материала, а на побуждении учащихся самостоятельно добывать знания и использовать их для решения практических задач.

Повысить уровень познавательного интереса, оптимизировать мыслительную и практическую деятельность обучающихся можно посредством использования активных методов и приёмов обучения. Рассмотрим подробнее те методические приёмы, которые, на наш взгляд, имеют наибольшую эффективность в стимулировании познавательной активности школьника на уроках английского языка.

Общеизвестно, что основным механизмом учебного познания является мышление. Действенным способом устранить стереотипность и инертность мышления и активировать творческий процесс является метод «Шесть шляп мышления». Основу метода, предложенного британским психологом Эдвардом де Боно, составляют идеи проблемного обучения. «Надевая» шляпы разного цвета, ребёнок учится рассматривать проблему с различных ракурсов, анализировать положительные и отрицательные стороны, искать варианты решения. Каждый цвет шляпы означает отдельный режим мышления.  

Покажем, как работает метод на фрагменте урока по теме «Taking risks» в рамках изучения модуля 8 УМК «Spotlight 9». После прочтения учащимися диалога, в котором один из мальчиков делится своим опытом кайтсёрфинга, учитель мотивирует детей к участию путем постановки проблемного вопроса «Are extreme sports really interesting or just dangerous activities that people should not try?» и предлагает объединиться в группы для обсуждения. С помощью наводящих вопросов учитель направляет мысли детей в то или иное русло в зависимости от цвета шляпы:

  1. Белая шляпа «What extreme sports do you know?» Учащиеся рассказывают о том, какие экстремальные виды спорта знают, насколько популярны они среди подростков.
  2. Жёлтая шляпа «What are the advantages of extreme sports? Why do some people try them?» Ребята концентрируются на положительных моментах, пытаются найти плюсы занятий рискованными видами спорта.
  3. Чёрная шляпа «What are the disadvantages of taking risks? What are possible dangers?» Дети сосредотачиваются на недостатках, стараются продумать возможные сложности и опасности подобных занятий.
  4. Зелёная шляпа «What should people do to reduce the risk of dangerous activities?» Учащиеся выдвигают пути решения проблемы, какие действия нужно предпринять, чтобы минимизировать потенциальный риск.
  5. Красная шляпа «What’s your attitude to extreme sports? What emotions do you feel about them?» Ребята описывают свои чувства по поводу экстремальных занятий.
  6. Синяя шляпа «What conclusion can you draw? Are risky activities worth doing? Why/Why not?» Учитель просит детей подвести итог и сделать вывод.

Необходимо отметить, что в процессе обсуждения важно делать заметки и кратко фиксировать идеи и мысли, заполняя ментальную карту, чтобы систематизировать и наглядно представить результаты обсуждения. В дальнейшем ментальная карта может служить прекрасной опорой для составления монологического или диалогического высказывания и написания сочинения по теме.

Исходя из опыта, можем сказать, что уроки с применением метода «Шесть шляп мышления» отличаются интенсивной мыслительной работой детей и выраженной речевой направленностью. На таких уроках создаётся благоприятная почва для развития творческого мышления подрастающего поколения.

Еще один метод, показавший эффективность в плане активизации учебного процесса, называется «flipped classroom» или «перевернутый класс». Идея «перевернуть класс» принадлежит американским учителям химии Джонатану Бергману и Аарону Сэмсу. Их метод необычен тем, что вносит изменения в организацию учебного занятия. В модели «перевёрнутого класса» можно выделить два основных этапа. На первом этапе учитель предлагает материал для самостоятельного изучения. Дома дети просматривают видеоурок или презентацию, прослушивают аудиолекцию или читают рекомендованный текст. Второй этап — практикум. В классе учащиеся выполняют задания, направленные на тренировку и отработку полученных знаний. Кроме того, разбираются сложности, обсуждаются вопросы, возникшие во время подготовки. В качестве домашнего задания могут быть даны упражнения для закрепления пройденного материала.

Организация обучения в режиме «flipped classroom» имеет ряд преимуществ:

  1. Изменение роли учителя. Учитель выступает в роли наставника или консультанта. Учащиеся сами добывают знания, изучая рекомендованные учителем материалы.
  2. Направленность на практическое применение знаний. За счёт того, что теоретический материал был изучен дома, в классе можно уделить больше времени отработке, появляется возможность глубже погрузиться в тему и поработать с более сложными заданиями. Соответственно, процесс усвоения материала происходит эффективнее.
  3. Индивидуализация обучения. Самоподготовка позволяет ребенку работать в своём темпе. Посмотреть видео, прочитать или прослушать текст можно столько раз, сколько потребуется для понимания. Если необходимо, можно воспользоваться справочником или словарём. Следовательно, в классе ребёнок будет лучше ориентироваться в материале и успешнее справляться с заданиями. 
  4. Данная методика способствует развитию самостоятельности, ответственности и самодисциплины. Ребёнок учится распределять время и планировать свою деятельность, выбирать оптимальные способы деятельности и оценивать результат.
  5. Использование современных электронных образовательных ресурсов, например, видеоуроки, подкасты, обучающие видео, электронные учебные пособия, позволяет интенсифицировать процесс обучения и поднять его на более высокий уровень, соответствующий духу времени.

Режим «перевёрнутого класса» больше всего подходит для изучения грамматического материала, но в своей практике мы также используем его в тех случаях, когда нужно поработать с большими по объёму текстами и по продолжительности видео. В качестве примера рассмотрим структуру открытого урока, который был проведён в 10 классе по теме «Let’s have fun» УМК «Spotlight».  На этапе подготовки детям нужно было посмотреть аутентичный фильм «The media» и прочитать тексты на страницах 122-123 учебника.  На уроке было предложено выполнить два задания на основе видеоролика: задание на установление соответствия содержанию фильма True/False/Not Stated и задание на дополнение предложений. Затем учащиеся отвечали на вопросы по содержанию прочитанного дома текста. На следующем этапе была организована работа в группах по обсуждению цитаты «Television has proved that people will look at anything rather than each other.» с представлением результатов классу. В качестве домашнего задания было дано сочинение по пройденной теме в формате ЕГЭ. Урок по той же теме был проведён в другом десятом классе с применением традиционной методики. Интересно, что использование модели «Перевёрнутый класс» позволило выполнить больше заданий продуктивного характера.

Итак, метод «flipped classroom» позволяет учителю эффективно использовать время урока и увеличить количество заданий, направленных на практическое применение материала, поддерживая тем самым познавательную активность учащихся на протяжении всего урока.

Рассматривая проблему активизации познавательной деятельности, нельзя не сказать о наглядности, которая в силу яркости и эмоциональной привлекательности способствует формированию стойкого познавательного интереса как стимула к познанию. В этой связи использование «облака слов» представляется нам особенно целесообразным. «Облако слов» — это визуализированная в привлекательной форме текстовая информация, представленная в виде ключевых слов и словосочетаний. Опираясь на собственный опыт, мы можем выделить несколько значимых моментов, касающихся применения данного приёма в педагогической практике.

  1. Легкий процесс создания. В сети Интернет существует много сервисов, с помощью которых в течении нескольких минут можно сгенерировать облако. Преподавателю нужно лишь ввести текст в специальное поле и задать желаемые параметры, например, форма облака, цветовая гамма, шрифт.
  2. Дифференцированный подход. Облако слов можно легко адаптировать в зависимости от способностей и уровня подготовки конкретного класса.
  3. Личностное развитие ребёнка. Работа с облаком учит ребёнка всматриваться в детали и концентрироваться, что, безусловно, способствует развитию таких познавательных процессов как внимание и память, от функционирования которых зависит учебное познание.
  4. Широкие возможности применения. Облако слов находит своё применение на всех этапах учебного занятия. На уроках иностранного языка оно подходит для развития навыков во всех видах речевой деятельности и формирования языковых навыков.

Рассмотрим некоторые варианты организации работы с облаком слов. В самом начале урока этот инструмент можно использовать как «яркое пятно», захватывающее внимание детей и мотивирующее к деятельности. Например, при изучении темы «My home, my castle» модуля 3 УМК «Spotlight 5» учитель предъявляет облако в форме дома и просит учащихся определить тему урока по ключевым словам. Для актуализации имеющихся знаний учитель сначала предлагает учащимся найти известные слова по теме, а затем обращает внимание на незнакомые лексические единицы. Наличие в облаке неизвестных слов создаёт мотив учебной деятельности и вызывает потребность у учащихся выучить эти слова. В конце урока можно возвратиться к облаку и провести рефлексию содержания учебного материала, чтобы учащиеся смогли сравнить объём лексического материала до и после изучения и оценить эффективность собственной работы на уроке.

С помощью облака можно организовать работу с текстом для чтения или аудирования. Перед чтением или прослушиванием текста дети определяют главную мысль текста по ключевым словам из облака и прогнозируют содержание. Это, несомненно, поможет пробудить у учащихся желание прочитать или прослушать текст для того, чтобы проверить свою догадку. После прочтения (прослушивания) текста возвращаемся опять к облаку, обсуждаем, каким образом слово связано с текстом, в каком контексте оно употребляется, составляем предложения по содержанию текста. Ключевые слова, зафиксированные в одном рисунке, выступают в роли вербальных опор, и помогают учащимся без особого труда пересказать прочитанный или прослушанный текст.

На наш взгляд, «облако слов» позволяет эффективно вести работу по развитию навыков устной и письменной речи. В облако слов учитель включает слова или словосочетания, используя которые обучающимся предлагается составить рассказ, описать картинку, провести интервью и т.д. На основе «облака слов» можно моделировать самые различные речевые ситуации для отработки конкретных лексических единиц или грамматических структур. Например, для тренировки употребления в речи Past Simple можно смоделировать речевую ситуацию «My weekend» для работы в парах. Учитель раздаёт облака слов со словосочетаниями по теме «Free time activities». Секрет в том, что облака схожи по дизайну, но лексическое наполнение немного отличается. Обучающимся предстоит сначала выяснить, одинаковым ли образом они провели выходной день, а потом рассказать об этом. Выполняя такое задание, ребята будут строить предложения разного типа: вопросительные, утвердительные, отрицательные. Подобные интересные ситуативно-коммуникативные задания, созданные на основе «облака слов», способствуют формированию более прочных и гибких навыков устной речи. Действительно, «облако слов» — это инструмент, с помощью которого можно быстро превратить практически любое стандартное упражнение в увлекательное задание. Приведём несколько примеров заданий.

Мы заметили, что детям очень нравятся задания в такой привлекательной форме. Ребята быстро включаются в работу. Более того, увлекаясь, они начинают создавать «облака слов» сами и придумывать задания, что способствует развитию самостоятельности, инициативности и творческой активности.

В заключение хотим сказать, что систематическое применение вышеназванных методов и приёмов, их сочетание с традиционными методиками, игровыми и проектными технологиями помогает устранить застой в умственной работе, побуждают к активной сознательной учебной деятельности, результатом которой становится увеличение продуктивности усвоения учебного материала и повышение качества обучения.

Комментарии закрыты.