ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Вероника МОДИНА | Рубрика: ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Четверг 16 ноября 2023Многие ученики выбирают изучать испанский язык по разным причинам. Прежде всего, это один из самых изучаемых иностранных языков во всем мире. Испанский язык очень популярен в современном мире, и это связано как с количеством человек, говорящих на нем, так и с открывающимися возможностями при его обучении: путешествия становятся гораздо интереснее, раскрываются замечательные аспекты культуры испаноговорящих стран, знание испанского языка обогащает нас в отношении мировой культуры.
Автор: Модина Вероника Петровна
Место работы: ГБОУ «Школа 2075»
Должность: учитель английского и испанского языков
Самое же важное, на мой взгляд, это возможность открыть новые культурные ценности, стать ближе к другой интересной и богатой культуре, а также просто найти новых жизнерадостных друзей.
Считаю, что характер испанцев является очень ярким и значимым при знакомстве с этим чудесным языком. Все испанцы открытые, жизнерадостные, непосредственные и беззаботные. Наверное, никто не умеет радоваться и наслаждаться жизнью так, как делают это испанцы. Они предпочитают не сидеть дома. Для них вечер – это не подготовка ко сну, а бурное начало суток. Подтверждение этому традиция позднего ужина в 23.00
По своему характеру испанцы очень приветливы, с прекрасным чувством юмора, но могут быть и серьезными, если это нужно. Испанцы склонны всегда опаздывать, даже на самые важные встречи.
В Испании четыре официальных языка – каталонский, баскский, кастильский и галисийский. Отличительная особенность Испании живет в ее культуре и истории.
Современная Испания состоит из нескольких автономных областей (их семнадцать плюс два автономных города), которые когда-то были независимыми иберийскими королевствами. И у каждого из которых, естественно, был свой вариант языка (а в разных поселениях еще и свои диалекты, которые появились в Средние века). Диалекты и варианты речи в разных частях страны отличались и произношением, и словарным запасом, и немного грамматикой. По сути, эта ситуация сохранилась и сегодня, ведь в Испании кроме государственного castellano (кастильского), который должны знать все, используются еще и официальные языки автономий: баскский, галисийский и каталанский. На них издают книги, печатают газеты, ведут радиопередачи, так как конституция страны признает право автономных областей (страна Басков, Наварра, Балеарские острова, Каталония, Галисия, Валенсийское сообщество и другие) на использование своих языков.
Для людей, владеющих английским языком, изучение испанского может быть достаточно легким. И испанский, и английский используют латинский алфавит, как и многие другие европейские языки, включая португальский, французский и итальянский, поэтому с точки зрения используемых букв они почти идентичны. Множественное число также работает таким же образом, и существует большой общий словарный запас.
Тем не менее изучение испанского языка сопряжено с трудностями. Например, скорость, с которой носители испанского языка разговаривают друг с другом, и произношение могут быть затруднительны для новичков.
Говоря о сложностях в изучении испанского языка, можно отметить, что грамматика испанского языка требует особого внимания. Некоторые ученики, считая испанский легким языком, расстраиваются при необходимости менять форму глагола в каждом предложении. Глаголы в испанском языке склоняются по лицам и числам, как в русском языке. Помимо этого, в испанском языке выделяют от 14 до 18 времен, семь из которых — сложные составные. Глаголы спрягаются в 4 наклонениях: повелительном, сослагательном, условном и изъявительном. Сложность в изучении грамматики может оттолкнуть учеников, начавших изучать испанский язык с энтузиазмом.
Однако же, во-первых, в испанском очень понятное для русского человека правила чтения и произношения. Тем более, что испанский входит в романскую языковую семью, в ту самую, в которую входят еще и французский, итальянский и португальский. Поскольку романский язык образован от латыни, испанский имеет много когнатов (слова одного и того же лингвистического происхождения) с другими романскими языками.
Итак, простота изучения испанского языка в нестрогом порядке слов в предложении (как, например, в английском); простые и понятные правила чтения (как в латыни и иногда даже в русском); написание слов полностью совпадает с их произношением.
Также нужно отметить, что любой учебник – это только средство обучения. Важно помнить, что целью изучения любого живого языка является говорение. Да, в зависимости от уровня владения языком, с грамматическими ошибками, но все же говорение.
Итак, коммуникация может состояться, если ученик не боится говорить с ошибками, понимая, что в процессе обучения иностранному языку это важно делать. Естественно, чтобы добиться эффективной коммуникации, нужно говорить грамматически правильно. Это цель, идя к которой практиковать устную речь не обойдется без каких-то ошибок.
Лучше всего, думаю, при изучении испанского языка не акцентировать внимание на грамматике, предлагая различные коммуникативные ситуации и необходимость найти им решение и используя правильные грамматические конструкции как примеры своего решения. Как и при изучении любого иностранного языка, при освоении испанского кажется верным применять коммуникативный подход, который направлен на развитие умения говорить спонтанно на различные темы. Безусловно, если ученики вовлечены в реальный процесс общения на языке начиная с самых первых уроков, то это способствует более быстрому и качественному освоению изучаемого языка. В отличие от других методов обучения, основывающихся на переводах, повторении или заучивании, коммуникативный подход основан на постоянной практике общения. Таким образом, учитель создает реальные ситуации, с которыми учащиеся вероятнее всего встретятся в реальной жизни. Реальность ситуаций вызывает интерес и желание поделиться мыслями и переживанием на ту или иную тему. Мы занимаемся по учебнику «Испанский язык. Второй иностранный язык. Завтра», издательства «Просвещение».
Ученики вовлекаются в языковую ситуацию, затем они изучают грамматическую тему и выражения, которые обусловлены определенной ситуацией. Можно сказать, что на стадии изучения работа ведется индуктивно. Иными словами, ученика как бы подталкивают к тому, чтобы он заметил правила и закономерности и сам понял, как они работают. То же самое и с лексикой: учитель задает вопросы и приводит примеры с использованием слова вместо того, чтобы сразу же воспользоваться переводом. Такой способ гораздо эффективнее заучивания правил и словосочетаний, продиктованных учителем. После вовлечения и изучения, в процессе активации студентам предлагается выполнить упражнения для закрепления лексики и грамматики. Сначала задания выполняются под контролем, но в конце ученики используют язык самостоятельно и свободно. Таким образом, студент начинает говорить на испанском с первого занятия, даже если до этого он ранее не изучал язык, потому как уже на первом занятии он овладевает определенным количеством слов. Это способствует преодолению языкового барьера, что и является основной задачей коммуникативной методики.
Важно сказать, что при коммуникативном подходе внимание уделяется не только устной речи. Внимание уделяется всем аспектам языка – чтению, письму, аудированию, а также грамматической и лексической системам. Так студенты учатся слышать и понимать беглую речь, работая с аутентичными аудио и видеоматериалами; учат новую лексику и сразу же применяют ее в речи; а еще – пишут письма, рецензии, эссе и прочие тексты, которые часто нужны в реальной жизни.
Однако, стоит заметить, что несмотря на работу в классе в отведенное урочное время, в дополнении необходимо выполнять задания и повторять лексику/слова дома. Это важно для формирования базы тренировки памяти. Даже при условии интереса со стороны учеников во время уроков, он, несомненно, должен подкрепляться повторение слов дома для наилучших результатов освоения предмета.
Помимо созданной искусственной языковой среды на уроках (только определенные час/часы в неделю), отличным дополнением для развития коммуникационных навыков и умений будет участие учеников в проекте по взаимодействию с их испаноговорящими сверстниками с целью решения определенных проблем в соответствии с планом деятельности при организации процесса коммуникации с помощью учителя. Такой вид деятельности будет способствовать практике испанского языка, с одной стороны, а также тренировке умений решать проблемы и находить выход из разных ситуаций, с другой стороны. Значительным дополнением является оттачивание умений находить контакт и налаживать отношение с разными людьми, объединёнными одной целью.
Конечно, изучение испанского языка – процесс, требующий внимания и желания. Но зато можно достаточно уверенно себя чувствовать среди испаноговорящих людей в любой точке мира. Помимо этого, возможно читать Сервантеса и Гарсиа Лорку в оригинале.
И наконец, хочу отметить, что иногда вопрос мотивации настолько важен в изучении иностранного языка, что решает, как будет ребенок заниматься, насколько он будет внимателен на уроках и каких результатов достигнет. Мы все настолько разные. Кого-то впечатлят красивые достопримечательности и пляжи Испании, кого-то звучание испанского языка, кого-то – статистика говорящих на нем людей, а кого-то это все не заинтересует. Но все же любовь к испанскому языку может передать детям учитель на занятиях тем или иным образом, и порой все это очень индивидуально. Люди по-разному воспринимают информацию. Чтобы учитывать каналы восприятия всех учащихся, необходимо использовать на занятиях разные виды материалов (письменные, аудиальные и кинестетические упражнения). Чтобы заинтересовать всех обучающихся целесообразно использовать приемы преподавания, которые должны быть разнообразными.
Визуал видит свои действия и благодаря этой картинке знает, как действовать. Визуал мыслит образами, поэтому и для изучения иностранных языков визуалам надо подбирать красочные, наглядные учебники, которые в полной мере активизируют его способности.
Кинестетики же большую часть информации получают через обоняние, вкус и освязание. Таким людям для эффективного обучения иностранным языкам лучше всего подойдут программы, предполагающие большое количество интерактивных упражнений и практики.
Кинестетики – самый распространенный тип восприятия, кинестетиков в мире чуть меньше половины от всего населения земного шара. Если аудиалы мир слышат, визуалы его видят, то кинестетики мир – чувствуют.
Понимая, что все ученики по-разному воспринимают информацию, важно применять разные виды заданий, сменяя вид деятельности несколько раз за урок. Думаю, что выучить испанский или любой другой язык, понимать и говорить на нем — это большое дело. Но результат может действительно изменить что-то в жизни. Изучая иностранный язык, человек начинает путешествие, которое может привести к самореализации и позволит общаться с людьми из разных культур и стран.