«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

НЕОБЫЧНЫЕ УРОКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Вторник 5 марта 2024

Проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитания и развития учащихся.

Автор: Горшкова Надежда Константиновна
Место работы: МОУ «Тоншаевская средняя школа»
Должность: учитель английского языка

Как показывает практика, разнообразные нестандартные формы урока вызывают интерес у школьников, способствует их познавательной активности, умению работать в команде и самостоятельно.

Окончание и начало нового учебного года – всегда тягостная пора и для школьников, и для педагогов. В конце учебного года или после длительного летнего отдыха учащимся сложно настроиться на продуктивную работу на уроке, наблюдается быстрая утомляемость. Поэтому я предложила учащимся 3-5 классов провести необычные уроки английского языка, чтобы сделать учебный процесс интереснее и увлекательнее.

Давно доказано, что нестандартные формы проведения уроков значительно повышают интерес у школьников к предмету и активность работы на занятиях. Конечно же уроки-дебаты или уроки-конференции не подходят для учащихся младших классов, так как требуют достаточного высокого уровня знания языка. А вот игровые элементы обучения, квесты, викторины можно использовать на уроках английского с первого года обучения. В конце учебного года мной было организовано несколько уроков на открытом воздухе.

Конец мая и начало сентября ещё радуют нас солнечными деньками. В такую погоду сложно усидеть в душном кабинете и сконцентрировать внимание на теме урока. Существует множество лексических и грамматических игр на английском языке, которые можно организовать на открытом воздухе: пришкольном дворе, стадионе, парке. Увлекательные задания и подвижные игры помогают повторить/изучить фонетику, лексику и грамматику английского языка. А школьную доску и тетради легко можно заменить асфальтированной дорожкой и мелом.

Игры лучше проводить в малых группах и распределить учащихся так, чтобы в каждой команде были дети разного уровня успеваемости по предмету, чтобы каждый ученик мог проявить себя.

Начнем урок

Занятие на улице с учащимися можно начать с обсуждения погоды, игры «Расскажи о своём настроение» с помощью прилагательных, с игры в слова (каждый называет предмет, который он видит вокруг себя, на английском языке) и тд. Это поможет наладить контакт с учащимися. Затем делимся на команды, если это требуется.

Подвижные игры

  1. «I know 5 words of …». Школьники становятся в круг, ладонь правой руки каждого игрока должна лежать поверх ладони соседнего игрока справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева. Каждый игрок, проговаривая слово из считалки («I know five words of colours/ domestic animals/ country names / clothes/ transport/ school subjects…») в такт ударяет соседа правой рукой по его ладони. Когда считалка подходит к проговариванию пятого слова при хлопке, задача принимающего игрока — убрать руку, чтобы хлопок не пришелся по его ладони. Если учащийся не может вспомнить слова, относящиеся к указанной группе, все хором считают до трёх и игрок удаляется из числа играющих.

В эту игру также можно играть, используя мяч: ведущий называет слово, например фрукт, ученики кидают мяч друг другу по цепочке, называя фрукт на английском языке. Если учащийся не может вспомнить фрукт, удаляется из игры.

  1. «Guess! Who (What) am I?». Учитель определяет тематику слов, которые будут загадывать участники команд друг другу. Например, определена тема «Спорт», капитан команды вытягивает карточку со словом данной тематики и показывает её остальным участникам своей команды, все участники команды показывают действия, связанные с этим словом, не называя слова. Учащиеся других команд должны угадать и назвать это слово на английском языке. За каждое правильно отгаданное слово команда получает балл.
  2. «True\ False». Разделить поле игры условной линией на 2 части: одна сторона «True», вторая «False». Все участники игры встают на саму линию. Ведущий (учитель) говорит какое-то утверждение на английском, например, Сats can fly. Если учащиеся думают, что это правда, переходят на сторону «True», если нет- на сторону «False». Ведется подсчёт, те, кто ответил правильно, получают жетон, за неверный ответ жетон возвращают.

Игры с карточками.

  1. «Build a word /a sentence». Каждой команде учащихся выдается комплект карточек с буквами/или словами, из которых нужно составить слово/ предложение. Детям нужно построиться в шеренгу с карточкой в руках, распределив их в правильном порядке, чтобы получилось слово/предложение. За каждый правильный ответ даётся жетон.
  2. «Guess the word». Учитель определяет тематику слов, которые он будет загадывать, например, транспорт, профессии, хобби, животные и т.д. Затем пишет данное слово, перепутав в нём буквы и учащимся нужно отгадать данное слово. Можно дать задание составить слово из подготовленных заранее карточек с буквами. Участникам каждой команды предлагается отгадать своё загаданное слово на английском.
  3. «Find a couple». Задача игры состоит в том, чтобы участникам одной команды найти подходящую пару из другой команды по выданным карточкам, объединённым одной темой. Начальным классам можно предложить такие варианты: картинка- слово, слово-звук, прилагательное – существительное и т.п. Для учащихся средних классов возможны следующие варианты: соединить слова антонимы, формы неправильных глаголов, степени сравнения прилагательных, профессия- здание, начало и окончание предложения или описание предмета на карточке и саму картинку. Вариация данной игры бесконечна и зависит от уровня подготовленности обучающихся. Данная игра даёт возможность повторить изученную лексику, грамматические темы, например времена английского глагола, и т.п.

Увлекательные квесты

«Find the treasure» или «10 riddles». Даная игра напоминает игру «12 записок», где школьникам приходится выполнять интеллектуальные задания, чтобы получить очередную подсказку, где искать клад. Задания могут быть разнообразные: отгадать загадку на английском языке, заменить картинки в тексте и прочитать его, решить примеры, назвав цифры на английском языке, разгадать ребусы, вставить в таблицу пропущенные формы слов (например, артикли, прилагательные в разных степенях сравнения, формы неправильных глаголов в простом прошедшем времени, порядковые и количественные числительные и т.п.), восстановить текст, расставив его абзацы в правильном порядке и т.п.

К подобным формам урока целесообразно прибегать при завершении или повторении темы, когда у учащихся есть необходимый запас слов, когда они получили нужную информацию по данной теме и у них сформировались навыки аудирования, говорения и чтения на основе пройденной лексики, закреплённых грамматических структур.

Игра позволяет разнообразить урок, сделать его увлекательным, живым, весёлым. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает сообразительность, поддерживает интерес к изучаемому языку. Кроме того, игровые технологии помогают повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учеников.

Вариация данных игр велика. Их можно проводить как на открытом воздухе, так и в классе. Конечно, некоторые игры требуют время на подготовку, но хорошее настроение и улыбки учащихся, думаю, стоят того.

Литература

  1. Сединина, Э. С. Нестандартные уроки как форма реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе / Э. С. Сединина // Вопросы педагогики. – 2019. – № 5-1. – С. 189-193.
  2. Кульневич, С.В. Нетрадиционные уроки: Современный урок: часть 2 / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-н/Д: Учитель, 2005.
  3. Андреева И.А., Мачульская А.В. Нетрадиционные формы уроков в обучении иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. – С. 29-30 URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28 (дата обращения: 15.10.2023).
  4. Голубева, Т. Н. Секреты идеального урока / Татьяна Николаевна Голубева // Иностранные языки в школе. – 2014. — № 4 – С. 5-8. URL: https://iyazyki.prosv.ru/2014/04/secret-ideallesson/ (дата обращения: 13.10.2023)
  5. Абдурагимова О.С., Литвинова Е.И. Использование дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе  ( Победители конкурсов профессионального мастерства – педагогам области: сборник статей из опыта работы педагогов Белгородской области – победителей конкурсов профессионального мастерства. Вып. 1 / под ред. С.И. Дедуриной. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2018 – 207 с.)
  6. Артамонова, Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе / Л.Н. Артамонова // English. – 2008 – № 4 – С.36 URL: https://eng.1sept.ru/article.php?ID=200800417 (дата обращения: 13.10.2023)
  7. Будакова О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка. Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – vi, 200 с. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/  (дата обращения: 13.10.2023)
  8. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Н.Д. Гальскова, Н.И.Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 336 с.

Комментарии закрыты.